"Богатые тоже плачут".

(Время новостей 30.09.03. А.Климович)

Регионы-доноры жалуются на правительство Вчера комитет Совета Федерации по бюджету провел выездное заседание в Красноярске. В ходе почти пятичасового обсуждения проблемы межбюджетных отношений выяснилось, что регионы-доноры, к коим относится и Красноярский край, рискуют превратиться в дотационные, которых сегодня и так большинство - аж 72.

Как заявил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, "если налоговая политика и межбюджетные отношения в России не изменятся, через год в стране не останется ни одного региона-донора". Красноярский край давно считают микромоделью России - здесь легче увидеть не только все ее преимущества, но и проблемы. Александр Хлопонин полагает, что при нынешней системе межбюджетных отношений регионам гораздо выгоднее быть дотационными. Примерно половина территории края - это север. Туда каждое лето надо завозить нефтепродукты, уголь, стройматериалы, продовольствие, словом все то, что необходимо для нормальной жизни людей в течение долгой зимы.

Между тем Красноярский край единственный из всех российских регионов не может рассчитывать на помощь федерального бюджета при организации северного завоза. По нормативам Минфина донорские территории не могут получать средства из федерального фонда финансовой поддержки. Единственное, на что могут рассчитывать богатые регионы, это кредиты. Еще один пример: в следующем году для выплаты повышенной (на 33% с 1 октября 2003 года) заработной платы красноярским бюджетникам надо дополнительно найти в региональном бюджете 5 млрд руб. Дотационные регионы могут рассчитывать на помощь из Москвы. Красноярцам же придется искать большую часть средств самостоятельно. Между тем делать это становится все сложнее и сложнее.

По словам г-на Хлопонина, финансово-промышленные группы уже начинают "уводить" свои сбытовые предприятия - главный источник доходов краевого бюджета - на "бедные" территории. Дело в том, что дотационные регионы, регулярно "выбивающие" деньги в Москве, предоставляют ФПГ налоговые льготы. У регионов-доноров нет законной возможности заставить ФПГ платить налоги там, где они производят свою продукцию. Это исключительная компетенция федеральных органов власти. И таких примеров губернатор одного из богатейших регионов России, по его словам, может привести без специальной подготовки более двадцати.

Между тем, по данным, которые прозвучали на выездном заседании, у государства есть свободные средства. Только так называемые "переходящие" остатки бюджета 2003 года составляют 180 млрд руб. По мнению сибирских губернаторов, если бы даже небольшая часть этих средств была направлена на поощрение регионов, умеющих зарабатывать деньги, донорских территорий в России стало бы гораздо больше.

Председатель комитета по бюджету Совета Федерации Евгений Бушмин согласился с тем, что большая часть требований красноярского губернатора справедлива. Более того, он даже отметил, что "выступление губернатора по проблемам региона-донора и подготовленный комитетом по бюджету материал соответствовали друг другу на 90%". Однако сенатор подчеркнул, что решить эти проблемы в рамках бюджета 2004 года вряд ли возможно. По его словам, "это перспективы 2005 или даже 2006 года".

"Такие разные уровни бюджета".

("Красноярский рабочий", 30.09.03)

Вчера в Красноярске состоялось выездное заседание комитета по бюджету Совета Федерации.

В представительной рабочей встрече приняли участие заместители министров финансов и экономического развития, представители Сибирского федерального округа, межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", руководители края, заместители губернатора, депутаты Законодательного Собрания, главы городов и районов. Участники заседания обсудили взаимодействие между бюджетами различных уровней в рамках проекта закона о федеральном бюджете на 2004 год.

"Тихо! Совет думать будет".

("Красноярский рабочий", 30.09.03, Юрий Чувашев)

В перечне губернаторских маршрутов по краю очередь дошла и до жатвы. В субботу Александр Хлопонин отправился на ужурские и назаровские поля. По поводу географии поездки особых вопросов нет. Куда еще ехать, как не в основные зерновые районы края. Вот и нынче на уборке эти два района, что называется, ноздря в ноздрю идут, намолотив на пару уже 500 тысяч тонн зерна - более трети всего краевого урожая. А ужурская "Искра" Юрия Толстикова и "Назаровское" Валерия Исаева и вовсе "монстры" отраслевые, традиционные лидеры по всем статьям что в региональном масштабе, что во всероссийском.

