"Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин отвечает на вопросы слушателей радиостанции "Маяк".

(Радиостанция "Маяк", НАРОД И ВЛАСТЬ, 18.10.03, 12:10)

Ведущий Юлий Семенов

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, что по субботам в это время мы приглашаем в студию не только больших федеральных начальников, но и руководителей регионов. И сегодня как раз такой случай. Впервые в нашей программе губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

Досье: Хлопонин Александр Геннадьевич родился в 1965 году в столице Цейлона Коломбо, где тогда работал переводчиком в советском представительстве его отец. Окончил международный факультет Московского финансового института, свободно владеет английским и французским языками, служил в армии, работал во "Внешэкономбанке" Союза.

В 1992 году становится заместителем председателя правления коммерческого банка "Международная финансовая компания", затем председателем правления и президентом банка.

С 1996 года председатель правления, а позднее генеральный директор акционерного общества "Норильский никель". За считанные годы эффективность компании и уровень оплаты труда ее работников резко возросли.

В январе 2001 года в возрасте 36 лет избран губернатором Таймырского автономного округа, а после трагической гибели Александра Лебедя принял участие в выборах губернатора Красноярского края, где победил в упорной борьбе. Вступил в должность ровно год назад.

Александр Хлопонин женат, имеет дочь, любит классическую музыку, шахматы, мотоспорт.

ВЕДУЩИЙ: Александр Геннадьевич, позвольте вас приветствовать у нас в студии. Спасибо вам за то, что вы свои московские дела совместили с такой возможностью встретиться со слушателями "Маяка". Нам обычно приходится строить радиомосты для того, чтобы поговорить с губернатором. На этот раз есть возможность поговорить, глядя друг другу в глаза. Я хочу сказать, что у нас, как всегда, у нас есть два ряда вопросов. Мы приняли довольно много вопросов в интернете, готовя программу, а сейчас включаем телефон прямой связи. Уважаемые слушатели, можете звонить нам примерно в течение получаса. У нас в студии красноярский губернатор Александр Хлопонин.

Только в процессе подготовки программы мы обнаружили, что, оказывается, ровно год уже прошел, как вы стали губернатором. Я, конечно, не прошу вас отчитываться. Но в целом ощущение, что год за два, год за три, как?

Александр ХЛОПОНИН, губернатор Красноярского края: Да нет, вы знаете, я никогда для себя не ставлю или не оцениваю работу по году, два года и так далее. У меня немного другие критерии. Когда ты приходишь, и тебя люди нанимают управлять таким сложным регионом, который фактически является моделью государства российского, то ты перед собой ставишь какие-то реальные задачи. Реальные задачи для меня были следующие, и это я говорил своим избирателям на выборах, что как минимум полтора года мне потребуется для того, чтобы стабилизировать ситуацию в Красноярском крае, и как минимум пять лет потребуется для того, чтобы Красноярский край, являясь регионом-донором, крупнейшим, сильнейшим регионом в России, занял достойное место среди регионов Российской Федерации.

Поэтому первый этап - это этап ревизии, длится он полгода. Я должен реально оценить, в каком состоянии мы приняли край и что реально находится в каждом отдельном секторе. Второй этап - это этап определения приоритетных задач, это тоже полгода. А дальше идет уже кропотливая работа по каждому из отдельно взятых направлений.

ВЕДУЩИЙ: Когда завершилась избирательная кампания, с большим кровопролитием, как можно вспомнить, но мы к этому не будем сегодня возвращаться - даже в вопросах в интернете чувствуются до сих пор отзвуки той предвыборной кампании - вас некоторые аналитики называли "кризисный управляющий", что вы такого типа человек. Насколько действительно кризисным было состояние финансов и других дел в крае?

Александр ХЛОПОНИН: Очень не люблю говорить о том, что было, потому что это тема для слабых людей. Проще всего обвинить предшественников в том, что они слабые или что-то не сделали, и потом на фоне этого что-то доказывать. Это позиция слабых. А позиция сильных - это что-то сделать и потом показать, что ты сделал.

А если коротко подводить итоги, то Красноярский край действительно реально был практически в процедуре на грани банкротства. Это три месяца долгов по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, это огромное количество обанкротившихся предприятий, это задолженность в размере около 14 миллиардов рублей перед федеральным бюджетом, перед другими кредиторами. То есть самая важная проблема, которая была, это действительно было такое впечатление, что весь край разделился на правых и левых, на наших и не наших, весь край сидел в окопах и постоянно между собой воевал. Вообще практически вакуум власти на территории. Это было самое страшное. Поэтому я считаю, что сегодня ситуация абсолютно стабильная, я считаю, что край действительно лидирующий среди сибирских регионов и в России. Мы стабильно работаем, я думаю, что мы еще покажем, какой мы регион.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо, а мы запомним ваши слова. Скажите, с долгами вы разделались на первом этапе?

Александр ХЛОПОНИН: Что значит "разделались"? Это такое слово немножко неправильное.

ВЕДУЩИЙ: Вы понимаете смысл. Удалось ли вам эти кабальные дела немножко разгрести?

Александр ХЛОПОНИН: Да, безусловно. Часть задолженности мы погасили, часть задолженности была реструктурирована на более длительные сроки. Сегодня край - это территория, которая может стабильно развиваться и инвестировать в свою экономику.

ВЕДУЩИЙ: Два коротких вопроса из, может быть, действительно тех отзвуков еще кампании, но я все-таки хочу задать. Зоя в интернете: "Правда ли, что вы полностью подчиняетесь Владимиру Потанину?"

Александр ХЛОПОНИН: Это смешной вопрос. Можно я не буду отвечать даже на него?

ВЕДУЩИЙ: Ну, посмейтесь хотя бы. Почему он смешной?

Александр ХЛОПОНИН: Потому что ничего общего нет. Я очень хорошо знаком с Володей Потаниным, и мы дружим семьями. Но вопрос подчиненности - это какая-то, честно говоря...

ВЕДУЩИЙ: Видимо, слушатели должны понять, что это связано с тем, что вы работали в Норильске и были с ним связаны в финансовом отношении.

Александр ХЛОПОНИН: Я был профессиональным менеджером, я, собственно говоря, получал за это достаточно достойную заработную плату, доход, который я легализовывал. Это мое было самостоятельное решение - идти на выборы.

ВЕДУЩИЙ: То есть сейчас вы как руководитель края свободны в своих действиях?

Александр ХЛОПОНИН: Для меня на сегодняшний день есть Владимир Потанин как человек, которого я уважаю и который является моим товарищем и другом, и есть бизнесмен Потанин, который для меня абсолютно ровно то же самое, что бизнесмен Дерипаска, бизнесмен Прохоров, Фридман, Ходорковский и многие другие.

ВЕДУЩИЙ: Еще один вопрос из интернета. Автор представился как коммунист: "Для вас имеет значение партийная принадлежность людей, с которыми вы работаете?"

Александр ХЛОПОНИН: Никакого. Если человек несет в себе здравую идею, то, поверьте, я с большим удовольствием хотел бы иметь рядом с собой человека, скажем, коммуниста, чем бездельника или какого-то абстрактного демократа. Более того, могу сказать, что первые люди, которые помогали мне поднимать "Норильский никель", такие, как Владимир Иванович Долгих, Борис Иванович Колесников - это люди, которые поднимали "Норильский никель", строили Красноярскую ГЭС, это люди, которых помнит Красноярский край, Норильск и так далее. И я даже их называю даже большими по сути, по содержанию капиталистами, людьми новой формации, исходя из зоны их ответственности, исходя из того, насколько они понимают, что такое Красноярский край и что такое люди, которые вокруг них живут и работают.

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, мне как журналисту повезло, я бывал в Норильске, правда, порядочное уже время назад, и я видел эту норильскую гвардию, я видел, какие люди там есть и чего стоит там работать.

Слушаем звонок. Прошу вас надеть наушники.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Александр Геннадьевич, вас беспокоит Валерий Евстратов из города Твери. У нас в губернаторы хочет попасть Дмитрий Зеленин, который работал долгое время с вами. Хотелось бы получить небольшой ответ на маленький вопрос: как хорошо он с вами работал и почему он переехал в город Москву?

ВЕДУЩИЙ: Мы уважим вопрос слушателя, мы вам коротко ответим. Но я очень прошу, уважаемые слушатели, не надо задавать нам вопросы, которые не могут интересовать Россию в целом, носят земляческий или какой-то локальный характер.

Александр ХЛОПОНИН: Уважаемый Валерий, я, честно говоря, не хочу в данной ситуации вмешиваться в личный выбор жителей Тверской области. Про Дмитрия Зеленина я могу сказать только одно, что как профессиональный человек, как менеджер это действительно сильный профессиональный, качественный человек. Но этого еще мало. С моей точки зрения, самым важным являются его принципы и отношение к людям, с которыми он работает. Поэтому все будет зависеть от того, насколько он сможет доказать жителям Тверской области то, что он действительно на первый план ставит не бизнес, не экономические показатели, а отношение к людям. Это будет самым главным определяющим.

ВЕДУЩИЙ: Слушаем следующий вопрос.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Лидия Ивановна из Москвы. По Конституции Российской Федерации и по Бюджетному кодексу должно быть распределение финансов между федеральным центром и субъектами 50 процентов на 50. Но этого не происходит. И за годы рыночных реформ Россия скатилась из первой пятерки на 63 место в мире по индексу развития человеческого потенциала. В результате политики рыночных реформ режим ухитрился сделать дотационными около 90 процентов некогда цветущих регионов.

ВЕДУЩИЙ: Простите, прервите выше выступление. Ваш вопрос?

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Этим изложены вопросы. Так как в федеральный в бюджет 2004 года, в его проект заложена в пользу класса капитала отмена налога с продаж, то есть бюджеты регионов недополучат 60 миллиардов, то сколько это составит для вашего региона и за счет чего это будет компенсировано? И 30 процентов повышения зарплаты бюджетников у вас уже прошло? И сколько процентов бюджетных средств в 2004 году будет для Красноярского края распределено центром? 50 процентов по закону или нет? Ведь проект федерального бюджета...

ВЕДУЩИЙ: Ясен вопрос. Там 44 на 56, по-моему.

Александр ХЛОПОНИН: Уважаемая Лидия Ивановна, вы на самом деле очень много вопросов одновременно поставили...

ВЕДУЩИЙ: Распределение средств между центром и регионами по новому бюджету, ваша точка зрения, и чем возместится отмена налога с продаж?

Александр ХЛОПОНИН:... и очень сильно смешали все в одну кучу, хотя, в принципе, по сути вы действительно отразили самую болезненную точку, особенно для таких регионов, как Красноярский край, потому что Красноярский край является донорским регионом, сильным регионом и не получает ни копейки денег из федерального центра с точки зрения Фонда финансовой поддержки. Что касается перераспределения налоговых поступлений, я здесь не могу пожаловаться на федеральный центр, соотношение составляет около, если я не ошибаюсь, 51 на 49, приблизительно в этих параметрах, как раз в пользу федерального центра, но, тем не менее, это очень близко и схоже к 50 на 50.

Меня больше волнует другой момент, связанный с тем, что на сегодняшний день для меня непрозрачны взаимоотношения между федеральным бюджетом и региональным бюджетом. И сегодня, принимая определенные законодательные акты на федеральном уровне, например такие, как льготы по налогу на прибыль, предоставляющиеся различным промышленным предприятиям в Российской Федерации, мы на местном уровне не имеем практически никаких инструментов для того, чтобы этот налог в полной мере собрать. В целом по России собирается налог на прибыль так, как это должно, а по регионам - предприятия бегают, ища те регионы, которые предоставляют определенные льготы. Это самая большая беда и самая большая проблема.

Что касается заработной платы, могу сказать, что мы повышение заработной платы в 33 процента уже начали и уже выплачиваем работникам бюджетной сферы. Более того, мы погасили все долги по заработной плате перед нашими бюджетниками. И я считаю, что мы справимся с этой задачей. Хуже, конечно, дела обстоят в регионах дотационных. И там действительно это проблема, и надо поднимать вопрос на уровне федерального бюджета, собственно, чем мы сейчас непосредственно занимаемся.

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, несколько недель назад в этой студии был председатель Совета Федерации Сергей Миронов, мы этот вопрос перед ним ставили, и слушатели тоже. Он клянется, что в скором времени выведут соотношение бюджетов федерального и регионального - 50 на 50.

Александр ХЛОПОНИН: Надо не "в скором времени" говорить, а называть вещи - когда. Вот это принципиальнейший вопрос. И сегодня для меня, как для губернатора Красноярского края, это базовый вопрос.

ВЕДУЩИЙ: Вы член Госсовета, вы встречаетесь регулярно с президентом, так что у вас будет возможность об этом сказать.

Александр ХЛОПОНИН: Безусловно.

ВЕДУЩИЙ: Теперь я вот о чем хочу спросить. Ваш край, известно, это край, где расположены активы предприятий крупных промышленно-финансовых групп. С одной из них, с норильской вашей родной, вы позавчера, по-моему, подписали договор. В чем необходимость таких договоров и как вообще у вас складываются отношения вот с этими китами?

