"Регионы и законы".

(Трибуна, 01.10.03. С.Перваков)

Вчера в перерыве заседания Комитета Совета Федерации РФ по бюджету, проходящего в Красноярске, губернатор края Александр Хлопонин отметил, что перед краевой властью как законодательной, так и исполнительной сейчас стоят два принципиально важных вопроса. Первый, по мнению губернатора, это увод налогов из края. Не секрет, что крупные предприятия платят налоги там, где считают нужным. В настоящий момент эта сфера регулируется федеральным законодательством, а у региональной власти таких полномочий нет. Глава края считает необходимым внести изменения в Налоговый кодекс, чтобы урегулировать эти отношения. Кроме того, Хлопонин отметил несовершенство межбюджетных отношений между федеральным Центром и субъектами Федерации. "Чем хуже ситуация в дотационных территориях, тем больше денег регионы-доноры отдают из своих бюджетов", - утверждает губернатор. В связи с этим Хлопонин считает необходимым создать новую модель межбюджетных отношений. Проблема лишь в том, что в Государственной Думе и Совете Федерации работает большинство представителей дотационных территорий. Им, по мнению Хлопонина, по большому счету все равно какие законы принимать. И потому все зависит от "политической воли". "У нас скоро выборы, посмотрим, какая будет у нас политическая воля и как будут приниматься те законы, которые действительно необходимы государству", - подчеркнул губернатор.

"Узелки с секретом".

("АиФ на Енисее", 01.10.03, Александр Чернявский)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ сценарии в Красноярском крае в ближайшие два месяца неизбежно будут замешаны на сюжетах избирательной кампании. И без того не отличающаяся особой прозрачностью жизнь региональной политтусовки в этот период будет многократно искажена в миллионах кривых зеркал предвыборных изысков федеральных партий и отдельных кандидатов. Практически на полтора месяца красноярцы лишатся губернатора, который, возглавив региональный список пропрезидентской партии, вскоре вынужден будет уйти в очередной отпуск. Самое время для других видных фигур краевой элиты, сумевших избежать госдумовского крючка, попробовать нарастить свой рейтинг.

ВНИМАНИЕМ и лаской в этот период будет окружен электорат. Соискатели заветных депутатских корочек будут обихаживать его подобно мужу, вспоминающему о своей жене единственный раз в году - аккурат 8 Марта. Будут букеты цветов и брызги шампанского, которые в нашей политической практике означают очередное повышение окладов бюджетникам, послабления по обязательному автострахованию и прибавки к пенсиям стариков, что мы, в частности, уже и наблюдаем.

Нестрашная месть

Годовщину губернаторских выборов антихлопонински настроенная общественность отметила широкой медиа-атакой, в которой участвовали в основном федеральные СМИ. В явно проплаченных материалах Александра Геннадиевича обвиняли практически во всех смертных грехах: от неумения эффективно управлять регионом и президентских амбиций до шизоидных внутренних комплексов. Самое любопытное, что исполнители явно схалтурили, склонировав одну матрицу (причем второй свежести), состоящую из набора ряда антихлопонинских тезисов, сразу в нескольких газетах.

Бездарность исполнения заказа наводила на мысль, что так оригинально шутят товарищи из... "Интерроса", однако источники "АиФ на Енисее" в структурах, близких к никелевым королям, эту догадку не подтвердили. Впрочем, черные пиарщики, не мудрствуя лукаво, в своих статьях постарались максимально ясно указать на заказчика. Конечно же, им оказался опальный и гонимый "ЮКОС". Однако все это слишком похоже на ложный след. По данным "АиФ на Енисее", настоящим заказчиком этой кампании были структуры, близкие к ФПГ, проигравшей "Интерросу" прошлогоднюю схватку за кресло губернатора края.

Метили, скорее всего, даже не в Хлопонина, а в Потанина, который достаточно четко позиционировал себя как сторонника "чекистской" группировки в Кремле. Побочный позитивный эффект от этой кампании мог быть и для местных политиков, играющих на протестных настроениях. Однако результат от этих публикаций оказался нулевой, если не минусовый. Заказчики выбросили деньги на ветер. И это объясняется не столько низким профессиональным уровнем исполнителей заказа, сколько своеобразием управленческого стиля красноярского губернатора.

Хлопонин и пустота

ОДИН из оппозиционно настроенных депутатов ЗС пожаловался "АиФ на Енисее", что Хлопонина крайне трудно "мочить" ввиду стилистически выверенной неэффектности управленческих решений. "Скользкий как угорь, он дает мало мишеней для "стрельбы". Пытаешься схватить его за горло, а руки проваливаются в пустоту, - констатировал этот парламентарий, пожелавший остаться неназванным.

Уже было замечено, что губернатор подражает Путину в манере поведения, и получается у него это довольно талантливо. Однако Хлопонину (так же, как и ВВП) потихоньку начинают задавать неприятные вопросы. Стабильность покоя, конечно, неплохо, но хотелось бы и большего. Например - экономического рывка. По мнению лидера "лебединской" фракции ЗС Игоря Захарова, край "движется на автопилоте". Может быть, это не самый худший вариант. Если вспомнить Салтыкова-Щедрина, то созданный его творческим воображением Глупов процветал как раз при градоначальнике, который принципиально не вмешивался в управление городом. Александра Геннадиевича, конечно же, не назовешь бездельником, однако пока он и его команда по-прежнему лишь латают пробоины. Из принципиальных вещей можно назвать только "устаканивание" отношений с ФПГ, однако эффект от них пока далеко не очевидный.

Время действия карт-бланша практически истекло. И это мы увидим уже при обсуждении бюджета-2004. Для каждого уважающего себя парламентария бюджетная страда - своеобразный звездный час. В прошлом году депутаты были лишены кайфа поторговаться за те или иные статьи, ибо бюджет-2003 создавался при форс-мажорных обстоятельствах. В декабре 2002 года ЗС упираться не стало и одобрило его без громких дискуссий. Сейчас же будет ожесточенный торг.

Исполнительная власть вынуждена будет подготовить "пакет уступок". Помимо традиционных преференций для территорий и отдельных социальных групп, представленных в ЗС влиятельными депутатами и фракциями, в этом "пакете" могут быть и "головы" неугодных строптивцев, например - исполнительного директора КГУ "Правопорядок" Евгения Кротова. Весь вопрос в том, насколько далеко может зайти в своем отступлении администрация края, и не выйдут ли эти уступки потом боком. Все-таки пора рубить гордиев узел: либо стимулируем экономику, либо поддерживаем социальное иждивенчество.

За бортом, но в плюсе

ВНЕ избирательной кампании остались два влиятельнейших политика региона - спикер ЗС Александр Усс и мэр Красноярска Петр Пимашков. Их принципиальное нежелание выступить в роли VIP-локомотивов для партий, мечтающих прошмыгнуть в здание на Охотном ряду, на самом деле - продуманный политический ход. Очутившись номинально за бортом грандиозной свары, они в итоге оказались над схваткой. Эта позиция дает им возможность свободно маневрировать и спокойно восстанавливать свой политический потенциал, изрядно подорванный прошлогодней губернаторской кампанией.

