Гагаузия - Молдавия: "Гражданам, проживающим на территории Гагаузии, рекомендуется добровольно покинуть ряды всех молдавских партий до 2014 года". Дата: "Гагаузский вопрос нельзя считать окончательно решенным".

Гагаузия - Молдавия: "Гражданам, проживающим на территории Гагаузии, рекомендуется добровольно покинуть ряды всех молдавских партий до 2014 года"

Начался новый политический сезон, пишет IPN. По традиции последнего времени одной из главных составляющих политического процесса станут отношения между центральными властями и Гагаузской автономией. Какие инициативы стоит ждать от Комрата? И насколько они повлияют на молдавскую политическую повестку?

Детали сюжетной линии молдавско-гагаузских отношений этой осенью можно узнать, проанализировав главные информационные поводы, которыми отметился Комрат в течение последних месяцев, продолжает IPN. Первым напомнит о себе конфликт межбюджетных отношений Гагаузии с центральными властями, который возник в июле в связи с принятием молдавским парламентом поправок в Закон "О местных публичных финансах", согласно которым большая часть налогов, собираемых на территории Гагаузии вместо аккумулирования в местном бюджете, будет перечисляться в государственную казну. Руководство автономии, напомним, единодушно охарактеризовало действия молдавского правительства, как попытку лишить край финансовой автономии, посадив на "денежный поводок".

Если летом гагаузские лидеры ограничили своё недовольство декларациями, то осенью устные протесты могут перейти в уличные акции, пишет IPN. Окончательное утверждение новых поправок в законодательство, по информации гагаузской стороны, запланировано в рамках одного из первых парламентских заседаний, которое, скорее всего, будет проходить под аккомпанемент протестных лозунгов приехавших в Кишинёв гагаузов. Конфликт вокруг новой структуры налоговых отчислений может получить развитие, если к данной теме присоединятся и местные власти со всей Республики Молдова. К слову, в данных процессах стоит ожидать и активизации руководимой башканом Гагаузии Партии регионов Молдавии, доктрина которой как раз заключается в защите интересов, в том числе финансовых, местных сообществ.

Будут ли в состоянии кишиневские и комратские политики найти общий язык и прийти к взаимоприемлемому решению в этом вопросе без конфронтации и без взаимного давления - покажет время, продолжает IPN. На днях, представители парламентских фракций всех трех партий, представляющих правящую коалицию, выразили готовность вернуться к данному законопроекту, для того чтобы обсудить возникшие проблемы. Способны ли будут обе стороны искренне вникнуть во все существующие точки зрения на данную проблему? В том числе, точку зрения авторов проекта Национальной стратегии о децентрализации, которые говорят что изменения, внесенные в Закон о местных публичных финансах соответствуют европейским принципам децентрализации, которые предусматривают прямые отношения сельских и коммунальных мэрий с центральным бюджетом, без посредничества районных и региональных властей, и что именно в этом заключается механизм обеспечения реальной независимости каждого села и каждой коммуны. С этой позиции выходит, что именно региональные власти Гагаузии противятся реформам в этой области, стремясь посадить местные власти на собственный "денежный поводок". Хотя, с другой стороны, такой подход в очередной раз побуждает Комрат напомнить о том, что Гагаузия является автономным образованием в составе Молдавии, а не рядовым районом и, следовательно, населённые пункты автономии должны участвовать в первую очередь в бюджетном процессе на местном уровне.

Ещё более громкое продолжение обещает получить история с референдумом о возможном выходе Гагаузии из состава Молдавии, пишет IPN. Напомним, в адрес Народного собрания Гагаузии поступило обращение некой инициативной группы, которая потребовала от гагаузских законодателей добиться исполнения молдавскими властями Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии", который, по ее мнению, нарушается с момента своего принятия в 1994 году. В противном случае от НСГ потребовали организовать до декабря 2015 года на территории Гагаузии консультативный референдум по вопросу выхода автономии из состава Молдавии и возвращения к статусу Гагаузской Республики, просуществовавшей в качестве непризнанного образования с 1990 по 1994 год. Кроме того на плебисцит могут вынести вопросы об отношении жителей Гагаузии к возможной перспективе вступления в Таможенный союз и об отношении к курсу европейской интеграции, проводимому официальным Кишинёвом.