Александр ХЛОПОНИН: Хороший вопрос. Давайте начнем с простого. Являются ли соглашения, которые подписывают финансово-промышленные группы и, например, администрация Красноярского края, юридически защищенными? Отвечу: да. В чем их необходимость? Необходимость заключается в том, что сегодня несовершенно законодательство или законодательно-правовое поле, в котором сегодня эти группы, эти компании оперируют. Я приводил пример по налогу на прибыль, я могу привести пример по акцизам. То есть могу констатировать: сегодня с территории Красноярского края уходят налоговые платежи. Предприятия работают в крае, предприятия потребляют продукцию, электроэнергию, используют недра, которые находятся на территории Красноярского края. Тем не менее, в соответствии с действующим законодательством, имеет право платить налоги там, где считает нужным. Там, где для него это наиболее эффективно. Вот это является проблемой. В связи с тем, что есть такие лазейки, эти лазейки необходимо регулировать, эти прорехи в федеральном законодательстве необходимо каким-то образом регулировать, латать. В этом и есть основной смысл и содержание так зазываемых соглашений. Я хочу иметь прозрачные отношения между продымленными предприятиями и администрацией Красноярского края. В противном случае это какие-то (нрзб.) договоренности, от которых никакого эффекта ты не получишь.

ВЕДУЩИЙ: Так, нам скоро идти на перерыв, прозвучат новости, но мы, наверное, успеем принять еще один звонок. Пожалуйста, мы вас слушаем, только просим очень коротко.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Из Казани Файзуллин. В Татарстане очень активно проводят приватизацию госпредприятий. Но о схеме народного предприятия от руководителей ничего не слышно. Как у вас проводят приватизацию?

Александр ХЛОПОНИН: Дело в том, что приватизация происходит в соответствии с действующим федеральным законодательством. Давайте ответим на главный вопрос. По-моему, всем очевидно, в какую сторону государство двигается, и то, что у нас реально промышленные предприятия, другие сектора экономики должны потихонечку становиться частными, для меня этот процесс очевиден. Только немного все путают. Понимаете, в процессе приватизации промышленных предприятий очень важна регулирующая роль государства. Насколько государство в состоянии базовые отрасли, которые влияют на жизнеобеспечение населения, такие отрасли, как энергетика, такие отрасли, как топливно-энергетический комплекс, транспорт, насколько государство позволит или будет регулировать отношения в этих отраслях. Это первый вопрос.

Второй вопрос заключается в том, что в процессе так называемой приватизации могут происходить процессы и деприватизации. Я приведу пример. Например, если у нас есть на территории края угольные разрезы, я не исключаю ситуацию, что если угольный разрез является на сегодняшний день экономически убыточным и финансово-промышленная группа говорит о том, что "я буду поднимать цены на уголь, я буду, скажем, увольнять людей для того, чтобы иметь экономическую выгоду", то я поставлю вопрос иначе - я готов деприватизировать и, наоборот, национализировать эту отрасль и положить деньги из бюджета, чтобы защитить, сохранить социальную стабильность на территории, чтобы действительно люди могли нормально жить и работать.

ВЕДУЩИЙ: Мы сейчас прервемся, послушайте новости по "Маяку", потом мы снова встретимся в эфире.

(Новости.)

ВЕДУЩИЙ: Мы продолжаем наш разговор в прямом эфире с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным. Вопрос из интернета, Борис: "Александр Геннадьевич, известно, что экономика Сибири держится на трех китах: нефтедобыча, энергетика и транспорт". Транспортные расходы, по его сведениям, составляют 60 процентов себестоимости продукции. "Что вы намерены сделать, чтобы изменить этот дисбаланс?"

Александр ХЛОПОНИН: Немного некачественная цифра, но смысл заложен абсолютно верный. Действительно, самая большая проблема Сибири заключается в том, что Сибирь очень сильно удалена от рынков сбыта. Практически 3 тысячи в одну сторону, это рынок Юго-Восточной Азии, и практически 3 тысячи с лишним километров в европейскую часть рынка. Поэтому, действительно, проблема транспорта - это важнейшая проблема. И конкурентоспособными являются лишь те производства, те предприятия, которые на сегодняшний день обладают продукцией, в структуре себестоимости которой транспортные издержки минимальны.

Что можно для этого сделать? Как раз речь идет о том, что Красноярский край уникален, например, тем, что в нем сосредоточены практически все виды транспорта. Это и Северный морской путь, это и речной транспорт, это и железная дорога, и авиационные перевозки, это и автомобильные дороги. Идея создания мультимодального узла в Сибири, в центре Российской Федерации, как раз позволит оптимизировать эти транспортные издержки. Пример, простой для понимания: мы сегодня говорим, что алюминий везется в Европу по железной дороге, а гораздо эффективнее алюминий перегрузить на речной транспорт, довести до севера и Северным морским путем доставить в Европу, где основной есть рынок потребления. Это экономически дешевле, и различные транспортные составляющие должны работать на стыке. Это и есть так называемый мультимодальный узел. Если сегодня человек собирается лететь, например, в Ачинск из Владивостока, то сегодня он, чтобы долететь из Владивостока, должен из Владивостока долететь до Москвы, из Москвы прилететь в Красноярск, а потом из Красноярска в Ачиниск. Абсурднее модели я просто не вижу. Человек должен на самом деле спокойно прилететь в Красноярск, оттуда, из этого транспортного хабба так называемого, спокойно долететь непосредственно до Ачинска. Вот это называется концентрация, это называется хабб так называемый, это называется мультимодальный узел. Вот это и для человека, и для транспортных перевозок реальное удешевление, сокращение, повышение качества услуг.

ВЕДУЩИЙ: Намерены ли вы как-то в транспортном отношении открыться на юг, в сторону Китая, скажем?

Александр ХЛОПОНИН: Безусловно. Вообще моя позиция, я считаю, что Сибирь с ее достаточно дешевой, относительно дешевой энергетикой, имея реальные конкурентные преимущества, должна ими воспользоваться, и самый выгодный и самый мощный рынок сбыта - это Юго-Восточная Азия, это рынок, где сосредоточены потребители - 4 миллиарда населения.

ВЕДУЩИЙ: Звонок следующий.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Глубокоуважаемый Александр Геннадьевич, крепко жму вашу руку за то, что вы любите классическую музыку, чего не скажешь о многих политиках, не говоря уж о радиослушателях, к сожалению, которые не любят музыку, а везде во все лезут и вам звонить будут.

Вопрос: скажите, пожалуйста, отключаются ли в вашем крае, Красноярском крае, электроэнергия, отопление и прочее, как это происходит на Дальнем Востоке? Если нет, к счастью, то по аналогии с тем, что у ваших соседей все-таки это делается, скажите, пожалуйста, раньше, когда не было рыночной экономики, этих отключений не было? Сейчас они принимают массовый характер, особенно на Дальнем Востоке. Вопрос вам как специалисту: оправдана ли такая рыночная экономика? Цель-то ее - улучшение, а получается, что этого улучшения нет. Огромных вам успехов, спасибо.

