Банкрот, сидящий на мешках с деньгами: парадоксы финансового кризиса на Кипре
Кипр последовательно шаг за шагом движется к получению пакета финансовой помощи. В понедельник 11 февраля 2013 года на заседании Еврогруппы - совета министров финансов 17-ти стран еврозоны было принято решение о привлечении независимой аудиторской компании, которая расследует, как Кипр выполняет свои обязательства по борьбе с отмыванием незаконных капиталов. У государств Еврогруппы, оказывающих финансовую помощь, есть серьезные основания полагать, что кипрские банки в широких масштабах используют практику отмывания денег, прежде всего, принадлежащих гражданам России. Планировалось, что аудиторская компания изучит конкретные банки Кипра на предмет нарушений ими законного финансового оборота. По постановлению Еврогруппы, аудиторы должны были незамедлительно начать работу на Кипре с тем, чтобы представить отчет к следующему ее заседанию в начале марта. Таким образом, независимый аудит банков Кипра стал главным условием, выдвинутым Евросоюзом для предоставления помощи островному государству. Однако постановление Еврогруппы было выполнено с задержкой на месяц из-за президентских выборов на Кипре.
17 февраля 2013 года на Кипре прошли президентские выборы, на которых, как и ожидалось еще летом 2012 года, победу одержал кандидат от правоцентристов Никос Анастасиадес. Новый президент сразу же провозгласил согласие на осуществление программы жесткой экономии в своей стране. Анастасиадес пользуется полным доверием в правительственных кругах в Берлине. Таким образом, президентские выборы на Кипре с их закономерным итогом были другим внутренним условием для перевода в практическую плоскость вопроса о финансовой помощи Кипру.
1 марта новый президент Кипра приступил к своим обязанностям. И уже 4 марта 2013 года Кипр согласился на проведение независимого аудита своих банков. В этот день в Брюсселе прошло очередное заседание Еврогруппы. На нем присутствовала исполнительный директор МВФ Кристин Лагард. Председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум полагает, что к аудиту на Кипре должна быть привлечена частная компания. В свою очередь, киприоты предполагают, что с подобной операцией могла бы справиться группа Moneyval. Moneyval, по утверждению киприотов, пользуется полным доверием Совета Европы и уже опубликовала между 1998 и 2011 годами четыре положительных отчета о борьбе с отмыванием денег на Кипре. Новый министр финансов Кипра Михалис Саррис полагает, что независимая экспертиза в ходе проверки должна определить, следуют ли местные банки правилам против отмывания денег, установленным в ЕС.
После заседания Еврогруппы Дейсселблум утверждал перед журналистами, что сейчас идет подготовительная работа, и политическое одобрение программы помощи может быть получено во второй половине марта. Накануне совещания Еврогруппы комиссар ЕС по финансам
Парадоксом кризисной ситуации в случае Кипра является то, что государство-банкрот сидит на мешках с деньгами, которые принадлежат частным владельцам. Кипр запрашивает пакет помощи в размере €17,5 млрд. Часть этой суммы должна как раз пойти на рекапитализацию кризисных банков Кипра. Однако сам банковский сектор, включая кризисные банки Кипра, владеет активами в €120 млрд., что в семь раз превышает годовое ВВП островного государства. Собственно банковские депозиты Кипра на счетах резидентов, составляют сумму в €69,3 млрд. Их распределение выглядит следующим образом: 63% принадлежит киприотам, 8% - вкладчикам с территории еврозоны, 29% - не еврозоны. Таким образом, как оффшор Кипр, сам состоящий в еврозоне, чаще привлекает депозитариев отнюдь не с территории самой еврозоны. С них то и хотят взять деньги для оказания помощи Кипру и еврозоне.
Другой проблемой является то, что МВФ опасается, что предоставление помощи Кипру в сумме в €17,5 млрд выведет уровень его внешнего долга к 140-145% от ВВП, что сделает проблемным участие МВФ в программе спасения. Подобная пропорция означает, что Кипр не сможет рассчитывать на помощь МВФ, поскольку по правилам этой организации задолженность страны не должна превышать 120% процентов от объема ВВП. Поэтому МВФ выступает за поиск решения, которое бы сократило размер помощи до приемлемой для МВФ величины. Вместе с тем, МВФ выступает против повторения греческого прецедента со списанием долга.
Подобного рода решение с ноября 2012 года предлагает Германия. По информации германской разведки BND, на счетах банков Кипра находится около €20 млрд., принадлежащих российским вкладчикам. Немцы справедливо полагают, что какая-то часть этих денег попала на Кипр незаконно. Наличие подобного рода депозитов стало поводом, для того, чтобы Германия стала настаивать на участии в программе помощи средств частных держателей счетов в банках Кипра. Правда, некоторые чиновники ЕС в Брюсселе обеспокоены тем, что ущерб для вкладчиков может привести к массовому бегству капиталов с острова. Комиссар по финансовым делам Олли Рен в прошлом месяце пытался успокоить общественное мнение, когда заверял всех, что какие-либо программы использования частных депозитов в Брюсселе не разрабатываются. Новый президент Кипра заявил, что подобная практика не может быть принята. 4 марта 2013 года глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум отверг подобного рода решение. Однако не все обстоит так просто. На следующий день, т. е. 5 марта, глава Центробанка Кипра Паникос Димитриадис в интервью Wall Street Journal призвал вкладчиков банков Кипра поучаствовать в спасении банковского сектора страны. Даже одна десятая дохода от набегающих процентов по вкладам в виде "взноса солидарности", по его словам, превратится для бюджета страны в €150 млн. Получается, что власти Кипра хотели бы сохранить статус оффшора для островного государства, который достигается низкой ставкой налога, и одновременно де-факто этот налог хотели бы увеличить для наполнения доходной части бюджета. Одновременно стала проговариваться конкретная форма привлечения средств частных вкладчиков. Одна из широко обсуждаемых моделей помощи предусматривает замораживание сумм, превышающих €100 тыс., и их принудительное хранение на специальных счетах под минимальный процент на срок от 15 до 30 лет. Это позволило бы, по мнению авторов проекта, в долгосрочной перспективе стабилизировать ситуацию с банками Кипра. Однако в итоге подобного решения оффшорная зона рискует превратиться для некоторых в "поле чудес" в известной стране. По-видимому, независимый аудит и должен определить, помимо прочего, возможность проведения подобного рода операции.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM