В Латвии 1 июня 2013 г. прошли очередные муниципальные выборы по формированию органов самоуправлений, на которых латвийские партии, олицетворяющие власть, не смогли добиться победы, что явилось для них неожиданностью и разочарованием. Итоги выборов прокомментировал 6 июня в интервью ИА REGNUM старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

Какое значение придается муниципальным выборам 2013 г. в Латвии?

Латвия до сих пор не оправилась полностью от последствий глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., в ходе которого ее ВВП сократился на более, чем на 25 %, что привело к серьезному ухудшению материального положения латвийского населения.

Муниципальные выборы обычно проходят в середине между парламентскими и носят промежуточный характер в том смысле, что демонстрируют уровень доверия избирателей к политике правящей коалиции и выбранным путям развития Латвии в посткризисный период. В этом смысле муниципальные выборы можно рассматривать как прообраз поведения избирателей на парламентских, которые, согласно графику, должны состояться в 2015 г. Для внешних наблюдателей, к которым относятся главным образом страны-соседи: Белоруссия, Россия, прибалтийские республики - подготовка выборов, предвыборная компания, итоги выбора интересны тем, что наиболее рельефно отражают настроения, преобладающие в латвийском обществе в настоящее время.

Внимание СМИ и политиков приковано в основном к итогам выборов в Риге. Чем это вызвано?

В силу исторических и территориальных особенностей производственные мощности и трудовые ресурсы в прибалтийских республиках сосредоточены преимущественно в столицах, где создается более 50% национального ВВП. К примеру, Рига имеет репутацию одного из крупнейших морских портов Балтики, на который замкнуты железнодорожные и автотранспортные магистрали страны. Кроме того, столичное население в силу своего положения всегда более активно политически, и зачастую события столичной жизни становятся импульсом и примером общественной и экономической деятельности для остальной части населения страны.

Какая ситуация сложилась в Рижском самоуправлении после июньских муниципальных выборов?

В столице на прошедших выборах приняли участие 55,54% от числа зарегистрированных избирателей в то время, как средний процент избирательной активности по стране составил 45,89%. Столичные избиратели отдали свои предпочтения политическому блоку Центр согласия/Честь служить Риге (ЦС/ЧСР), который в результате получил в Рижской думе 39 мест из общего числа 60. Сложившийся баланс сил позволяет ЦС/ЧСР беспрепятственно провести на пост мэра своего кандидата. В качестве наиболее предпочтительной фигуры рассматривается действующий мэр Нил Ушаков.

Что означает для блока ЦС/ЧСР победа на выборах в Рижскую думу?

Названный избирательный блок приобретает характер устойчивой политической силы. Впервые он в стал победителем на муниципальных выборах 2009 г. Тогда блок также получил подавляющее число мест в Рижской думе - 38 мест из общего числа 60. Нынешние результаты свидетельствует, что деятельность Рижской думы, возглавляемой ЦС/ЧСР, за истекшие 4 года получила положительную оценку большинства столичных избирателей. Более того, цифры показывают, что популярность блока имеет тенденцию к нарастанию. Несомненно и то, что усиливается личный авторитет лидеров блока: Нила Ушакова (Центр согласия) и Андриса Америкса (Честь служить Риге). Выбор столичных избирателей можно расценить также как мандат на претворение в жизнь программы блока, имеющей ярко выраженную социальную направленность.

Каковы общие оценки победы ЦС/ЧСР на выборах в Рижскую думу?

Вопрос многоаспектный. Наиболее очевидно влияние результатов выборов в Рижскую думу по самой болезненной для Латвии теме неграждан. Общественно-политическая деятельность блока и его повторная с солидным преимуществом победа свидетельствуют о том, что насаждаемое властями Латвии этническое противостояние теряет поддержку в латвийском обществе. Своим существованием блок доказывает предметную возможность межэтнической конвергенции и межэтнического сотрудничества на благо гражданского общества Латвии. Его программа направлена на достижение устойчивого развития страны.

На этом фоне менее привлекательными для латвийского населения выглядят программные установки и практическая деятельность правящей коалиции, предусматривающие серьезные социальные ущемления. Нынешние результаты - своего рода тревожный сигнал для правящих партий о том, что они больше теряют, чем приобретают в преддверии будущих парламентских выборов.

Какое значение итоги муниципальных выборов 2013 г. могут иметь для России?

Межгосударственные отношения поддерживаюся через механизм госсаппарата, формируемый президентом и правительством. С этой точки зрения муниципальные выборы непосредственно не затрагивают отношения Латвии с другими странами. Другое дело - распространенная в мире практика поддержания связей между регионами и отдельными городами. Социально-экономическая нацеленность программы ЦС/ЧСР с учетом масштабов Риги несомненно содержит солидный потенциал для развития двусторонних контактов российской и латвийской столиц. В более широком плане межэтнический характер блока ЦС/ЧСР открывает дополнительные возможности для расширения обмена между Москвой и Ригой в области культуры, образования, науки.