"Наблюдая за реакцией и заявлениями некоторых высокопоставленных чиновников республиканского уровня, а также представителей политической элиты Республики Молдова в связи с последними решениями, принятыми Народным собранием Гагаузии (НСГ), все больше убеждаюсь в справедливости завета наших предков, что ничто так не украшает человека, как дружба с собственной головой", - заявил 7 октября в интервью корреспонденту ИА REGNUM глава юридической комиссии Народного собрания (парламента) Гагаузии Иван Бургуджи.

Напомним, 4 октября парламент Гагаузии единогласно поддержал инициативу Ивана Бургуджи о запрете употребления на территории автономии во всех общественных и публичных учреждениях, а также в учебных заведениях всех типов антиконституционных терминов "румынский язык", "румынская литература", "румынская история" применительно к молдавскому языку, литературе и истории. Так же единогласно НСГ приняло в первом чтении другой законопроект Бургуджи - об учреждении собственного аналога Конституционного суда - Трибунала Уложения. Данные решения вызвали резкую критику со стороны руководства Молдавии, пригрозившего не выдавать гагаузам дипломы об образовании из-за отказа от неконституционного "румынского языка".

"Казалось бы, и руководство страны, и политическая элита должны радоваться тому факту, что депутаты гагаузского парламента - автономии, являющейся составной частью Республики Молдова, - единогласно и однозначно выступают за построение и укрепление правового государства, за неукоснительное соблюдение и исполнение норм конституции страны, - заявил Бургуджи. - Но не тут-то было. СМИ запестрели заголовками: "В Гагаузии запрещен румынский язык". Решение НСГ о создании собственного Трибунала Уложения Гагаузии, который должен стать арбитром между законодательной и исполнительной ветвями власти автономии, утверждать результаты выборов депутатов НСГ и башкана Гагаузии, давать заключения на роспуск НСГ и импичмент башкана Гагаузии и т.д., - преподнесено, как "просто глупость с уродливым политическим пиаром" (высказывание принадлежит молдавскому эксперту в области конституционного права Николаю Осмокеску - прим. ИА REGNUM). Озвучены безапелляционные выводы о том, что это является "попыткой некоторых нездоровых сил нагнетать ситуацию на юге Молдавии". А министр просвещения Молдавии Майя Санду фактически предъявила ультиматум Гагаузии, заявив, что выпускники из школ гагаузской автономии рискуют остаться без дипломов об окончании своих учебных заведений. Раздались призывы, что центральные органы власти в Кишиневе должны приструнить автономию и т.д."

По словам гагаузского депутата, это свидетельствует о том, что никто из представителей руководства и политической элиты Молдавии не ознакомился с комментируемым постановлением Народного собрания Гагаузии. "Помимо этого, они игнорируют требования конституции и нормы закона Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Мало того, их высказывания реанимируют и провоцируют процессы разжигания межнациональной розни у нас в стране", - отметил Бургуджи.

По его словам, в постановлении Народного собрания Гагаузии "ни о каком запрете использования синтагмы "румынский язык" на территории Гагаузии не говорится". "Пункт 2 данного постановления определяет "на территории АТО Гагаузия во всех общественных и публичных учреждениях, учебных заведениях, использование названия государственного языка производить строго в соответствии с требованиями ст.13 конституции Республики Молдова". Мы согласны с тем, что только носители молдавского языка, культуры и традиций обладают незыблемым правом решать, какой синтагмой именовать свой родной язык. Вместе с тем, мы исходим из требований ст. 7 конституции Республики Молдова - высшего закона нашей страны, предписывающей, что "ни один закон или иной правовой акт, противоречащий положениям конституции, не имеет юридической силы". Поэтому, если бы в конституции страны было закреплено, что государственным языком является, скажем, "румынский" или "марсианский", то мы бы обязаны были соблюдать его", - заявил Иван Бургуджи.

По его словам, своими заявлениями представители политической элиты Молдавии разжигают межнациональную рознь, натравливая молдаван на гагаузов. "Мы ожидали от представителей руководства и политической элиты страны, а также средств массовой информаций, что в их высказываниях и в заголовках статей в СМИ будет отмечаться, что Гагаузия верна принципам правового государства и выступает за соблюдение норм конституции страны, укрепление государства и т.д. Вместо этого последовали скрытые призывы, направленные на провоцирование процессов разжигания межнациональной розни. Боюсь, что на практике это означает скрытый призыв к титульному населению страны воспринимать действия депутатов Народного собрания, как действия Гагаузии, направленные против молдавского народа и государства", - отметил политик.

По словам Бургуджи, конституцию страны обязаны строго соблюдать не только граждане, но и все должностные лица. "Поэтому министру просвещения Республики Молдова госпоже Майе Санду, прежде чем пытаться шантажировать депутатов Народного собрания Гагаузии и угрожать, что гагаузским учащимся не будут выдаваться документы об образовании, следует осознать тот факт, что как лично её решения, так и решения "национального совета по куррикулуму", а также решения коллегии министерства образования, если они противоречат положениям конституции Республики Молдова, не имеют юридической силы. Поэтому, госпоже Майе Санду следовало бы озаботиться тем фактом, что выданные до сих пор документы об образовании у нас в стране, в которых указаны названия дисциплин в нарушение положений конституции страны, не имеют юридической силы, в силу требований ст. 7 конституции Республики Молдова", - подчеркнул депутат.

Утверждение же премьер-министра Юрия Лянкэ о том, что депутаты Народного собрания Гагаузии пытаются своими действиями накалить обстановку на юге Молдавии, по его словам, выглядят алогичными, поскольку "все, на что сетует премьер-министр Молдавии - это право депутатов Народного собрания". Кроме того, Бургуджи напомнил, что руководство НСГ ранее неоднократно обращалось к руководству страны с просьбой приехать в Комрат и попытаться разрешить все накопившиеся проблемы, однако ни премьер-министр, ни президент страны даже не удосужились ответить. "На мой взгляд, с таким подходом и отношением к Гагаузии и её проблемам, нам еще долго, к сожалению, не удастся разрешить многие проблемы. Не надо воспринимать нас, гагаузов, как врагов, а надо воспринимать нас, как коллег и компаньонов, граждан единого государства, заинтересованных построить и укрепить независимое, правовое, суверенное и нейтральное государство", - заявил Иван Бургуджи.

Он также отметил, что во всех действиях, предпринимаемых Гагаузией, "имеется стратегический интерес, который заключается в её желании и требовании безусловного и неукоснительного исполнения норм закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" и Уложения (Основного закона) Гагаузии". Это, по его словам, касается и создания Трибунала Уложения Гагаузии. "Такой орган в структурах Гагаузской автономии предусмотрен законом "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" и Уложением (Основным законом) Гагаузии. Народное собрание Гагаузии имеет полное право наполнить его содержанием в рамках действующего законодательства страны, наделив правом конституционной юрисдикции в пределах гагаузской автономии. Эту необходимость отмечала и рекомендовала сделать и Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия). Господа, осознайте же, наконец, что Гагаузия - это не обычная административно-территориальная единица страны, коим является район или город, а политическая государственно-правовая автономия", - подчеркнул Иван Бургуджи, напомнив, что свои Уставные суды существуют и в городах и субъектах Российской Федерации.

Справка ИА REGNUM: Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех лет молдавской независимости изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература", а дисциплина по истории за исключением периода с 2006 по 2011 год называется "История румын". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей страны, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.