В поддержку данного обращения по утверждениям представителей НСГ, было собрано более 6 тыс. подписей, продолжает IPN. И хотя достоверность данных подписей многими местными политиками была поставлена под сомнение, это не помешало Народному собранию запустить процесс общественного обсуждения скандальной инициативы. В частности, юридическая комиссия Народного собрания приняла постановление, согласно которому вопросы, поднятые в обращении инициативной группы, необходимо обсудить на заседаниях местных советов и собраниях граждан всех населенных пунктов Гагаузии. Данные собрания будут проходить до 25 сентября, после чего принятые на них резолюции будут направлены в НСГ.

С точки зрения национального законодательства, решения о "сепаратистском референдуме", принятые сельскими советами, безусловно, никакой юридической силы не имеют, пишет IPN. Другое дело, что они могут привести к резкому обострению отношений автономии с Кишинёвом со всеми вытекающими последствиями - попытками правительства применить правовые санкции, заморозкой государственного финансирования строительства на территории Гагаузии социальных объектов, отдалением перспективы нормализации процесса приднестровского урегулирования. Как видно, возможные последствия чреваты неприятностями для обеих сторон.

Что касается вопросов о Таможенном союзе и евроинтеграции, то, несмотря на неприемлемость для молдавского руководства вынесения этих тем на всенародное волеизъявление, попытка воспрепятствовать проведению соответствующего референдума будет сопряжена со сложностями, продолжает IPN. Главная проблема будет заключаться в том, что общественное мнение в значительной мере будет на стороне гагаузов. А действие вопреки позиции по крайней мере половины граждан станет ещё одним фактором, подрывающим устойчивость нынешней правящей коалиции.

Говоря о Проевропейской коалиции, стоит отметить, что в самой щепетильной ситуации оказалась Демократическая партия Молдавии, которая, если судить по официальной информации, находится у власти и в Гагаузии - у нее большинство и в региональном парламенте, пишет IPN. Какая-то неестественная ситуация: на региональном уровне ДПМ запускает механизмы, ведущие к отделению какой-то части от государства, возможно, разрушению этого самого государства, а на центральном уровне та же партия должна будет сопротивляться данным тенденциям. Может, еще не поздно уладить все на внутреннем семейно-партийном уровне, без того, чтобы будоражить массы?

Ещё одним осенним событием политической жизни автономии, которое в перспективе будет иметь эхо в национальном масштабе, является намеченный на октябрь съезд общественного движения "Единая Гагаузия", продолжает IPN. Главным вопросом предстоящего форума, как ожидается, станет определение фигуры кандидата от единогагаузов на следующих выборах башкана, которые состоятся в конце 2014 - начале 2015 года. Несколько лет назад, в одном из своих интервью башкан автономии Михаил Формузал, отвечая на вопрос о своём преемнике, дал понять, что на данную роль подходят несколько кандидатов. Среди прочих были названы фамилии нынешнего первого заместителя башкана Валерия Яниогло, председателя администрации Чадыр-Лунгского района Сергея Бузаджи и ныне депутата НСГ из Вулканешт Виктора Петриогло. За прошедшее с тех пор время тема преемника башкана больше не поднималась, а каких-либо сигналов, указывающих на выбор конкретной кандидатуры, также не было. И хотя в должности главы автономии из всех представителей команды Формузала легче всего представить его нынешнего первого зама Яниогло, на осеннем съезде, однако, скорее всего, будет объявлено о начале внутриорганизационных т.н. праймериз.

Так или иначе, кто бы ни стал кандидатом от "Единой Гагаузии", молдавским правящим кругам уже пора определяться с собственной стратегией на выборах башкана, которые состоятся практически одновременно с парламентскими выборами во всей Молдавии, пишет IPN. От того, кто стоит у руля автономии зависит характер взаимоотношений центральной власти с регионом. Поэтому башканская кампания - это не только выбор местного населения, но и в определённой степени ставка Кишинёва.

