Боевики и наркотики проникают и будут проникать (в Казахстан и Узбекистан - прим.ред.) в последующем только одним образом - по территории Таджикистана и Киргизии. По этой причине нет ничего неожиданного в том, что главная тема встречи глав Узбекистана и Казахстана - региональная безопасность. Об этом, комментируя недавний визит Нурсултана Назарбаева в столицу Узбекистана Ташкент, в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Александр Князев.

"Главная тема прошедших казахстанско-узбекских переговоров на высшем уровне, как и вообще активизации двусторонних отношений обеих республик - региональная безопасность, и это не случайно. Буквально накануне, 18 июня, в интервью кувейтскому информационному агентству КУНА министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил о готовности находящихся на севере Афганистана этнических узбекских и таджикских группировок экстремистской и террористической направленности по проникновению на территорию стран Средней Азии и Казахстана. Как может происходить это проникновение? Граница Узбекистана с Афганистаном исключена, она, как говорили в советское время, "на замке". Любого сорта боевики, как и наркотики, проникают и могут проникать в последующем только одним образом - с территории Таджикистана и Киргизии. Это общая головная боль как для Ташкента, так и для Астаны", - отметил Князев.

Эксперт подчеркивает: Узбекистан совсем недавно покинул ОДКБ, главный мотив действий Ташкента - неэффективность организации. Казахстан - активный участник ОДКБ, но, надо полагать, также мало надеется на ее дееспособность в случае возникновения реальных и серьезных угроз.

"ОДКБ - институционально неспособно быть чем-то большим, кроме как поставщиком российских льгот другим участникам по военно-политическому блоку. Случись на территории Киргизии или Таджикистана серьезный очаг напряженности типа Баткенского в 1999-2000 годах, ввод тех же КСОР ОДКБ более чем проблематичен в силу двусмысленности самой власти хоть в Душанбе, хоть в Бишкеке. "Этнические узбекские" группировки, о которых говорит российский министр - это в большинстве своем граждане Киргизии, мобилизованные и переправленные в лагеря в Афганистане и Пакистане киргизские узбеки. И для них потенциальный "театр военных действий" - Ферганская долина, им важен реванш за те преступления, которые были совершены в отношении населения киргизского юга в июне 2010 года со стороны, прежде всего, киргизского государства. Которому, кстати, Исламским движением Узбекистана еще в августе того же 2010 года объявлен джихад" - комментирует эксперт.

Александр Князев считает, что и для Ташкента, и для Астаны проблемой безопасности являются границы с Киргизией и (для Узбекистана напрямую, для Казахстана опосредованно) Таджикистаном.

"Доверия к ним нет, надежды на ОДКБ слишком мало, необходима консолидация собственных усилий двух основных субъектов региональной политики, что, собственно, и происходит" - высказал свое мнение старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН.

Резюмируя, эксперт вспоминает о том, что в апреле нынешнего года состоялся визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву, где речь шла, в том числе, и о сотрудничестве в сфере безопасности. Кроме того, накануне визита Нурсултана Назарбаева в Ташкент, с консультациями в республике побывал замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин.

"Можно предполагать, что в ходе этих консультаций военные вопросы безопасности так или иначе поднимались, и взаимодействия с Москвой казахстанско-узбекский диалог не исключает, при самом оптимистическом раскладе можно предположить, что речь идет о взаимодействии в формате тройки: Астана, Москва, Ташкент... Но в любом случае, в любой из трех столиц в контексте прогнозируемых угроз с афганского направления главным должен быть вопрос: что делать с Таджикистаном и Киргизией?" - считает эксперт.