1 февраля 2013 года стало датой начала процедуры формирования Общественной палаты города Москвы. В настоящее время этот орган, созданный в соответствии с законом города от 4 июля 2012 г. N34 "Об Общественной палате города Москвы" (Приложение I), на основании указа мэра Москвы от 23 января 2013 года № 4-УМ "О формировании Общественной палаты города Москвы", приступил к работе. О том, каковы приоритетные направления деятельности нового института, какие важные вопросы предстоит рассмотреть Общественной палате, как выстраиваются отношения с органами власти и организациями гражданского общества города, корреспонденту ИА REGNUM сообщила член Общественной палаты Москвы, действительный член МОО "Академия политической науки" Ирина Орлова.

ИА REGNUM: По сравнению с другими регионами Москва довольно долго "раскачивалась", прежде чем создать свою собственную Общественную палату. Почему именно сейчас этот проект был реализован?

Естественно, то, что произошло за последний год - это некоторый прерыв постепенности. Количество перешло в качество: общество стало более ярко проявлять свою гражданскую позицию, это и Болотная, и проспект Сахарова, и Поклонная гора. В этих условиях такой орган, как Общественная палата, стал необходим. Нельзя сказать, что Москва прежде по этому поводу совершенно не беспокоилась. В городе несколько лет работал Общественный совет, который возглавлял председатель Московского городского Совета ветеранов Владимир Долгих. Это была достаточно представительная структура, в которую входили специалисты по различным вопросам городской жизни: социальной защиты, патриотическому воспитанию, просветительской деятельности, миграции, культуры, вопросам развития гражданского общества... Многие из членов Общественного совета вошли в Общественную палату, так что определенная преемственность сохранилась. Это, конечно, хорошо. Но городская жизнь действительно изменилась, население стало социально активнее, для выражения своих потребностей ему нужен диалог с властями, и чтобы этот диалог наладить, такой орган как Общественная палата просто необходим. В этом я и мои коллеги видят свою задачу.

ИА REGNUM: Удалось ли уже обсудить какие-то вопросы, важные для города?

Пока никакие конкретные вопросы не рассматривались, но удалось наметить некоторые направления в работе. В частности, та комиссия, в которой я состою - комиссия по развитию институтов гражданского общества, местного самоуправления и добровольческой деятельности - вчера встречалась с председателем Московской городской Дума Владимиром Платоновым, где мы попытались наметить наши точки соприкосновения. Законодательный орган власти города, конечно, должен с нами взаимодействовать, а мы, в свою очередь, с ним. Мы договорились, что примем практическое участие в законотворческой деятельности, и проведем общественную экспертизу. Опыт Москвы по общественной экспертизе уже небольшой, но есть. В частности, была ситуация с Генеральным планом города, который был таким образом проанализирован. По словам Владимира Платонова, они получили более 10 тысяч отзывов, которые нужно было либо принять, либо обосновать, почему предложения не приняты. В случае с Общественной палатой, думаю, это станет правилом. Населению следует показать, что их должны услышать, действительно услышат, и даже если те или иные предложения или возражения не будут приняты, будет дан аргументированный, обоснованный ответ - почему. Главное, чтобы не было равнодушия, пренебрежения. Это Палата должна отслеживать: чтобы и власть, и общество были открыты по отношению друг к другу. А открытость предполагает, в том числе, доступность, участие в жизни города, в разработке, принятии и выполнении законов. Это, кстати, накладывает определенные обязательства не только на власть, но и на общество. Если общество разделяет ответственность за жизнь города, то естественно, что поведение населения тоже должно соответствовать. Не должно быть волюнтаризма, популистских решений. Всё должно быть цивилизованно. Должен быть закон, и все действия должны осуществляться в рамках закона.

ИА REGNUM: И, соответственно, каковы ближайшие организационные планы?

Нам предстоит утвердить Положение об Общественной палате, о деятельности комитетов и так далее, так что организационных моментов еще много, но работа уже началась. В частности, наша комиссия к сентябрю намерена провести анализ состояния гражданского общества Москвы. Сейчас на повестке дня у нас два момента: участие в законотворческой деятельности совместно с городской Думой и формирование дальнейших стратегических планов, касающихся работы Палаты, то есть деятельность, направленная на перспективу.

ИА REGNUM: Если впечатления от встречи со спикером МГД положительные, то как насчет взаимодействия с органами исполнительной власти города?

Взаимодействия с мэрией выстраиваются продуктивно. Мы работаем в основном с Комитетом общественных связей Правительства Москвы, которым руководит Александр Чистяков. Он имеет большой опыт работы с общественными организациями, в его команде много профессионалов своего дела. Именно этому ведомству поручена организация взаимодействия Палаты и Правительства Москвы. И это работа далеко не техническая. Я с 2004 года как эксперт работаю с этим Комитетом: в рамках этого сотрудничества было сделано несколько исследований по проблемам взаимодействия органов государственной власти города Москвы и институтов гражданского общества. Для общественных организаций города комитет сделал немало. В частности, организовал специальную площадку: Дом общественных организаций. На базе этого Дома проводятся школы НКО, обучающие семинары для активистов-общественников, конкурсы, реализуются социально значимые проекты, созданы филиалы и на местах. Так что реальная помощь организациям гражданского общества оказывалась и оказывается. Это большая кропотливая работа. Единственный момент, на мой взгляд - ей не хватает публичности. Нет у нас пока традиции интересоваться повседневными, обыденными делами - мы привыкли мыслить глобально... Хотя на Западе, например, эта традиция существует и хорошо развита. В этом смысле и СМИ должны повернуть голову в сторону общественности.