Как видим, отношения Кишинёва с Комратом осенью ждут серьёзные испытания, продолжает IPN. Дополнительную нервозность будет придавать приближающийся вильнюсский саммит "Восточного партнёрства". Действия гагаузских политиков уже упоминались некоторыми политическими комментаторами, как помехи, которые могут стать причиной неподписания важных для Молдавии документов в Вильнюсе. Если вышеупомянутые проблемные вопросы в отношениях молдавских властей с Гагаузией не удастся решить, то ситуация примет характер затяжного конфликта. В таком случае, если намеченное на конец ноября в столице Литвы мероприятие действительно не оправдает ожиданий Кишинёва, то уже сегодня понятно, кто окажется в списке "виновных" в этом провале.

Нельзя однозначно утверждать, что все проблемы в отношениях Комрата и Кишинева в последнее время и в ближайшие месяцы необходимо рассматривать сквозь вильнюсскую призму, пишет IPN. Тем не менее, допустимо предположение, что тенденции, которые происходят на юге страны, в перспективе могут отразиться на государственных устоях самой Республики Молдова. В данном контексте уместно вспомнить ряд высказываний некоторых кишиневских политиков и аналитиков, которые видят в создавшейся обстановке аналогию с той, что предшествовала разрушению Советского Союза. Первый президент Молдавии Мирча Снегур неоднократно говорил об условии, перед которым ставили его тогдашние руководители СССР Горбачев и Лукьянов: "Или подпишешь Союзный договор, или будешь иметь на территории Молдавии еще две республики". Есть мнение, что это сыграло роль в появлении Приднестровской и Гагаузской республик. Этой осенью, в Вильнюсе, Республике Молдова вновь предстоит сделать судьбоносный выбор, подводит итог издание.

Этапы становления и качественное развития Гагаузской автономии опять возвращают к выводам, которые уже звучали в конце девяностых годов во время дискуссий Кишинева и Комрата о сути и целях существования АТО в составе Молдавии, - и центр, и региональные власти равны перед законом "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" и потому обязаны наполнять его конкретным содержанием. Об этом в интервью агентству "НИКА-пресс" заявил первый председатель Народного собрания автономии (1994-1999 гг.) Петр Пашалы. А когда вдруг появились на свет требования отдельных комратских общественников о необходимости подписания дополнительных официальных документов, определяющих разграничения полномочий и предметов ведения сторон, то также неожиданно и был найден простой ответ на, казалось бы, возрождающиеся сепаратистские настроения - центр обязан поддерживать любые инициативы, укрепляющие статус края, а Комрат максимально бережно относиться ко всем известным государственным ценностям РМ.

Между тем, за прошедшие годы стороны отличились излишней подозрительностью друг к другу порой по незначительным пустякам и еще большей политизированностью процессов, которые по их природе, а также с учетом особенностей гагаузской жизни, после принятия закона о статусе АТО политизировать просто вредно, продолжает "НИКА-пресс". Все это подсказывает, считает Пашалы, что сама Гагаузия, т.е. весь ее управленческий состав должен взрослеть и представляться в глазах местной, республиканской и зарубежной общественности максимально серьезным и знающим, чего он хочет от каждого конкретного периода жизни АТО.

Собеседник агентства убежден в назревшей необходимости формирования в Гагаузии своей партийной системы, что, по его мнению, также покажет серьезность намерений местной элиты стать хозяевами своей территории, и будет способствовать защите автономии от сиюминутных целей различных деятелей республиканского уровня, пишет "НИКА-пресс". Пашалы напомнил, как 19 августа 1999 года накануне выборов башкана и депутатов Народного собрания АТО в Комрат приехали многие партийные деятели Кишинева, но не для того, чтобы поздравить гагаузов с очередной датой в истории края, но исключительно для того, чтобы продвинуть своих ставленников в высшие гагаузские коридоры власти. Экс-спикер объясняет сохраненное до сих пор критическое отношение официального Кишинева к региональному партийному строительству отсутствием диалога сторон на эту тему, хотя, отметил он, о положительной роли местных партий и для автономии, и для центра говорится второй десяток лет.