Бесспорно, и Усс, и Пимашков будут поддерживать отдельных кандидатов, способных принести реальную пользу Красноярскому краю, однако вряд ли им есть резон включать на полную катушку свой административный ресурс. Ставки нынче не те, да и интерес не тот. Это позволяет надеяться, что очередное "избирательное землетрясение" пройдет для края без больших потерь.

К тому же есть хороший шанс, что в Красноярск из "северной ссылки" вернется Лев Кузнецов. Бывший первый заместитель Хлопонина, наверное, досидит в кресле и. о. мэра Норильска до конца избирательной кампании по выборам градоначальника никелевой столицы мира (26 октября). В случае, если победит кандидат от "Норильского никеля", ничто не помешает Кузнецову вновь заняться краевыми проблемами. А на этом поприще он зарекомендовал себя как очень профессиональный управленец.

"Договоры под одеялом".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 01.10.03, Роман Хитров)

Сначала было слово. И слово было таким:

"...если ты эксплуатируешь природные ресурсы края, - налоги нужно платить на его территории, а не выводить по различного рода схемам в оффшорные зоны или в другие регионы..." Такое правило игры для олигархов, имеющих бизнес в крае, около года назад озвучил губернатор Хлопонин. Однако, несмотря на уже подписанные соглашения о сотрудничестве между краевой администрацией и СУЭК (еще в июле), а также - с "Русалом" (на прошлой неделе), вопрос о том, примут ли олигархи новые правила игры и принесут ли эти соглашения ощутимые результаты, остается открытым.

О том, что "соглашения будут подписаны в самое ближайшее время", краевая власть говорила еще год назад. Однако время шло, а олигархи не спешили вставать в очередь жаждущих помочь краю. Подобная неторопливость воротил российского бизнеса объясняется достаточно просто.

На территории Красноярского края представлены многие крупнейшие финансово-промышленные игроки. У них разные интересы, разные политические предпочтения. Краевой власти, прежде всего, необходимо было найти точки соприкосновения с каждой из них, затем - рычаги влияния на ФПГ и так далее. А на это необходимо время.

Без особых претензий согласились помочь "Норильский никель" (по известным всем причинам), РАО "ЕЭС России" (в этом нет ничего странного, ведь на выборах губернатора Чубайс поддержал именно Хлопонина) и МДМ. Все это - политические союзники, весьма лояльные к Кремлю и, в свою очередь(что, наверное, более существенно), не снискавшие недовольства кремлевской администрации. Здесь все, в принципе, понятно.

Но есть и другие представители бизнес-элиты страны, которые никогда не питали или после определенных событий перестали питать симпатии к нынешней краевой власти. И вот здесь начинаются скачки с препятствиями.

С империей Олега Дерипаски все более или менее ясно. "Русал" и "Интеррос" (вотчина Владимира Потанина - друга и соратника Александра Хлопонина) всегда противоборствовали друг с другом. Хотя вернее было бы сказать - делали вид, что конфликтуют: по-настоящему воевать ФПГ намерены лишь тогда, когда пересекаются бизнес-интересы. Про "Русал" и "Норникель" такого не скажешь: яблоком их раздора почти всегда была политика, как, например, на последних выборах красноярского губернатора.

Придя к власти, Александр Хлопонин сделал несколько довольно резких заявлений в адрес алюминщиков. Речь шла об отмене и льготных тарифов для КрАЗа, и внутреннего толлинга: "Но когда у нас есть АГК, работающий на территории края, а на КрАЗ глинозем поступает через оффшорную зону по специальной цене, то для меня это вопрос. Вместо прямой схемы поставки АГК за копейки покупает предприятие в оффшоре, а потом поставляет сюда глинозем на переработку уже по другой цене; и в результате что происходит? Все налоги исчезают..."

Было ли такое поведение со стороны Хлопонина ошибочным? Скорее всего, краевая власть просто набивала себе цену, показывая, что с ней лучше дружить. Возможно, у губернатора имелись и другие козыри в рукаве. Речь идет все о тех же благостных отношениях с Кремлем. Федеральное гонение олигархов с одобрения администрации президента легко могло быть спроецировано на отдельно взятую территорию. К примеру, Красноярский край.

В итоге на прошлой неделе соглашение между краевой администрацией и "Русалом" все-таки увидело свет. Как заверил заместитель губернатора Сергей Сокол, "Русал" согласился увеличить налоговую базу, более широко участвовать в социальных и экологических программах. И это можно расценивать как первую победу Хлопонина-губернатора.

Однако говорить предметно о плюсах и минусах договора не представляется возможным. Нам ведь неизвестно, каково это увеличение налоговой базы (может, речь идет о повышении с 4% до 6%?). Неизвестно также, в каких именно социальных программах намерен участвовать "Русал", на предприятиях которого идут массовые сокращения. Когда одному из сотрудников краевой администрации задали вопрос, можно ли получить полный текст недавнего соглашения с "Русским алюминием", он ответил: "Вы же помните, как "под одеялом" подписали договор с СУЭК, чего же вы хотите сейчас?"

Атмосфера секретности, царящая вокруг соглашений, не позволяет раньше времени радоваться произошедшему.

К тому же есть еще один фактор, который не позволяет говорить об успешности взаимоотношений администрации края с представителями ФПГ.

Поражением губернатора можно назвать разрыв нормальных отношений краевой администрации с "нефтяниками". И эта ситуация способна повлечь далеко идущие последствия.

Год назад, когда Хлопонин стал главой края, ничто не предвещало беды. Однако сначала краевая администрация не согласилась с владельцами "черного золота" относительно продажи им "Красноярскнефтепродукта". А чуть позже Ванкор, на который претендовала компания Ходорковского, отдали госкомпании "Роснефть". Наверняка и здесь не обошлось без высокого московского вмешательства.

В итоге не "Русал" (от которого конфликта с новой властью ожидали многие) решил объявить войну Хлопонину. Это сделала одна из российских нефтяных компаний. По заверениям местных аналитиков, именно с ее подачи не так давно в ряде федеральных и краевых СМИ появились откровенно заказные материалы с прямыми "наездами" на Хлопонина. Суть такова: "мальчику" Хлопонину с чувством, с толком, с расстановкой объясняют, что по нынешнему законодательству ФПГ могут платить налоги там, где захотят, и не ему, мол, с этим бороться.

Стоит заметить: никакой реакции со стороны краевой власти на этот выпад нефтяников не последовало. Не было, естественно, и не могло быть публичных оправданий. Речь не о них. Требовались, наверное, определенные движения в политистеблишменте, не заметные глазу широкой общественности. И если на соглашениях с тем же "Норникелем", РАО "ЕЭС России" и СУЭК такое развитие событий, скорее всего, не отразится (по указанным выше причинам), то "Русал", уже подписавший договор с краем, или "Евразхолдинг" могут крепко задуматься. Действительно: договоры, подписанные властью с ФПГ, не имеют юридической силы. Тот же "Евразхолдинг", с которым, по устойчивым слухам, переговоры идут не очень гладко, может запросто решить продолжать работу в том же духе (трейдинговые компании "Евразхолдинга", который добывает руду на юге Красноярского края, зарегистрированы в Кемеровской области, где сегодня и оставляют львиную долю налогов)...