ИА REGNUM: Если, действительно, говорить о работе на местном уровне - планирует ли Общественная палата Москвы взаимодействовать с органами местного самоуправления? В последнее время наметилась некоторая тенденция развития муниципалитетов, передачи им дополнительных полномочий.

Безусловно, такие планы есть. В нашем комитете отдельным направлением работы как раз является развитие местного самоуправления. Муниципалитеты, конечно, работают - нельзя сказать, что они вообще не работают - но у них есть еще больший потенциал по оказанию услуг населению. Сейчас, например, пожилое население испытывает большой интерес к компьютерным технологиям, к обучению работы с Интернетом. С учетом того, что в Москве сейчас начало работать открытое правительство через интернет, например, можно написать на горячую линию жалобу, записаться к врачу, получить различные справки и так далее. Конечно, пожилому человеку это легче сделать у себя дома, чем идти и отстаивать очередь. В целом, задача органов местного самоуправления - повышение качества жизни населения города. Тут, на мой взгляд, важна не столько политическая составляющая, сколько социальная. Еще один немаловажный момент, связанный с культурой, с исторической памятью. Москвичей нередко волнуют вопросы: как назвать или переименовать улицу, станцию метро и так далее. Мнением населения в таких вещах следует интересоваться.

ИА REGNUM: Действительно, обсуждаются сейчас вопросы наименования улицы в честь Сталинградской битвы, переименования "Войковской"...

Да, это подчас болезненные вопросы. Жителей надо привлекать к этой дискуссии и подходить к таким вещам осторожно.

ИА REGNUM: Сейчас на федеральном уровне часто и подробно обсуждается статус и перспективы работы НКО. Как в Москве с ними обстоит дело? Как Общественная палата планирует с ними взаимодействовать?

Если обратиться к статистике: в Москве насчитывается около 30 тысяч НКО. Динамика интересна: около двух тысяч регулярно закрывается, столько же и открывается. Так что количество сохраняется на примерно одинаковом уровне на протяжении нескольких лет. Они достаточно разнообразны. Большинство - организации ветеранские (около миллиона человек), женские (около 420 тысяч), детские (более 100 тысяч человек). Профессиональных союзов и ассоциаций в Москве насчитывается около 11% из общего числа НКО, в них объединяются ученые, преподаватели, менеджеры, предприниматели и так далее. Такие организации обычно создаются в целях поддержки профессиональной деятельности и отстаивании профессиональных интересов. Собственно говоря, каждый член Общественно палаты является членом одной или нескольких общественных организаций и очень хорошо знает их проблемы. В целом, в Москве общее состояние НКО лучше, чем в регионах - сказывается специфика большого города. И вот на встрече с Владимиром Платоновым мы вышли с предложением издать информационно-аналитические материалы "Москва в XXI веке", что позволило бы обеспечить определенную публичность общественным организациям, познакомить таким образом и москвичей с тем городом, в котором они живут. И политическая, и экономическая структура Москвы - всё это можно было бы осветить в таком издании. Говоря об НКО, стоит отметить и большой потенциал добровольческих организаций: именно к общественным организациям с большой степенью готовности обращаются волонтеры. Эта деятельность в Москве набирает обороты. И она не является преимущественно молодежной, как принято считать: в кризисных, экстренных ситуациях добровольческую поддержку оказывают самые разные люди: приезжают на машинах, развозят пострадавших, помогают обустраивать территории, осуществляют экологическую помощь городу и так далее. Жаль, что об этом мало пишут СМИ. Такой информации должно быть много. В свою очередь, Общественная палата будет выпускать информационное издание, чтобы обеспечивать гласность, публичность НКО.

ИА REGNUM: К вопросу о гласности: теперь москвичи должны знать о том, что есть Общественная палата, и в случае возникновения предложений, инициатив, жалоб, они могут обратиться к этой инстанции. Как планируется выстраивать эту работу по информированию граждан?

Прежде всего, мы будем развивать сайт Палаты: оперативный, простой ресурс. Ссылки на него есть на официальном сайте Правительства Москвы, на сайте mosportal.ru. Что касается распространения информационных материалов Палаты, то, конечно, недостаточно, чтобы они лежали только лишь в мэрии. Надеемся, что они будут и в муниципалитетах, и в префектурах - там, куда приходят люди. Будет работать и приёмная. К осени мы намерены закончить организационные мероприятия, и с сентября Общественная палата Москвы заработает в полную силу.