Александр ХЛОПОНИН: Спасибо большое за вопрос. Вопрос действительно очень хороший. Я действительно переживаю за то, что происходит сегодня на Дальнем Востоке. Но поверьте мне, когда я приходил непосредственно в Красноярский край, действительно существовали проблемы, связанные с отключением тепла в школах, в домах, действительно людей это очень сильно беспокоило, и все кивали, и основной проблемой являлось наличие рыночных рычагов у такого крупного монополиста, как РАО "ЕЭС России". Поверьте, сегодня, при наличии рыночных рычагов у РАО "ЕЭС России", у нас в крае практически не происходит отключений, потому что основная беда лежит в так называемых муниципалитетах, в так называемых главах местного самоуправления, которые на самом деле не рассчитываются с энергетиками, а используют те средства, которые собирают непосредственно с территорий, не по прямым назначениям. Поверьте мне, здесь надо навести порядок, и никаких отключений не будет, и все будет работать, как часы. Сегодня между энергетиками и непосредственно потребителем стоит огромное количество перепродавцов, сегодня огромное количество муниципальных котелен, сегодня огромное количество частных муниципальных котелен. И там, безусловно, варится огромное количество денег, теневых денег в этой экономике. Здесь надо наводить серьезный порядок, поверьте мне.

ВЕДУЩИЙ: Следующий вопрос.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: С вами говорит Юрий Маркович Зарецкий. Я москвич, но детство, отрочество и юность прошли в Игарке, Красноярского края. Недавно в программе Юлия Семенова житель Игарки жаловался, что во время северного завоза везут всякие бракованные продукты, просроченные и так далее. У меня вопрос к вам: как сейчас у вас с северным завозом? И вообще, бывали ли вы Игарке, и как живет город?

ВЕДУЩИЙ: Я поддерживаю вопрос. Действительно, такой вопрос был. И я бывал в Игарке, поэтому я его поддерживаю.

Александр ХЛОПОНИН: Мне на самом деле очень приятно это слышать, потому что Игарка расположена недалеко от Норильска. Игарка является нашим базовым аэропортом подлета. И я в Игарке бывал очень часто, и я очень люблю и уважаю жителей, которые там живут. Хотя честно могу сказать, что условия, в которых живут жители Игарки, для меня сегодня являются практически ужасными. И действительно это проблема, и мы сейчас очень серьезно ею занимаемся. Дело в том, что исторически Игарка сложилась так, что Игарка - это порт и аэропорт. Порт в связи со снижением объемов перевозок практически развалился. Аэропорт в связи с тем, что не отстроена система в авиации, сегодня практически не загружен. Ну, и представляете, какие из этого последствия! И когда сегодня элементарно в школах в Игарке нет учителей, когда сегодня невозможно, собственно говоря, даже врача найти качественного, чтобы получить элементарное медицинское обслуживание, и при этом, я вам скажу, это вы знаете прекрасно, что это 200 километров приблизительно до Норильска и около 2 с лишним тысяч до Красноярского края... Чтобы из Игарки в Норильск, где качественное медицинское обслуживание, где хорошее образование, чтобы попасть туда человеку из Игарки, надо сперва прилететь в Красноярск, а потом лететь только в Норильск, это, честно говоря, беспредел. Этой проблемой мы сегодня занимаемся. Мы сегодня поставили этот вопрос под контроль. В ближайшие месяцы там пройдут выборы в местное самоуправление. Мы реально хотим поднять экономику порта, мы пересмотрим конфигурацию аэропорта. Сегодня по Игарке разработана большая серьезная программа. Для меня, действительно, это очень важная точка, очень важное место опоры. Поверьте мне, я очень люблю жителей Игарки, я все сделаю, чтобы они жили лучше.

ВЕДУЩИЙ: Александр Геннадьевич, у меня есть к вам вопрос, я его держал, но все-таки уже время на исходе, хочу его задать. Вы - представитель управленцев нового поколения с опытом работы в бизнесе. И с хорошим коммерческим образованием финансовым. Вы знаете, как у нас сейчас говорят о малом бизнесе. Просто сладких речей не оберешься. Вот премьер на последнем заседании правительства говорил, что это малые дети, которых нужно холить и лелеять. Президент об этом говорил, многие говорили. А когда дело доходит до регионов, до местных властей, то мало что меняется. У вас что-то меняется в отношении к малому бизнесу?

Александр ХЛОПОНИН: Я всегда считал и считаю, что дорожка должна быть с двусторонним движением. Я действительно считаю, что сегодня у нас огромная бюрократия и самая большая проблема на самом деле и на федеральном, на государственном, и на региональном уровне - это чиновник, это бюрократ. Это единственный, кто сегодня является препятствием для того, чтобы развивалось все, чтобы крупный бизнес развивался, чтобы малый бизнес развивался.

Я вам могу привести простой пример. Когда мы собираемся и, например, говорим о такой проблеме, как о сельском хозяйстве, и вот у меня есть заместитель губернатора, у которого штат, например, 72 человека или 80 человек, которые говорят о том, что, например, сегодня надо заниматься колхозами и совхозами и так далее и тому подобное, разбираться в каждом отдельно взятом случае. Поверьте мне, сегодня практически все колхозы и совхозы частные. И агропромышленный комплекс должен заниматься не колхозами и совхозами, а проблемой села, проблемой человека, тогда инвестиции будут адресные в село, а не заниматься отдельно взятым предприятием.

Что касается малого и среднего бизнеса, когда говорю "дорожка с двусторонним движением", я готов снять все барьеры и препоны, которые существуют на уровне бюрократа-чиновника. Но я всегда собираю представителей малого и среднего бизнеса и спрашиваю их: скажите, пожалуйста, если вы завтра получите льготы, где гарантия, что вы людям станете платить больше в виде заработной платы? Не так, как вы сегодня платите человеку 500 рублей, а остальное в виде конвертика кладете им в карман. Где сегодня гарантии, что вы, например, подпишите с ним соответствующее соглашение пенсионное и так далее? Где гарантии? Дорога должна быть с двусторонним движением, а не с односторонним. То, что малый и средний бизнес - это основа нашей экономики, поверьте мне, в этом я абсолютно убежден и буду этим заниматься.

ВЕДУЩИЙ: Звонок, пожалуйста.

РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: В настоящий момент в печати, в СМИ развернута кампания по переделу собственности. Меня интересует, как Александр Геннадьевич относится к этому вопросу, потому что вред, наносимый этой кампанией, неисчислим просто-напросто.

Александр ХЛОПОНИН: Я считаю, что эта тема развернута в средствах массовой информации искусственно. Я считаю, что никакого пересмотра итогов приватизации в России уже невозможно, это уже прошедший, что называется, период времени. А вот поиграть в это на самом деле кто-то еще захочет или кто-то попытается сделать на этом свои политические какие-то дивиденды, нажить себе. Поэтому я считаю, что к этому вопросу даже не стоит дальше возвращаться.