Возможен, правда, и другой вариант развития событий. Скорее всего, исполнительная власть выжидает время для достойного ответа ЮКОСу. Ответа, который раз и навсегда показал бы российскому бизнесу, что с властью действительно лучше дружить.

...Какая запись в летописи экономической истории Красноярья появится в ближайшее время - мы скоро узнаем. Остается ждать и надеяться, что запись эта окажется на руку жителям края.

"Бочаров отказался от $4 миллионов".

("Комсомольская правда", 30.09.03, Елена Семенова)

"Комсомолка" во время "прямой линии" с членами избиркома приняла 24 звонка от красноярцев.

На вопросы наших читателей отвечали председатель Крайизбиркома Константин Бочаров и секретарь избирательной комиссии Валентина Кожемякина.

Президент народу не указ?

Лана Акулова. Как вы относитесь к выступлению Президента на съезде "единороссов". Не нарушил ли Путин выборное законодательство?

- Путин, как гражданин, имеет право посетить по приглашению съезд любой партии. Президент, как избиратель, может иметь предпочтения.

- А чем собственно "гражданская позиция", высказанная президентом, являющимся все же должностным лицом, на съезде партии власти, отличается от агитации?

- Избирательные комиссии всех уровней поставлены в несколько неловкое положение... Недавно внесены поправки в закон об основах государственной службы. Отныне депутат Госдумы, Президент, премьер-министр исключены из перечня должностей категории "А". Мы написали письмо в Центризбирком, чтобы нам разъяснили порядок применения законодательства именно на этих выборах. Ситуация сложная и одновременно простая: как гражданин, Президент имеет право агитировать - но агитация должна быть оплачена из избирательного фонда.

- Но вы же понимаете: если государь сказал, народ не ослушается...

- Ничего подобного. Во-первых, у нас нет государя. Во-вторых, кто бы вам чего ни сказал, хоть государь, хоть владыка Вселенной, вы, подойдя к урне для голосования, примете собственное решение.

Красноярцы на выборах "отдыхают" Оксана. Политика - дело грязное. Не боитесь замараться?

- Не боюсь. Потому хотя бы, что я не политик.

Евгения Петровна. Выборы не могут быть честными по определению? А если могут, что им мешает быть таковыми в России?

- Думаю, в обществе повысится правовая культура, оно придет к моменту, когда выборы будут честными и чистыми.

Марина, предприниматель. Чем отличаются выборы в России от других развитых стран?

- Я не участвовал в выборах в других государствах, но что касается России, Красноярский край "отдыхает" по сравнению с другими регионами: выборы мэра Мурманска, например, - там была жуткая ситуация.

Какие у вас, Константин Анатольевич, отношения с губернатором?

- Деловые. Нас нельзя увидеть вместе ни в "Соснах", ни в банях, ни в ресторане. Если понадобится, мы, конечно, встретимся с губернатором по делу, не более того.

Ирина, студентка. Константин Анатольевич, что должно случиться, чтобы ваша комиссия отменила итоги выборов?

- Основания для аннулирования итогов выборов должны быть существенные: серьезные нарушения в день голосования.

- Какую сумму нужно предложить Бочарову, чтобы он аннулировал итоги выборов?

- Упаси господь! Нисколько! Я на такое не пойду.

- Даже за четыре миллиона долларов?

- Да хоть за десять!

Лена Орлова, студентка КГПИ. Были в России прецеденты, когда председателя избирательной комиссии за нарушения отдавали под суд?

- Я таких случаев не знаю. Но члены избирательных комиссий привлекались к уголовной ответственности. В частности, главного бухгалтера в одном из регионов судили за нецелевые расхода. Я этого не боюсь. Я всегда был законопослушным гражданином.

Вопрос к Бочарову и Кожемякиной. А ваша прежняя зарплата была ниже, чем сейчас?

В.К.: - Моя заработная плата выше, чем прежняя. К.Б.: - Некорректный вопрос. Моя зарплата приравнена к зарплате I зама губернатора. Она достаточная, чтобы нормально жить.

В каком воинском звании гости "Прямой линии"?

К.Б.: - Я ушел в отставку в звании капитана юстиции.

В.К.: - Я - майор милиции.

Андрей Андреев, безработный. Как Константин Бочаров относится к Вешнякову?

- Как человек, мне Вешняков импонирует - сдержанностью, умом, тактом и порядочностью.

Журналистам придется напрячься

Ира Можарова, старшеклассница. Кто из членов избиркома отслеживает публикации в прессе и телевизионный эфир?

- Этим занимается член избирательной комиссии Людмила Тимофеева с помощниками. Ни одна публикация в СМИ, касающаяся выборов, не проходит мимо нас.

- А где вы лично получаете информацию?

- Телевизор смотрю редко - времени нет. Читаю газеты, которые выписывает краевая администрация, на интернет-сайтах нахожу местные новости.

- Говорят, у вас жена журналист. Ее тоже за нарушения будете наказывать?

- Вряд ли - Татьяна Бочарова не пишет о политике.

Елена Сергеевна. Новый закон загнал журналистов в угол. Признайтесь, вам же любопытно, как они будут выкручиваться?

- Это интересно - наверняка появятся какие-то уловки, новые ходы, чтобы донести до читателя и зрителя информацию, не нарушая закон. Нынешние выборы можно назвать борьбой интеллектов. Журналистам придется напрячься.

Фагот отменяется

Маргарита. Я слышала, что у вас два высших образования. Чем юристу Бочарову помогло первое, консерваторское, образование?

- Работа в оркестре и в органах внутренних дел учила меня общению с людьми и, как бы это странно ни звучало, - принимать решения. Кроме того, работа в милиции и в искусстве позволяет чувствовать, тонкие психологические нюансы.

Мария, студентка КГУ. Какую музыку предпочитает выпускник консерватории Бочаров? Скоро в Красноярск приезжает "Фабрика звезд". Не хотите послушать?

- Вряд ли я пойду на "Фабрику звезд". Требования к музыке у меня несколько завышены. Люблю Рахманинова, Чайковского, Шостаковича, Бетховена, Шнитке. Но "попса", если она стоящая, тоже нравится - очень люблю ансамбль "АББА", уже много лет.

- Мы услышим, как Бочаров играет на фаготе, хотя бы после выборов?

- Нет. Думаю, это возможно, только если посмотреть архивы выступлений оркестра 10-летней давности...

В каких "злачных местах" можно увидеть Бочарова?

- Я заядлый любитель кофе. Можете забежать в обеденный перерыв в кофейню, что в здании ЦАВСа - там кофе хороший готовят, я уже пристрастился.

Чем занимаются председатель и секретарь Крайизбиркома в свободное от работы время?

К.Б.: - Гуляю с любимым ротвейлером. Этот член семьи всегда любит, всегда ждет прогулки в любую погоду - пес дарит много положительных эмоций.

В.К.: - У меня нет домашних животных, но я очень люблю дачу и цветы - выносливые, чтобы выдерживали долгое отсутствие хозяйки.

"Донорская кровь".

