"Александр Хлопонин: "Больше хлеба, меньше зрелищ". ("Красноярский рабочий", 09.10.03, Эрих Пырх)

Губернатор прогнозирует реальное повышение уровня жизни населения края в 2006 году.

"У государственной власти есть три пути. Можно разогнать парламент и напринимать нужных законов. В Москве уже стреляли 10 лет назад, думаю, вряд ли кто захочет этого еще. Второй путь - на переходном этапе построить корпоративную модель управления, когда, грубо говоря, 51 процент голосов депутатов будет у партии власти. И третий путь - побежать назад, устроить революцию и все национализировать. Считаю, что президент России из этих трех путей выбрал правильный".

Время течет быстро. Говоря о краевой администрации, мы все еще по привычке употребляем слово "новая", хотя это определение явно устарело. Уже год в должности губернатора края работает Александр ХЛОПОНИН. За этот период в социально-экономической жизни края произошло немало событий. Взлетов, пожалуй, не было, но и явных провалов тоже. Губернатор наверняка приобрел как новых сторонников, так и новых противников, и это нормально. Оценка ситуации в крае аналитиками и наблюдателями весьма разнится. Где-то преобладают розовые тона, где-то - темные краски, и в этом тоже нет ничего удивительного. Думаем, нашим читателям небезынтересно будет узнать, как сам Хлопонин оценивает то, что удалось сделать под его началом исполнительной власти края, какими он видит ближайшие перспективы развития Красноярья. Обо всем этом и пойдет речь в сегодняшнем интервью.

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ

- Александр Геннадиевич, минул год с того дня, как вы стали губернатором огромного сибирского региона. Срок достаточно большой для того, чтобы подвести кое-какие промежуточные итоги. Скажите, что, по-вашему, удалось сделать за этот год и что не получилось?

- Знаете, меня постоянно пытаются загнать в какие-то временные рамки. Я бы выстроил график работы немного по-другому. Есть некие этапы, которые я для себя запланировал. Этап номер один (от него никуда не деться) - это так называемая ревизия, когда нужно сделать инвентаризацию всего того, что ты получил "в наследство". На это требуется, как минимум, полгода - чуть больше или чуть меньше в зависимости от интенсивности работы. Тогда же происходит "притирка" губернаторской команды.

Второй этап - наведение порядка, когда обозначается массив проблем, которые необходимо решать. Надо юридически оформлять какие-то вещи, создавать различного рода механизмы и инструментарии, такие, как координационные советы и госзаказ. В это время ты централизуешь средства, чтобы не растекались бюджетные деньги, выстраиваешь новую программу действий с точки зрения межбюджетных отношений, добиваясь их прозрачности. Этот период длится примерно год.

А затем начинается тяжелый труд, когда вырабатываешь стратегию и определяешь ориентиры для дальнейшего движения. По моей оценке, на это требуется года два. И только потом люди смогут ощутить на себе результаты того, что делалось в крае в предыдущие годы.

- То есть ждать рывка придется еще долго? Сейчас-то мы на каком этапе находимся?

- Ревизия проведена, мы четко понимаем, какие перед нами основные проблемы, где они федерального, а где краевого уровня. Наведение порядка планируем завершить до конца этого года. Конечно, людям тяжело ждать существенных положительных сдвигов четыре года. Но я и не обещал чудес, всегда подчеркивал, что предстоит кропотливая работа, требующая времени.

- Да, помнится, вы говорили, что нужно полтора года для того, чтобы все в крае "устаканилось". После проведенной ревизии сроки, случаем, не откорректировались?

- Вообще-то эти сроки условны, но в принципе все идет примерно так, как и предполагалось. Что касается промежуточных итогов, то приведу красноречивые факты и цифры за восемь месяцев 2003 года. Итак...

Зарплата в крае выдается исправно, за исключением небольших просрочек, обусловленных чисто техническими причинами. А ведь не так давно люди по три месяца не видели заработанных денег.

Все обязательства, заложенные в бюджете на нынешний год, выполняются с точностью до копейки. Нет такого, чтобы глава района бегал в главное финуправление с бутылкой коньяка и договаривался, мол, мне переведите деньги, а в соседний район пока повремените.

Реструктурирована задолженность края в сумме полутора миллиардов рублей, а значит, растет кредитный рейтинг нашего региона.

В этом году из федерального бюджета Красноярский край получил 4,5 миллиарда рублей в рамках федеральных целевых программ.

За восемь месяцев 2003 года мы собрали в бюджет в виде налога на прибыль 6,5 миллиарда рублей. В прошлом году этот показатель составлял 2,9 миллиарда. Значит, ожила промышленность края, предприятия начинают работать и платить здесь налоги. Впрочем, и налоги с доходов физических лиц увеличились по сравнению с минувшим годом на 20 процентов.

Рост промышленного производства в физическом исчислении за те же восемь месяцев составил 3,5 процента. Казалось бы, в среднем цифра небольшая, но в разрезе отраслей подвижки заметны. К примеру, по машиностроению рост составил 20 процентов, по заводу холодильников - 38, по Красноярской судоверфи - 40.

- Цифры, что и говорить, оптимистичные, однако при этом, по данным краевого комитета госстатистики, уровень доходов населения не растет.

- Не знаю, как там статистика. У меня вот какие цифры. Сбережения населения края во вкладах и ценных бумагах увеличились на 85 процентов. Прирост средств на счетах физических лиц в сравнении с прошлым годом составил 3,3 миллиарда рублей. Количество приобретенного и построенного за счет средств населения жилья увеличилось на 51 процент. За восемь месяцев нынешнего года жители края приобрели 69,5 тысячи автомобилей. На эти цели они потратили около семи миллиардов рублей - почти четверть краевого бюджета. Так что, падают доходы населения?

Видимо, в статистике есть некий перекос в силу известных причин. Если посмотреть официальную зарплату в некоторых отраслях, то она будет маленькой потому, что начальник платит работникам по 500 рублей в месяц, а остальное раздает им в конвертах. На бумаге цифры скромные, а на самом деле люди получают гораздо больше, что и доказывают приведенные мной показатели. В то же время я не утверждаю, что в целом население края живет припеваючи. Реальное повышение уровня жизни люди ощутят только в 2006 году. То есть плоды того, что делается сейчас, они почувствуют в своем кармане через три года. С учетом этого и создана программа социально-экономического развития края на период до 2010 года.

БЮДЖЕТ БУДЕТ ПРИРАСТАТЬ ЛЕСОМ

- Программу эту давно называют долгожданной. Выходит, дождались наконец?

- Да, документ в целом готов, уже прошло его обсуждение. Проблема только в том, что некоторые проекты проработаны, а другие существуют на бумаге, не подкреплены экономическими расчетами.

- Давайте пока не будем вдаваться в частности. Какие бы вы назвали стратегические направления развития края?

- В предложенной стратегии взаимоувязаны многие сферы жизни. Возьмем первое направление - развитие лесной отрасли. Оно предполагает строительство дорог, лесных терминалов, целлюлозно-бумажных комбинатов. А значит, потребуется развитие энергетики, нужно будет достраивать Богучанскую ГЭС, которая даст возможность поставлять дешевую электроэнергию на эти предприятия.

Для того чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, придется доказать, что государство заинтересовано в этом. Все надо решать в комплексе. Например, нужно построить дорогу к северу от Карабулы, чтобы у лесоперевозчиков появился, так сказать, маневр для движения. Для этого должна быть целая краевая программа по строительству дорог.

Далее, следует создать единую лесную компанию, в которой государство будет участвовать своим капиталом. Его доля может составлять процентов 15-17, возможно, с последующей продажей госпакета. Затем надо делать эмиссию акций, обеспечить их свободную конвертацию на рынке, привлечь под эти акции инвестиции и начать строительство новых объектов. Тогда получит импульс и строительная отрасль. А пока все на уровне абстрактных разговоров, ничего не будет. Вообще вложенный государством рубль должен приносить "десятку" в инвестиционных проектах. Это и есть бюджет развития, о котором мы ведем речь.

Другое стратегическое направление - развитие малого и среднего бизнеса. В него также надо вкладывать инвестиции, и в нем, как и в лесной отрасли, велика доля теневого оборота - процентов 40 краевого бюджета там "вертится". Здесь тоже мало одних разглагольствований. Надо субсидировать процентную ставку, то есть снижать нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса. С другой стороны, с них надо жестко требовать заключения тарифных соглашений, чтобы зарплата наемных работников была не ниже, допустим, семидесяти процентов в среднем по отраслям.

Следующее стратегическое направление - энергетика и ЖКХ. Если мы в ближайшее время не поменяем коммуникации и не поможем привлечь первоначальные инвестиции частным организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, то будет плохо.

- Кстати, о ЖКХ. Как вам реформа отрасли? В "сером доме" одни говорят, что Хлопонин ею крайне недоволен, другие - что все идет как надо.

- Хлопонин не ругает реформу. Хлопонин говорит, что она идет инертно, и он, к сожалению, не может ее ускорить. Эта реформа должна проходить на муниципальном уровне.

- То есть вы считаете - мало инициативы снизу?

- Вот именно. Краевая администрация и Законодательное Собрание могут лишь создать условия для того, чтобы в отрасль пошли деньги. Мы это сделали - подняли уровень оплаты услуг населением. Следующая наша задача - заложить инвестиционную составляющую в бюджете, чтобы дать возможность привлекать кредиты для реконструкции тех же коммуникаций. Все остальное должны делать муниципальные власти. Есть территории, где реформа ЖКХ идет полным ходом. Например, в Сосновоборске уже работают частные обслуживающие предприятия, и тарифы там упали, и качество услуг улучшилось, и в подъездах стало чисто. В Норильске тоже идет реформа, Красноярск вот зашевелился. А есть территории, где к ней и не приступали.

- Скажите, программу социально-экономического развития края администрация составляла своим умом или равнялась на некоторые другие сибирские регионы, от которых, как принято считать, мы во многом отстали?

- Я вообще не сторонник того, чтобы на кого-то равняться, хотя мы, конечно, приглашали специалистов извне. Считаю, что красноярцы и сами многое в состоянии сделать. То, что мы инертные, - это да, то, что разучились кое-что делать,- это да, но то, что у нас хороший потенциал, в частности кадровый,- это сомнений не вызывает. Главное, чтобы было как можно больше молодежи в краевой администрации.

- "Омоложение" госслужащих - по-прежнему ваш конек?

- Да, разрабатывается соответствующая программа. Краевая администрация и так уже "молодеет", средний возраст работников уменьшается. У нас другая проблема -3300 чиновников в краевой администрации.

- Будете сокращать штат?

