Михаил Агаджанян: Турецкий "противоракетный тендер": приглашение к новым торгам?
26 сентября СМИ Турции сообщили о принятом властями страны неожиданном решении. По итогам многолетнего турецкого тендера на приобретение систем ПВО/ПРО дальнего радиуса действия (кодовое обозначение тендера - Turkish Long Range Air and Missile Defence System, T-LORAMIDS) предпочтение было отдано китайскому образцу. Система HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000) китайской компании "CPMIEC" была изначально в аутсайдерах тендера. На фоне остальных конкурсантов, она отставала по своим тактико-техническим характеристикам. Военно-политическая подоплёка вопроса также не способствовала победе китайской системы. Но "карты" легли непредсказуемым образом.
В июне текущего года авторитетные зарубежные издания отметили вероятность склонения Анкары к выбору китайской HQ-9. Тогда многие расценили это как очередную хитрость страны-заказчика, приглашающей американцев, европейцев и россиян к продолжению торга вокруг тендера.
Комплексы "
После размещения на территории Турции мобильного радара передового базирования AN/TРY-2, а также постановки на боевое дежурство вдоль турецко-сирийской границы комплексов "Patriot" в январе-феврале этого года, экспертное мнение склонялось к мысли о неминуемости выигрыша США в объявленном Турцией тендере. Автор этих строк также представлял ситуацию в выгодном для американцев свете. На момент весны 2013 года практически ничто не предвещало принятия Анкарой неадекватного тесным американо-турецким связям, членству Турции в
Россия с самого начала тендера трезво оценивала свои шансы. Её представители открытым текстом выражали сомнения по поводу шансов С-300. Российские комплексы не инкорпорируются в натовскую систему борьбы с воздушными целями. Об этом в июле прошлого года заявил российский посол в Анкаре Владимир Ивановский. Главной причиной скепсиса россиян был факт необходимости интеграции новых систем ПВО/ПРО в военно-техническую матрицу кооперации Турции с НАТО. На это обращали и, кстати, продолжают обращать внимание до сих пор зарубежные военные аналитики. Как туркам удастся совместить китайские HQ-9 с работой натовского радара AN/TРY-2 и другими своими компонентами общей противовоздушной обороны с Североатлантическим альянсом - остаётся неясным.
В июле 2011 года турецкая газета "Hurriyet", которая, что интересно, стала "разносчицей" сообщений о победе в тендере китайцев уже в наши дни, со ссылкой на "высокопоставленный источник в НАТО" отмечала: "Если, скажем, китайцы победят в конкурсе, их системы будут прямо или косвенно взаимодействовать с системами разведки НАТО, а это может привести к утечке секретной информации китайцам, пусть и неумышленно".
Китай предложил максимально выгодные ценовые и производственные условия для продвижения своего образца. По наиболее низкой цене ($3 млрд.) при сравнении с конкурирующими аналогами, а также с предложением совместного производства системы. Впрочем, коммерческая сторона вопроса вряд ли сыграла решающую роль в турецком выборе. Предложение китайцев было наиболее конкурентоспособным в ценом сегменте тендера. Но ведь и американцы имели козыри сопоставимого характера. Компания "Raytheon" отмечала факт наладки выпуска на турецких оборонно-промышленных мощностях компонентов для "Patriot". По принципиально важному для Турции вопросу (производство комплектующих для систем ПВО/ПРО на турецкой территории) американцы также демонстрировали сильную позицию. Турции обещалось выполнение на её производственных мощностях работ в $2 млрд., изготовление на месте около 80% комплектующих для систем.
США интриговали Турцию не только выгодными ей военно-техническими и экономическими предложениями. Американцы, кстати, как и европейские участники тендера, задействовали "тяжёлую артиллерию" в военно-политической аргументации, наставляющей турецких партнёров по НАТО "на единственно правильное решение". Несмотря на высокие тактико-технические характеристики российского и китайского образцов, их интеграция в систему ПВО/ПРО НАТО невозможна, - прямым текстом доносили до всех заинтересованных сторон западные участники тендера.
Но решение принято. Или, скорее, продемонстрирована его возможность. В этой истории просматриваются нотки раздражённости Анкары действиями своих американских и европейских партнёров. Не возьмёмся утверждать, что подобная раздражённость сыграла (или ещё сыграет) основную роль в принятии окончательного решения по тендеру. Тем не менее, многое указывает на стремление турецкой стороны итогами тендера показать американцам и европейцам свою досаду.
Турция явно раздосадована как нерешительностью США в сирийском кризисе, так и выставленными европейцами препонами на пути её интеграции в ЕС. В первом случае правительство Эрдогана делало ставку на скорейшее смещение президента Асада, прямое военное вовлечение США в сирийский конфликт. Но натолкнулось не только на сверхосторожный подход главного союзника по НАТО, но и задействование Вашингтоном сдерживающих Анкару от военного вмешательства в сирийские дела шагов. На европейском направлении продвижения турецких интересов обозначилась ещё бóльшая стагнация.
И всё же девальвация отношений Турции с её евроатлантическими партнёрами явно не входит в ближайшие планы команды Эрдогана. В следующем году ему предстоит избирательный "экзамен", выдвижение своей кандидатуры на президентских выборах. Китайцы важный для Анкары партнёр, но малополезный в вопросе стыковки внутриполитических устремлений нынешних турецких властей с интересами западных держав. Версия о той или иной степени участия Запада в последних гражданских волнениях в Турции не опровергнута. Зачем тогда Эрдогану вывешивать перед коллегами по евроатлантическому цеху "красную тряпку" в виде итогов тендера по системам ПВО/ПРО?
Можно предположить, что Анкара оставила в своём распоряжении возможности отыгрывания ситуации назад. Просто вбросом информации о предпочтении китайской HQ-9 она подняла ставки в политическом торге с американцами и европейцами на более высокий уровень.
Михаил Агаджанян - эксперт (Ереван)