Опубликован окончательный список выдвинувшихся кандидатов в депутаты в Государственную Думу России по Архангельскому одномандатному округу №61 (Северному) на выборах 7 декабря 2003. Редко какой одномандатный округ дает материал для масштабных политических заключений, но округ №61 - исключение. Здесь столкнулись интересы, которые не будут разрешены ни 7 декабря, ни даже на выборах губернатора Архангельской области в 2004. На повестке дня - непропорциональный раздел Архангельской области между слабой местной властью и сверхсильными общероссийскими корпорациями, владельцев которых по-прежнему называют "олигархами".

По данным ВЦИОМ (февраль 2003), губернаторский рейтинг действующего главы областной администрации Анатолия Ефремова составлял 31,6% (антирейтинг - 21,7%). А уже в сентябре 2003, по данным архангельского отделения Академии социальных наук, в округе №61 рейтинг Ефремова составил всего 18,3%, председателя ЦИК Александра Вешнякова - 17,3% (в феврале - 5,9%), председателя совета директоров Архангельского ЦБК, остающегося вне бизнес-контроля областной администрации и крупных российских корпораций, Владимира Крупчака - 12,0% (в феврале - 6,3%).

Архангельская область (и примыкающий к ней Ненецкий АО, естественный кандидат к скорому присоединению к области), - её лесной комплекс, ВПК, порт, алмазные и др. месторождения, транзитная территория - в центре интересов корпорации "Русский алюминий", нефтяных компаний ЛУКОЙЛ и "Роснефть" и др. В прессе широко описана длительная борьба "Русского алюминия" Олега Дерипаски (непосредственно и в лице управляющей компании "Базовый элемент" и инвестиционной компании "Континенталь Менеджмент") за Котласский ЦБК (находящийся в соседнем одномандатном округе №62) против "Илим Палп Энтерпрайз". В мае 2002 года губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов подписал с главой компании "Континенталь Менеджмент" соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. А в июле 2002 Олег Дерипаска "впервые признался, что всерьез интересуется лесной отраслью. Вместе с известным питерским банкиром Владимиром Коганом он создает крупный лесопромышленный холдинг, в который намерен включить Котласский и Архангельский ЦБК, а также еще около 30 предприятий" ("Ведомости", 25.7.2002)

Среди выдвинутых по 61-му округу кандидатов наблюдатели выделяют: лидера местных коммунистов Юрия Гуськова (14,0% в сентябре), оригинала-общественника Посада Вселенновича Древарха-Просветленного, москвича Алексея Дробашенко, председателя совета директоров Архангельского ЦБК Владимира Крупчака (депутатский рейтинг - 17,9%), замглавы администрации Архангельской области по социальным вопросам Тамару Румянцеву (19,0%), бывшего мэра Новодвинска Михаила Юрьева. Таким образом, коммунисту и вице-губернатору противостоит представитель Архангельского ЦБК, предназначенного к поглощению "Русским алюминием". Несомненно, борьба "Русского алюминия" за Архангельский ЦБК совпадает с тактическими интересами губернатора Ефремова по недопущению популярного представителя ЦБК в Государственную Думу, и в перспективе - к выборам губернатора области, в которых, очевидно, будет в третий раз участвовать сам Ефремов. При этом известно, что председатель ЦИК, архангелогородец Александр Вешняков, будучи в Архангельске, категорически выступил за ограничение губернаторской власти двумя сроками.

Интересы "Русского алюминия" в думской кампании прямо представляет юный специалист в области PR (родился 30 декабря 1971 года в Москве), выпускник сценарного факультета ВГИКа (1995) Алексей Дробашенко - c 2001 года начальник управления общественных связей группы "Сибирский алюминий", директор департамента внешних связей компании "Базовый элемент" (БЭ), представляющей Олега Дерипаску как собственника в компании "Русский алюминий", спикер БЭ в конфликте вокруг Котласского ЦБК, с июня 2003 - гендиректор компании "Евразийская группа", образованной на базе департамента внешних связей БЭ. Задачами "Евразийской группы" Дробашенко называет "репутационный менеджмент", PR и (в интервью "Коммерсанту") "олицетворение БЭ именем Олега Дерипаски". В интервью архангельской газете "Правда Севера" Дробашенко детализировал: "Империя Олега Дерипаски - это не только алюминиевые предприятия, это и автомобильное производство, и производство автобусов, страховой бизнес, лесной, текстильный. У нас есть "Русский алюминий", "Руспромавто", "Континенталь Менеджмент" - структуры, которые непосредственно управляют нашими предприятиями".