- Да не пугайте людей такими словами. Оптимизировать будем. Вот, к примеру, если заботу о жилищно-коммунальном хозяйстве считать муниципальной функцией, то мне не надо держать 120 человек в краевом управлении ЖКХ. А чем занимаются чиновники в сфере сельского хозяйства? У нас же там все предприятия частные, как ими можно командовать? Если они возьмутся за разработку программы развития села или создание системы госзаказа, то будут иные требования к количеству и качеству кадрового состава. Тогда чиновнику не придется бегать и причитать, что обанкротилось то или иное сельхозпредприятие.

СЕЛА ЧЕТВЕРТОЙ КАТЕГОРИИ

- Вот мы и перешли плавно к вечной теме. Селу-то помогать будете?

- Я всегда в таких случаях сам задаю вопрос: что лучше - вписать в бюджет пресловутую строчку о дотировании села или покупать на бюджетные деньги ГСМ для бедствующих предприятий?

- Смысл понятен. А как понимать сомнительные предложения относительно ликвидации малых сельских школ и переселения жителей бесперспективных деревень? Не слишком ли круто?

- Речь ни в коем случае не идет о немедленном выселении людей и сокращении сети школ. Надо конкретно смотреть, кто, где и как живет. Может, надо из совсем "загнувшихся" деревень переселять людей в другие места, чтобы они там могли найти себе работу. Или сделать так, чтобы было не пять малокомплектных школ в пяти деревушках, а одна крупная с полным набором предметов в большом селе. От этого качество образования только улучшится. Детишек будут возить в школу в теплых автобусах.

А вообще все село нужно разделить на четыре категории, причем это дело будущего, а не сегодняшнего или завтрашнего дня. Первая категория - это благополучные во всех отношениях села. Вторая - это перспективные села или поселки с нераскрытым потенциалом, которым просто не повезло с руководителем. Третья - это села бесперспективные, но имеющие для нас большое историко-культурное значение. И, наконец, четвертая категория - это полностью бесперспективные населенные пункты, допустим, заброшенные леспромхозовские поселки. Бюджету нецелесообразно содержать там инфраструктуру.

- Что в таком случае делать с бесперспективными городами и районами? У нас много откровенно дотационных территорий, будущее которых так туманно...

- Прежде всего будем стараться "выровнять" их. Недавно Законодательное Собрание приняло в первом чтении закон о фонде финансовой поддержки и межбюджетных отношениях. Там мы заложили стимулы для развития территорий края. Есть такой норматив: сколько бы глава ни собрал денег, если общая сумма не превышает двукратного размера плановой доходной базы, все это остается у него на территории, если превышает - край забирает излишек и переводит в виде дотаций другим.

- А может, у нас действительно есть безнадежные территории, где при всем желании ничего сделать нельзя?

- Может быть, и есть. Это, кстати, и от административно-территориального деления зависит, по всей видимости, не всегда разумного. Возьмем Новоселовский район, который разделен надвое Красноярским морем. Как им управлять? А есть районы, которые можно было бы, наоборот, объединить. Сейчас мы с депутатами ЗС анализируем административно-территориальное деление края. Возможно, в будущем в него придется внести определенные изменения.

ШАШКИ В НОЖНЫ!

- Александр Геннадиевич, вот вы упоминали о цифрах роста, о других достижениях, к которым, думаю, можно отнести и отсутствие в крае неразрешимых конфликтов, шумных "войн". За счет чего удается добиваться намеченного?

- Это результат прозрачности отношений, результат того, что мы не бегаем с шашкой наголо, не допускаем искусственных банкротств, координируем действия с налоговыми органами, с энергетиками. Идет спокойный, конструктивный диалог и с Законодательным Собранием края. Я не воспринимаю его как жесткую оппозицию губернатору. Хотя, безусловно, бывают недоработки и с той и с другой стороны, но это все решаемые проблемы. Мы обсуждаем, разбираем их вместе, администрация пытается "пробить" свои вопросы, депутаты отстаивают свои интересы.

Вот сейчас у нас было совещание по собственности. Наша позиция такова - надо изменить законодательство в этой сфере. Сегодня краевой закон говорит о том, что все, что делается с собственностью, должно быть согласовано с ЗС - даже назначение директоров предприятий. Я говорю депутатам: "Вам это зачем?" Оперативным управлением занимается администрация, она же несет ответственность за подбор кадров. Ну не согласует ЗС ту или иную кандидатуру - что будет с предприятием? Ведь ему надо работать сегодня, не дожидаясь следующей сессии.

Стали разбираться, выяснилось, что практически все назначения происходят без проблем. Депутаты отвечают: "А у нас была другая история взаимоотношений с краевой администрацией - мы с ней воевали". Я им: "Ну, сейчас-то мы не воюем". Зачем мыслить старыми стереотипами?

А вообще я удовлетворен работой с Законодательным Собранием. Говорю так не потому, что хочу сделать кому-то комплимент,- действительно ведется конструктивная работа. Депутаты нас сейчас даже опережают. Мы должны разрабатывать и вносить больше законов, чем они, а пока получается наоборот.

- Выстраивание отношений с ФПГ тоже идет в рамках конструктивного диалога?

- Конечно. Прежде всего надо уяснить, что проблемы с ФПГ - это проблемы большей частью федеральные, а не краевые. ФПГ не нарушают действующее законодательство. Если закон позволяет сегодня заниматься толлингом, то они им и занимаются. Или бегут в депрессивные территории, где есть льготы по налогам, - это экономически выгоднее для них. Надо менять федеральное законодательство, а для этого Госдума должна быть согласна с такой стратегией.