("Известия-Красноярск", 01.10.03, Александр Брент)

Регионы формируют российский бюджет-2004.

На днях в Красноярске прошло выездное заседание комитета по бюджету Совета Федерации России. В мероприятии участвовали председатель комитета Евгений Бушмин, губернатор края Александр Хлопонин, начальник главного финансового управления краевой администрации Александр Новак, спикер Законодательного собрания Александр Усс, депутат Раиса Кармазина, член Совета Федерации Вячеслав Новиков. По официальной информации, посещение Красноярска членами комитета Совета федерации было частью общей программы встреч с представителями исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. Эти встречи проводятся с целью согласования позиций и рассмотрения предложений по проекту федерального бюджета 2004 года со стороны властей регионов. Причем порядок посещения субъектов РФ определяется чередованием по принципу - несколько регионов-реципиентов, один регион-донор.

Сибирь, валютная кормилица страны, славится плотностью донорских территорий на единицу континентальной площади у нас и Тюмень, и Кемерово, и Иркутск всегда кормили десятки таких мелких российских областей, как Брянская или Орловская. Но Красноярск стоит особняком и среди зауральских регионов. В отличие от моносырьевых узлов, таких, как нефтяная Югра или угольный Кузбасс, мы располагаем несколькими базовыми отраслями - медью, никелем, алюминием, золотом Можно сказать, Россия в миниатюре. Это, без сомнения, и вызвало пристальное внимание проектировщиков главного казенного кошелька в Федеральном собрании для московской власти важно проследить, как поведут себя экспортеры в случае перемены бюджетных ориентиров. В частности, уже известно о некоторых новациях путинской администрации и Министерства финансов -в будущем году значительно увеличатся затраты на оборону, безопасность и прочие державные ценности. Вообще-то, такие данные закрыты, но открытым остается непреложный факт привлечь дополнительные средства в непроизводящие сферы можно только путем сравнительно честного отъема денег у кормящих структур. Не суть важно, у олигархов или администрации территорий. Это необходимо сделать мягко и безболезненно. Например, в виде уважительного, открытого выездного заседания сенаторов по финансам. Как доброжелательно заметил Евгений Бушмин, "главное - услышать проблемы не только тех регионов, которые получают деньги из федерального бюджета, но и тех, кто наполняет его. Сейчас нами рассматриваются вносимые правительством изменения в бюджетный налоговый кодекс по законам о распределении доходов и расходных обязательств. И конечный вид этих законов во многом зависит именно от результатов нашей работы".

Как же реагирует местная власть на политическую и финансовую интервенцию кремлевской администрации? В выступлениях губернатора Хлопонина прослеживались тревожные нотки. Например, Александр Геннадиевич заявил: "В такой ситуации я хотел бы сказать всем законодателям и членам Совета Федерации - идите и управляйте сами территориями. Невозможно строить хоть какие-то программы управления, если законы меняются в течение каждого месяца. Если мы хотим уничтожить последние территории-доноры, то при таком подходе мы успешно это сделаем в ближайший год. Посудите сами - огромная территория Красноярского края, оказывается, не является северной территорией, и краю не положены никакие федеральные средства на осуществление северного завоза. Я в крае выстраиваю отношения с районами по принципам прозрачности и открытости. В федерации происходит с точностью до наоборот. Я считаю, что сегодня главная задача этого заседания - выстроить такую методику взаимоотношений Центра и территорий, которая была бы приемлема не только для Центра, с тем, чтобы в дальнейшем распространить ее на другие регионы".

А по мнению вице-губернатора Александра Новака, совещание оказалось очень важным для края событием, поскольку федеральные власти чаще обращают внимание на проблемы регионов-реципиентов. (Другими словами, "вампиров"). Вчерашнее обсуждение показало, что есть проблемы и у регионов-доноров, которые необходимо решать на федеральном уровне Новак отметил, что администрация ждет от законодательной власти края, Государственной думы и Совета Федерации совершенствования налогового и межбюджетного законодательства. Тем более что на совещании представители комитета по бюджету верхней палаты очень скрупулезно и тщательно обсуждали эти проблемы.

Главный финансист края также выразил надежду, что на федеральном уровне вскоре будут приняты решения о реструктуризации долгов по бюджетным ссудам. Кроме того, стороны пришли к необходимости принимать наконец решение по акцизам на нефтепродукты - тут имеется в виду скан дальная история с уводом средств из Красноярска в Саранск, чего просто не должно повториться.

Некоторое напряжение ощущалось и при подведении итогов совещания. Отвечая на вопрос о практических результатах беседы, Евгений Бушмин был осторожен: "Это совещание можно назвать подготовкой к бюджету 2005 и даже 2006 годов. И это первый раз, когда законодательный орган, такой, как Комитет по бюджету Совета Федерации, рассматривает бюджет на такую долгую перспективу". Совершенно ничего конкретного. А вот Александр Хлопонин был более прагматичен по его словам, при нынешнем подходе к межбюджетным отношениям Красноярский край уже в 2004 году потеряет статус донорской территории. По мнению губернатора, происходит выкачивание значительных средств из провинции посредством злополучного толлинга и тех же акцизов. Вот в чем корень проблемы - у регионов давно отняли право распоряжаться собственными средствами. Похоже, Москва построила для себя финансовый коммунизм.

В ТЕМУ

Регионов доноров в России 17, а реципиентов - 72. В связи с этим Александр Хлопонин считает, что перед краевой властью сейчас стоят два принципиально важных вопроса. Первый, по мнению губернатора, это увод налогов из края. Не секрет, что крупные предприятия платят налоги там, где считают нужным. В настоящий момент эта сфера регулируется федеральным законодательством, а у региональной власти таких полномочий нет. Глава края считает необходимым внести изменения в Налоговый кодекс, чтобы урегулировать эти отношения. Кроме того, Хлопонин отметил несовершенство межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Сей час все расчеты Минфина ведутся по среднему эквиваленту, в результате методика налоговых отчислений Красноярского края основывается на показателях 1999 года. Глава края отметил "Чем хуже ситуация в дотационных территориях, тем больше денег регионы доноры отдают из своих бюджетов". В связи с этим Хлопонин считает необходимым создать новую модель межбюджетных отношений. В нашем крае такой закон уже разрабатывается.

Между тем, полагает Независимое информационное агентство, проблема заключается в том, что в Государственной думе и Совете Федерации работает большинство представителей именно дотационных территорий. И им, по большому счету, все равно, какие законы принимаются. Кроме того, сильных регионов в нашей стране очень мало, и поэтому просто-напросто не хватает голосов для отстаивания своих интересов.

"Праздник третьего возраста".

("Красноярский рабочий", 01.10.03)

Международный день пожилых людей в этом году в России проводится под девизом "Эффективная профилактическая, лечебная и социальная помощь пожилым людям - путь к социальному здоровью общества".

В крае проживает около 700 тысяч пожилых людей, из них более 90 одиноких и около 600 тысяч - малообеспеченных. Сегодня в Красноярске в Большом концертном зале и в краевом госпитале инвалидов войны для пожилых людей пройдут мероприятия, в которых примет участие губернатор Александр Хлопонин. Кинокомплекс "Луч" совместно с компанией "Чистая вода Сибири" проведет первую акцию в проекте "Вместе с внуками в кино" и покажет пенсионерам фильм "Высота". Чаепития и поздравления пройдут в крае во всех домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста.

