Наверное, это очень печально, но Казахстан - республика, которая позиционирует себя одним из лидеров Центральной Азии, ничего не знает о миграции. Да, определенному контролю подчиняются цифры миграции, как ее принято называть "внешней" - в Астане худо-бедно знают о количестве прибывших в страну трудовых мигрантов и даже имеют свою позицию по данному вопросу. Ведь республика единственная в регионе имеет более или менее устойчивую экономику и хоть сколько-нибудь положительные цифры уровня жизни. А значит, и норму о привлечении трудовых мигрантов молчаливо поддерживает весь Казахстан, страна может принимать и даже легализовать у себя иностранную рабочую силу. Правда, как при этом будет осуществляться контроль над теми же религиозными экстремистами, проникающими в республику, пока никому неясно - да и нужно ли об этом думать?

Но вот задумываться об этом должна заставлять другая миграционная статистика, касающаяся так называемой "внутренней" миграции. Вот здесь уже все совсем плохо - к сожалению, власти предержащие очень примерно знают не только цифры - но даже направления внутренней миграции. Принято считать, что всего два города привлекают внутренних мигрантов со всей страны - это Алма-Ата и Астана. Причем южная столица Казахстана в некотором смысле даже предпочтительнее - и сама себя кормит, да и климат на "югах" помягче. Но до какой поры ситуация в крупнейшем мегаполисе страны сможет, да и будет развиваться почти бесконфликтно? Стихийные самозахваты земель - Алма-Ата уже проходила. Сейчас фиксируется стремительная "фавелизация" окраин города. Чего ждать дальше? "Левого бунта" в одном из самых дорогих городов региона?

И что самое важное - это вопросы, ответы на которые следует дать себе сейчас, пока вызревание протеста только происходит. В конечном итоге - и это надо понимать особенно четко, социальный взрыв в городе уровня Алма-Аты эхом отразится не просто на всей стране. Круги от вскрытого нарыва пойдут по всей Средней Азии. А это значит, что до Астаны они доберутся. В любом случае.

"Проблемы вылезут, решать их придется большой кровью"

О том, что никакого изучения ситуации в социальной сфере не ведется, можно судить по робким попыткам журналистов освоить тему миграции. Даже самые маститые представители профессии вынуждены констатировать: ситуация развивается по совершенно непонятным моделям - и единственный способ получить хотя бы примерную картину внутренней миграции - это ввести обязательную регистрацию. К такому выводу приходит журналист Ярослав Разумов на страницах портала "Власть".

"Ведь массовый приток в города сельских жителей - урбанизация - и есть один из базовых факторов прогресса общества; и в Казахстане за это ратовали многие известные ученые и общественные деятели, как, например, Нурбулат Масанов. Ни одна из современных наций не вышла на серьезный уровень развития, минуя активизацию процессов внутренней миграции. Но - те из них, что не смогли (в силу разных причин) контролировать эти процессы, очень быстро столкнулись с обратной, негативной их стороной.

Так что же в Казахстане? Какой из своих двух сторон в итоге может обернуться к задачам модернизации страны внутренняя миграция? Судя по совокупности публичных экспертных оценок, имеющихся на сегодня, есть о чем задуматься и о чем серьезно обеспокоиться. Вот, известный эксперт Марат Шибутов, на днях в Клубе Института политических решений, заметил: "Цель, продекларированная в действующих программных документах развития Казахстана - достичь уровня городского населения в 75% от общей численности казахстанцев - это абсолютно необоснованно ни с точки зрения рынка труда, ни с точки зрения вместимости городов, ни со стороны развития городской инфраструктуры. Соответственно, ни о каком качестве жизни переселяющихся сельских мигрантов речь тоже идти не может". Одну из причин этого г-н Шибутов видит в отсутствии научного подхода при формировании региональной политики. С тем, что его нет и что это плохо, нельзя не согласиться. Но проблема даже глубже - государственные органы даже не владеют более или менее точной статистикой внутренних мигрантов. Об этом было заявлено на недавней презентации исследования "Внутренняя миграция молодежи в Казахстане: на примере города Алма-Аты", проведенного Центром анализа общественных проблем (PPRC). "Из Алма-Аты каждый год убывает меньше молодежи, чем прибывает. Но точное количество проживающих в городе молодых людей подсчитать невозможно в связи с тем, что не учитывается число внутренних мигрантов, не имеющих регистрации", отметила директор PPRC Меруерт Махмутова.

