Петербург должен получить новую идентичность: Марат Гельман
Основатель первой частной галереи в России
ИА REGNUM: Герой романа
И да, и нет. В принципе, понятие провинция сегодня условное. Во-первых, там уже работал фестиваль документального кино "Флаэртиана", вполне себе не провинциального масштаба. Во-вторых, там жил упомянутый Алексей Иванов. Был ещё музей "Пермь-36". У Перми есть еще история - сюда ссылали и ссыльные не всегда возвращались, оставались преподавать. Во время войны сюда эвакуировали
ИА REGNUM: Готова в каком смысле?
Первая и главная реакция - посещение. Второе - пермяки начали делать параллельные проекты. И, в принципе, люди поделились на несколько лагерей. Там есть, условно говоря, противники современного искусства, противники губернатора
Тот же Алексей Иванов говорил: "Зачем нам этот не понятно чей современный музей искусства? У нас есть пермская художественная галерея. Родная. Давайте ее поддерживать". И Чиркунов мне говорит: "Вот уважаемый человек. Что мы ему ответим?". "Пойдёмте, говорю, в эту галерею". Пошли. Я говорю ее директору
ИА REGNUM: Вы пытались с ним найти какие-то точки пересечения, общий язык?
Ну, он сразу занял позицию, что это всё не личностное. Он же почвенник. Ни разу вот не был за границей. Такая позиция. И он считает, что нужно заниматься прошлым, а не будущим, местным, а не глобальным.
Справка ИА REGNUM
Марат Гельман - основатель первой частной галереи в России, куратор скандальных выставок современного русского искусства. Публицист, политик/политтехнолог, коллекционер произведений современного искусства, директор "Центра современного искусства", директор Пермского музея современного искусства "PERMM" (2008 - 2013 гг.), директор Пермского центра развития дизайна, владелец дизайн-бюро "GuelmanGraphic", проекта Guelman.ru - "Современное искусство в сети". Постоянно включается в Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала "Артхроника".
ИА REGNUM: Если развивать тему про готовность воспринимать. К театру, литературе, кино детей стараются приучать с раннего возраста. А к современному искусству можно приучить с детства?
Вообще-то лучше, если это так. В Европе, когда дети приходят в музей, чтобы не выдавать каждому номерочек, там стоят такие специальные баки, куда сваливают одежду. И бегут смотреть. Хорошо бы чтобы мы попали в такую ситуацию... Есть ведь люди, которые выросли с представлением: все что до Сезанна - это искусство, а после - уже не понятно что.
ИА REGNUM: Есть такие мнения...
Сейчас проблема восприятия очень часто болезненная. Когда мы делали выставку "Русское бедное", люди говорили иногда: "Я тоже так могу". Различие было в чем!? Когда, глядя на "Черный квадрат", произносят; "Я тоже так могу", имеют в виду - это не искусство. А когда смотрят на современное искусство, то говорят: "Я тоже художник". То есть вдруг сами на себя и свой мир взглянули другими глазами. Глазами художников нашей выставки. В корыте увидели черепаху и так далее. Творческий процесс, в общем, пошёл. Я обычно говорю так: "В начале людям лучше не говорить "это искусство", не настаивать."
Я недавно делал проект "Пермский коралловый риф", который состоит из скульптур, использованных в фестивальном городке. Очень красивый. Приняли с восторгом. Один из самых крупных в Европе - миллион посетителей. Люди были счастливы, все очень понравилось. Просто им не сказали, что это - искусство. "Риф" воспринимали как некое удивительное оформление фестивального городка. Если бы им сказали: "Это великий русский художник Полисский, а это - Бродский", то в ответ бы получили: "Это не искусство, а не понять что". А так не сказали и люди наслаждались. Потом все-таки сказали.
ИА REGNUM: Когда художники создают нечто раздражающее, провокационное, они действительно стремятся вызвать негативные эмоции?
Каждый художник сам себе ставит задачу, чего хочет добиться. Иногда говорит об искусстве в целом, а на самом деле - о своем. Возьмите Осмоловского (
ИА REGNUM: Современному художнику важно быть узнаваемым? Если говорить об авторстве.
Это единственное, что ему остается. Есть, конечно, те, кто борется. В VIII веке появилась первая подписанная работа. С того момента художественный мир развивался через автора. Авторство - очень рыночное понятие. Когда художник начинает бороться с рынком,первым встает вопрос авторства.
ИА REGNUM: Вы были вынуждены уехать из Перми. На Ваш взгляд, там сумеют сохранить сделанное вашей командой или начнет постепенно хиреть? Не исчезнет Пермь с культурной карты России?
Надеюсь, что нет. И может не нужно сохранять. Скорее - развивать.
ИА REGNUM: Вы будете следить за происходящим?
Наблюдать буду, комментировать - нет. Мне бы очень хотелось, чтобы все продолжалось.
ИА REGNUM: А где-то еще в России возможна такая же история как в Перми? Кто-то еще пошел тем же путем? Скажем, в крупных городах какая-то жизнь культурная есть. Те же Екатеринбург и Новосибирск.
Я могу сказать - да, города пытаются. Ведь Пермь сломала предубеждение. Оказалось, теоретически это возможно. Но все это сильно связано с властью. В Твери, например, Зеленина "ушли" и всё умерло - мы не успели запустить, что хотели. Россия так устроена, что без власти что-то можно теоретически и в каких-то небольших городах.
ИА REGNUM: В Санкт-Петербурге совсем другая история....
Да, другая. Здесь очень важно работать с наследием, а если этого не делать, оно исчезнет. Сейчас здесь возникла развилка. Город-музей - очень плохая карма. Это мертвый город. Если вы поговорите с венецианцами, то поймете, что обслуживать туристов - непростая для идентичности ситуация. Не бывает крупных городов-музеев. Тот же Рим - это живой город, развивающийся, со своей энергетикой и активной жизнью. "Колыбель революции" и подобное - это все умерло. Питер должен получить новую идентичность. Придут, наверное, люди, герои, которые это сделают. Каждое поколение должно сказать свое слово. Сейчас с этим все плохо.
ИА REGNUM: Мне кажется, если это и возможно, то усилиями отдельных людей. Как многое у нас.
Есть вещи, которые сложны, пока не начал их делать, а начал - кажется простым. В 2008 году в Перми ситуация выглядела безысходной - тогда больше 60 процентов людей от 18 до 35 лет хотели уехать. Понятно, что в этом случае следовало что-то предпринять. И может так случиться, что в России что-то хорошее будет делаться, когда уже выхода другого не будет.
Беседовала Наталья Эфендиева.