Владимир Абрамов: В чем смысл концепции досрочных выборов губернатора "заграничной" Калининградской области
Политолог, доцент кафедры политологии и социологи Балтийского федерального университета им. Канта
Политическая жизнь в Калининградской области, взбудораженная двумя годами переходящих из одной в другую избирательных кампаний, в настоящее время, кажется, поставленной на паузу. Однако на фоне этой передышки неким элементом оживляжа стали распространяемые последние полгода слухи о разного рода экстраординарных вариантах развития политического процесса в самом ближайшем будущем.
В частности, регулярно муссируется гипотеза о возможности проведения осенью 2013 года досрочных губернаторских выборов. Подаётся эта версия под обязательным ныне мундиальным соусом. Мол, подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года требует концентрации всех сил и средств, дабы не посрамить честь России-матушки на западной её витрине. Поэтому неслед отвлекаться на всякие электоральные глупости в 2015 году. Проведем выборы сейчас - и дело с концом.
Лукавство подобного объяснения очевидно. Отдельные деятели, радеющие за стабильность с излишним энтузиазмом, уже договорились до того, что выборы вообще являются абсолютным злом, подлежащим искоренению. И ладно бы, чтобы с такими откровениями выступали эксперты пополам с публицистами: публика, специально предназначенная для того, чтобы нести всякого рода бредятину. Оригинальнее подобные спичи выглядят в устах людей, избранных гражданами на соответствующие должности. Если вы являетесь принципиальными противниками выборного механизма, так и не поступайтесь принципами, не участвуйте в этом шабаше темных сил. Да и вообще, демократия - ужасная форма власти. Просто остальные еще хуже.
Реальный смысл концепции с досрочными выборами губернатора Калининградской области, естественно, к мундиалю никакого отношения не имеет. Она возникла под впечатлением того состояния, в котором ныне находятся оппозиционные силы региона. Публичная активность оных монотонно стремится к нулю. У коммунистов хватает сил участвовать в общефедеральных акциях партии, но на большее они не способны. В местной ячейке
Про остальные оппозиционные партии в регионе говорить нет смысла. По причине их нахождения на стадии кружков по интересам. Нет, формально все признаки партийности налицо: руководители, круглая печать, представители в областной Думе. Вот только вся работа этих виртуальных структур как раз и сводится к заявлениям представителей их фракций в региональном парламенте. И то, даже подобных спичей могло быть побольше и тональность их должна бы отличаться от выступлений за мир и дружбу в духе кота Леопольда.
В подобных обстоятельствах неизбежно возникает искушение воспользоваться деморализованным состоянием противника и навязать ему борьбу, сиречь предвыборную кампанию, в заведомо проигрышной для него ситуации. Когда у оппонентов нет ни сил, ни средств, ни толком раскрученных кандидатов.
Любители таких конспирологических построений предпочитают не замечать одной существенной детали. Состоящей в том, что сегодня федеральный центр не настроен на форсирование выборной активности на местах. Социально-экономическая ситуация не располагает к акциям с неопределенным исходом. Поэтому в столице рационально предпочитают использовать в отношении разных "досрочных" инициатив проверенным дедовским принципом: "Не буди лихо пока тихо".
После вступления в силу в очередной раз измененной версии закона о механизме наделения полномочиями глав субъектов Федерации у любых разговорах о губернаторских выборах - досрочных или очередных - появился дополнительный момент. Речь идет о возможности избежать прямых всенародных выборов, заменив их эрзацем: голосованием в местном заксобрании по кандидатуре, одобренной президентом.
Первоначально предполагалось, что из 8 субъектов Федерации, в которых в этом сентябре предстоит смена глав исполнительной власти, новая-старая схема будет использована в трех: Дагестане, Ингушетии и Чукотском округе. Упоминание крайнего северо-востока страны не может не вызывать удивления, т.к. особых национальных проблем здесь не отмечалось уже лет 80, с тех пор, когда оленеводов и охотников на китов сгоняли в колхозы. Последние двадцать лет власти вообще перестали пытаться регулировать быт местного населения, что устранило всякую почву для межэтнической напряженности. Между тем, именно ссылкой на возможность роста национальной напряженности в регионах, где проживают представители различных этносов, и аргументировалась очередная отмена губернаторских выборов.