Правда, нередко можно услышать и другие голоса по поводу бесконечных визитов разновысокого начальства в вотчины Исаева и Толстикова. И так рассуждают люди: что, мол, туда ездить, у них и так все в хозяйствах крутится-вертится, как на мази, все отлажено на совесть, так что, дескать, их пример не показателен для краевого агропрома. А вот пусть начальство поедет не в местные "филиалы" ВДНХ, а в какое-нибудь умирающее хозяйство, где все уже украдено, пропито и продано, да посмотрит ошалевшим от безнадеги людям в глаза...

В общем, примерно такие невеселые думы и ворочались в голове, когда мы в субботу ковыляли на "Газели" вслед за реактивным губернаторским кортежем. Тем паче что и погода была под стать грустным мыслям. В перелесках по сторонам дороги уже лежал снег. А дождь в очередной раз остановил работу на полях, выбив уборку даже из прошлогоднего графика. На носу октябрь, а в крае даже 70 процентов зерновых не убрано - загрустишь тут.

Поэтому, когда я спросил губернатора о впечатлениях от увиденного перед началом итогового совещания с руководителями районов и хозяйств, Александр Хлопонин, по обыкновению своему, трезво оценил ситуацию: "Понятно, что мы побывали в двух лучших хозяйствах края. А "Назаровское" - так и по всей России третье хозяйство по объемам выпуска продукции. Конечно, здесь приятно посмотреть на уровень организации производства. Когда я общался в поле с комбайнерами и другими работниками хозяйства, видно было, что люди довольны. Потому что идет работа, большие планы, интересные перспективы. Но вот если отъехать в сторонку и посмотреть плохие наши хозяйства, то там совсем другие впечатления будут. И мы будем очень серьезно расстроены. Собственно, это и есть тема нашего сегодняшнего совещания с сильными руководителями. Будем решать, что все-таки власть должна сделать для агропрома".

И разговор пошел действительно очень серьезный. Хлопонин не дал превратить встречу в перелицованный на новый манер партхозактив и остановил гладкий доклад с трибуны, предложив всем говорить о проблемах, по существу. Каковая идея и была незамедлительно реализована. Одно только сверхэмоциональное, но предельно конкретное выступление директора ЗАО "Ададымское" Назаровского района Михаила Барковского чего стоило. Председатель совета директоров сельхозпредприятий района в своем боевом монологе перечислил едва ли не все беды, душащие отрасль. Напор Барковского и его единомышленников в зале был таким, что Хлопонину пришлось выдержать нелегкую дискуссию, поскольку оппонировали губернатору люди, всю жизнь отработавшие в сельском хозяйстве и знающие его вдоль и поперек.

Однако в спорах об экономике ничего убедительнее цифр нет. Хлопонин напомнил, что в краевой бюджет будущего года на поддержку агропрома заложено 1,2 миллиарда рублей, тогда как нынче на эти цели выделено 700 миллионов. Беда, впрочем, в том, что из 450 хозяйств края к числу платежеспособных, имеющих реструктурированную задолженность, можно отнести всего лишь 70 сельхозпредприятий, а то и еще меньше. В результате возврат долгов сельхозпредприятий по краю меньше 5 процентов. Поэтому от страстной риторики необходимо переходить к сугубой финансово-экономической конкретике. Что брать за базис при определении принципа финансовой поддержки хозяйств? Как повышать закупочные цены на сельхозпродукцию? Как покрывать диспаритет цен? Как рассчитываться с ГУПом?

Скорбный список проблем краевого агропрома этим кратким перечнем, безусловно, не исчерпывается. Показательно, что и губернатор не вызвался с ходу, по-чапаевски излечивать все болящие раны отрасли и утолять все нужды страждущих. Напротив, он подчеркнуто призывал собеседников к совместному обсуждению проблем, просил подсказывать власти, что и как ей делать. Не надо видеть в краевой администрации врагов, настаивал Хлопонин, давайте консолидироваться.

А первым шагом на пути этой самой консолидации стало решение о создании при губернаторе совета, в который войдут директора наиболее сильных хозяйств края. Вот этот совет и будет искать пути решения самых неотложных проблем регионального агропрома. Предполагается, что первое его заседание состоится уже в ближайшие дни.