Действительно, никакими иными способами составить представления о реальном объеме этого явления невозможно. А какое уж научное обоснование государственной политики в сфере миграции или развития регионов, если нет даже более менее точной статистики? Но - регистрация по месту проживания влечет (по идее) за собой право доступа к определенным социальным льготам, а также возможность встать на учет в качестве безработного. Понятно, что такая перспектива многим не понравится, в том числе, местным властям: и статистику относительной "благостности" по безработице подпортит, и опять же - требовать соблюдения прав начнут!

Но оппонируют этой идее не только бюрократы. Г-н Шибутов, комментируя возможность регистрации, заметил:
 - Да, это нужно. Но в настоящее время я не вижу элементарных возможностей у государства это сделать. Разве что, на добровольной основе самим мигрантам регистрироваться. Но для этого нужно, чтобы они что-то за это получали, какой-то универсальный документ; как, например, в Москве есть такая "карточка москвича". А иначе - никаких ни физических, ни технических возможностей нет.

Эта проблема экспертами осознается; в рекомендациях исследования PPRC первой мерой указана необходимость разработки системы учета и регистрации молодых мигрантов. Но - действительно - а как это реально сделать? И что делать дальше? Если неучтенных мигрантов так много, как об этом предположительно говорят эксперты (и как это, скорее всего, и есть), то понадобиться, пожалуй, некая новая госструктура для того, чтобы заниматься их проблемами. Впрочем, эффективность нашей бюрократической машины давно и всем известна.

Из этой ситуации, потенциально - взрывоопасной, сегодня не видно, сколько-нибудь ясных выходов. Проблема роста численности внутренних мигрантов при нарастающем количестве и остроте их социальных, экономических и бытовых проблем в казахстанских городах, должна быть в числе приоритетных и для власти, и для общества. Слишком велики риски".

Не менее занятна и ситуация с внешней миграцией - здесь ситуация с цифрами хоть и получше, но есть чуть углубиться, все находится на том же уровне восприятия. Никто не проводит исследований, а законы - между прочим, о легализации трудовых мигрантов, - принимаются на основе эмпирических данных. Известный эксперт Марат Шибутов на страницах портала "Тенгри" разбирает ситуацию.

"И вроде на первый взгляд все хорошо и правильно - раз не можем с этой проблемой ничего сделать, то давайте ее признаем и легализуем, заодно снизим коррупцию и получим какие-то налоги.

Но есть и другая правда. Если мы посмотрим на картину занятости в нашей стране, то она ведь удручающая.

1. С одной стороны 8-8,5 миллиона экономически занятых (в том числе 0,5 миллиона безработных), а с другой 2,7 миллиона самозанятых. Эту пропорцию не может пока изменить программа индустриализации и другие потуги правительства. Число занятых в том же строительстве официально выросло с 2010 года с 566 тысяч до 650 тысяч, но это не такая уж большая величина.

2. Среди самозанятых 2,4 миллиона самостоятельно работающих, а если брать по отраслям, то в строительстве 140 тысяч человек и в домашнем хозяйстве 14 тысяч человек.

3. Большинство самозанятых - 70 процентов находятся в возрасте 25-54 лет и 19 процентов в возрасте 16-24, то есть практически это самый трудоспособный возраст. Даже образование у самозанятых есть - у 28 процентов среднее специальное и у 17 процентов высшее или высшее неоконченное.