В случае Чукотки этот тезис был подменен утверждениями о сложности сбора подписей муниципальных депутатов в столь обширном и малонаселенном районе. Но региональная элита решила не пользоваться этим щедрым презентом. Хотя бы потому, что не горит желанием до предела укорачивать поводок, которым она привязана к чересчур инициативным деятелям из федерального центра. Да и
Иной была реакция на инициативу Москвы на Северном Кавказе. В частности в Ингушетии и Дагестане. Хотя первая по формальному признаку также не может быть отнесена к регионам, в которых высокая национальная чересполосица требует особой тщательности при решении вопроса о руководителе субъекта Федерации. Сегодня Ингушетия, наряду с соседней Чечней, мононациональный район. Свыше 90% населения которых составляют вайнахи. Соответственно ингуши и чеченцы. Просто нынешний ингушский лидер по данным опросов проигрывает двум своим предшественникам и харизматичному Герою Советского Союза
Еще сложнее ситуация в Дагестане, который давно стал эпицентром вооруженной борьбы на Северном Кавказе. Тем паче, что здесь недавно сменили главу и существует опасность, что
Эксперты полагают, что в дальнейшем стоит ожидать чрезмерной активности ряда глав чисто российских регионов, желающих отменить в своих нынешних вотчинах прямое голосование под всяческими предлогами, включая не только межэтнические сложности, но масштабы территории или геополитические особенности. Последний аргумент, кстати, можно легко использовать не только в практически "заграничной" Калининградской области. После распада СССР более половины субъектов Федерации превратились в приграничные зоны.
Во всяком случае, разговоры о нецелесообразности прямых выборов губернаторов в калининградском политическом бомонде уже слышны. Превратятся ли они из досужих баек в зондаж общественных настроений и предварительную обработку оных во многом будет определяться теми трендами, которые станут доминировать в общенациональном российском процессе.
Что же касается выборной тематики, то уже через две-три недели тема досрочных губернаторских выборов осенью 2013 г. потеряет актуальность. Просто потому, что пройдут сроки, законодательно установленные хоть для плановой, хоть для досрочной предвыборной кампании. Теперь конспирологам надо привязывать свои рассуждения к новой дате - сентябрю уже 2014 года.
Но это не означает, что электоральный вопрос снят в Калининградской области с повестки дня текущего политического сезона. Из поля зрения политизированной общественности длительное время выпадает тема неизбежных электоральных мероприятий осени нынешнего года: муниципальных выборах в калининградской провинции. Как известно, 8 сентября населению городков и поселков региона предстоит избрать 517 депутатов муниципальных Советов первого и второго уровня.
Как уже отмечалось выше, калининградская оппозиция находится в полукоматозном состоянии. В силу чего, можно ожидать, что в большей половине избирательных округов не будет кандидатов ни от одной из действующих в Калининградской области политической силы, помимо "Единой России". Что в сотый раз наглядно свидетельствует о нежелании местной оппозиции покидать пределы, очерченные окружной дорогой в Калининграде.
Между тем, предстоящие выборы важны не только в качестве демонстрации своей политической эффективности за пределами столицы Калининградской области различными партиями. Не стоит забывать о том, что при выборах главы региона будет действовать пресловутый муниципальный фильтр. Который в основном и будет сформирован на выборах 8 сентября 2013 года.
Об авторе. Владимир Абрамов, 53 года. В 1976 г. поступил в Калининградский государственный университет, в 1978 г. для продолжения обучения переведен в Ленинградский госуниверситет им. Жданова, который с отличием окончил в 1981 г. Затем поступил в очную аспирантуру при ЛГУ. В ноябре 1984 г. защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. С 31 декабря 1984 г. преподаватель Калининградского госуниверситета, кафедра истории КПСС, затем - кафедра истории политических движений, кафедра социологии и политологии, философии. С 1991 г. - доцент. Автор 117 научных и учебно-методических публикаций. Лауреат IV(1997) и II(1998) премий всероссийского конкурсов научно-популярных работ, проводившегося Институтом "Открытое общество". Обладатель 9 индивидуальных и коллективных грантов от российских и международных научных фондов. Повышал квалификацию за рубежом: учебная программа на о. Борнхольм (Дания), сфокусированная на проблемах развития социальной сферы (1998-1999 г.); учебная программа в Лондонской высшей школе экономики и управления (Англия, 2000 г.). В 2001-2003 гг. - начальник информационно-аналитического управления Калининградской областной Думы, консультант фракции "Союза правых сил". В 2004-2005 гг. - заместитель начальника информационно-аналитического управления администрации Калининградской области; в 2006-2008 гг. - заместитель начальника отдела пресс-службы городского Совета депутатов Калининграда. С 2009 г. - по настоящее время - совмещает работу начальником аналитического отдела информационно-аналитического управления администрации Калининграда с преподавательской деятельностью в Балтийском федеральном университете имени Канта.