"С властью лучше договориться".

("Красноярский рабочий", 01.10.03)

В крае сложилась неудовлетворительная ситуация с ценами на горюче-смазочные материалы.

Об этом замгубернатора Сергей Сокол заявил на вчерашнем совещании, в котором приняли участие представители предприятий, играющих определяющую роль на рынке оптовой и розничной торговли ГСМ. Сокол отметил, что высокие цены на топливо ударяют по карману не только автовладельцев, но и других жителей края, поскольку влекут за собой увеличение цен на продукты питания. "Мы предлагаем договориться с властью, - сказал замгубернатора.- Цены на ГСМ в крае не должны быть выше средних по Сибирскому федеральному округу". Краевая администрация намерена достичь договоренности с продавцами топлива, причем для пущей убедительности не мешало бы оформить ее документально. Если же прийти к консенсусу не удастся и ситуация с ценами на ГСМ в скором времени не нормализуется, Сергей Сокол, по его словам, вынесет этот вопрос на заседание Совета безопасности края.

"Депутаты беспокоятся о коркинцах".

("Красноярский рабочий", 01.10.03)

Депутаты Законодательного собрания предложили Совету администрации края провести комплексную проверку целевого расходования средств, выделенных на строительство домов для переселенцев из поселка Коркино.

Такое решение народные избранники приняли вчера на заседании постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности. В принятом постановлении говорится о взятом на себя краевой администрацией обязательстве достроить два жилых дома и завершить переселение коркинцев к концу 2004 года. В течение ближайших недель администрации Красноярска и Советского района должны представить конкретные списки новоселов, после чего краевой фонд жилищного строительства сможет приступить к дальнейшей работе.

"Игра лицом".

("Комок", 30.09.03, Юрий Чигишев)

Все время на арене

Вчера в здании администрации края десять сенаторов из Совета Федерации давали представление под названием "Десять сенаторов мешают судьбы страны". Если сравнивать с другими труппами, которые посещали наш край, уровень сценического мастерства оставляет желать лучшего. Слишком много играют лицом, отсебятину несут. Мы понимаем, что они тут дебютировали, что первый блин комом и что молодые таланты надо поддерживать. Но есть и объективные замечания. По сценарию сенаторы, сидя в зале администрации края, обсуждают бюджет страны. Зрители должны быть проникнуты двумя мыслями - так вот кому спасибо за наше счастливое завтра. И вторая мысль для проникновения - так вот где решаются судьбы всего.

Однако цели достигнуты не были. Публика не желала валом валить на представление, да ее бы и не пустили. А те, кто имел возможность приобщиться к прекрасному, так они прекрасно осведомлены о том, как формируется бюджет страны. И где он формируется. И самое главное - кем. Ни одно из трех условий соблюдено не было. Возможно, это просчет импресарио или кто там организовывал тур. Если бы ту же самую труппу выпустить, например, в ночном клубе или даже в кукольном театре, эффект будет совершенно другой. Пожалуй, и билеты за деньги можно будет продать. А ловкая шутка - "в Красноярске решается судьба бюджета страны". Нет, все-таки в ночном клубе. Там публика добрее после литры выпитой и доверчивей. Им не за чем знать, что "решение судеб" нужно будет согласовывать с четырьмя сотнями депутатов Государственной думы да еще с двумя сотнями сенаторов, не считая правительства и президента.

Совет да любовь

Еще одно историческое событие произошло в нашем крае - создан координационный совет губернаторов трех территорий. Соответственно, впервые в истории. В этот совет входят руководители Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Для проведения согласованной политики в разных сферах. И, кроме того, для цивилизованного решения совместных проблем.

В последний раз впервые в истории края такой совет создавался полтора года назад, так что и на самом деле пора. Правда, тогда был основательный повод - после визита Путина нужно было как-то обозначать неуклонное стремление объединить три субъекта в один. Сейчас эта тема не слишком актуальна, хотя кто знает - не захочется ли кандидату в президенты Путину В.В. попритворяться каким-нито Иваном Грозным, собирателем земель. Вон и Шаймиев как испугался, даже лицо потерял да на выборы пошел. Тоже ведь об этом думает. Собирание земель его коснется, но вдруг Путин увлечется и Казань станет воевать? Так что своевременно совет губернаторов создан и впервые опять же. Надо полагать, где-нибудь вскорости и представительные органы власти нечто подобное устроят. Куда деваться-то?

Помнится, полтора года назад на первом же заседании координационного совета тогдашний губернатор Таймыра Хлопонин А.Г. выразил сомнение в целесообразности скорого, да и нескорого объединения. С тех пор изменения случались. Но, как бы это мягче сказать... в общем, у начальников Эвенкии и Таймыра стало еще оснований желать объединения с краем.

"На страны света не ориентируюсь".

("Комок", 30.09.03, Геннадий Васильев)

Зубов "зациклен" на экономическом росте.

На прошлой неделе депутат Государственной думы, председатель комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий ЗУБОВ публично отчитался о своей четырехлетней деятельности. Поскольку отчет был представлен не только в устной, но и в письменной форме (в виде брошюры), это можно считать прецедентом. Полезным.

Законотворческий процесс большей частью скрыт от избирателя. Пользуясь случаем, мы попросили депутата подробнее рассказать о нем. Подчеркиваем: нам неизвестно о том, намерен ли Зубов выставлять свою кандидатуру на декабрьских выборах в ГД. Мы беседуем с ним как с ДЕЙСТВУЮЩИМ депутатом Думы.

- Валерий Михайлович, мы, как правило, не очень хорошо представляем себе, как строится работа в Думе, имеем дело только с конечным продуктом.

- Я бы разделил всю работу на три основных части: защита, нападение и сортировка халтуры.

- Даже халтура есть?

- Ну а как без нее... Чуть позже поясню, что это такое. Сначала о защите.

- Под защитой вы подразумеваете защиту интересов края?

- В первую очередь. Вы знаете, я с изрядной долей иронии смотрю на тех своих коллег из российских регионов, которые пытаются мыслить вселенскими масштабами, декларируют стремление во что бы то ни стало спасти мир.

Я был и остаюсь в первую очередь регионалом, в этом вижу смысл своего пребывания в Государственной думе. Тем более что я ведь, как вы знаете, избирался по одномандатному округу, а не по партийному списку.

Так вот, о конкретном участии в защите интересов регионов и, в частности, Красноярского края. Идет 2000 год, готовится бюджет на 2001-й В нем есть строчка, согласно которой предполагается отменить районный коэффициент. Можете себе представить последствия для нашего края, если бы проект бюджета прошел с этой строчкой? Колоссальный отток денег из краевого бюджета, а главное - почти неизбежный отток населения, людских ресурсов из любой сферы, включая производственную, научную, культурную. Ведь всем хорошо известно, что люди в свое время ехали в Сибирь именно благодаря высокому коэффициенту. Нельзя этот фактор не учитывать! Мне удалось мобилизовать депутатов от тех регионов, которые могли пострадать из-за этого решения, и сообща мы отстояли интересы сибиряков и жителей Крайнего Севера. Пожалуй, по сумме средств, отвоеванных для красноярского края, это было самой серьезной моей победой.