И вообще надо просто чаще рассуждать и обсуждать эти вопросы в обществе. Самое важное сегодня и для бизнеса, и для власти - отношение людей к этому процессу. Вот об этом стоит сегодня говорить.

ВЕДУЩИЙ: Короткие вопросы, ответы - "да", "нет". Как вы относитесь к идее объединения края с Таймыром и Эвенкией?

Александр ХЛОПОНИН: Очень положительно. Просто хочу это сделать качественно.

ВЕДУЩИЙ: И последний вопрос. Предлагали ли вам должности в правительстве, и не собираетесь ли вы перебраться из Красноярска в Москву?

Александр ХЛОПОНИН: Мне очень много и часто задают такого рода вопросы. Ответ: нет, никто мне ничего не предлагал и не собираюсь.

ВЕДУЩИЙ: Большущее вам спасибо. Напоминаю, что нашим собеседником в прямом эфире был сегодня губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Благодарю всех, кто нам звонил. Спасибо вам, Александр Геннадьевич. Вел программу Юлий Семенов. До свидания, до следующей субботы.

"Ядро могущества "Норильского никеля".

("Красноярский рабочий", 18.10.03, Эрих Пырх)

Итак, свершилось. В минувший четверг в Красноярске подписано соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между Советом администрации края и ОАО "ГМК "Норильский никель". Стороны в лице губернатора Александра Хлопонина и гендиректора "Норникеля" Михаила Прохорова связали себя массой обоюдных обязательств. Подписанный ими документ, срок действия которого ограничен 31 декабря 2004 года, выгодно отличается от "джентльменских соглашений", заключенных с другими финансово-промышленными группами.

Последнее утверждение основано на признании самого Хлопонина, сказавшего журналистам, что в прежних соглашениях, которые никто в глаза не видел, много размытых фраз и расплывчатых формулировок. Потому, мол, не очень-то хотелось их обнародовать. А вот сейчас - совсем другое дело, сплошная конкретика и четкие правила игры. Так что все желающие работники СМИ смогли получить по экземпляру этого замечательного документа сразу же после его "презентации", проведенной в губернаторском зале краевой администрации.

Изюминка соглашения с "Норникелем" заключается в одном крайне важном пункте, который дословно звучит так: "Компания обязуется обеспечивать устойчивые и планомерные поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Красноярского края, не применяя организационно-финансовых схем по выводу налогооблагаемой базы с территории Красноярского края". То есть, как пояснил Хлопонин, все налоговые платежи достанутся краю - и никаких хитроумных комбинаций. Причем это касается не только НГМК, но и таких структурных подразделений "Норникеля", как артель "Полюс", которая выбивается в лидеры отечественной золотодобычи.

Ничего не скажешь, это принципиальный момент. Неспроста прочие ФПГ, работающие в крае, не посчитали для себя возможным закрепить его на бумаге.

- Предполагаю, что другие компании не идут на это потому, что в рамках федерального законодательства используют финансовые схемы для вывода активов за пределы края, - резонно заметил губернатор.- Но мы намерены и впредь добиваться перевода их налоговых поступлений на территорию края. Вскоре в Москве я буду встречаться с Олегом Дерипаской. С "Юкосом" дело обстоит сложнее, но и здесь, надеюсь, что-то получится.

С "Норникелем", конечно, проще - Хлопонин не так давно им руководил и хорошо разбирается в тамошней финансово-экономической "кухне", а значит, может самостоятельно проследить изготовление подозрительных "блюд", да еще если контролирующие органы подключит... Впрочем, в этом вряд ли возникнет необходимость с учетом добрых отношений бывшего и нынешнего гендиректоров. Хотя вообще-то губернатор дал понять, что выполнение соглашения не будет зависеть, как в былые времена, от личных взаимоотношений руководителей "Норникеля" и края. Кроме того, достигнутые договоренности не должны зависеть даже от пресловутой конъюнктуры цен на цветные металлы.

А достигнуто действительно немало. Компания, в частности, обязуется развивать в крае свои дочерние структуры, создавая новые рабочие места; выполнить реконструкцию норильского аэропорта Алыкель и наращивать потенциал Енисейского речного пароходства; сохранить объемы поставок концентрата для переработки на "Красцветмете" на уровне нынешнего года; участвовать в разработке и реализации краевых программ по улучшению социально-экономического положения норильчан; спонсировать спорт.

Совет администрации края в долгу не останется. К примеру, до конца этого года с баланса ОАО "Норильский комбинат" должны быть переданы внегородские дороги общего пользования протяженностью около 66 километров и выделены средства в краевом бюджете на 2004 год для ЕМО город Норильск по двум краевым целевым программам. Также в бюджете следует предусмотреть норматив отчислений по экологическим платежам для Норильска в размере 54 процентов. В числе других обязательств - укрепление кооперационных и производственных связей между "Норникелем" и предприятиями края, содействие компании в оформлении прав собственности на земельные участки.

Предметом соглашения названо достижение баланса интересов сторон. При этом губернатор призывает разделить функции власти и бизнеса. "Власть должна обеспечивать социальную стабильность, а бизнес должен производить продукцию, снижать себестоимость, повышать прибыль и платить в полном объеме все налоги на территории",- полагает он. А что в большой степени обеспечивает социальную стабильность? Бесперебойная работа жилищно-коммунального хозяйства. Потому и не пристало бизнесу тащить эту обузу - разве это дело, когда жизнеобеспечением заполярного города занимается большей частью Норильский комбинат? Налицо, как выразился Хлопонин, "непрозрачность" - именно она, окаянная, не позволяла Норильску четко определить приоритеты той же реформы ЖКХ.

Вывод очевиден - бизнес должен сбросить власти "коммуналку". И то верно, какая с нее прибыль, тем паче в условиях Заполярья. А там можно и на Москву взор обратить. По соглашению "Норникель" обязался экспертно-аналитически помочь краевой администрации при разработке обоснований для решения вопроса о предоставлении краю из федерального бюджета средств на финансирование ЖКХ Норильска - до трех миллиардов рублей в год.

- В этом соглашении отражена совместная работа по уточнению федерального законодательства, касающегося северных пенсий, жилищно-коммунального хозяйства и ЕМО город Норильск, - сообщил Михаил Прохоров.- Выгода будет для всех - и для самого федерального законодательства, и для краевой администрации, и для "Норильского никеля". Мы исходим из социальной ответственности бизнеса и думаем не только о прибыли, но и о том, как живут и работают люди там, где представлена наша компания. Подобных соглашений мы больше ни с кем не подписывали, и понятно почему: Красноярский край был и остается ядром могущества компании "Норильский никель".

* * *

А. Хлопонин: "С одной стороны, "Норильский никель" - это крупнейшая компания, чьи платежи в консолидированный бюджет края к концу года составят около 16 миллиардов рублей (для сравнения: платежи "Русского алюминия" не превышают одного миллиарда). С другой стороны, для краевой администрации "Норильский никель" является такой же финансово-промышленной группой, как и другие. С точки зрения подходов никаких различий тут нет".

