Депутаты Законодательного Собрания Еврейской автономной области в январе этого года большинством голосов поддержали проект федерального закона, который позволяет региону самостоятельно определять: делать выборы губернаторов прямыми или поручить их местным парламентариям. Однако лидеры трёх партийных фракций регионального парламента по-разному оценивают возможность выбирать губернатора не прямым голосованием населения, что предполагается недавно принятым Госдумой РФ законом. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Заксобрания, своё мнение лидеры трёх партийных фракций парламента ЕАО - Вера Тарасенко ("Единая Россия"), Павел Малышев ("ЛДПР") и Владимир Дудин ("Справедливая Россия") - высказали, отвечая на вопросы интернет-конференции о фракционной работе в облпарламенте.

"То, что депутаты Государственной Думы РФ высказались за принятие нормативного акта, свидетельствует, что он не ущемляет интересы ведущих политических партий, представленных в парламенте, и, следовательно, их избирателей. Конечно, у закона есть критики, которые считают его шагом назад. Но лично я не могу с ними согласиться, - комментирует Вера Тарасенко. - Документ демократичен хотя бы потому, что он учитывает, в первую очередь, интересы регионов. Известно, что закон готовился по предложению депутатов, представляющих национальные республики РФ. А слова классика русской литературы о том, что Россию одним аршином не измерить, до сих пор не потеряли актуальности. Слишком разные регионы входят в состав Федерации: среди них много уникальных, со своими традициями, культурой, тонкими отношениями между элитами, конфессиями и народностями. И если жители сами просят предоставить им право отказаться от прямых выборов и использовать предложенную законом схему, почему бы не поддержать их инициативу? Самое же главное заключается в том, что именно регионам предстоит определять: делать выборы прямыми или поручить их депутатам. Сегодня в субъектах Федерации живёт и работает достаточное количество умных и грамотных людей, которые смогут принять единственно правильное решение, сохранив тем самым политическую, экономическую и межнациональную стабильность в регионе".

Её коллега Владимир Дудин заявил, что категорически против назначаемости "сверху" руководителей регионов России. "На протяжении многих последних лет власть только и занималась выстраиванием вертикали. Никто из политиков в России не высказал однозначного мнения в пользу данной политики нашего государства. Решения, очень важные для страны, до сих пор принимаются единолично! А это противоречит всем канонам настоящей демократии. Это так, в виде небольшого отступления, - отмечает представитель "Справедливой России". - Я к тому это говорю, что Кремлю очень выгодно, чтобы во всех регионах России были "свои" люди. Конечно, я имею в виду высшее руководство регионами - губернаторов. Такая вертикаль почти полностью выстроена. Не для того федеральный центр строил эту вертикаль, чтобы так легко сдавать свои позиции. Это элементы политики любой правящей партии! Но дело в другом. У нас в России нарушена цикличность развития. Во-первых, мы не смогли использовать свой финансовый потенциал для проведения диверсификации всей экономики страны. Хотя шанс России был дан великолепный. Я имею в виду сверхдоходы от продажи углеводородного сырья. Мы не стали конкурентоспособными в мировой экономике. Мы смогли создать только олигархическую структуру за счёт этих сверхдоходов. А цикличность развития заключается в том, что определённый период (как правило, это шесть-восемь лет) развивается мощными темпами экономика страны. Затем следующие шесть-восемь лет при сохранении всех результатов предыдущего периода (результатов развития экономики), проводится повсеместная социальная политика государства. А у нас нарушена такая цикличность. Я считаю, что одна политическая сила в стране не может проводить одновременно и экономическую и социальную политику! Для этого нужна прямая альтернатива! В связи с вышеизложенным считаю недопустимым продолжение движения к полной стагнации нашего общества. Поэтому я категорически против "назначаемости "сверху" руководителей регионов России. Давать на откуп решение этого вопроса местным депутатам считаю также нецелесообразным, потому что большинство представительных органов субъектов - это представители партии власти. И будет принято то решение, которое будет спущено сверху".

"Законопроект об отмене выборов губернаторов в отдельных российских регионах призван учесть региональное многообразие Российской Федерации и устанавливает возможность определения законом субъекта РФ иного, отличного от общего, порядка избрания высшего должностного лица субъекта РФ, - считает Павел Малышев. - Проект направлен на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и сохранение межнационального мира и согласия. Это, в первую очередь, касается Северокавказских республик и национальных округов, где очень сильны межклановые отношения, и, если пустить на самотёк процесс выдвижения кандидатов на высший пост региона, это может привести к межклановым войнам как в прямом, так и в переносном смысле, и иногда необходимо применить "твёрдую руку". Принятие закона о форме выборов губернаторов в том или другом регионе будет свидетельствовать об открытости и честности парламентариев региона перед своими избирателями".

Напомним, что срок полномочий действующего губернатора Еврейской автономной области Александра Винникова истекает в феврале 2015 года. Его кандидатура, внесённая в то время президентом России Дмитрием Медведевым, была одобрена 13 из 16 депутатов регионального Законодательного собрания.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в 2012 году в России вернулись к прямым губернаторским выборам. Представители некоторых национальных республик поставили вопрос о возвращении в их регионах к прежней схеме, когда главу субъекта Федерации выбирал региональный парламент. 22 марта 2013 года Государственная дума РФ приняла в третьем чтении закон, дающий право регионам самим выбирать порядок избрания глав субъектов РФ из двух моделей.