Тем временем известный в Комрате и Кишиневе общественный деятель Леонид Добров выступил с заявлением о необходимости запрещения деятельности на территории АТО Гагауз Ери всех политических формирований Молдавии, включая и Партию регионов Молдавии, возглавляемую башканом Формузалом, а также об обязательном выходе из них комратских чиновников и жителей автономии. В интервью "НИКА-пресс" Добров сказал и о необходимости отказа от партийных билетов Демократической партии Молдавии, в которой состоит заметное число депутатов Народного собрания, причем настолько заметное, считает он, что избиратели автономии справедливо высказывают резко критическое отношение к неожиданно "порозовевшему" (символ ДПМ - три розы) южному парламенту. В этой связи Добров отметил парадоксальное и довольно лукавое, на его взгляд, обстоятельство: южане голосовали за непартийных кандидатов, вняв к тому же предвыборному призыву "никакой поддержки ставленникам Кишинева", а на деле получили региональный парламент, вынужденный подчиняться воли одной лишь партии, да еще и являющейся членом Проевропейской коалиции.

Собеседник агентства оценил общественно-политическую обстановку в АТО как, безусловно, созревшую для проведения регионального референдума об отложенном статусе независимого гагаузского государства и для определения настроений жителей автономии относительно официального внешнеполитического курса Кишинева на европейскую интеграцию, пишет "НИКА-пресс". Как он сказал, ни у кого, в том числе и в партийных и государственных коридорах власти РМ, нет сомнений относительно гагаузского ответа на эти два вопроса, тогда тем более не следует оттягивать тот час, когда южане получат документальную основу для начала диалога с кишиневскими евроинтеграторами о роли и месте гагаузов в современной Молдавии. Добров считает долгий период полунамеков в отношениях центра и юга и партийных заигрываний и интриг завершенным, и теперь стороны обязаны подготовиться к объяснениям не только по широкому кругу проблем функционирования АТО, но и ближайшего будущего всей страны.

Как известно, революции задумывают романтики, и делают ее фанатики, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". Похоже, Леонид Добров опять, как это было и в конце восьмидесятых, пригодится "гагаузской идее" и тем, кто скоро будет распределять силы для их эффективного приложения на кишиневско-комратских полях политических сражений. Забытый на долгие годы (в Кишиневе облегченно вздохнули, а Комрату требовались специалисты в областях более приземленных и менее конфликтных) и не безуспешно занятый своим бизнесом, он опять стал появляться в передовых рядах гагаузских романтиков и фанатиков. Добров все такой же - быстрый на колкие слова, неожиданный в поступках до легкого "сдвига по фазе", а значит, способный быть в самом центре событий... Если не посадят, добавили бы кишиневские специалисты, до сих пор так и не понявшие, что гагаузский вопрос куда сложнее вопроса приднестровского, потому что... Далее следует подробно изучать скрытую обстановку на юге - раньше, чем от 19 августа 1990 года, и до наших дней.

Это Добров с трибуны торжественного собрания в Комрате 19 августа: "Хотим сообщить гражданам, проживающим на территории Гагаузии, и которые либо по принуждению, либо добровольно ранее вступали в молдавские партии, что в целях проявления своей истинной, а не мнимой гагаузской патриотичности, им рекомендуется добровольно покинуть ряды всех без исключения молдавских партий до 2014 года, в противном случае в глазах нашего народа они приобретут статус "Заслуженного душмана Гагаузии". Знающие характер и повадки Доброва, а также понимающие, что плебисцит с вопросами о внешнеполитическом курсе и об отложенном статусе Гагаузии практически неизбежен (опять же если Кишинев не переловит всех активистов-патриотов на юге), не исключают, что он предложит провести референдум 23 декабря, т.е. в день, когда Кишинев принял закон о статусе автономии, а его предложение не будет воспринято как признак дурдома, но как дополнительное напоминание о законе, который сам же Кишинев выполнять не хочет и никогда не хотел. Кому только назло, непонятно, подводит итог "НИКА-пресс".