"Равноприближенность олигархов".

("Сегодняшняя газета", 18.10.03, Владимир Жилетов)

В четверг в администрации Красноярского края прошла встреча губернатора Александра Хлопонина и генерального директора ОАО "ГМК "Норильский никель" Михаила Прохорова. Итогом этой встречи стало подписание договора о социально-экономическом сотрудничестве. Стоит отметить, что это не первое соглашение региональной власти с финансово-промышленными группами, действующими на территории края. Ранее подобные документы были подписаны губернатором с "РУСАЛом" и "СУЭКом". "Именно в соглашении с "Норникелем" все точно, а в других соглашениях есть и размытые пункты", - отметил Александр Хлопонин. В ближайшем будущем губернатор намерен подписать подобные документы и с остальными ФПГ.

Целью подписанного вчера документа, согласно пункту 1.1, стали: "Действия сторон, направленные на достижения балансов интересов". На пресс-конференции, состоявшейся после заключения соглашения, губернатор дважды подчеркнул:

"В отличие от других финансово-промышленных групп "Норильский никель" подписал пункт соглашения, в котором компания обязуется "Обеспечить устойчивые и планомерные поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Красноярского края, не применяя организационно-финансовых схем по выводу налогооблагаемой базы с территории Красноярского края".

Для справки: в этом году налоговые поступления от "Норникеля" в консолидированный бюджет края составят около 16 млрд. руб. (50% бюджета), а в следующем эта цифра может увеличиться вдвое. То, что "Норильский никель" - крупнейший налогоплательщик в регионе, губернатор не забыл упомянуть.

Любопытно, что осуществлять какую-либо проверку соблюдения соглашения краевая власть не намерена. Как заявил губернатор, он прекрасно осведомлен о бизнесе "Норникеля", чтобы понимать, соблюдается ли этот договор "доброй воли". "Раньше взаимоотношения администрации края и Норильского комбината строились на личных связях. Теперь же все отношения зафиксированы договором. Прозрачность и долгосрочность отношений - основная суть подписанного документа".

Кроме того, губернатор рассказал, что в критические моменты компания готова кредитовать администрацию края, если у последней не хватит денег на реформу ЖКХ или на зарплату бюджетникам.

Важным аспектом документа являются взаимоотношения между Норильском и Норильским комбинатом. По мнению губернатора, часто взаимоотношения между властью и бизнесом были не прозрачны, потому как значительную часть социально-экономических функций нес на себе комбинат. Эта непрозрачность не давала возможность определить четкие приоритеты относительно жилищно-коммуналь-ной реформы, заработной платы работников бюджетной сферы, пенсионного обеспечения людей, проживших на Севере. Теперь можно расставить все точки^ над "Е".

В свою очередь, администрация Красноярского края взяла на себя обязательства содействовать развитию компаний, входящих в систему "Норильского никеля": "ЗАО "Полюс", ОАО "Таймыргаз", "Енисейского речного пароходства", ГМК "Норильский никель" и других. Речь идет об "обеспечении стабильных законодательных, административных, налоговых условиях работы "Норильского никеля" на территории края", "установлении экономически обоснованных тарифов на электроэнергию ОАО "Таймырэнерго", "содействии предприятиям компании в оформлении прав собственности на земельные участки" и "привлечении экспортно-аналитических служб компании для разработки обоснований при работе с федеральными органами власти".

Ядром могущества "Норильского никеля" назвал Красноярский край Михаил Прохоров, подчеркнув, что ни с одним из субъектов РФ, где компания имеет активы, подобный договор в ближайшем будущем не будет заключен. "Мы надеемся, что соглашение, подписанное с администрацией края, позволит нам быть более уверенными в наших позициях в Красноярском крае", - сказал глава "Норильского никеля".

Поскольку господин Прохоров нечастый гость в Красноярске, журналисты воспользовались возможностью задать вопросы о планах компании на ближайшее будущее. Так, глава "Норникеля" заявил, что в следующем году компания планирует добыть около 40 тонн золота, из которых 30 тонн придется на долю золотодобывающей компании "Полюс", расположенной в нашем регионе.

Кроме того, "Норильский никель" заинтересован в приобретении еще двух месторождений драгметалла в Красноярском крае. "Мы внимательно следим за развитием ситуации на Гузеевском месторождении и Титимухта. Кроме того, есть ряд перспективных участков, которые пока даже не рассматриваются для выставления на аукцион ", - отметил Михаил Прохоров. "Нам необходимо каждый год в 2-2,5 раза наращивать потенциальные запасы золота", - добавил он.

"Немного политик, немного менеджер, немного губернатор...".

("Сегодняшняя газета", 18.10.03, Людмила Винская)

Не знаю уж, как рождаются всякие там рейтинги (в переводе на русский - процесс оценки), но они с завидным постоянством присутствуют на страницах СМИ. Вот и 10-й номер журнала "Формула карьеры" вынес на обозрение своих читателей "рейтинг профессиональной репутации региональных администраций". Команде красноярского губернатора А.Г. Хлопонина отдано 7-е место. А высшие ступеньки пьедестала заняли чиновники Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Но если бы провести анализ, кто из губернаторов чаще и масштабнее появляется на страницах местных газет, то в таком случае наш мог бы претендовать на первое место.

Утверждение, что хорошего человека должно быть много, как шутливая формула звучит неплохо. Но насколько полезно, когда чиновник, являющийся первым лицом в крае, то и дело раздает пространные интервью самым разным местным изданиям, проводит с их помощью "прямые линии" с читателями - по поводу и без?

"Время быстрой езды" - так называлась беседа с губернатором края, опубликованная на этой неделе в "Городских новостях". О. Карлова подробнейшим образом расспросила Хлопонина: мол, чем край живет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет... Читатели должны были понять, что существуют они совсем даже не в провинции. Затем с помощью губернатора им предстояло разобраться в своих чувствах по отношению к теплоходу "Антон Чехов" и к хоккейной команде, а также открыть в Саянах туристскую Мекку... Толлинг, лом цветных металлов, будущее страны, роль олигархов, влияние чиновников на жизнь простого люда, проблемы ЖКХ. Всего не перечесть. И саму беседу, не то что перечесть, но даже на первый раз прочесть неподготовленному человеку трудно: уж больно она длинна.