"Свободных" округов не осталось".

("Красноярский рабочий", 30.09.03)

В стане кандидатов, уведомивших окружные избиркомы о своем намерении стать депутатами Госдумы, значительное пополнение.

В списке соискателей депутатских мандатов появилось три выдвиженца КПРФ. Заместитель председателя Государственной Думы Петр Романов, как обычно, решил баллотироваться в Канском одномандатном округе N49. Помощник депутата Госдумы Николай Смык собирается повысить свой статус при поддержке избирателей Енисейского округа N48. Еще один помощник депутата Госдумы, Владимир Бедарев, попробует свои силы в Красноярском округе N50. По этому округу хочет избираться и депутат Ачинского горсовета Сергей Жабинский, выдвинутый СПС. А в Ачинском округе N47 намечается противоборство помощника председателя правления по правовым вопросам ОАО "Сибрегионбанк" Евгения Васильева и красноярского пенсионера Михаила Чернякова. Таким образом, в каждом из четырех одномандатных избирательных округов края теперь есть, как минимум, по два кандидата.

"Игра лицом".

(Юрий Чигишев "Комок" 30.09.03)

ВСЕ ВРЕМЯ НА АРЕНЕ

Вчера в здании администрации края десять сенаторов из Совета Федерации давали представление под названием "Десять сенаторов мешают судьбы страны". Если сравнивать с другими труппами, которые посещали наш край, уровень сценического мастерства оставляет желать лучшего. Слишком много играют лицом, отсебятину несут. Мы понимаем, что они тут дебютировали, что первый блин комом и что молодые таланты надо поддерживать. Но есть и объективные замечания. По сценарию сенаторы, сидя в зале администрации края, обсуждают бюджет страны. Зрители должны быть проникнуты двумя мыслями - так вот кому спасибо за наше счастливое завтра. И вторая мысль для проникновения - так вот где решаются судьбы всего.

Однако цели достигнуты не были. Публика не желала валом валить на представление, да ее бы и не пустили. А те, кто имел возможность приобщиться к прекрасному, так они прекрасно осведомлены о том, как формируется бюджет страны. И где он формируется. И самое главное - кем. Ни одно из трех условий соблюдено не было. Возможно, это просчет импресарио или кто там организовывал тур. Если бы ту же самую труппу выпустить, например, в ночном клубе или даже в кукольном театре, эффект будет совершенно другой. Пожалуй, и билеты за деньги можно будет продать. А ловкая шутка - "в Красноярске решается судьба бюджета страны". Нет, все-таки в ночном клубе. Там публика добрее после литры выпитой и доверчивей. Им не за чем знать, что "решение судеб" нужно будет согласовывать с четырьмя сотнями депутатов Государственной думы да еще с двумя сотнями сенаторов, не считая правительства и президента.

СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ

Еще одно историческое событие произошло в нашем крае - создан координационный совет губернаторов трех территорий. Соответственно, впервые в истории. В этот совет входят руководители Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Для проведения согласованной политики в разных сферах. И, кроме того, для цивилизованного решения совместных проблем.

В последний раз впервые в истории края такой совет создавался полтора года назад, так что и на самом деле пора. Правда, тогда был основательный повод - после визита Путина нужно было как-то обозначать неуклонное стремление объединить три субъекта в один. Сейчас эта тема не слишком актуальна, хотя кто знает - не захочется ли кандидату в президенты Путину В.В. попритворяться каким-нито Иваном Грозным, собирателем земель. Вон и Шаймиев как испугался, даже лицо потерял да на выборы пошел. Тоже ведь об этом думает. Собирание земель его коснется, но вдруг Путин увлечется и Казань станет воевать? Так что своевременно совет губернаторов создан и впервые опять же. Надо полагать, где-нибудь вскорости и представительные органы власти нечто подобное устроят. Куда деваться-то?

Помнится, полтора года назад на первом же заседании координационного совета тогдашний губернатор Таймыра Хлопонин А.Г. выразил сомнение в целесообразности скорого, да и нескорого объединения. С тех пор изменения случались. Но, как бы это мягче сказать... в общем, у начальников Эвенкии и Таймыра стало еще оснований желать объединения с краем.

"На страны света не ориентируюсь".