Вряд ли московский пиарщик всерьез готовится стать представителем более чем 500 тысяч избирателей Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Лешуконья и Соловков и олицетворять их "именем Дерипаски" или его "империи". Видимо, интерес "Русского алюминия" в том, чтобы его кандидат стал "техническим" для главного кандидата от Ефремова. Традиционное назначение "технического" кандидата - специальные электоральные задачи (судебная борьба против конкурентов, реализация акций, "пограничных" с предвыборным законодательством и т. п.). Доказательство "технического" характера и в том, что параллельно с выдвижением в 61-м округе Дробашенко занимает второе место в северо-западной части федерального списка блока Сергея Глазьева "Родина", что служит дополнительной (но не достаточной) гарантией избрания Дробашенко в ГосДуму. Насколько соответствует присутствие политического представителя "Русского алюминия" антиолигархической риторике Глазьева, не сообщается.

В той же логике - появление в списке экс-мэра Новодвинска Михаила Юрьева: Новодвинск - промышленная столица Архангельского ЦБК и естественный электоральный центр Крупчака. Поэтому любой иной кандидат из Новодвинска будет объективно конкурировать с Крупчаком. Кроме того, по неофициальным данным из Народной партии РФ (руководителем местного аппарата которой является Юрьев), выдвижение Юрьева было едва ли не инициативой губернатора Анатолия Ефремова. В связи с этим Юрьев рассчитывает на разнообразную поддержку.

Тактически понятным, но совершенно нелогичным представляется (безусловно, согласованное с Анатолием Ефремовым и одобренное им) выдвижение по 61-му округу вице-губернатора по социальным вопросам Тамары Румянцевой. Если Румянцева - популярный, ответственный и успешный сотрудник администрации (в округе ее рейтинг даже выше рейтинга Ефремова), то почему теперь губернатор избавляется от нее, отправляя на постоянную работу в ГосДуму? Если она сотрудник плохой и от нее "избавляются", то почему официальный медийный ресурс уже активно пропагандирует ее? Если действительно избавляется, то почему бы не "избавиться" таким же образом и от Крупчака, не мешая ему победить на выборах в Думу? Если Румянцева своим участием в думских выборах имеет своей целью не допустить в Думу Крупчака, который свой успех на выборах может конвертировать в будущую сильную конкуренцию Ефремову в губернаторской гонке, то кто даст гарантию, что Румянцева сама не захочет конкурировать с Ефремовым? И оправдан ли неизбежный управленческий кризис в социальном блоке обладминистрации и связанные с ним тяжелые электоральные потери власти - призрачным "спокойствием" на губернаторских выборах? Да и кто назовет поражение Крупчака на выборах в Думу "успокоительной" мерой, ведь оно способно только укрепить его мотивы к участию в губернаторской гонке.

Одно очевидно: выдвижение областного руководителя социального блока в депутаты, сейчас, когда одна социальная реформа следует за другой и дотационная Архангельская область далеко не решила еще свои социальные проблемы, превращает думские выборы в округе в своеобразный референдум о доверии губернаторской власти. И первый результат этого референдума уже есть: по данным сентябрьского опроса, среди всех кандидатов лидирует протестный "против всех" - 20,8%.

Если из союза областной власти с "Русским алюминием" никто не делает секрета, если "Русский алюминий" публично называет своей целью поглощение Архангельского ЦБК, а правоохранительные органы области в дни предвыборной кампании проводят обыски, похожие на акции устрашения руководства АЦБК, если согласованное участие в выборах в Думу Румянцевой, Дробашенко и Юрьева - факт, если власть готова передать под контроль "Русскому алюминию" лесную отрасль, то есть 51% областной промышленности, то вряд ли все это можно назвать планом стабилизации губернаторской власти. Третий губернаторский срок в таких условиях и с постоянно падающим рейтингом - в руках "империи". Вряд ли федеральная власть, последовательно "равноудаляющая олигархов" и санкционирующая право на третий срок только действительно незаменимым, будет удовлетворена таким результатом.