И тут на рынок строительства и домашних услуг, который и так нелегально заполнен иностранцами как минимум наполовину, приходит государство и говорит: "Давайте их легализуем!!!". То есть, не делается облегчение найма у физических лиц для граждан Казахстана, а дается еще одно преимущество иностранцам, которые и так более конкурентоспособны за счет более низкой зарплаты и, скажем честно, часто за счет лучшей квалификации и работоспособности.

Тут еще есть один фактор, о котором не говорят. Вместо оформления иностранца на работу в юридическое лицо теперь можно спокойно нанять его как физическое лицо, оформить домашним работником и даже легально выплатить ему зарплату. Получается, есть большая лазейка для ухода работодателями от действующих законов по найму иностранцев юридическими лицами. Кому выгодна эта легализация? Разумеется, она выгодна в первую очередь нашим богатым соотечественникам, которые смогут гораздо легче нанимать на работу иностранцев. Выгодна она и бюджету в краткосрочном варианте - больше налогов, меньше коррупции. А пострадают от нее, во-первых, самые бедные, которые лишатся своих рабочих мест, во-вторых, средний класс, который станет объектом криминала - не секрет, что 80 процентов преступников уже много лет составляют безработные. На мой взгляд, данная легализация не приведет и к снижению количества нелегалов в стране, а просто часть из них легализует, при этом на место легализованных снова придут нелегальные.

Самое смешное, что и общество в целом к нелегальным мигрантам и к данному законопроекту в частности относится к этому индифферентно, как будто их это не касается. Проблемы снижения зарплаты на рынке труда, проникновения террористов и уголовников, нелегальные системы перевода денег, контрабанда и наркотики, организация торговли людьми, увеличение криминала - все эти проблемы не существуют в повестке дня казахстанского общества. Но думается мне, что все эти проблемы вылезут в будущем, только решать их придется уже большой кровью - правда возможное будущее также не сильно волнует казахстанское общество, которое живет в ритме "до очередной пятницы". И это очень печально".

Вместе с тем, очень любопытен хотя бы тот факт, что страна совсем недавно пережила масштабную внутреннюю миграцию - в новую столицу республики Астану. "Контур" обрисовывает очень живую картинку массового переселения чиновников, задумываясь о новой программе, согласно которой не менее пяти тысяч управленцев из Астаны будут отправлены в регионы. Налицо - попытка хоть немного обуздать миграционные процессы.

"Сама новая столица, накаченная нефтедолларами и различными дополнительными бюджетными вливаниями перешла на автопилот в плане привлечения человеческих ресурсов. По принципу реактивной тяги она вбирала в себя все хоть немного дельное в радиусе сотен километров, поскольку нигде больше работы и зарплаты в массовом количестве на данном радиусе не наблюдалось.
И вот в какой-то момент "белых воротничков" в городе светлого капиталистического будущего стало до того много, что они стали раздражать (в первую очередь друг друга). А еще бесконечные силовики в лице полицейских, финполицейских, республиканских гвардейцев, работников министерства обороны, службы охраны президента, КНБ, прокуратуры, обширный пласт судебных работников. Специально созданные для избыточного бюрократического потенциала институты развития, национальные компании, медиа-холдинги и прочие ненужные в нормальной экономике структуры в какой-то момент перестали справляться с поглощением все множащегося поголовья чиновничьих кадров.
Никакого малого бизнеса в сколько-нибудь заметном количестве в столице не появилось. Астана представляет собой благоприятную питательную среду только для чиновников и сопровождающей их коррупционной инфраструктуры. Все годы столичности у главного административного города Казахстана росли прерогативы по сравнению с регионами и региональными элитами. Потому что через Астану решается все - от места в партийном списке для Мажилиса до закупок производственных товаров в рамках программы импортозамещения для "нефтянки".
В итоге столица вобрала в себя не только сколько-нибудь владеющие мозгом кадры, но и просто способные проявлять активность. Сразу оговоримся, что чиновничий мозг имеет мало общего с интеллектом, но помогает продвигаться по карьерной лестнице, примыкать к более перспективным властно-финансовым кланам и группировкам, чутко улавливать доминирующие аппаратные тенденции. На Западе это давно поняли и параллельно бюрократии создали аналитические и экспертные центры, дабы родовая интеллектуальная ослабленность чиновников хоть как-то компенсировалась. В Казахстане, в силу ряда объективных и субъективных факторов, формально экспертно-аналитические структуры по факту часто тоже заполнены чиновниками со всеми характерными для них повадками и архетипами социального поведения.
Переизбыток изнуренных бездельем и созерцательностью (коррупцию упоминать не будем) индивидов в столице в какой-то момент стал слишком очевиден. К тому же независимые аналитики предупреждают: даже с помощью сырьевых государственных доходов такую ораву уже не прокормить. Вот тут кого-то из способных влиять на механизм принятия государственных решений и осенило: давайте лишних отправим в село. По замыслу убиваются сразу два стратегических зайца - бюрократические коридоры избавляются от избыточного "простонародья" и в сельской местности появляются хоть какие-то люди, знающие что такое Интернет, горячая вода, кинотеатр и тому подобные атрибуты современной цивилизации".