На краевом же уровне в отношениях с ФПГ такая логика. Я говорю: "Ребята, если вы платите налоги в Москве, объясните мне, почему край должен обеспечивать ваших работников - возить их на автобусах, отапливать их квартиры, учить их детей, лечить их семьи. Переведите налоги в край - тогда у нас будет взаимопонимание, у меня не будет к вам вопросов, не нужно будет просить деньги на спорт, культуру и так далее".

- Ну и как, работает эта логика?

- Судите сами: достигнутые с ФПГ договоренности скажутся уже на нынешнем бюджете. Думаю, до конца года благодаря им краевой бюджет дополнительно получит до миллиарда рублей налоговых поступлений.

- Вас не смущает то, что это, так сказать, джентльменские соглашения?

- Нет. У меня есть два пути. Про первый я рассказал. А второй - достать шашку и кричать, мол, всех вас к ногтю прижму, будете делать то, что скажу. Считаю, что это неправильный подход.

- "Боевые действия" на фронте ФПГ для вас в принципе неприемлемы?

- Воевать надо тогда, когда все другие методы уже исчерпаны и понимаешь, что иного выхода нет. Но я не люблю быть вне правового пространства. Нужно создавать прозрачное государство с четкими и понятными правилами игры. Тогда и бизнесу будет понятно, как развиваться.

- Каковы юридические последствия невыполнения упомянутых соглашений?

- У ФПГ есть сфера определенных экономических и социальных интересов в крае. Бизнес не хочет быть социально плохим. И он не хочет иметь высокие тарифы на электроэнергию, накапливать экологические проблемы. Я так говорю: "Коллеги, если вы хотите, чтобы я понимал ваши проблемы, понимайте мои".

- Многие депутаты ЗС опасаются, что в соглашениях с ФПГ недостаточно учтены интересы края, сетуют, что не могли получить тексты некоторых документов.

- У нас нет тайных соглашений, все открыто и доступно. Пожалуйста, можно опубликовать тексты договоров, чтобы оценить их содержание. Там все четко прописано.

- То есть вы играете в открытую?

- Конечно. Ну, правда, не до конца - всегда нужно иметь что-то "в кармане". Но, повторю, секретных договоров там нет. Мы с ФПГ следим друг за другом и пока выполняем те договоренности, которых достигли.

- И с Москвой, надо полагать, вы воевать не намерены?

- Я хочу мирным путем выстроить прозрачную модель отношений между федеральным центром и регионами. Есть вещи, которые можно сделать без изменения законов, и мы сейчас работаем в этом направлении. Например, в связи с тем, что край считается донором, он не получает деньги из федерального фонда финансовой поддержки. Между тем средства на северный завоз направляются именно из этого фонда. Что, получается, в крае нет северных территорий? Я предлагаю выделить северный завоз отдельной строкой в федеральном бюджете, а то Минфин хитрит и экономит бюджетные деньги с помощью такого механизма. Беда края в том, что территорий-доноров меньшинство. Поэтому при принятии решений в Думе зачастую просто не хватает голосов депутатов. А территориям-реципиентам чем хуже, тем лучше.

КТО ТАКОЙ ХЛОПОНИН?

- Пожалуйста, расскажите в двух словах об исполнении нынешнего бюджета и о краевом бюджете на 2004 год.

- Бюджет-2003 будет исполнен, профицита не ожидается, хотя мог бы быть. Но не забывайте про дополнительную нагрузку на бюджет, и немалую. Это повышение на треть зарплаты бюджетникам и краевая единовременная выплата в размере двух окладов. Да еще 1,8 миллиарда рублей по милости федерального центра мы недополучили по акцизам.

С бюджетом на 2004 год больших проблем у нас не будет. Я не говорю, что он окажется легким, потому что обязательства выросли, а доходная база в целом упала, несмотря на рост по отдельным направлениям. И все же мы в состоянии "потянуть" бюджет развития, то есть инвестиции, которые будут направлены в приоритетные отрасли. А вообще бюджет края, который по доходам и расходам составит примерно 40-45 миллиардов рублей, будет сбалансированным, ничего существенного урезать никто не собирается, напротив, здравоохранение и сельское хозяйство получат дополнительные средства.

- А на бюджет развития откуда деньги возьмутся?

- В частности, мы увеличим государственный долг края. В итоге дефицит бюджета составит, скажем, 4 миллиарда рублей. Вот эти деньги и есть бюджет развития. То есть мы займем средства, чтобы направить их в инвестиционные проекты по отраслям.

- Маленький вопрос по поводу грядущих выборов в Госдуму. Вы возглавляете региональный список известной политической партии и в то же время являетесь госслужащим категории А. Как будете действовать в период агитации?

- По закону. Это значит, что придется уйти в отпуск. Разумеется, не собираюсь отстраняться от текущих проблем, тем более что зима на носу, да и во время поездок по краю люди будут видеть во мне прежде всего губернатора. Но закон есть закон.

- И последнее. Рано об этом говорить, но все-таки... Вы задумывались над тем, что оставите после себя в крае? Ну, что-нибудь зримое, вещественное, например какие-то художественные достижения или крепкие спортивные команды.