"Красноярская газета" сочла своим долгом напечатать короткие выдержки из интервью Хлопонина краевому радио, которые поступили от Независимого информагентства. Вот такая цепочка... "Оцениваю работу на три с плюсом". Несмотря на заголовок троечника, чиновник похвалил-таки работу своей команды. Особенно должно порадовать красноярцев, что обитатели серого дома "зафиксировали, застабилизировали всю кредиторскую задолженность, реструктурировали её". Рывок снова замаячил: "Это означает, что, по большому счету, инвестиционные потоки, которые в Красноярский край могут прийти, должны прийти". В общем, глобально всё. Должно впечатлить. И тем не менее, помещенное на этой же полосе небольшое письмецо депутата ЗС Игоря Захарова "Поможем пострадавшим", написанное от имени фракции "За Лебедя!" производит большее впечатление. Лебединцы перечислили свою зарплату за октябрь погорельцам из Лесосибирска и призвали всех, у кого есть возможность, оказать посильную помощь. И тут же приписка редакции, лапидарнее не бывает, но говорит о многом: "...Это обращение горячо поддержал спикер А.В. Усс и многие другие депутаты". Так сказать, величина малых дел.

Но вернемся к тому, с чего начали... Занятный появился в СМИ жанр - вторичное интервью: это когда беседу организует кто-то один, а потом ее растаскивают по разным изданиям. "Страной руководят не олигархи, а чиновники" - этот заголовок венчает заметку в красноярском выпуске "Известий", посвященную "прямой линии" губернатора, устроенной красноярской командой "КП". Поняли, что к чему? Ясное дело, год в кресле губернатора, требуется какой-то отчет. Не лучше ли было подготовить один на все СМИ да и разослать им. Конечно, хотелось дать понять журналистам их эксклюзивность. Но в принципе получилось забавно, если взять да и прочесть все отчеты об этом историческом событии. Максим Царев, рассказывая в "Известиях" о том, как Хлопонин общался с "комсомольским" людом, подчеркнул, как этот самый люд умилительно воспринимает главу края... "Красноярцев интересовало буквально все: как зовут собачку губернатора и как обстоят дела с созданием лесного холдинга в крае, какой бы он хотел подарок получить на годовщину инаугурации и каковы его взгляды на проблемы образования. Разговор начался с риторического вопроса, кем все же больше считает себя Хлопонин, политиком или менеджером. Ответ был уклончивым - в том смысле, что каждый менеджер немного политик, а каждый политик немного менеджер". Так и тянет брякнуть: а каждый политический менеджер немного губернатор. Рассказала о том, как губернатор общался по телефону с массами и "Прямая речь" (№16); определив общий настрой так - "Душевный разговор", но заметив при этом, что "губернатор Александр Хлопонин начал жеманиться". Не забыл А. Орлов упомянуть и о любимом сорте пива, о собаках, пикничке, боязни летать. В общем, каждый чиновник немного и человек. Шутка.

А вот уже совсем не шутка. "Комсомольская правда" за 15 октября, сообщая, что "в Овсянке появится мемориальный комплекс сибирского классика" (на мой взгляд, Виктор Петрович - просто классик русской литературы. - Л.В.), дает и реплику губернатора: "Есть идея сделать Овсянку нашей культурной Меккой (снова Мекка! - Л.В.)... Никаких дискотек и прочих увеселительных учреждений я не допущу". Дай-то Бог! А то к нам в редакцию уже обратилась группа интеллигенции с просьбой защитить Овсянку, поскольку некоторые ретивые "культуртрегеры" предложили рядом с Астафьевской библиотекой построить чуть ли не ночной клуб. Говорят, уже и проект имеется. Теперь одна надежда на губернаторское слово. Окажется ли оно прочнее никеля?

Короче говоря, дел много, и у каждого они свои. Допустим, тот же номер "КП" сообщает, как 66-летний Андрей Кончаловский принял очередные роды у своей молодой жены. Мальчика назвали Петром, в честь деда.

"Московский комсомолец" - в Красноярске" (№42) предложил вниманию читателей три коротких реплики известных в крае политиков. Получилось забавно и немного грустно. Хлопонин: "Пресса у нас работает лучше, чем ФСБ". Лестно. Депутат ЗС Федотенко: "Шварценеггер мог бы стать губернатором края, а Александр Хлопонин без проблем победил бы на губернаторских выборах в Калифорнии". Почему бы и нет? Это идея! Реплика краевого парламентария Захарова посвящена Юрию Швыткину, который пробрался в ЗС под знаменами лебединцев, не сумев победить в одномандатном округе, и затем быстренько откололся - по ряду специфических причин. Одна из них, видимо, отражена Захаровым в "МК": "Он... очень дорог в эксплуатации".

Кстати, о дороговизне... "Аргументы и факты на Енисее" (№42) напечатали дивное "официальное опровержение". Разумеется, в рубрике "Анекдот в тему": "Не все политики, чиновники и журналисты у нас продаются. Многие уже проданы".

Как бы и землицу сибирскую не раскупили. Заморские капиталисты. Красноярский известинец А. Хохлов пугает в своей статье "Город Зеро" (см. №189), будто "США настаивают на строительстве у Енисея единственной международной атомной свалки". Места, что ли, на земле мало?

Но, знаете, газеты пишут и о хороших явлениях. Одно из таких явлений осветил "Вечерний Красноярск" (№70). В рубрике "Гость номера" - профессор Екатерина Константиновна Иофель, подарившая миру замечательных певцов, в том числе и Дмитрия Хворостовского. У замечательного педагога - юбилей. "Эту женщину поцеловал Бог. Дал ей великий талант и трудолюбие", - пишет Татьяна Соболева. И спорить с ней нет никакого резона. Да и не хочется. Истинная правда.

"Новая глава демократии".

("Известия-Красноярск", 18.10.03, Андрей Огнев)

Региональный пул губернаторов может выступить за отмену выборов.

В последнее время - как в Красноярске, так и в других ключевых регионах страны - на первое место выходит информационная поддержка очевидно прогосударственной версии о ликвидации института губернаторских выборов. Собственно говоря, подобные разговоры в той или иной степени будоражат внимание аудитории более десяти лет, но, после того как глава края Александр Хлопонин на днях озвучил собственную позицию относительно этой демократической процедуры, новая политическая линия приобретает реальные очертания.

По словам Александра Геннадиевича, он не против того, чтобы губернаторов назначали. Кто? Это уже, как говорится, второй вопрос: государственные решения о вступлении в высшую территориальную должность уже имеют прецедент. Самого Хлопонина поставил Указом президент Владимир Путин притом, что после проведения второго тура выборов губернатора возник правовой и одновременно политический казус. И что же?

Никто и помыслить не смеет о вероятной нелегитимности работы губернатора, даже отъявленная оппозиция. Плюс ко всему нетрудно принять во внимание то обстоятельство, что, например, Совет Федерации за три последних года уже сосредоточил в своих руках всю публичную кадровую политику, - и тогда перемена процедуры может быть полита обильным пропагандистским соусом на тему вечно живой российской демократии.

