Ситуация, складывающаяся в Армении после президентских выборов 18 февраля, все более начинает напоминать то, что происходило в России в конце 2011- начале 2012 года после выборов в Госдуму РФ. Единственное (правда, довольно существенное) различие состоит в том, что армянская "болотная оппозиция", ведомая набравшим 37% голосов и объявившим себя "избранным президентом" Раффи Ованнисяном, пока не вступает в силовое противостояние с силами правопорядка. Сходства, однако, много больше.

Как и в России, протестные силы не имеют ни внятной программы, ни очевидного плана дальнейших действий. Но это вряд ли должно расхолаживать власть. На самом деле, Ованнисяну, который не имел никаких существенных административных рычагов и серьезных материальных ресурсов, удалось набрать более 530 тысяч голосов. А это, заметим, много больше, нежели набрала на прошлогодних парламентских выборах партия "Процветающая Армения", за которой стояли миллионные средства её лидера, олигарха Гагика Царукяна, многочисленная фракция в парламенте, и которая контролировала несколько видных позиций в исполнительной вертикали власти. Это означает, что Раффи Ованнисян, не предложивший избирателям никаких внятных программ ни в области социально-экономической, ни внешней политики, удалось консолидировать практически весь протестный электорат. И если в ближайшее время властям не удастся сделать зримые и ощутимые шаги в деле улучшения жизни людей, она столкнется с весьма серьезными проблемами на предстоящих через три месяца выборах в столичный муниципалитет. Собственно говоря, уже сегодня Ованнисян не скрывает намерений "дать бой в битве за Ереван". Это означает, что он попытается до мая не позволить своему движению выдохнуться, но лишь время покажет, насколько длительным может быть в Армении "болотный порыв".

Есть мнение, что за уроженцем США Раффи Ованнисяном просматриваются интересы Запада и, в частности, Вашингтона. То, что в нем явно заинтересованы внешние игроки - очевидный факт. Но эта заинтересованность имеет очень существенный нюанс.

Во-первых, открытую ставку на Ованнисяна делает не официальный Вашингтон, а организации армянской зарубежной диаспоры, которые видят в нем представителя своих интересов в Армении. И это, кстати, объясняет то обстоятельство, что из всех оппозиционных и альтернативных сил сегодня его публично поддерживает лишь АРФ "Дашнакцутюн" - партия, армянский филиал которой полностью управляется из-за рубежа. Заявления Ованнисяна на внешнеполитические темы целиком удовлетворяют зарубежное армянство, которое с большим подозрением относится к любым намекам на возможность каких бы то ни было компромиссов в отношениях Армении с Турцией и с Азербайджаном. Раффи Ованнисян прокламирует, что он и ведомые им силы (а в его подаче - это весь армянский народ) не признают деятельность Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, требуют юридического признания Ереваном Нагорно-Карабахской республики и продолжения давления на Анкару с целью заставить турецкую сторону признать Геноцид армян 1915 года в Османской империи.

Очевидно, что претендент на президентский пост, декларирующий требования подобного характера, никак не может соответствовать реальным интересам внерегиональных игроков. И это стало совершенно ясно после того, как международные наблюдательские миссии назвали выборы "шагом вперед в деле укрепления демократии в Армении", а победившего действующего президента Сержа Саргсяна поспешно поздравили лидеры всех великих держав и руководители стран региона. Они ожидают от Еревана совершенно иной внешнеполитической линии. Наиболее конкретно выразился по этому поводу в своем поздравительном послании президент США Барак Обама. "Мы продолжим в большой степени содействовать продвижению мирного процесса урегулирования нагорно-карабахского вопроса, для чего требуется предпринять содержательный шаг в сторону урегулирования. Мы также желаем продолжить нашу работу по продвижению процесса возможной нормализации армяно-турецких отношений... Ваше переизбрание способствует созданию Вашего наследия, как лидера, который углубляет реформы в Армении и продвигает дело мира для вашего народа и для народов вашего региона. Будьте уверены, что Соединенные Штаты, как постоянный друг и партнер Армении, всегда рядом с вами в деле достижения этих великих целей", - сказано, в частности, в телеграмме американского лидера. Яснее, пожалуй, выразиться невозможно, круг ожиданий от второго президентского срока Сержа Саргсяна очерчен совершенно четко.