- Понимаю, о чем речь. Можно хоть сейчас бросить деньги на постройку ледового Дворца спорта в Красноярске или на возведение прекрасного храма. Тогда ты оставишь что-то осязаемое, будешь популярен в народе. Правда, еще надо обеспечить выдачу зарплаты в крупных городах, а там хоть трава не расти - пусть в районах люди бурчат. Между прочим, и денег на все это потребуется не так уж много. Но разве так должен поступать губернатор? Надо работать на перспективу, причем по всем фронтам. Не беда, если плодами твоих трудов воспользуются последователи.

Кто такой Хлопонин, если посмотреть на него под определенным углом зрения? Хлопонин - это 90 процентов оплаты услуг ЖКХ. Хлопонин - это теплоход "Антон Чехов", который уплыл на Волгу. Хлопонин - это разбежавшаяся наполовину хоккейная команда "Енисей". Пусть в глазах определенного круга людей я буду плохим. Ничего, переживу.

Я знаю: дорога, построенная между поселками в глубинке, по своему внешнему эффекту не идет ни в какое сравнение с тем же ледовым дворцом в столице края. Это проблема выбора, которая актуальна всегда, но я ее для себя решил. Известно, что народ во все времена требует хлеба и зрелищ. Так вот, я сейчас больше думаю о хлебе, чем о зрелищах. Сперва надо дать хлеба, зрелища будут потом.

"Я прекрасно понимаю, что социальную сферу нельзя заставить работать прибыльно, получать от нее дивиденды. Дивиденды в здравоохранении - это здоровый человек, полноценный член общества, дивиденды в образовании - это образованный выпускник, инициативный и мыслящий по-новому".

"Думаю, имидж криминального региона для Красноярского края создан искусственно - наклеил кое-кто в Москве ярлык, вот и все. Край не более криминализирован, чем та же столица. Ну а то, что по ряду вопросов правоохранительные органы края недорабатывают, это факт. Иногда люди ко мне с такими просьбами обращаются, что удивляешься - кажется, что государство живет не в правовом пространстве, а по понятиям".

"Я никогда не забывал о тех, кто работал в крае до меня, тем более что с некоторыми и мне довелось работать. Например, считаю, что Владимир Иванович Долгих - это умница, первый капиталист в России с точки зрения подходов, взглядов на многие вещи. Хотя, конечно, у него своя позиция по приватизации, акционированию".

"Не может сегодня Хлопонин приказать Кузичеву: "Не отключайте за долги электроэнергию". Я могу только договариваться, подписывать соглашения о реструктуризации долгов".

"$1000 между ветвями".

("Известия-Красноярск", 09.10.03, Александр Брент)

Депутаты и администрация решают, как сделать всех в пять раз богаче.

Вчера в Законодательном собрании Красноярского края состоялось заседание постоянной комиссии по экономической политике и собственности, возглавляемой Всеволодом Севастьяновым. Как сообщили корреспонденту "Известий - Красноярск" в пресс-службе краевого парламента, такой интересной дискуссии в стенах дома территориальной власти не было давно: предметом обсуждения снова стала концепция социально-экономического развития края на период до 2010 года, разработанная администрацией Александра Хлопонина.

Вообще-то, сам факт появления подобного документа из недр сразу нескольких управлений и комитетов губернской управы совершенно удивителен. Все дело в том, что, пожалуй, никогда еще местная власть, выбранная на строго определенный срок, не заглядывала в социально-промышленное будущее на четыре года дальше этого срока Только Михаил Горбачев, как помнят многие, намеревался дать всем по квартире через 15 лет после своего прихода к власти, но это все же был антидемократический период в жизни нашей страны, когда руководители не сменялись всенародно. А зачем Хлопонину 2010 год? Возможно, он уверен, что будет переизбран в 2006-м, а вероятнее всего, ему действительно не безразлично, каким станет Красноярский край за время его правления.

Итак, амбиции зафиксированы. Мало того Красноярск уже с месяц активно обсуждает прогноз заместителя губернатора по экономике Эдхама Акбулатова, который обещал, что через семь лет средняя заработная плата на нашей территории возрастет с шести до тридцати тысяч сегодняшних рублей. За счет чего можно будет достичь уровня жалованья, превышающего заработки в ОАО "ГМК "Норильский никель"? Известно, что и в краевой администрации существует несколько точек зрения на эту проблему. Но по корпоративным, командным правилам должна брать верх позиция Александра Хлопонина - сначала следует инвестировать значительные средства в экономику, поднять таким образом налоги, обновить производственные фонды, повысить производительность труда и тем самым добиться финансовых вливаний в социальную сферу. Отрицательным примером подхода к региональной экономике, по мнению губернатора, может служить 2000 год, когда почти три миллиарда рублей бюджетного профицита было брошено мертвым грузом в социалку - в результате промышленность осталась без денег.

Одним из действенных рычагов экономического роста является эффективное управление государственной собственностью. В Законодательном собрании, в частности в комиссии Всеволода Севастьянова, проходило немало разговоров на эту важную тему. Но более или менее четкие контуры стали обрисовываться только в последние месяцы, когда достоянием общественности оказались имена крупнейших предприятий.

Красноярского края, чьи государственные пакеты ценных бумаг могут быть проданы частным инвесторам.

На вчерашнем заседании среди прочих прозвучали названия двух акционерных обществ - Красноярский завод цветных металлов и горно-химический комбинат. И вот заместитель председателякраевого парламент Анатолий Ромашов, выслушав доклад специалистов краевого комитета по управлению государственным имуществом, высказал серьезные критические замечания. По мнению красноярского вице-спикера, трудно говорить о каком-либо эффективном распоряжении акциями крупнейших предприятий, если государственные служащие не будут знать, какой именно инвестор купит пакеты. А сложившаяся практика показывает - акции ликвидных заводов уходят за бесценок Ряд присутствующих на комиссии согласились с таким "стейтментом" и даже, в порядке дискуссии, развили мысль Анатолия Ромашова не собирается ли, полагают некоторые депутаты, губернатор Александр Хлопонин передать в частную собственность все государственное имущество края? Излишне подчеркивать, что такими настроениями в основном живут народные избранники левого направления.

Надо признать совершенно справедливым и такой вопрос, заданный на комиссии - за счет каких источников администрация Красноярского края в целом и Эдхам Акбулатов в частности собираются увеличить нашу среднюю зарплату до тридцати тысяч рублей, хотя бы и к 2010 году? Естественно, вразумительного ответа собравшиеся не услышали, но, наверное, и во всей российской власти никто не знает, как решить задачу президента Путина - через 7 лет удвоить валовой внутренний продукт...

Председатель краевого комитета госимущества Вадим Медведев, тем не менее, поблагодарил депутатов за интересную дискуссию - в результате представители обеих ветвей власти решили вернуться к этому вопросу в декабре.

Неверный курс

По сообщению Независимого информационного агентства, на недавнем совещании с губернатором по проблемам государственной собственности был выявлен ряд проблем, связанных с планом приватизации. И, по мнению большинства депутатов, концепция нуждается в серьезной доработке. В ходе дискуссии было отмечено, что авторы проекта неправильно ставят цель концепции. По общему убеждению парламентариев, главной целью должно быть повышение роста благосостояния населения края и поэтапный рост внутреннего регионального продукта. Депутаты посчитали целесообразным включить в концепцию отраслевой принцип управления, а также определить степень ответственности за неэффективное руководство собственностью.

Кроме того, депутаты считают, что на сегодняшний день политика власти в отношении государственной собственности направлена на перевод собственности в частные руки. По мнению парламентариев, это вскоре приведет к тому, что в крае нечем будет управлять. Поэтому депутаты намерены обратить внимание губернатора на то, что курс на ликвидацию госсобственности в крае неприемлем.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Ровно год назад заместитель председателя краевого комитета по управлению государственным имуществом Вячеслав Гудков заявил, что на территории нашего субъекта федерации государственной собственности осталось примерно на миллиард долларов. А после того как в начале лета администрация и Законодательное собрание огласили списки выставляемых на аукционы мелких и средних акционерных обществ, красноярские масс-медиа предположили, что после завершения торгов стоимость краевого добра сократится наполовину.

"Узелок завяжется".

("Красноярский рабочий", 09.10.03)

C кратким рабочим визитом Красноярский край посетил министр транспорта РФ Сергей Франк.

В ходе переговоров министра с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным обсуждалась возможность создания в Красноярске мультимодального транспортного узла. Как отметил Франк, у Красноярского края есть большие преимущества по сравнению с соседними регионами, поскольку в нем представлены все виды современного транспорта. Александр Хлопонин сообщил, что этот вопрос будет обсуждаться на комиссии Госстроя в Москве, и есть надежда, что будет вынесено положительное решение по этому поводу.

"Бумага цвета "электрик".

("Известия-Красноярск", 09.10.03, Андрей Огнев)

Хлопонин и Кузичев готовятся к долгосрочному соглашению.

После Сибирской угольно-энергетической компании и "Русского алюминия" ОАО "Красноярскэнерго", вероятнее всего, станет третьим промышленным игроком территории края, с которым администрация нашей губернии подпишет контракт о сотрудничестве - если, конечно, энергетиков не опередят "Евразхолдинг" и "Роснефть". Подписная страда продолжается: в этой цепочке "Красноярскэнерго" выделяется, скажем так, некоторой основательностью намерений, связанной, скорее всего, со стабильностью работы предприятия. По словам генерального директора ОАО Михаила Кузичева. платежи по налогу на прибыль постоянно превышают уровень в 110-120 миллионов рублей, "и это о многом говорит".

Но есть и еще одна важная особенность сотрудничества политиков и производственников. В отличие от всех других финансово-промышленных групп, работающих с губернской управой, энергетики сначала отправили в Красноярск главу своей монополии Анатолия Чубайса, который договорился с Александром Хлопониным о реструктуризации задолженности края перед "Красноярскэнерго" сроком на три года; и теперь в рамках документа федерального значения будет подписано уже соглашение территориального уровня. Из этого следует, что РАО "ЕЭС России" более чем коллеги по крупному бизнесу верит в конституционность страны и действует подобно политикам, сначала устанавливая общие, а потом уже частные правила игры - Чубайс, между прочим, действует так наверняка потому, что рвется в Государственную думу.

По сообщениям Независимого информационного агентства, Михаил Кузичев дал интервью краевой прессе именно накануне заключения большого договора с красноярской администрацией. Ему задали вопрос: в каком состоянии сегодня находится проект соглашения с организацией, являющейся традиционным поставщиком тепла и электроэнергии на всей территории Красноярского края? Михаил Кузичев заметил, что соглашение находится на рассмотрении в администрации. Мы провели два рабочих совещания. В принципе, все, что там отражено, подготовлено, мы только обобщили опыт областей наших соседей - Новосибирской, Томской. Там уже заключены аналогичные соглашения. Это действительно соглашения о взаимных обязательствах друг перед другом, направленные, естественно, на улучшение надежности обеспечения жителей Красноярского края и промышленных предприятий электрической и тепловой энергией. Мы с этим предложением вышли уже месяц назад.