"В стране кризис - это однозначно вытекает из действий правительства"

В тесной привязке к социальным процессам двигается и казахстанская экономика - несмотря на заверения чиновников об отсутствии кризисных явлений, ряд экспертов буквально "взрывается" диаметрально противоположным мнением. И все они - совершенно четко прогнозируют резкий всплеск протестных настроений в республике.

В частности, на страницах портала "Власть" высказываются эксперты - политологи и социологи, находящиеся в процессе исследования социального поля. Последние - высказываются куда более точно.

"Серик Бейсембаев, социолог центра социальных и политических исследований "Стратегия" отмечает, что граждан все больше беспокоит возможность роста цен на продукты и коммунальные услуги.

"С каждым годом, число граждан, обеспокоенных инфляцией в стране неуклонно растет. Понятно, что в этих условиях для граждан страны все больше будут актуализироваться вопросы доходов, заработной платы и уровня жизни, что в целом повышает напряженность вокруг социальной проблематики в обществе", - рассказал он.

Социолог считает, что социальная стабильность на сегодняшний день во многом удерживается благодаря своевременному выполнению государством своих социальных обязательств, и общей экономической конъюнктуре, которая пока складывается удачно для Казахстана. Однако любое ухудшение в экономике с последующим урезанием социальных льгот, удержанием заработных плат, пенсий и т.д. может дестабилизировать общественную ситуацию в стране.

"Как мы уже сейчас наблюдаем, даже намек на введение каких-либо ограничений в рамках действующей системы социальной защиты вызывает бурю негодований среди общественности, выплескивающихся в акции протестов", - добавил Серик Бейсембаев.

Примерно о том же рассуждают аналитики агентства "Рейтинг.KZ" - выложившие на суд общественности очередное исследование, касающееся объективных оценок относительно основных мер по реализации Стратегии "Казахстан-2050".

"Не менее важным вопросом, требующим своего положительного решения, является обеспечение занятости населения. Обращает внимание, что, в январе этого года, по официальным статданным, уровень безработицы в Казахстане составил 5,4%. Тем самым безработица вернулась на уровень декабря 2011 года и, по сравнению с декабрем 2012 года, увеличилась на 0,1%. Все это свидетельствует об отсутствии устойчивой тенденции к сокращению этого явления. Проблему усугубляют также факторы скрытой безработицы, объективную картину которой вряд ли можно сопоставить с официальными данными, и самозанятых граждан, которые в своем большинстве имеют случайные и временные заработки. В целом, трудовая неустроенность граждан способна привести к новым проявлениям социальной напряженности. Поэтому корректировка госпрограмм с ориентацией на создание новых рабочих мест и трудоустройство безработного населения является своевременной мерой".

