В понедельник 11 марта 2013 года венгерский парламент уже в четвертый раз внес поправки в Конституцию, принятую совсем недавно 18 апреля 2011 года и вступившую в силу с 1 января 2012 года. Подобного рода правка новой пахнущей еще типографской краской Конституции под текущий политический процесс представляется неуместной. Сейчас исправлению подлежали 22 статьи Конституции. Текст поправок составил документ в 14 страниц. Конституционное большинство в венгерском парламенте правящей коалиции Fidesz-KDNP делало принятие поправок формальным процессом.

Берлин, Брюссель, Вашингтон - все заранее выступили против новых "конституционных реформ" в Венгрии. Лидеры Венгрии, тем не менее, остались глухи к любым предупреждениям. В день голосования в венгерском парламенте по конституционным поправкам президент Венгрии Янош Адер (Fidesz) прибыл в Берлин. В ходе своего визита президент - ближайший сотрудник венгерского премьера Виктора Орбана делал вид, что ничего не происходит и все идет в рабочем порядке. Но именно визит Адера в Берлин подхлестнул критику в адрес Венгрии. Германский Spiegel загодя подготовил статью под заголовком "Венгрия удаляется от европейской демократии". Статья заранее была переведена с немецкого на английский язык. В последний момент в соответствующий абзац автор только вписал цифры итогового голосования по поправкам к конституции в венгерском парламенте: 265 "за", 11 "против", 33 воздержавшихся. Публикация в Spiegel пошла через час после того, как в Будапеште приняли злополучные поправки. "Будапешт, в конце концов, прощается в понедельник со многими ценностями, которые определяют клуб из 27-ми членов... Иными словами, страна в центре Европейского Союза отходит от принципов свободы, демократии и верховенства закона", - констатировало авторитетное германское издание. За несколько дней до этого инициатор очередных конституционных изменений венгерский премьер Виктор Орбан в Варшаве, выступая в стенах Варшавского университета, подтвердил, что его конфликт с Брюсселем и Европейским Союзом идет вокруг ценностных категорий. Критическая публикация в Spiegel - первая в череде многих. Сейчас международные СМИ Запада наносят по орбановской Венгрии очередной информационный испепеляющий удар. В Германии под влиянием актуальности момента даже начали ставить на одну доску Виктора Орбана и Сильвио Берлускони. Европейская комиссия в начале нового конфликта с Венгрией пригрозила, что "не постесняется использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства, чтобы убедиться, что государства-члены выполняют свои обязательства". Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, который встретился с президентом Венгрии во вторник, на следующий день после голосования в Будапеште, предупредил, "что Европа является общностью ценностей, и мы ожидаем, что в этом значении она и живет".

Председатель венгерского парламента фидесист Ласло Ковер заранее в интервью венгерскому Hír TV предупредил венгров, что существует "мировой заговор" против маленькой Венгрии, поскольку Будапешт отказался от "принудительного пути либерализма".

Вспомним, что обвинения Орбана в подрыве демократии стартовали с момента прихода его к власти в мае 2010 года. Исходной точкой стал медиа-закон. Потом критике была подвергнута новая Конституция. Венгерского премьера обвинили в том, что он подрывает демократический принцип разделения властей. И вот теперь 1 марта 2013 года Орбан установил контроль над Венгерским национальным банком (MNB), назначив туда директором своего министра Дьердя Матолчи. Не прошло и двух недель после этого знаменательного момента, как Орбан пошел на изменение Конституции. Его критики видят главное в череде поправок - умаление роли Конституционного суда.

С тем, что конституционные реформы в Венгрии по сути представляют собой серьезный отход от принципов либеральной демократии и гражданских прав согласны все: парламентская и гражданская оппозиция в Венгрии, ведущие политики ЕС, а также ученые-правоведы - специалисты по конституционному праву. Под видом конституционных реформ на протяжении двух лет в Венгрии речь шла о "систематической отмене конституционного порядка" - таков общий вывод.

Теперь следует ожидать повторения давления на Венгрию со стороны Европейской комиссии, Совета Европы, Европейского парламента и Венецианской комиссии. Брюссель уже начинал в январе 2012 года судебную процедуру против Венгрии, протестуя против новых венгерских законов, касающихся пенсионного возраста судей, независимости центрального банка и независимости агентства по защите данных. Европейская комиссия грозила лишить в 2012 году Венгрию средств из фонда сплочения. По-видимому, в ближайшее время в Европейском парламенте пройдут очередные дебаты "по венгерскому вопросу". Против принятия поправок фидесистским парламентом уже выступили: председатель либеральной фракции Европарламента Ги Верхофстадт, председатель социалистической фракции Ханнес Свобода и представитель фракции зеленых Ребекка Хармс. Председатель Европарламента социал-демократ Мартин Шульц со времен январских 2011 года дебатов в Европарламенте (ЕП) по Венгрии является убежденным противником практики Орбана. Его позиция ясна. Представители Народной партии в ЕП пока отмалчиваются, но и они не смогут далее поддерживать партию Орбана. Уж слишком демонстративным и вызывающим было игнорирование в последнем случае Орбаном воли Брюсселя.

Президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу выразил озабоченность по поводу поправок, говоря, что они могут подорвать верховенство права в Венгрии - стране-члене ЕС. Правительство США также заявило, что разделяет озабоченность европейцев по поводу происходящего в Венгрии. Пресс-секретарь правительства Виктория Нуланд заявила: "Эти поправки заслуживают более пристального внимания и более тщательного рассмотрения, так как они могут поставить под угрозу принципы независимости и институционные сдержки и противовесы, которые являются отличительной чертой демократического управления". По сообщению агентства Bloomberg, несколько государств-членов ЕС уже призвали Европейскую комиссию задействовать новые рычаги против "несогласного" правительства Венгрии. Министры иностранных дел Германии, Нидерландов и Дании в письме на имя Баррозу просили комиссию "формировать культуру уважения к верховенству закона". В день голосования по поправкам венгерский форинт резко упал в цене относительно евро до 10-месячного минимума. Финансисты находят ситуацию в Венгрии нестабильной.

Несмотря на массовую критику, как внутри Венгрии, так и за ее пределами, Орбан отказался рассматривать вопрос об отмене или отсрочке голосования в понедельник по поправкам Конституции. Об этом его в минувшую пятницу персонально просил в разговоре по телефону председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу. Если не Орбан, то другие ведущие политики Fidesz дали понять, что нет никаких шансов на отсрочку. Подобное поведение потенциально поставило нацию на путь конфронтации с ЕС. Венгерский премьер-министр после телефонного разговора пообещал "полную приверженность" к европейским нормам и правилам в письме в Брюссель на имя президента Баррозу, что могло вызвать только усмешку у европейцев. Лидер парламентской фракции Fidesz Антал Роган открыто заявил, что это внутреннее дело Венгрии за что голосовать: "Мы не потерпим внешнего давления. Невозможно представить, что венгерскому парламенту будут диктовать из-за рубежа, как голосовать". Министр иностранных дел Венгрии Янош Мартоньи в пятницу разослал свое специальное письмо по поводу конституционных реформ своим коллегам из стран ЕС. В понедельник за несколько часов до голосования во время пребывания в Брюсселе Мартоньи заявил, что Венгрия открыта для диалога. Он попросил Венецианскую комиссию дать заключение о внесенных поправках в Конституцию Венгрии. Однако подобные дипломатические шаги вряд ли смогут удовлетворить Брюссель и Берлин.

Голосование в понедельник по конституционным поправкам в очередной раз продемонстрировало разобщенность парламентской оппозиции в Венгрии. Только депутаты от зелено-либеральной LMP голосовали против. Венгерские социалисты - MSZP и вышедшие из их рядов сторонники бывшего премьера Ференца Дюрчаня - депутаты от партии "Демократическая коалиция" (DK) отказались участвовать в голосовании. MSZP вообще бойкотировала в понедельник заседание. Депутаты от правой националистической партии Jobbik воздержались от голосования. В случае с Jobbik это воздержание от голосования означало, что, в общем, они одобряют наступление на либерализм.

Что касается достаточно заметной по уличным акциям непарламентской оппозиции, то ее лидер - бывший кризисный премьер-министр 2009-2010 годов Гордон Байнаи в момент принятия поправок Конституции находился в Лондоне. Недавно 26 октября 2012 года Байнаи возглавил альянс непарламентской оппозиции, получивший название "Вместе 2014" (Együtt 2014).(1) Личность Байнаи устраивает Запад. Свои широкие международные связи Байнаи использует для поддержки оппозиции. Сейчас в Лондоне он предлагал "смену эпох" в Венгрии в 2014 году.

В минувшие выходные тысячи венгров под влиянием "Вместе 2014" вышли на улицы Будапешта в знак протеста против плана конституционной реформы Fidesz. Можно констатировать, что уличные протесты против конкретных действий по исправлению Fidesz Конституции имеют место быть, но они все-таки незначительны. При желании Орбан может вывести на улицы на порядок больше людей под националистическими лозунгами противостояния Брюсселю. Поэтому какого-либо значимого сопротивления "конституционной реформе" Орбана в Венгрии не следует ожидать.

Экс-президент Венгрии и в прошлом председатель Конституционного суда Ласло Шойом обратился к президенту Адеру с просьбой наложить вето на принятые правительственным большинством в парламенте нововведения. Но позицию фидесиста Адера по вопросу о конституционной реформе предсказать не трудно. Президент не пойдет против воли премьер-министра.

