Эксперт: Евразийский союз не должен становиться "либеральной империей в духе Чубайса"
Заявление председателя Совмина Белоруссии
"До этого все шло довольно быстро - "на ура", - сказал он, одновременно напомнив о своем раннем заявлении о том, что одним из препятствий на пути к созданию данного объединения станут цены на энергоносители и единый доступ к системам трубопроводов Евразийского союза, для чего нужна "евразийская энергетическая хартия". "Поскольку все мы, партнеры по Евразийскому союзу, являемся одновременно и производителями, и транзитерами. Мы покупаем друг у друга энергоносители, в том числе Россия и Казахстан между собой выступают во всех трех ипостасях. Поэтому такие фундаментальные правила игры, очень прозрачные, четкие и ясные, должны определять инфраструктурный каркас нашей экономики", - сказал он.
"Ничего-то не произошло", - заявил он, констатировав, что Мясникович в своем заявлении развивает мысль, высказанную в статье президента Белоруссии, опубликованной еще 1,5 года назад. Корректно и вежливо, по его мнению, ставится вопрос о двух важных вещах: о равенстве хозяйственного допуска к трубопроводной системе и вообще о равенстве хозяйствования. В связи с этим он констатировал, что в России проживают 143 миллиона человек, в Казахстане - 17 миллионов, а в Белоруссии - 9,5 миллионов, "и, естественно, равенства экономических субъектов быть не может".
По мнению эксперта, есть несколько выходов из такой ситуации. Как считает он, необходим рамочный базовый договор, с чем согласен и Мясникович. "Необходим рамочный базовый договор. Что-то вроде конституции Евразийского союза, где должны быть прописаны эти моменты: что мы понимаем под "союзом", "национальным государством", каков порядок входа, выхода. Я бы даже добавил - каким является рабочий язык", - заявил он.
Политолог согласился с мнением Мясниковича о том, что "за матрицу" нужно брать Союзное государство, "поскольку там было отработано очень много вопросов": обеспечение свободы образования, передвижения капиталов, рынка труда и т.д. В связи с этим политолог отметил важность распространения данных положений и на территории Казахстана.
Еще одним интересным и важным моментом в заявлении белорусского премьера Солозобов считает "призыв к созданию неких общих объединенных министерств, ведомств", имеющих "надсоюзный" характер.
"Не секрет, что нас, грубо говоря, объединяла общность трубы, общность инфраструктурных монополий, единство железных дорог, негласное единство атомного комплекса. Это все носило неформальный характер. Нужно формализовать это", - считает эксперт.
По мнению Солозобова, четырем министерствам (атомная промышленность, энергетика, транспорт и военно-промышленный комплекс) необходимо выделить функции "надсоюзного" управления.
Политолог также обратил внимание на идею введения понятия товаров
Самый важный момент в выступлении Мясниковича и других политических деятелей, в том числе из Казахстана, по его мнению, - это то, что партнеры России по евразийской интеграции стали по-разному воспринимать глубину и темпы этой интеграции, утверждает политолог. По его убеждению, чтобы не потерять набранные темпы не надо "открывать дорогу для черного лоббизма", для "многих злоупотреблений", не надо превращать "наш Евразийский союз как союз равноправных государств, имеющих национальный суверенитет по образцу
"Вот на такой союз наши соседи - Белоруссия и Казахстан - не пойдут. Тем более, не пойдут и другие потенциальные члены и ТС, и ЕврАзЭс. Это четко должны понимать в Москве. И белорусский президент, и президент Казахстана не раз говорили: "Если нас будут ущемлять в процессах интеграции, мы выйдем из этого интеграционного образования", - подчеркнул он. По мнению эксперта, данные проблемы разрешимы, и надо задуматься над созданием "рамочных вещей".
В данном контексте он заметил, что президент Казахстана
Таким образом, Солозобов отметил важность создания конституционного акта; формирования единой энергетической хартии, где будут четко прописаны "правила игры"; формирования единого понимания темпов интеграции и создания её общественных механизмов, создания евразийской торгово-промышленной палаты трех стран, поскольку сейчас процесс интеграции "подчинен кабинетам", а внутри ЕЭП - "совершенно непрозрачная обстановка"; и общественно-медийного расширения идеи интеграции.
"Назарбаев не раз говорил, что интеграция - слишком важное дело, чтобы поручать его только политикам и чиновникам. Это абсолютно верная идея. Нам нужны общественно-политические институты, экспертные. Нам нужна ставка на молодежь", - подчеркнул он, отметив также наличие групп "откровенных противников" Евразийского союза. "Это не только либералы, это вполне конкретные серые и слегка сероватые бизнесмены, привыкшие комфортно работать в коррумпированной пограничной среде. С открытием государственных границ для них наступают новые времена. Это проблема только поступает", - сказал он.
Выступление белорусского премьера с подобным заявлением именно в данный момент времени, по мнению политолога, связано с недавним "медийным залпом" о том, что Белоруссия имела до $15 млрд преференций в рамках ТС. "Мне кажется, это связано с политикой защиты национальных белорусских интересов", - отметил он.
Отвечая на вопрос о том, какое воздействие могут оказать подобные заявления на процесс интеграции, Солозобов, в частности, сказал: "Любая правда, сказанная честно и откровенно, способствует продвижению вперед. Можно говорить, что Мясникович - агент Белоруссии. И что? Он - премьер Белоруссии и защищает национальные интересы Белоруссии. И Назарбаев защищает национальные интересы Казахстана, иначе он бы не был самым популярным президентом Казахстана. Конечно, Путин любит больше Россию, чем США. Это все - элементарные вещи. Мне кажется, все-таки не надо превращать политику Евразийского союза в набор пропагандистских кампаний и медиа-войн... Это серьезный проект".
Как уверен эксперт, данный проект "крупный, интересный и единственно спасительный для наших стран", а альтернативой ему является "политический синоним слова "распад".