Ведущие политологи страны хорошо знают: реальные рычаги управления провинцией находятся в руках администрации президента. Но пока местный капитал, заработанный самыми экзотическими способами, активно противится кремлевским ставленникам - достаточно вспомнить, к примеру, криминальные похождения одного из руководителей национальной республики или лидера одного из автономных округов, которые не закончились даже административным замечанием, а не то что судебным процессом.

Пожалуй, поворотным пунктом этой сложной темы оказались выборы губернатора Смоленской области - там на место явно симпатизирующего уголовному миру главы территории пришел путинский чекист. Вот после этого пиар-структуры, близкие к центральной власти, и приступили к инициированному сбросу агитационной информации.

При Александре Лебеде, работающем, по его собственному выражению, с "серыми" деньгами провинциального бизнеса, в противовес Москве стал вырисовываться круг влиятельных российских губернаторов, могущих объединить силы ради спасения политики и бизнеса собственных жизнеобеспечивающих систем - к нашему генералу неофициально подключились Эдуард Россель, Евгений Наздратенко, Константин Титов.

Уже тогда Свердловская, Самарская области и Приморский край выступали сильнейшими раздражителями Кремля, который ввел внеконституционный институт полномочных представителей президента - никем не избираемых. Но авторитет многих любимых народом политических лидеров, скажем, Амана Тулеева, оказался намного сильнее, чем путинские новации. И версии о губернаторах-назначенцах возобновились, потому что чем больше власти у "народного" главы, тем меньше ее у столицы.

Вероятнее всего, под давлением всевозможных международных организаций выборы губернаторов все-таки не отменят: зато вот сам статус главы региона может измениться кардинально.

Вот прогнозируемые шаги -регионы объединяются, после этого будет избираться только глава "старшего" субъекта федерации; а в случае досрочного прекращения губернаторских полномочий следующий лидер территории будет назначаться безусловно.

Тогда из базовой демократической процедуры выпадет около тридцати регионов.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Ровно год назад, когда губернатор края сформировал новую команду, в Совете администрации Красноярского края насчитывалось семь заместителей губернатора и четыре и.о. 23 сентября 2002 года вступил в силу указ губернатора Красноярского края Александра Хлопонина "О формировании Совета администрации края". Новый состав главного исполнительного органа власти края выглядел так: Лев Кузнецов - и.о. первого заместителя губернатора края, Василий Кузубов -- и.о. первого заместителя губернатора края, Михаил Васильев - и.о. заместителя губернатора края, начальника Главного управления развития экономики и планирования администрации Красноярского края, Николай Глушков, Татьяна Давыденко, Анатолий Матюшенко, Юрий Олейников, Сергей Сокол - заместители губернатора края. Александр Новак - заместитель губернатора края, и.о. начальника Главного финансового управления администрации Красноярского края, Андрей Фурса - заместитель губернатора края, председатель Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом, Анатолий Якимов - заместитель губернатора края, начальник Главного управления природных ресурсов администрации Красноярского края.

"Уголовное преследование журналистов никому не делает чести".

("Сегодняшняя газета", 18.10.03, Игорь Яковенко)

Открытое письмо Генеральному прокурору Российской Федерации УСТИНОВУ Владимиру Васильевичу.

Уважаемый господин Генеральный прокурор!

Союз журналистов России уже обращался к вам по поводу конфликта между "Сегодняшней Газетой" и правоохранительными органами Красноярского края.

Напомним, что уже более года продолжается преследование журналистов и руководства газеты в рамках уголовного дела №9001640, возбужденного УВД Красноярского края по ст. 129 УК РФ. Инициатором данного дела выступил бывший директор Ачинского глиноземного комбината, бывший руководитель представительства компании "Русский Алюминий" в Красноярском крае, бывший и.о. губернатора Красноярского края, один из лидеров регионального избирательного списка партии "Единая Россия" Николай Ашлапов. На сегодняшней день заместителю редактора издания Максиму Глазунову предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.129 УК РФ, дело готовится к передаче в суд.

Конфликт между Ашлаповым и "Сегодняшней Газетой" ранее уже являлся предметом судебного разбирательства. Решением суда Центрального района г. Красноярска от 3 июня 2002 года удовлетворен иск Н.Ашлапова о защите чести, достоинства и деловой репутации, газетой опубликовано опровержение. Однако Н.Ашлапову этого показалось мало, и он инициировал уголовный процесс.

За время следствия дело дважды приостанавливалось, однако, используя свое влияние в крае, Н.Ашлапов каждый раз находил способ возобновить преследование журналистов, открыто выразивших о нем свое мнение. Некоторые моменты расследования не могут не вызывать удивления. В частности, когда дело в очередной раз было близко к своему логическому завершению - прекращению за примирением сторон, в конфликт вмешался прокурор Красноярского края Виктор Гринь. Он лично нанес визит начальнику ГСУ при ГУВД Красноярского края и потребовал забрать дело у следователя ГУВД г. Красноярска и передать его для дальнейшего расследования в ГУВД Красноярского края. Именно по прямому указанию Виктора Гриня в ГУВД края была создана оперативно-следственная группа во главе со старшим следователем по особо важным делам, а журналисту было предъявлено обвинение.

При этом никто в Красноярском крае не сомневается, что данное уголовное дело носит заказной политический характер. Именно такое мнение единодушно высказывается как журналистами, так и политической элитой края. Правоохранительные органы стали игрушкой в руках тех политических сил, которые в преддверие выборов в Государственную Думу хотел бы найти управу на средства массовой информации, дерзнувшие иметь свое собственное независимое суждение.

Позиция правоохранительных органов, занятая по этому делу, активно освещается средствами массовой информации, что ведет к подрыву престижа государственной власти, в том числе - исполнительной власти региона, где уже больше года осуществляется этот правовой беспредел, партии "Единая Россия", одним из лидеров регионального списка которой является Н.Ашлапов. Мы глубоко убеждены, что происходящее не делает чести и российской прокуратуре.

Союз журналистов России убедительно просит вас разобраться в сложившейся ситуации и дать ответы на следующие вопросы:

- По чьей указке действует прокурор Красноярского края В.Гринь, не гнушаясь лично вмешиваться в работу следователей и пытаясь дотащить до суда явно заказное и бесперспективное дело?

- Если прокурор Красноярского края выполняет государственный заказ, мы хотели бы знать, где и когда было объявлено о том, что политика российского государства отныне направлена на удушение независимой прессы путем фабрикации уголовных дел против журналистов?

- Если В.Гринь не выполняет государственный заказ, а действует исходя из каких-то иных интересов, мы хотели бы знать, не действует ли этот государственный чиновник в интересах частных структур, одной из политических сил либо отдельных влиятельных политиков?

Надеемся, что, получив честные и прямые ответы на эти вопросы, вы вмешаетесь в этот затянувшийся конфликт и положите конец уголовному преследованию журналистов "Сегодняшней Газеты".

С уважением, Игорь ЯКОВЕНКО, Генеральный секретарь Союза журналистов России.