Вместе с тем, негативные тенденции в социальной сфере фиксируются на фоне очевидного ухудшения цифр в национальной экономике. Фактически, по словам руководителя общественной антимонопольной комиссии Петра Своика, страна живет в условиях перманентного спада, просто говорить об этом у чиновников не принято - так, во всяком случае, он высказался на страницах газеты "Время".

"В стране кризис - это однозначно вытекает из действий правительства последнего времени. Просто об этом вслух не говорится. Вот, например, чем объяснить странную инициативу председателя Национального банка Григория Марченко о повышении пенсионного возраста женщин? Чем объяснить недавнее решение об урезании декретных выплат? Чем объяснить достаточно неожиданную новость о том, что все пенсионные фонды будут объединять и огосударствлять? Чем объяснить то, что еще в 2009 году правительство сознательно утвердило ежегодный рост тарифов на электроэнергию до 2015 года, и этот рост в 1,5 раза превышает запланированный уровень инфляции? Чем, в конце концов, можно объяснить то, что в послании "Казахстан-2050" и в прикрепленном к нему плане действий есть целый ряд откровенно революционных пунктов? Например, правительству поручено в кратчайшие сроки разработать новую концепцию бюджетной политики. Там же сказано: разработать "принципиально новую концепцию денежно-кредитной политики". И таких пунктов там достаточно много.
И еще. От года к году в посланиях президента присутствует традиционный блок - социальный пакет. Глава государства объявляет, на сколько повысятся пенсии и зарплаты госслужащих. Так вот, в последнее время таких объявлений стало гораздо меньше. Те же пенсии - да и зарплаты - растут существенно медленнее, чем в прошлые годы".

Не менее интересны на этом фоне выводы портала "Вместе" - авторы издания уверены, что в республике окончательно завалена программа развития агропромышленного комплекса. "Мы уже рассказывали о запросе депутата от народных коммунистов Айкына Конурова, который поставил под сомнение выполнение программы, потребовав от правительства отчета. На заседании Кабмина глава Минсельхоза доложил об успешной реализации программы АПК на 2010-2014 года. По его словам, общий объем казахстанского экспорта агропродовольственных товаров по итогам 2012 года увеличился в 1,6 раза по сравнению с 2011 годом. Ускоренными темами растет и валовая добавленная стоимость в АПК.

Однако данные агентства по статистике говорят совсем о другом. Посмотрим на цифры по животноводству. Производство мяса в 2011 году составило 1 млн. 656 тыс. тонн, а в 2012 году - уменьшилось до 1 млн. 635 тыс. тонн.

Производство молока в 2011 году составляло 5,235 млн тонн, в 2012 году оно упало до 4,803 млн. тонн.

Производство яиц сократилось с 3,718 млн. штук до 3,6344 млн. штук.

Поголовье крупного рогатого скота в 201 году составляло 5,702 млн. голов, в 2012 году - 5,668 млн. голов.

Чтобы описать "достижения" в растениеводстве, достаточно привести одну цифру. Валовый сбор зерновых и бобовых культур рухнул с 26,96 млн. тонн в 2011 году до 12,864 млн. тонн в 2012 году.

Как видно, по всем основным видам сельскохозяйственной продукции в прошлом году произошел спад производства. О какой программе развития и о каком досрочном ее исполнении можно говорить?!

А как же рекордный экспорт казахстанской сельхозпродукции, о котором говорил г-н Мамытбеков? Он объясняется очень просто - за счет продаж зерна небывало высокого урожая 2011 года. А в нынешнем году придется продавать зерно прошлогоднего урожая, намного более скромного, и показатели экспорта обвалятся.

Рост экспорта сельхозпродукции в 2012 году вызван хорошим урожаем зерновых. За ним кроются благоприятные погодные условия. Никаких других оснований для устойчивого роста агропромышленного комплекса просто нет".

"Я не собираюсь разглашать секреты Назарбаева"

На минувшей неделе прошли очень занятные, но оставшиеся практически "без прессы" кадровые перестановки на очень ответственных должностях. Речь идет о смене руководства в Службе охраны президента Казахстана - и именно по этой причине трактовка у этих назначений двоякая. По одной из версий, таким образом Астана готовится к социальным потрясениям. Немудрено, что этот расклад описан оппозиционной "Республикой".