Еще пример из того же ряда - попытка правительства отменить в 2003 году коммунальные льготы для сельской интеллигенции без всякой компенсации. А чем еще можно удержать людей необходимых профессий в селе? Отстояли.

Еще один принципиальный для нашего края и других энергоемких регионов вопрос: кем будут устанавливаться энерготарифы - целиком Федеральной энергетической комиссией или ФЭК поделит ответственность за них с региональной комиссией? В результате в постановлении по подготовке федерального бюджета на 2004 год четко сказано: ФЭК утверждает тарифы по перетокам, РЭК - региональный тариф. При этом ФЭК ограничивает верхний предел тарифа, ниже - пожалуйста, если региональный "карман" позволяет. Можно привести и другие примеры.

- В этих случаях вы защищались и защищали. А как выглядит та часть, которую вы окрестили нападением?

- Как раз в продолжение энергетической темы: два законопроекта по тарифам. Принят пока только один, второй принят только в первом чтении, но правительство уже исполняет оба! Суть в том, что тарифы устанавливаются до принятия бюджета и потом в течение года уже не меняются. Я добился того, что закон стабилизирует бюджет, потребитель не нервничает, постоянно ожидая от энергетиков какого-нибудь нового подвоха в виде непрогнозируемого и произвольного повышения цен в любой момент. Однако мой закон действует не только на потребителя. Он меняет систему управления, предлагает новые критерии. Вводя ограничения для естественного монополиста, тем самым заставляет его искать дополнительные ресурсы в пределах отпущенного ценового лимита. Я считаю, это самый инвестиционный закон, принятый в последние несколько лет. До сих пор у энергетиков не было такой уж необходимости искать внутренние резервы, они спокойно могли решать свои проблемы за счет простого произвольного повышения тарифов, и те в течение года менялись иногда по несколько раз. Нынешний год - первый, когда этого не случилось.

- Как сами энергетики отнеслись к новому закону?

- Председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс сделал все возможное, чтобы закон не прошел. В конце концов сдался и он. На заседании правительства он заявил даже, что готов поддержать закон, если тариф будет устанавливаться на целых три года, А в недавнем разговоре со мной глава "Красноярскэнерго" Михаил Кузичев сказал, что объективно закон для энергетиков полезен. Именно тем, что заставляет искать резервы.

- Пакет банковских законов тоже можно отнести к наступательным?

- Да.

- Какова их судьба?

- Закон о гарантировании банковских вкладов населения прошел наконец первое чтение. За него проголосовало около 400 человек, против - всего 2. Дальнейшая судьба может сложиться по-разному. Либо проект вынесут на обсуждение во втором чтении, либо его придется принимать уже новому составу Госдумы. Было сопротивление, недаром он так долго ждал своего часа. Но результаты голосования в Думе наглядно показали, что мне удалось убедить своих коллег в необходимости его принятия.

Второй многострадальный закон из этого пакета-о банкротстве кредитных организаций. Там серьезно сталкиваются интересы разных заинтересованных ведомств. На недавнем совещании с участием Министерства финансов согласована наконец роль Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). На него, скорее всего, будет возложена функция "ликвидатора" тех кредитных организаций, которые не отвечают жестким стандартам, предъявляемым государством к этому бизнесу, рискуют средствами своих клиентов и несут угрозу устойчивости всего банковского сообщества. Словом, подвижки есть, можно предполагать, что и этот закон будет принят.

Наш комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять и Закон о кредитных бюро, несмотря на возражения правительства.

На 8 октября в повестку дня заседания Думы внесен законопроект об упрощенной системе кредитования малого бизнеса. Так что весь пакет проектов медленно, но продвигается.

- Часто приходится преодолевать сопротивление правительства или заинтересованных структур?

- Случается. Вы помните, наверное, как трудно пересматривались ставки по налогообложению за пользование недрами. Правительство предполагало вместо паритетных "пятьдесят на пятьдесят", как было прежде, забирать в федеральный бюджет 80 процентов всех платежей, а территориям оставлять всего 20. Представляете, сколько бы потерял Красноярский край в результате такого грабежа? Мне удалось переломить сопротивление правительства, склонив на свою сторону депутатский корпус, в итоге по принятому закону в федеральный бюджет поступает 40 процентов платежей за недра, в наш краевой бюджет - 60 процентов.

- В последнее время много и часто говорят об ипотеке. Тем не менее у меня лично складывается впечатление, что настоящем ипотеки в России нет.

- В некоторых регионах, в столице есть попытки запустить механизм ипотеки, но чаще всего это лишь ее подобие. Наш комитет готовил пакет законопроектов об ипотеке, опять же несмотря на возражения правительства. На первом этапе, кстати, и президент был против. Тем не менее во втором чтении Закон об ипотеке был принят именно в нашей редакции. Москва, кстати, стала подстраиваться под новый закон, не дожидаясь его окончательного принятия. А в федеральном бюджете на 2004 г. уже заложено четыре миллиарда рублей в качестве средств для выкупа ипотечных закладных.

Еще из разряда "наступательных" законов-об инвестировании средств накопительной части пенсии. Пока процесс этот развивается медленно. Но вот вам близкий пример: в Казахстане аналогичный закон принят четыре года назад, и к настоящему моменту у людей на пенсионных счетах накопились весьма заметные суммы. Здесь польза, как ни крути, со всех сторон. Деньги - "долгоиграющие", мы ведь с вами, например, на пенсию не сегодня и не завтра пойдем. Значит, Пенсионный фонд может на много лет вложить их в выгодное предприятие. А прибыли, полученные от использования денег будущих пенсионеров, лягут на наши пенсионные счета. Выгода обоюдная. Будущий пенсионер инвестирует в сегодняшнее развитие экономики, а за это получает многократное увеличение размеров пенсии. Я считаю, что сегодня главная задача региона - способствовать созданию здесь, в нашем крае, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, которые профессионально займутся инвестированием денег нашего населения в наши красноярские экономические проекты. Если эти деньги освоят московские, к примеру, компании, то и разместят их в Москве. А так мы, живущие в крае, получим новые объекты и производства. А это и новые рабочие места, и зарплата именно для красноярцев. И налоги в наш краевой бюджет.

- А если не туда инвестируют?

- Самый простой способ инвестировать "не туда" - пропить. Ну, все-то не пропьют. А если серьезно - общий экономический климат в стране меняется, меняется рынок инвестиций, на него приходят профессионалы, а не жулики, как в первые годы после смены формации. Практика показывает, что люди стали совершенно иначе относиться к собственным деньгам, к банковским учреждениям, стали смелее нести накопления, помещать их на депозиты. Думаю, общий кредит доверия распространится и на компании, которые будут с выгодой для нас всех пускать наши деньги в рост. Если они будут нашими, красноярскими, и они будут на виду, то у населения будет больше возможностей для контроля.