Сегодня идет большая работа в крае, и "Красноярскэнерго", по мнению администрации, не то предприятие, с которого нужно начинать. Есть ряд ФПГ, с которыми нужно решать серьезные вопросы раньше. Мы находимся на территории края, у нас нет никаких налоговых схем, все наши предприятия зарегистрированы здесь, мы платим все виды налогов здесь, и это видно: 2 с лишним миллиарда налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды мы в этом году уже перечислили и сегодня не имеем задолженности ни в федеральный, ни в краевой, ни в местный бюджеты".

К этим словам требуется комментарий. Действительно, Михаил Васильевич может похвастаться тем, что ежедневно оперирует одним из самых мощных финансовых потоков в Красноярском крае - энергетики наши уже четыре года славятся тем, что исправно собирают многомиллиардные платежи за тепло и свет. Но ОАО "Красноярскэнерго" также славится и регулярными отключениями за неуплату долгов. А полгода назад губернатор Хлопонин публично высмеял руководство ОАО за методику подсчета прибылей и износа производственных фондов. Тогда из слов главного инженера "Красноярскэнерго" явственно следовало, что предприятие ведет подсчеты, исходя из собственной целесообразности, а не по общепринятым правилам. Этот тезис неплохо подтверждает еще одна цитата из интервью Михаила Кузичева относительно формирования энергетических тарифов: "Формула формирования тарифов "потребности плюс", по которой работало большинство энергосистем, для нас стала неприемлемой еще несколько лет назад. И 3 года назад мы перешли к подходу, который был озвучен на совещании в Москве, к формированию тарифов "инфляция минус". Так, в 2001 году при утвержденном уровне инфляции в 18% мы заявили и получили рост тарифов на 16%. В 2002 году инфляция -16%, рост тарифов -14%. В 2003 году при объявленной инфляции 12% мы ожидаем рост тарифов 10-11%. Таким образом, "Крзсноярскэнерго" работает в этих условиях уже не первый год, и мы считаем, что это наиболее эффективный и своевременный механизм формирования тарифов.

"Красноярскэнерго" фактически стало первопроходцем в этом деле. Кроме того, мы поддерживаем предложения председателя об утверждении тарифов на 3 года вперед. Это позволит обеспечить стабильность промышленным предприятиям, которые четко будут знать, сколько им придется платить за электроэнергию, на достаточно длительный срок. А для нас это будет условием стабильности и определенности в развитии нашего бизнеса. Закон, устанавливающий утверждение тарифов и неизменение их в течение года, который был принят Государственной думой в конце 2002 года по инициативе Валерия Михайловича Зубова, несомненно, своевременен для всей страны, но, начиная с 2001 года, уже третий год в Красноярске тарифы формируются именно в соответствии с этим принципом. И предложение, исходящее от "РАО "ЕЭС", об утверждении фиксированных тарифов на 3 года по всей стране, опять-таки, опережает наших законодателей и идет в русле политики правительства по стабилизации экономики страны".

Получается, что энергетики считают цены и тарифы, основываясь не на собственных затратах, а на российских финансовых стандартах. Но любой экономист скажет, что еще в 1992 году правительство Гайдара - Чубайса подняло цены на энергоносители к мировому уровню, а зарплата, естественно, осталась российской. Этот диспаритет продолжается и сегодня.

Александр Хлопонин, известный своими последними выступлениями в защиту стабильности на промышленных предприятиях Красноярского края, не может не учитывать тарифный фактор - безусловно, эта тема станет основной в генеральном соглашении.

МНЕНИЕ

Из интервью Михаила КУЗИЧВВА Независимому информационному агентству о реформе ЖКХ: "Наш край не попал в этот пилотный проект. Я считаю, что администрация края разумно смотрит на РКС и в настоящее время отслеживает ситуацию, как она идет в других регионах. Между тем, краевые власти торопятся, но у них есть свое видение данной ситуации. В то же время то, что за реформой будущее, это однозначно. Несмотря на то, что муниципальные сети находятся в собственности муниципалитетов, государственное управление не всегда эффективно. В этом мы убеждаемся постоянно. Поэтому должна быть какая-то другая форма: возможно, край создаст собственную коммунальную систему, не входящую в РКС. Сейчас прорабатываются несколько вариантов, о которых я не могу сообщить, но власти уделяют внимание этой проблеме, начиная с губернатора и его заместителей. У меня было несколько встреч с Анатолием Матюшенко, в ходе которых мы обсуждали то, что сейчас происходит в России. Мы обобщаем и смотрим, что можно сделать, наиболее приемлемое для Красноярского края.

Лучше всего начинать эксперимент по окончании отопительного сезона. Необходимо подготовить документы. Зимой заниматься экспериментами не стоит. Коней на переправе не меняют. Зиму надо пережить, осмотреться и с весны начинать решать этот вопрос.

Я уверен, что сегодня действительно необходимо работать, как в большой энергетике - должны быть финансовая и экономическая политика, жесточайший контроль. А контроль необходим, потому что благодаря ему мы за 5 лет смогли добиться того, что мы можем управлять экономикой своего предприятия. Раньше этого не было. Инициатором нововведений в области ЖКХ может стать только администрация края, РАО может только выйти с предложением".

"Не бойтесь олигархов".

("Известия-Промышленность-Красноярск", 09.10.03, Андрей Хохлов)

Новый способ удержать заводы от банкротства.

В сентябре администрация Красноярского края попыталась найти еще одну, пока нигде не опробованную, возможность спасти отечественного производителя. В губернской управе под председательством главы региона Александра Хлопонина состоялось организационное совещание на тему "Защита имущественных прав предприятий". Большой разговор, в котором участвовали высокопоставленные чиновники и сотрудники силовых структур, завершился созданием так называемой координационной группы: Красноярск таким образом продемонстрировал политико-экономическое ноу-хау страховки своих фабрик, заводов и сельскохозяйственных акционерных обществ от атаки пришлых финансово-промышленных групп. Если учесть то обстоятельство, что губернатор выразил недовольство действиями некоторых арбитражных судов, формально способствующих краху проблемных предприятий, на краевую координационную группу должна обратить внимание вся Россия. Сегодня мы впереди реформы всей, пробуя принципиально новую схему работы промышленности и аграрного комплекса в отдельно взятом субъекте Федерации.

Точка зрения Александра Хлопонина известна уже во всем крае. Он заявил, что заводские коллективы ни в коем случае не должны быть выброшены на улицу, каким бы законоуложением ни руководствовались правоприменительные организации при разрешении хозяйственных споров. В этом нынешний губернатор кардинально отличается от стиля, который исповедовала команда Александра Лебедя: прежняя администрация, как помнят многие, любила декларации о "верховенстве Фемиды", в то время как банкротство blue chips - высоколиквидных акционерных обществ - шло полным ходом. Просто для выполнения собственной стратегической задачи - личного обогащения - предшественникам Хлопонина требовался соответствующий пропагандистский ход. И они с задачей справились.

В связи с этим возникает вопрос - является ли создание рабочих комиссий и координационных групп защиты предприятий пропагандистской хитростью губернии или же преследует действительно благие цели? Ответ, что называется, на поверхности - верно и то, и другое. Поскольку стратегическое заседание прошло при свете юпитеров и скрипе перьев, идея Защиты доводится до широких масс, кои не должны быть вышвырнуты за проходные. Но команде Хлопонина необходим и рост налоговых перечислений. Значит, губерния в самом деле заинтересована в эффективно работающих предприятиях.

Суть губернаторской затеи в следующем. Все акционерные общества, зарегистрированные на территории Красноярского края, берутся на муниципальный карандаш -иными словами, главы городов и районов с октября обязаны следить за финансовым положением заводов и сельских АО. Необходимую помощь им будут оказывать милиция, налоговые службы и, не исключено, ФСБ (если речь идет о стратегических предприятиях).

Координатором от муниципальных образований назначен чиновник, зарекомендовавший себя как борец с беспределом олигархов - мэр Ачинска Михаил Ачкасов. Это он не далее как в июне обругал публично крупнейшую финансово-промышленную группу, чьи предприятия работают на Чулыме. Судя по всему, коллеги по исполнительной вертикали теперь должны равняться на него: Хлопонин явственно обозначил свой государственный интерес.

"Мы не должны подменять собой закон, - отметил на совещании губернатор края. - Наша задача - предвосхищать негативные события и предотвращать их с помощью тех инструментов, которые он нам предоставляет".

ЦИТАТА ДНЯ

"Время от времени бедные собираются вместе, конфискуют имущество богатых и начинают драться за раздел добычи, чтобы разбогатеть самим".

В.ШВЕБЕЛЬ

Но есть опасение - не случится ли так, что строительство правового государства на Енисее некоторым образом затормозится? Возможно, в администрации края эту проблему понимают. Но там же, без сомнения, представляют себе последние годы юридические рычаги превратились в дубинку в руках бандитов и коррумпированных чиновников Частенько сквозь решения тех или иных арбитражных судов торчали уши финансово-промышленных группировок - поэтому красноярская власть, очевидно, на время вознамерилась стать выше Фемиды, чтобы выполоть сорняки с нашего экономического поля. Об этом свидетельствует и еще одна реплика главы края.

"Поэтому в компетенцию комиссии будут входить вопросы, связанные с процедурами банкротства промышленных предприятий, с реализацией продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего муниципальным, государственным предприятиям или предприятиям, в которых есть доля государственной собственности, а также вопросы, которые возникают в регионах края в связи с судебными спорами между двумя хозяйствующими субъектами", - заявил Александр Хлопонин.

В эти дни уже закончилась разработка статуса координационной группы. Планируется, что рабочая комиссия по защите будет собираться раз в месяц. К этому моменту будут подготовлены заявки на обсуждение по вопросам, которые будут поступать от глав муниципальных образований,предприятий и профсоюзов. На заседания будут приглашаться руководители тех городов и районов, на территории которых происходят соответствующие правонарушения или есть угроза ликвидации предприятия, а продажа либо арест имущества может повлечь за собою серьезные социальные последствия.

Выражаясь фигурально - отныне муниципальные главы становятся полномочными представителями губернатора Хлопонин делегировал им дополнительные властные полномочия под девизом "Не бойтесь олигархов!".

Работа новой группы началась - как сообщают информационные агентства, в администрации серьезно обеспокоены ситуацией на "Сибтяжмаше" и Красноярском металлургическом заводе, где под угрозой благополучие многотысячных коллективов.