В Грузии проходит неформальный саммит представителей стран-участниц программы Европейского союза "Восточное партнерство" с участием представителей официального Брюсселя. Глава МИД Белоруссии Владимир Макей, Александр Лукашенко и ряд других белорусских чиновников являются "невъездными" в ЕС. При этом Брюссель не лишает Белоруссию статуса члена программы ЕС "Восточное партнёрство" и с весны 2012 года реализует новую программу сотрудничества "Европейский диалог по модернизации" (с участием белорусской оппозиции). В ноябре должен состояться официальный саммит ВП в Вильнюсе, однако власти Литвы не намерены приглашать представителей официального Минска на данное мероприятие - будут приглашены лишь представители оппозиции.

С 2012 года официальный Минск реализует очередную попытку прорыва западных санкций и сближения с Вашингтоном и Брюсселем. О нынешнем состоянии и перспективах отношений Белоруссии с Евросоюзом в интервью ИА REGNUM рассказал белорусский политолог Александр Шпаковский.

ИА REGNUM: Насколько важен для Белоруссии нынешний "неформальный" Тбилисский саммит?

Важность саммита в Тбилиси для белорусской стороны заключается в том, что подобное статусное мероприятие международного формата представляет собой переговорную площадку высокого уровня для руководителя внешнеполитического ведомства Белоруссии. Стоит отметить, что с момента назначения Владимира Макея на пост министра иностранных дел заметно возросла активность Белоруссии на международной арене, равно как и возрос интерес к нашему государству со стороны зарубежных партнеров.

Помимо традиционных направлений внешней политики - в рамках СНГ, ТС, Союзного государства России и Белоруссии, серьезно усилилась составляющая отношений с государствами Запада. Значительное количество встреч с дипломатами и руководителями различных "фабрик мысли" государств ЕС и США, проведенных белорусскими чиновниками с начала 2013 года - наглядное тому подтверждение. Что показательно, инициатором подавляющего большинства контактов с белорусской стороной являются сами зарубежные партнеры.

Саммит в Тбилиси стал логическим продолжением данной интенсификации отношений и разворачивания переговорного процесса на уровне высших должностных лиц Белоруссии и ЕС. Состоявшаяся встреча Владимира Макея и еврокомиссара Штефана Фюле, предстоящая встреча Макея и Кэтрин Эштон сопровождаются позитивными заявлениями с двух сторон, доброжелательными комментариями в СМИ, что придает определенный оптимизм при анализе будущих отношений Белоруссия-ЕС.

ИА REGNUM: Ранее официальный Минск видел опасность в программе ЕС "Европейский диалог по модернизации" или сама форма подачи данной программы была оскорбительной для властей Белоруссии?

Никакой опасности программы "Диалог для модернизации" для официального Минска не было и нет. До недавнего времени не было и самого диалога. Включенные, сообразно рекомендациям ЕС, субъекты "Диалога" с белорусской стороны не имели не только административной возможности принимать управленческие решения на территории Республики Беларусь, но даже влиять на их принятие. Подобная ситуация являлась абсолютно тупиковой, так как оборачивала данный "диалог" в "разговор обо всем и ни о чем", сводила его к бессмысленному прожектерству. Подобная форма "Диалога" не только не способствовала развитию отношений между сторонами, но, наоборот, подчеркивала разность позиций и взаимоудаляла политическое руководство ЕС и белорусские власти друг от друга.

Очевидно, что в интересах как ЕС, так и Белоруссии находится поиск принципиально иных форм взаимодействия, предполагающих долгосрочную программу конкретных мер и практических действий, направленных на расширение сотрудничества как в области экономики, так и в части политических преобразований. В этой ситуации предложения МИД Республики Беларусь по разворачиванию программы "Партнерство по модернизации" с взаимным участием профильных органов государственного управления и значимых НПО, например, бизнес-ассоциаций, выглядит достаточно здраво, тем более, что аналогичная программа относительно успешно функционирует в отношениях ЕС- Российская Федерация.

Также отмечу, что настоящая идея не нова и уже продолжительное время дебатируется в белорусских экспертных кругах. Подобная мера озвучивалась в качестве ключевой в перечне возможных действий по сближению позиций Белоруссии и ЕС в докладе политического аналитика Белорусской группы развития Арсения Сивицкого в ходе непубличной части конференции "Белоруссия на перекрестии интеграций: отношения с ЕС в ситуации формирования Евразийского Союза" с участием сотрудников МИД Белоруссии и должностных лиц представительства ЕС 14 ноября 2012 года.

ИА REGNUM: Что может предложить Владимир Макей своим коллегам по программе "Восточное партнерство" и Брюсселю?

Предложения МИД Республики Беларусь европейским партнерам и коллегам по "Восточному партнерству", направленные на развитие данной программы, давно известны, опубликованы в открытом доступе, потому и приводить их повторно не имеет смысла. В тоже время стоит отметить, что до настоящего момента данные предложения не были востребованы руководством ЕС, но не по причине их неэффективности либо практической неприменимости, а, в первую очередь, по причине натянутых отношений между ЕС и Республикой Беларусь после событий 19 декабря 2010 года в Минске. В настоящее время созданы определенные предпосылки для "перезагрузки" отношений, а значит, судьба белорусских предложений может быть принципиально иной.

ИА REGNUM: Не помешает ли реализация данной программы ЕС формированию Евразийского союза?

Любые конструктивные контакты белорусской стороны с ЕС, будь то "Восточное партнерство" или программа "Партнерство для модернизации", не только не помешают, но и, наоборот, будут содействовать полноценной евразийской интеграции, происходят из самой структуры целей данного процесса. В самом начале евразийского строительства главы государств России, Белоруссии, Казахстана объявили приоритет концепции "интеграции интеграций" и построения "Европы от Лиссабона до Владивостока" в будущем как одну из заявленных целей сближения на постсоветском пространстве.

Очевидно, что для реализации столь масштабной задачи необходима определенная унификация как экономических систем, так и политической культуры ЕС и стран- учредителей будущего Евразийского союза. Подобная унификация возможна лишь при наличии позитивных двусторонних отношений и сотрудничества с государствами Западного мира. Очевидно, что в этом направлении Россия и Казахстан продвинулись куда дальше, чем Белоруссия.

Подписание Акта о создании Евразийского экономического союза ожидается уже в 2015 году (а по некоторым данным, возможно, и раньше) - с этого момента Белоруссия будет выступать на международной арене не только в качестве суверенного государства, но и с позиций учредителя глобального геополитического проекта. Потому заинтересованность Республики Беларусь в развитии партнерских отношений с ведущими мировыми акторами, коими являются ЕС и США, выглядит вполне обоснованно как с точки зрения суверенного развития, так и сообразно интересов евразийской интеграции.

Необходимо отметить, что и растущий интерес к Белоруссии вызван не только традиционным желанием Запада ускорить либерализацию политической культуры нашей страны, но и участием Белоруссии в евразийских интеграционных процессах, что существенным образом увеличивает ее геополитическую значимость во внешнем восприятии.

В этой ситуации вполне логичным выглядит возможная координация внешнеполитических усилий Белоруссии с профильными структурами России и Казахстана. В экспертном сообществе Белоруссии достаточно серьезно обсуждается идея перехода от отдельных двусторонних программ по сотрудничеству с ЕС для Белоруссии, Казахстана, России к единой "Программе по модернизации" с участием ЕС и представительством от трех государств.