- Валерий Михайлович, совсем недавно стало известно, что ваш комитет предложил ряд поправок к Закону об обязательном страховании автогражданской ответственности. О законе сказано уже довольно, и руган он нещадно.

- Могу сказать одно: закон даже в том виде, в каком уже действует, заметно приближает нас к ведущим странам мира. Аналогичные законные действия в развитых государствах уже примерно лет сто. То, что мы хватились так поздно, имеет свои причины. Хорошо, что хватились. При этом, действительно, закон не совершенен. Существовало восемь законопроектов - от полной отмены или приостановления действия закона до незначительных поправок к нему. Все они внимательно рассматривались мною и моими коллегами по комитету. В конце концов, суммировав и проанализировав все имеющиеся предложения, мы внесли в Думу свой законопроект. Основное в нем - существенное снижение тарифов.

- Что вы подразумеваете под халтурой, которой тоже приходится заниматься?

- Это законопроекты, прекрасные в идеале, но невыполнимые. Чаще всего не обеспеченные деньгами. Зачем обещать манну небесную, если наперед известно, что нынешнее состояние экономики не обеспечит выполнения подобных обещаний? По моему мнению, это самореклама и демагогия. Вот такой халтуры я у себя в комитете не допускаю. Ставлю задачу "фильтровать" проекты законов, которые потом невозможно будет выполнить.

- Вы и другие депутаты Госдумы от края не раз говорили о том, что прежняя краевая администрация не желала использовать депутатский ресурс. Вполне естественно, если бы региональная власть формировала для вас своего рода "госзаказ".

- Действительно, до недавних пор - то есть по крайней мере три года - я работал исключительно на собственном энтузиазме. Что-то где-то пробивал, но без участия краевых чиновников. По сути, полуподпольно я в Москве старался сделать так, чтобы федеральные программы, работавшие прежде в крае, не погибли, чтобы они все же были реализованы. Что видим на практике? Продолжается реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Емельяново. Метро строится, недавно запущен в строй проходческий комплекс фирмы "Ловат", который способен ежемесячно проходить 150-200 м. Если двигаться такими темпами, в 2007 году сможем пустить три станции метро. Сейчас совершенно другая ситуация. Наработки, которые у меня есть и в Госдуме, и в правительстве, и в министерствах, уже используются краевой администрацией.

- Край свою долю денег внес. А Федерация?

- Деньги идут к деньгам. Если край не станет выделять ничего, то и Федерация ничего не даст. "Что вы сделали для реализации проекта-забор построили? Маловато будет..."

Еще о некоторых проектах, которые я продвигал в Москве. Трансполярные перелеты. Ежедневно воздушное пространство края в соответствии с этим проектом пересекает около сотни самолетов, деньги капают в бюджет буквально с неба. Центр управления движением находится в Железногорске. Теперь вопрос: как поделить полученное между Железногорском и краем? Видите, уже есть что делить! Это ведь здорово! Как пробивалось финансирование в Москве, не расскажу никому: это мое ноу-хау.

Еще пример - система ГЛОНАС (глобальные навигационные системы). Программа финансируется из федерального бюджета, в ее реализации участвуют специалисты нашего НПО ПМ в Железногорске. Система позволит проводить через край не только грузовые, но и пассажирские самолеты. А когда завершится реконструкция взлетно-посадочной полосы в Емельяново, можно будет делать промежуточные посадки международных рейсов. Дозаправка, обслуживание, отдых, пересадки - все это еще деньги в нашу казну. Кстати, Закон о реконструкции красноярской взлетной полосы вошел в думскую "Книгу рекордов Гиннесса". Проект был написан, внесен в повестку и принят во всех чтениях в течение одного дня. Когда его начали обсуждать, меня не было в зале заседаний, я увидел это по монитору, работая в своем кабинете в Думе. Скажу точно: так быстро я еще никогда не бегал. Главное - закон принят. Все эти годы я регулярно и успешно выбивал деньги на его реализацию. Например, в федеральном бюд-жете-2004 предусмотрено 48 млн рублей.

Чтобы не заниматься утомительным перечислением, приведу такой факт: в федеральную адресную инвестиционную программу на будущий год включены 18 объектов, расположенных на территории моего избирательного округа. По остальным красноярским округам - еще шесть объектов.

- Вам всегда важно, кто именно из коллег поддерживает ваши законотворческие инициативы?

- Только с точки зрения прохождения законов. Понимаете, думская деятельность имеет свою технологию подготовки и принятия решений. Есть примеры, когда необходимые недостающие голоса для принятия какого-то закона мне давали коммунисты, хотя идейно мы не близки. Когда это было необходимо в интересах края, договаривался и с Жириновским.

- Вы за четыре года как-то изменились в смысле политической ориентации? Полевели, поправели?

- Скорее ни то, ни другое. На "страны света" как-то специально не ориентируюсь, все зависит от конкретного законопроекта. Но если в целом, я скорее чуть правее центра. Левые больше борются за отлаживание механизмов распределения, правые - за эффективные экономические механизмы. Второе мне идейно ближе. Я "зациклен" на экономическом росте.

"Валерий Зубов: "Для меня, как депутата, все дела - важные".

("Вечерний Красноярск", 30.09.03, Владимир Рубе)

Депутат Госдумы, а в последние годы еще и глава важнейшего думского комитета - по кредитным организациям и финансовым рынкам - Валерий ЗУБОВ подводит итог своей четырехлетней парламентской деятельности.

Красноярцы, в частности читатели "Вечерки", давно наслышаны о регулярных встречах Валерия Михайловича со своими избирателями, проходивших на протяжении всех четырех лет, о рассказах депутата населению о работе в Госдуме и о том, что удалось сделать по просьбе сибиряков. А 23 сентября, вполне естественно, Зубов дал в Красноярском Доме журналиста пресс-конференцию (как и было обещано местным СМИ пару месяцев назад), посвященную официальному отчету о своей депутатской деятельности перед земляками и, в частности, перед избирателями своего округа, включающего правобережье Красноярска и ряд соседних городов и сельских районов.

Вот основные позиции, выделенные парламентарием от Красноярья.

В МАСШТАБАХ РОССИИ

Вместе с теми депутатами, которые являются моими единомышленниками, отметил Зубов, удалось добиться следующего. Законодательство, принятое нынешним составом Думы, способствует устойчивому экономическому росту в стране. В этом году прирост национального валового продукта составит около 7 процентов. Это самый высокий прирост в постсоветской России (в крае - от 4 до 5 процентов).

Средняя пенсия превысила минимальный прожиточный уровень. Выполнена ближайшая задача. Однако в этой области предстоит новому составу ГД сделать гораздо больше, чем сделано.

Природная рента в большей степени стала изыматься в доход населения. Только Красноярский край получит от нее в краевой бюджет дополнительно 1 млрд рублей в год. В представленном правительством проекте бюджета на будущий год значится стабилизационный фонд. Основную часть фонда сформируют платежи экспортеров сырья. Примерно в 2,5 раза увеличатся эти платежи по сравнению с тем, что вносилось до сих пор в резервный фонд бюджета.