"Дело в том, что президент провел очередную серию перестановок среди своего ближайшего, ближе некуда, окружения, которая вызвала у нас множество вопросов.

Во-первых, елбасы вернул к "телу" Ануара Садыкулова, который ранее возглавлял его Службу безопасности и одновременно был заместителем начальника Службы охраны президента. Странность заключается в том, что на должности командира спецподразделения КНБ "Арыстан", "прославившегося" тем, что именно его сотрудники семь лет назад похитили Алтынбека Сарсенбаева и передали его убийцам, Садыкулов пробыл всего ничего - один месяц и теперь получил новое назначение - уже начальником СОП.

Во-вторых, Назарбаев отправил в отставку, причем досрочно, командующего Республиканской гвардией генерал-лейтенанта Амангельды Шабдарбаева. Он, кстати, также руководил и Службой охраны президента, и ее подразделением - Службой безопасности. Странность заключается в том, что на этой должности Шабдарбаев, ушедший в тень после громкого скандала с утечкой видеозаписи показаний Мухтара Джакишева следователям КНБ, пробыл всего год - с января 2012 года.

В-третьих, командовать Республиканской гвардией, то есть структурой, не входящей в состав министерств обороны и внутренних дел и подчиненной непосредственно главе государства, Назарбаев отправил не менее доверенного, чем Сыдыкулов, генерала - теперь уже экс-начальника Службы охраны президента Мухтара Аюбаева.

Похоже, наш т.н. лидер нации настолько "истончился" психологически, что ему тяжело приспосабливаться к новым людям в своем ближайшем в физическом смысле окружении. И плюс он сильно опасается за свою личную безопасность, тасуя тех, кому он верит, и убирая тех, кто вышел из доверия.

Это наше предположение косвенно подтверждается официальным документом, подписанным Назарбаевым в конце февраля и опубликованным на этой неделе. Мы имеем в виду Указ президента РК №510 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 3 июня 2008 года №607 "Об утверждении Положения о Службе охраны Президента Республики Казахстан".

Прочитав его, мы с удивлением обнаружили, не только что "рано встает охрана", но и что эта служба весьма ценится. Согласно пункту 22 положения, "сотрудникам Службы охраны Президента в стаж службы в государственном органе для установления коэффициентов для исчисления должностных окладов и пособий для оздоровления засчитывается служба из расчета полтора месяца за один прослуженный". А согласно пункту 23: "Несение службы сотрудниками Службы охраны Президента является выполнением боевой задачи..."

Мы не знаем, чего боится Назарбаев и к чему так лихорадочно готовится, в том числе повышая свою политическую и физическую безопасность, но то, что экономическая ситуация в стране ухудшается на глазах, сомнению уже не подлежит.

Уровень инфляции за январь-февраль 2013 года составил 1,7% против 0,7% за соответствующий период прошлого года, причем особенно скакнули платные услуги - на 4%, так что число недовольных социально-экономической политикой Акорды должно возрасти. А общий объем кредитования банками экономики за январь сократился на 6%, в том числе юридических лиц - на 1,1%, субъектов малого предпринимательства - на 1,5%".

Досрочная отставка генерала Амангельды Шабдарбаева заинтересовала и журналистов портала "Нурадам", которые прямо спросили бывшего председателя КНБ о причинах столь неожиданного хода. И даже несмотря на то, что интервью в Сети опубликовано не полностью - полунамеки влиятельного в Казахстане силовика, бывшего личного телохранителя Динмухамеда Кунаева выглядят если не угрожающими, то как минимум, занятными.