Всё это также сильно напоминает происходившее в Армении в преддверии президентских выборов 2008 года. Позиции власти казались незыблемыми, официальный преемник тогдашнего президента Роберта Кочаряна, премьер-министр Серж Саргсян не имел сколько-либо значимых соперников. Однако менее чем за полгода до выборов на политическую арену с большим шумом и совершенно неожиданно возвратился первый президент республики Левон Тер-Петросян. Тогда эксперты ИА REGNUM предположили, что возвращение политического тяжеловеса, который предшествующие 10 лет после своей отставки мирно выращивал на даче персики и, вроде бы, о политике уже не помышлял, инспирировано внешними силами. Видимо, так же считали и власти, которые попытались выяснить, кто стоит за возвращением Тер-Петросяна и, главное, для чего это понадобилось. Судя по всему, эти вопросы получили предметные разъяснения, позиция Еревана была скорректирована, а Тер-Петросян лишился зарубежной поддержки. (Что, заметим, впоследствии привело его к отказу от продолжения борьбы и т.н. "цивилизованному диалогу с властью").

Уже в ноябре 2007 года начались закрытые армяно-турецкие консультации в Швейцарии, итогом которых в 2009 году стало парафирование в Цюрихе протоколов о нормализации армяно-турецких отношений и разблокировании закрытой Турцией с 1993 года границы с Арменией. Отметим, что церемония подписания протоколов министрами иностранных дел двух стран состоялась в присутствии и под патронажем глав внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - России, США и Франции. Практически одновременно явственно активизировалась деятельность России в процессе карабахского миротворчества. Достаточно сказать, что за неполных 4 года Москва организовала более десятка прямых встреч между лидерами Армении и Азербайджана, которые проходили под эгидой президента РФ Дмитрия Медведева. Нельзя не отметить, что в нескольких случаях (как, например, летом 2011 года в Казани), стороны находились, по выражению одного из российских дипломатов - участников казанской встречи, "буквально в шаге от заключения мирного соглашения".

По целому ряду причин, главной из которых стала резкая обструкция азербайджанской стороны, попытки разрешения карабахского кризиса, как и армяно-турецкой нормализации, остались нереализованными. Оба процесса, однако, хотя и переживают глубокую стагнацию, но продолжают оставаться на повестке дня. И, судя по всему, державы ожидают от второго президентского срока Сержа Саргсяна активизации усилий по обоим направлениям. Отсюда и безоговорочное признание его победы, и обещания поддержки в области внешней политики и расширения инвестиций.

На Раффи Ованнесяна, между тем, возложена роль "дубинки", которая должна грозить властям всяческими осложнениями и неприятностями, если прямо высказанные надежды вновь не будут реализованы. То есть сегодня Ованнисян играет ровно ту роль, которую в конце 2007 - начале 2008 гг. исполнял Левон Тер-Петросян. Вполне допустимо, что сам Ованнисян эту свою роль хорошо осознает и охотно принимает. Ведь не будь вышеуказанных обстоятельств, ни о какой внешней поддержке, пусть даже косвенной, речи быть не могло. Пока же он может рассчитывать на благосклонность весьма могущественных сил, которые, ни под каким видом не желая видеть его во главе Армении, тем не менее, постараются не дать протестному движению выдохнуться окончательно. А это означает, что у Раффи Ованнисяна появятся реальный шанс "повысить капитализацию" своего неожиданного электорального успеха и рассчитывать в дальнейшем на существенные политические дивиденды.

Разумеется, все подобные ожидания могут осуществиться при условии, если между основными внерегиональными игроками установится взаимопонимание, как это было в 2007-2011 гг. Не исключено, что вторые президентские сроки Владимира Путина, Барака Обамы и Сержа Саргсяна могут стать периодом очередной "перезагрузки" - хотя бы в вопросах, связанных с решением проблем в Закавказье. Это тем более вероятно, что допустить дестабилизацию в регионе на фоне кошмара, творящегося на Ближнем Востоке, вряд ли кому будет на руку.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)