Самое важное, что удалось коллективно создать, по мнению Зубова, - это устойчивую финансовую систему. Никаких предпосылок к финансовому кризису нет. "И не будет, если станем действовать так же, как до сих пор. В прошлом году вклады населения в банки возросли на 50 процентов. А в нынешнем впервые приток денег в страну превышает их отток. Иначе говоря, капиталы стали возвращаться. Словом, банковская система надежна. Принятый в первом чтении закон о гарантировании вкладов призван еще больше укрепить ее".

Мы отклонили три решения, которые негативно сказались бы на больших группах населения, подчеркнул депутат. Во-первых, не допустили непродуманной реформы оплаты труда в бюджетной сфере. Вопрос отложен и прорабатывается. Во-вторых, не позволили правительству отменить доплаты сельской интеллигенции, которые и удерживают ее в селе. В-третьих, законы, касающиеся реформирования региональной власти и местного самоуправления, не вступят в действие раньше 1 января 2006 года и вступать в силу будут только в увязке с финансовыми ресурсами, которые должны быть определены в федеральном бюджете. Пока же, на наш взгляд, нет гарантий сохранения доходов в ведении региональных и местных органов власти, сказал депутат. Поэтому вступление в силу этих законов отложено.

Главным для Зубова было, конечно, не "тормозить", а создавать законы, как отметил он сам. За время работы в Госдуме Валерий Зубов лично и в соавторстве с другими депутатами внес на рассмотрение 43 федеральных законопроекта, направленных на развитие экономики, снижение налогов, прекращение непредсказуемого роста тарифов на энергоносители.

В МАСШТАБАХ КРАЯ

Валерий Михайлович готов подтвердить документами тот факт, что в 2001 и 2002 годах край получил дополнительно 3,6 млрд рублей в результате изменений в законодательстве, внесенных по его настойчивой инициативе. Бюджет 2004 года, который Госдума уже начала принимать, по той же причине даст краю 2,4 млрд рублей дополнительных доходов по сравнению с 2003 годом. Под непосредственным контролем Зубова находятся 35 строящихся и реконструируемых объектов как в его избирательном округе, так и вне его - на левобережье краевого центра, например (возьмите то же красноярское метро). Все они достаточно устойчиво финансируются из федерального бюджета. Некоторые уже вступают в эксплуатацию.

Тяжело проходил, но теперь, слава богу, принят и вступил в силу закон о финансовом оздоровлении сельхозпредприятий. Вопрос лишь в том, какой регион раньше сумеет воспользоваться возможностью для большинства своих сельхозпредприятий, находящихся в отчаянном положении, получить отсрочку либо списание кредиторской задолженности не только перед бюджетом, но и перед монополистами, которые поставляют им товары и услуги.

Конечно, невозможно депутату-одномандатнику не заниматься персональной работой с избирателями, попадающими в разные сложные ситуации, считает Зубов. Иногда это просто юридические закавыки и достаточно толкового юридического совета. Иногда необходима материальная помощь, а порой даже поправки в законы. Все это было в его практике. 1500 человек обратились за эти годы к Валерию Михайловичу. Большинству удалось реально помочь. Зубов не скрывает, что удовлетворен этим. Для депутата все дела - важные, говорит он.

"ЗАКОНЫ ЗУБОВА"

Из законов, которые депутат В. Зубов сам полностью разработал и провел в жизнь, первым он называет закон о тарифах. Их, точнее, два. Один - по регулированию тарифов на тепло и свет - принят в полной мере и строго выполняется. Сами видите, в течение нынешнего года цены на тепло и свет не меняются. А второй закон, касающийся услуг других монополистов - газовиков, железнодорожников, - принят только в первом чтении. Однако правительство уже руководствуется им тоже. Проект бюджета-2004 представило в Думу с предварительно рассчитанными тарифами на тепло, свет, газ, на железнодорожные перевозки. После принятия бюджета их нельзя будет менять в течение очередного года. Это, безусловно, стабилизирует экономику. "Всегда буду гордиться, что эти законы получили название законов Зубова", - подытожил депутат.

Еще один важный для края зубовский закон - о реконструкции взлетно-посадочной полосы в аэропорту Емельянове. Третий год реализуется. В этом году дан новый импульс строительству метро - объекту, за которым Валерий Михайлович, по его признанию, особенно внимательно следит. Наконец, им полностью подготовлен, прошел все согласования и рекомендован Госдуме для принятия закон об упрощенной системе кредитования малого бизнеса. Основной резерв развития малого бизнеса, по предлагаемому закону, не в бюджете надо искать и не в снижении налогов, а в финансовых ресурсах банков.

И еще об одном своем законопроекте упомянул депутат, поданном в Думу еще в 2000 году, - о существенном сокращении привилегий членам Совета Федерации и депутатам Госдумы. Тогда, в 1999 году, избираясь в Думу, абсолютное большинство претендентов обещало своим избирателям по крайней мере откорректировать эти раздутые привилегии. Зубов тоже обещал и, став депутатом, сразу же представил свой законопроект в Думу. Увы, только 113 коллег поддержали его - закон не прошел.

* * *

Затем Валерий Михайлович ответил на вопросы журналистов. Он, в частности, подчеркнул, что пора говорить не о стабилизационном бюджете, а о бюджете развития. Тогда на очередь встанет необходимость повышения зарплаты бюджетникам, пенсий, доходов региональных бюджетов. Признал, что пока в Госдуме команды от края нет, депутаты-красноярцы действуют разрозненно. И все же Зубов считает, что сибиряки - оптимисты по натуре и сумеют отстоять интересы родного края на всех уровнях власти.

"Норильск заслуживает особого подхода".

(Заполярный вестник. 01.10.03. Автор: Е. Иванова)

Исполняющий обязанности главы Норильска Лев Кузнецов встретился с депутатами Законодательного собрания Красноярского края Юрием Захаринским, Раисой Кармазиной, Виктором Зубаревым и Василием Нечаевым.

НА ВСТРЕЧЕ обсуждались вопросы межбюджетных отношений и формирования бюджета на 2004 год. По мнению Льва Кузнецова, для норильской администрации имеет огромное значение принятие нормативных актов, позволяющих реально увеличить доходы бюджетников. Этот вопрос планируется рассмотреть на ближайшей сессии ЗС. Речь идет о повышении тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы и о единовременных выплатах в качестве компенсации за произошедшее увеличение стоимости услуг ЖКХ.

Исполняющий обязанности главы администрации Норильска и депутаты ЗС Красноярского края обсудили и другие вопросы, связанные с повышением уровня жизни северян. В частности, речь шла о ценовой политике на территории НПР. Лев Кузнецов рассказал о работе, направленной на сдерживание роста цен на авиабилеты, которую ведет администрация Норильска. Кроме того, рассматривались варианты экономического регулирования цен на продукты питания.

Еще один вопрос, который был затронут на встрече, - эффективное использование экологических платежей. Депутаты ЗС с пониманием отнеслись к позиции городской администрации и согласились с тем, что Норильск заслуживает особого подхода при выделении средств на решение экологических проблем. Они выразили готовность оказать поддержку инициативам северян при вынесении их на рассмотрение Законодательного собрания края.