Мэр Комрата Николай Дудогло высказывается против инициативы проведения референдума по вопросу отделения Гагаузии от Республики Молдова. В интервью изданию Tribuna он заявил, что все проблемы региона следует решать путем дискуссий.

В конце июня, напомним, группа граждан гагаузской автономии выступила с инициативой о выходе АТО Гагаузия из состава Республики Молдова, продолжает Tribuna. Николай Дудогло утверждает, что этот вопрос утратил актуальность. "Это вчерашняя проблема. Сегодня не нужно проводить никаких референдумов. Существующие в АТО Гагаузия проблемы следует довести до сведения парламента и правительства и решать их именно там", - отметил он.

Николай Дудогло является членом Демократической партии Молдавии, пишет Tribuna. Некоторые политические силы обвинили демократов в том, что они якобы стоят за инициативой по отделению гагаузского региона от остальной части страны, подводит итог издание.

Руководство Республики Молдова провозгласило курс на евроинтеграцию и на скорейшее вступление нашей республики в Европейский союз, пишет "Единая Гагаузия". Однако перед принятием такого важного, можно сказать, исторического решения, которое коренным образом и возможно навсегда изменит дальнейший путь развития нашего государства, не мешало бы посоветоваться с мнением большинства граждан Республики Молдова - посредством проведения референдума.

Результаты многочисленных социологических опросов показывают, что более половины населения Республики Молдова высказываются против официального курса руководства и парламента страны, продолжает "Единая Гагаузия". Однако, это ничуть не смущает наших правителей, слепо и беспрекословно выполняющих все указания и рекомендации чиновников из Евросоюза. Причина такого послушания предельно ясна - это дотации и пополнение обворованного бюджета, которые позволяют оттягивать момент наступления дефолта Республики Молдова.

Вместо того чтобы возрождать и развивать свою экономику, которая позволит добиться независимости от внешних доноров, на сегодняшний день Республика Молдова напоминает наркомана, посаженного на финансовую иглу еврочиновниками, регулирующими все ее движения, пишет "Единая Гагаузия". Зависимость в данном случае - это болезнь, и она ничем не отличается от наркотической, алкогольной или иной.

Видятся три причины, по которым Евросоюз так сильно хочет взять под свое крыло "нищее государство" Республику Молдова, продолжает "Единая Гагаузия". Во-первых, это дешевая рабочая сила. Во-вторых, это рынок сбыта европейских товаров. В-третьих, это территория для размещения натовских войск и ракет, направленных на Российскую Федерацию - как основного достойного противника беспределу натовской военщины.

Проведенный анализ развития Евросоюза показал, что за последние 10 лет его членами стали 13 государств, пишет "Единая Гагаузия". Это в основном - представители бывшего социалистического лагеря, такие как Болгария, Румыния, Венгрия, Чехия и т.д. и страны бывшего Советского Союза: Эстония, Латвия, Литва. Закономерностью для всех этих стран является тот факт, что ни одна из них не была принята в члены Евросоюза до тех пор, пока не дала согласия стать членом НАТО. Эта участь ждет и Республику Молдова. Несмотря на то, что статья №11 Конституции РМ гласит, что Республика Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет и не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств, официальные лица нашей страны не скрывают своих намерений сделать Республику Молдова членом НАТО.

Одним из примеров является выступление министра обороны РМ 31 мая на телевизионном канале Publika TV. На вопрос: "Станет ли Республика Молдова в ближайшие 10 лет членом НАТО, он ответил: "Конечно, безусловно, членство в ЕС нельзя представить без НАТО. НАТО - это наша гарантия безопасности". Не совсем понятно - гарантия безопасности от кого, от России наверно имелось ввиду? Такое впечатление, что не НАТО, а Россия бомбила мирных жителей Югославии, не НАТО разжигает гражданские войны в странах Ближнего востока, не натовские инструкторы готовили нападение Грузии на Южную Осетию. Список очень длинный и позорный. При вступлении Республики Молдова в НАТО нашим детям придется выполнять указания мирового жандарма, влезать во внутренние дела стран исламского мира, а в отместку мы получим террористические акты на территории нашей страны. Если мы этого хотим, тогда - вперед в НАТО и в Евросоюз.

Думается, что РМ должна пойти по пути Швейцарии, которая так же, как и Молдавия провозгласила нейтралитет и придерживается его уже 200 лет, продолжает "Единая Гагаузия". Находясь в самом центре Европы, Швейцария не спешит входить в Европейский союз и в НАТО. Швейцария - это федеративная республика, которая имеет четыре официальных языка (немецкий, французский, итальянский, ретороманский), и ее экономика входит в десятку самых конкурентоспособных в мире. Задается вопрос: неужели руководство Швейцарии намного глупее, чем наши правители, и не видит своего "светлого будущего" после вступления в ЕС? Или членство Республики Молдова в ЕС - это запланированный и оплаченный проект США и стран-основателей Евросоюза, от которого выиграют только они - но не народ Республики Молдова.

В целях избежания негативных последствий для будущих поколений, сегодня Республика Молдова должна сохранить свой нейтралитет, не вступать ни в какие военные и политические блоки (как НАТО и ЕС), пишет "Единая Гагаузия". Укреплять дружеские многовековые отношения с Россией, по возможности, добиваться безвизового режима со всеми странами Европы. А главное добиться стабильности и согласия внутри республики, что позволит привлечь инвестиции и развивать собственную экономику. А развитая экономика и высокий уровень жизни людей будет гарантом возвращения наших граждан, которые многие годы находятся на чужбине в поисках работы и достойной зарплаты, подводит итог издание.

Гагаузская автономия должна получать на свои нужды "реальный бюджет", а не подсчитанный "в кулуарах" министерства финансов страны, тогда ей не потребуется вливаний из национального фонда регионального развития. Такого мнения придерживается начальник управления экономического развития, торговли, сферы услуг и внешнеэкономических связей Гагаузии Виталий Кюркчу, пишет "Гагауз-инфо". Чиновник подверг критике утвержденную правительством Стратегию регионального развития на 2013-2015 годы, в которой "не нашлось места для Гагаузии". В данном документе предусмотрено, что в результате внедрения Стратегии уже к 2015 году экономический потенциал столицы и других городов Молдавии возрастет на 35 процентов, будут открыты новые рабочие места, улучшены условия жизни граждан на периферии, а также упрощена процедура оказания госучреждениями услуг, говорит Кюркчу.

К 2015 году, согласно стратегии, правительство построит 246 километров водопроводных сетей, четыре водоочистные станции, обновит 166 километров дорог и 27 километров мостов, продолжает "Гагауз-инфо". "Так вот к сведению разработчиков Стратегии только в 2013 году в АТО Гагаузия в рамках проекта ЕБРР будет проложено около 90 километров водопроводных сетей в четырех населенных пунктах Чадыр-лунгского района. Рассматривая стратегию целой Молдавии через призму данного проекта следует, что в Молдавии будет охвачено около 10-12 населенных пунктов (мэрий), так что тогда делать остальным 800 мэриям?" - задается вопросом Виталий Кюркчу. Он добавил, что "если Гагаузия начнет получать реальный бюджет" во исполнение закона об особом правовом статусе автономии, "а не подсчитанный в кулуарах министерства финансов", "тогда и потребности в денежных вливаниях из Национального Фонда регионального развития для Гагаузии не потребуется".

Дата: "Гагаузский вопрос нельзя считать окончательно решенным"

Башкан АТО Гагауз Ери Михаил Формузал оценивает невнимание кишиневских чиновников к одному из заметных событий молдавской новейшей истории - годовщине провозглашения на юге РМ непризнанной республики как политическую близорукость, дающую к тому же и поводы известной части жителей автономии к размышлениям о том, что так называемый гагаузский вопрос нельзя считать окончательно решенным. В интервью "НИКА-пресс" Формузал напомнил всем республиканским ревнителям национальных и государственных ценностей о главном и неизменном девизе торжеств по этому случаю - Гагаузия отмечает 19 августа не в качестве события узкого территориального звучания, в котором навсегда сохранятся зерна сепаратизма, но как день, заложивший наряду с немногими значимыми днями основы молдавской государственности.