Перечислим основные пункты конституционной реформы, осуществленной в Венгрии 11 марта 2013 года:

- признаны недействительными все постановления Конституционного суда, принятые до вступления в действие 1 января 2012 года новой Конституции Венгрии;

- Конституционному суду разрешено рассматривать вопросы, основанные только на формальных процедурных аспектах, а не по их действительному содержанию;

- участвовать в избирательной кампании, освещать ее имеют право только общественные средства массовой информации;

- ограничивать свободу слова под предлогом нарушения человеческого достоинства и, если она наносит ущерб в широком смысле "достоинству венгерской нации";

- статус церковной организации присваивает парламент Венгрии конституционным большинством;

- семьей считается исключительно брак между мужчиной и женщиной;

- закон может требовать, чтобы выпускники вузов, получившие образование при поддержке государства, в течение некоторого времени после окончания вуза работали в Венгрии;

- управление высшими учебными заведениями контролируется государством;

- власти смогут запретить бродяжничество в ряде общественных мест, но бездомные не могут преследоваться за отсутствие постоянного места жительства;

Не трудно заметить, что в случае конституционной реформы Орбан стал действовать по известному методу амальгамы, когда разные политические вопросы смешиваются в одну кучу для нейтрализации критики оппонентов и завоевания общественной симпатии. Сокращение полномочий Конституционного суда идет одним пакетом с ограничением свободы вероисповеданий нетрадиционных религий, и отказом сообществам геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов на обретение их представителями семейного статуса. Председатель парламента фидесист Ласло Ковер не случайно заметил по поводу модификаций Конституции: "Маловероятно, что мы найдем компромисс с представителями, которые даже только в мыслях допускают возможность существования однополых браков". В данном случае орбановская амальгама взывает к массовому народному неприятию нетрадиционных сексуальных отношений.

Далее не трудно заметить, что, если в длинном списке конституционных поправок изменение прерогатив Конституционного суда имеет принципиальное значение с точки зрения разделения властей в демократическом государстве, то запрет на использование коммерческих СМИ в избирательной кампании имеет уже чисто прикладное значение для следующих парламентских выборов, которые пройдут в 2014 году. "Общественные СМИ" сейчас находятся под контролем государства, которым управляют Орбан и Ко с Fidesz. Поэтому реально оппозиция может рассчитывать только на частные коммерческие СМИ, и средства для их использования у оппозиции есть. Буквально на днях в Варшаве венгерский премьер продемонстрировал суть проблемы, когда дал совет правоконсервативной польской партии "Право и справедливость" (PiS) как победить на выборах. По его мнению, для этого PiS надо построить свои собственные средства массовой информации. Поэтому, как считает Орбан, необходимо создать свою собственную структуру СМИ и иметь сильную информационную сеть. Необходимо создать конкурентоспособную структуру на основе частной собственности. Поэтому, вводя посредством Конституции монополию "общественных СМИ" на освещение избирательной компании, Орбан лишает оппозицию каких-либо шансов на победу на предстоящих выборах. Делает это Орбан сознательно. "Молодые демократы" на наших глазах превращаются в стареющих "автократоров".

В возникших обстоятельствах только Европейский Союз может воздействовать на ситуацию, складывающуюся в Венгрии к предстоящим выборам. ЕС должен решить в ближайшее время, какие принимать меры против Венгрии и ее самонадеянного руководителя. Вопрос может быть поднят уже в ближайший четверг, когда главы государств соберутся на очередной саммит в Брюсселе. По-видимому, следует ожидать повторения австрийского сценария 2000 года по делу Йорга Хайдера. В этой связи ЕС может лишить страну-члена права голоса, но это достаточно долгий и трудоемкий процесс. Что может противопоставить Орбан европейскому давлению и бойкоту? Самым неожиданным шагом для завоевания общественных и народных симпатий со стороны фидесистского правительства мог бы стать выкуп у иностранных кредиторов ипотечных долгов. После того, как Матолчи стал директором Венгерского национального банка, сделать это можно и нужно.

(1) Движение Együtt 2014 создано 26 октября 2012 года из организаций непарламентской оппозиции: Milla Петера Юхаса ("Миллион за демократию") и венгерской "Солидарности" Петера Коньа. Движение "Вместе 2014" на прошлой неделе получило статус партии. К Együtt 2014 в качестве союзника примкнула партия "Диалог за Венгрию" (Párbeszéd Magyarországért - PMP), возглавляемая вышедшим из LMP ее экс-председателем Бенедеком Явором. Готовящаяся к выборам 2014 года коалиция Együtt 2014 - PMP явно принимает левоцентристский характер и собирается сыграть на традиционном поле Венгерской социалистической партии (MSZP).

Дмитрий Семушин