"Я не собираюсь никому выдавать государственные тайны и - упаси боже - продавать их. Назарбаев уверен во мне. И он знает, что я никогда не выдам секреты. Я долго проработал телохранителем у Динмухамеда Кунаева. Прошло много лет, и ни разу я не выдал его тайн, об этом наш президент тоже хорошо знает. Я так же не собираюсь разглашать секреты Назарбаева. Да, быть может, я слишком эмоционален, настойчив. Могу даже послать человека нецензурной бранью, но никогда не выдавал ничьих секретов. А их, поверьте мне, накопилось очень много. Да, я знаю много - как проходили аресты и возбуждались уголовные дела. Я могу только комментировать события, чтобы у читателей была правильная, а не искаженная информация. Но детали раскрывать не буду...".

"США сохранят свои интересы в регионе на пять лет"

Не так давно Международная кризисная группа (International crisis group - ICG) выступила с важным аналитическим докладом "Проблема Центральной Азии для Китая" - где наблюдатели обозначили ряд проблемных зон и явлений, которые бы могли привести к повышенной конфликтности.

"Республика" публикует интервью с автором доклада Дендрой Тинон о комплексе вопросов Поднебесной в контексте региона.

"В экспертном сообществе все прекрасно отдают себе отчет в том, что стабильность в Центральной Азии - это фасад. Чаще всего упоминают Киргизию. Но если посмотреть внимательно на Казахстан, который пытается позиционировать себя как исключительно стабильное государство, то нетрудно найти там множество факторов, которые формируют основу для серьезного социального конфликта. Это прежде всего экономическое неравенство и коррупция, которая пронзила все сферы жизни. Другими словами, главной проблемой для стабильности региона являются не внешние, а внутренние угрозы. Конечно, это не означает, что угрозы со стороны Афганистана нет. Это серьезный фактор. Но внутренние риски имеют огромное значение. [...]

Китай действует в регионе предельно осторожно, прежде всего из-за уважения к России в частности, и к законам дипломатии в целом. Власти КНР признают то, что называется сферой особых интересов России. Тем не менее реальность состоит в том, что Китай просто тратит намного большие суммы денег в регионе. Российские вооруженные силы уже не те, что были раньше, и Китай может позволить себе более активные действия там, где раньше исключительно доминировала Россия. И у Китая есть деньги для того, чтобы реализовать свою стратегию влияния. [...]

Мы должны принять во внимание тот факт, что большая часть китайских инвестиций сделана в объекты, которые очень сложно защитить традиционными методами. Речь идет о нефтепроводах, которые пролегают по пустынной территории протяженностью тысячи километров. Эти объекты могут стать легкой добычей любой террористической группы. Китай рассчитывает, что страна, на территории которой расположены эти объекты, будет обеспечивать их безопасность. Но я не уверена, что и Казахстан обладает реальными возможностями защитить китайские инвестиции. И мне представляется, что в Китае сегодня еще не слишком отдают себе отчет в этом. Я думаю, что они должны относиться к этой теме с большей серьезностью. [....]

Пока мы видим, что в своих действиях в отношении Афганистана Китай руководствуется обычной теорией - экономические инвестиции. И основной расчет состоит в том, что ему удастся реализовать свои инвестиционные планы в регионе. Конечно, речь идет не об инвестициях, необходимых для индустриального развития страны, а о разработке ресурсов, которые затем будут вывезены в Синьцзян и использованы для развития этого региона КНР. В случае успеха эта стратегия позволит китайским властям говорить о том, что их инвестиции способствуют стабильности в регионе в целом. Но я вижу некоторые перемены в этой стратегии. Они начали происходить совсем недавно. В Китае, кажется, начинает утверждаться мнение, что они могут и должны предпринимать большие усилия в Афганистане. В частности, они уже заявили, что могут принять участие в обучении местной полиции. Но пока это очень скромные изменения в стратегии. И мы не рассматриваем сценарий, по которому Китай полностью заменит США в этой стране после вывода оттуда войск коалиции. [...]

Я думаю, что США сохранят свои интересы в регионе в перспективе как минимум пяти лет. То есть не стоит ожидать, что с уходом войск из Афганистана интерес США к региону исчезнет целиком и полностью. Но следует ожидать его снижения.