По словам Формузала, следует признать и определенную трагичность событий, пережитых регионом и всей республикой, но именно это обстоятельство должно стать для бывших сторон территориально-этнического конфликта напоминанием о хрупкости мира и огромных сложностях его восстановления, продолжает "НИКА-пресс". Прошедшие со дня провозглашения ГР годы башкан назвал достаточным сроком для понимания того, что пути к государственному становлению выстланы не только цветами, но и колючками. Башкан не исключил, что к 25-летию ГР, которое Гагаузия отпразднует в 2015 году, будут изготовлены юбилейные медали - награды получат все, кто участвовал в провозглашении, становлении и защите непризнанной республики, в том числе и большая группа приднестровских активистов, осенью 1990 года сорвавших агрессивные планы правых сил Молдавии против ГР.

Между тем, по данным "НИКА-пресс", накануне 19 августа комратская администрация получила от одной из официальных инстанций РМ уведомление о целесообразности аннулирования властями АТО Гагауз Ери медалей, учрежденных в 2010 году по случаю двадцатилетия провозглашения непризнанной Гагаузской республики. В Комрате не подтвердили, но и не опровергли информацию, однако высказали недоумение, в первую очередь, в связи с технической стороной реализации кишиневского документа. Как здесь заявили агентству, даже если по каким-то фантастическим причинам и произойдет требуемая аннуляция, то никому из гагаузских чиновников и в голову не придет считать награды врученными по политическому недомыслию, и тем более заниматься их изъятием.

По разным оценкам, медалей к 20-летию ГР насчитывается более трех тысяч экземпляров, пишет "НИКА-пресс". Некоторые характерные признаки медали указывают, что заказ на их изготовление был выполнен на приднестровском монетном дворе. Среди награжденных - около трехсот приднестровцев. Это, в основном, те, кто осенью 1990 году принимал участие в гагаузских событиях на стороне Гагаузской республики. По необъясненным до сих пор причинам приднестровцы получили медали не в юбилейный год, а в 2012 году - после избрания Евгения Шевчука на пост президента непризнанной ПМР, который вместе с башканом Формузалом принимал участие в процедуре награждения.

В свою очередь председатель юридической комиссии Народного собрания АТО Гагауз Ери Иван Бургуджи считает необходимым создание государственной комиссии по проведению торжеств и согласованию мероприятий, посвященных дню провозглашения Гагаузской республики. В интервью "НИКА-пресс" он отметил, что только такой уровень ответственности комратских чиновников, политиков и лидеров общественных формирований способен придать одному из главных для гагаузского народа праздников должное звучание и продемонстрировать текущие настроения в автономии.

Депутат предостерег от торопливых выводов критиков "гагаузской идеи" о намерениях будто бы искусственно сделать праздник более многочисленным или перенасытить его политикой и пресловутым гагаузским сепаратизмом, продолжает "НИКА-пресс". Всенародное отношение к дате не требует дополнительного участия и никакими официальными уловками его не изменить, как и не уничтожить симпатию к ней, сказал Бургуджи, и отметил, что речь прежде всего идет о разработке точных процедур, посвященных 19-му августа. Именно этим и займется госкомиссия, помимо традиционных забот по уточнению списков приглашенных, выступающих на торжественном собрании в Комрате и на местах...

На вопрос "НИКА-пресс", не связаны ли планы с предстоящим в 2015 году юбилеем ГР, Бургуджи выразился в том смысле, что отношение к любой подобного рода государственной дате определяется не ее "круглостью или юбилейностью", а адекватностью отношения к ней. Впрочем, он не исключил варианта, по которому 25-летие Гагаузской республики может получиться особенно запоминающимся. Выступая на торжественном собрании в Комрате 19 августа сего года, Бургуджи заявил: "Пора кончать имитировать празднования дня образования ГР.., но пора открыто и широко праздновать этот день, не боясь никого и ничего. День образования республики должен праздноваться шире и лучше, нежели праздник вина".

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента в тот период времени висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.