Подписанное 30 сентября в Киеве "Обращение церквей и религиозных организаций к украинскому народу" в поддержку "евроинтеграции" Украины прокомментировал 3 октября для ИА REGNUM молдавский политолог Виктор Жосу:

"Церковь призвана нести своё служение в любых социально-политических условиях, при всяком режиме, в любых исторических обстоятельствах и геополитических конфигурациях. Что в Советском Cоюзе, что в Европейском союзе, что в Таможенном союзе. С формальной точки зрения подпись предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата митрополита Киевского и всея Украины Владимира под "проевропейским обращением" религиозных лидеров Украины вопросов не вызывает. Хотят люди думать, что их ждут не дождутся "в кругу свободных европейских народов", как говорится - на здоровье.

Вопрос, а, точнее, недоумение вызывает сам факт наличия подписи православного иерарха под текстом, чье содержание носит сомнительный, а кое-где и откровенно лживый характер. Это касается, в частности, пафосного заявления об избрании Украиной европейского пути - ведь ни для кого не секрет, что на Украине, как и у нас в Молдавии, так называемая европейская интеграция является проектом элит; мнение народа - что молдавского, что украинского - никого не интересует, но ведь элита это далеко не вся страна. Явно притянуто за уши и утверждение, что европейское "будущее Украины обусловлено нашими историческими корнями". А уж слова о традиционных европейских вековых духовных, семейных и нравственных ценностях в приложении к современным реалиям ЕС, где религиозная составляющая изгоняется из всех сфер общественной жизни и людям навязывается откровенно антихристианский образ жизни, ничего, кроме горькой усмешки вызвать не могут.

Да и приём использования авторитета религиозных лидеров для оправдания конъюнктурных действий политиков напоминает советскую идеологическую практику, когда по поводу и без повода надо было демонстрировать, что "народ и партия едины". В самом факте появления этого обращения, безусловно, присутствует элемент манипуляции, когда Церковь пытаются использовать для чуждых ей функций, и это достойно сожаления.

Если смотреть на происходящее ныне в двух наших странах через историческую перспективу, то очевидно, что мы переживаем очередную трещину в нашем единстве. Через два десятилетия после распада большой страны наступила новая фаза разделения, отдаления друг от друга. Фаза, к которой мы оказались совершенно неготовы.

За это время, пока мы выясняли отношения между собой и мерились, у кого круче, Запад не терял времени даром - и новое поколение наших национальных элит воспитал, и взял под контроль большинство новоявленных олигархов и прочих представителей этих элит, чьи состояния, имеющие коррупционное происхождение, хранятся на счетах западных банков. Как бы то ни было, сегодня мы констатируем, что сторонники сохранения единства наших православных народов терпят очередное поражение.

Понятно, что дальше легче не будет никому - ни тем, кто попадает под плотную опеку брюссельской бюрократии, ни тем, от кого отрывают части, когда-то составлявшие единое целое - не только политическое и экономическое, но и духовное, и культурное. Такого рода раны если и заживают, то долго и мучительно. Хочется верить, что теперь, наконец, с учётом уже накопленного отрицательного опыта, мы - я имею в виду всех тех, кто стремится к сохранению единства, основанного на общей вере, - сможем сделать правильные выводы. Сможем понять, что нам делать на практике, чтобы остановить дальнейшее углубление духовного разлома".