(Геннадий Васильев "Комок"30.09.03)

ЗУБОВ "ЗАЦИКЛЕН" НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ

На прошлой неделе депутат Государственной думы, председатель комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий ЗУБОВ публично отчитался о своей четырехлетней деятельности. Поскольку отчет был представлен не только в устной, но и в письменной форме (в виде брошюры), это можно считать прецедентом. Полезным.

Законотворческий процесс большей частью скрыт от избирателя. Пользуясь случаем, мы попросили депутата подробнее рассказать о нем. Подчеркиваем: нам неизвестно о том, намерен ли Зубов выставлять свою кандидатуру на декабрьских выборах в ГД. Мы беседуем с ним как с ДЕЙСТВУЮЩИМ депутатом Думы.

- Валерий Михайлович, мы, как правило, не очень хорошо представляем себе, как строится работа в Думе, имеем дело только с конечным продуктом.

- Я бы разделил всю работу на три основных части: защита, нападение и сортировка халтуры.

- Даже халтура есть?

- Ну а как без нее... Чуть позже поясню, что это такое. Сначала о защите.

- Под защитой вы подразумеваете защиту интересов края?

- В первую очередь. Вы знаете, я с изрядной долей иронии смотрю на тех своих коллег из российских регионов, которые пытаются мыслить вселенскими масштабами, декларируют стремление во что бы то ни стало спасти мир.

Я был и остаюсь в первую очередь регионалом, в этом вижу смысл своего пребывания в Государственной думе. Тем более что я ведь, как вы знаете, избирался по одномандатному округу, а не по партийному списку.

Так вот, о конкретном участии в защите интересов регионов и, в частности, Красноярского края. Идет 2000 год, готовится бюджет на 2001-й В нем есть строчка, согласно которой предполагается отменить районный коэффициент. Можете себе представить последствия для нашего края, если бы проект бюджета прошел с этой строчкой? Колоссальный отток денег из краевого бюджета, а главное - почти неизбежный отток населения, людских ресурсов из любой сферы, включая производственную, научную, культурную. Ведь всем хорошо известно, что люди в свое время ехали в Сибирь именно благодаря высокому коэффициенту. Нельзя этот фактор не учитывать! Мне удалось мобилизовать депутатов от тех регионов, которые могли пострадать из-за этого решения, и сообща мы отстояли интересы сибиряков и жителей Крайнего Севера. Пожалуй, по сумме средств, отвоеванных для красноярского края, это было самой серьезной моей победой.

Еще пример из того же ряда - попытка правительства отменить в 2003 году коммунальные льготы для сельской интеллигенции без всякой компенсации. А чем еще можно удержать людей необходимых профессий в селе? Отстояли.

Еще один принципиальный для нашего края и других энергоемких регионов вопрос: кем будут устанавливаться энерготарифы - целиком Федеральной энергетической комиссией или ФЭК поделит ответственность за них с региональной комиссией? В результате в постановлении по подготовке федерального бюджета на 2004 год четко сказано: ФЭК утверждает тарифы по перетокам, РЭК - региональный тариф. При этом ФЭК ограничивает верхний предел тарифа, ниже - пожалуйста, если региональный "карман" позволяет. Можно привести и другие примеры.

- В этих случаях вы защищались и защищали. А как выглядит та часть, которую вы окрестили нападением?

- Как раз в продолжение энергетической темы: два законопроекта по тарифам. Принят пока только один, второй принят только в первом чтении, но правительство уже исполняет оба! Суть в том, что тарифы устанавливаются до принятия бюджета и потом в течение года уже не меняются. Я добился того, что закон стабилизирует бюджет, потребитель не нервничает, постоянно ожидая от энергетиков какого-нибудь нового подвоха в виде непрогнозируемого и произвольного повышения цен в любой момент. Однако мой закон действует не только на потребителя. Он меняет систему управления, предлагает новые критерии. Вводя ограничения для естественного монополиста, тем самым заставляет его искать дополнительные ресурсы в пределах отпущенного ценового лимита. Я считаю, это самый инвестиционный закон, принятый в последние несколько лет. До сих пор у энергетиков не было такой уж необходимости искать внутренние резервы, они спокойно могли решать свои проблемы за счет простого произвольного повышения тарифов, и те в течение года менялись иногда по несколько раз. Нынешний год - первый, когда этого не случилось.

- Как сами энергетики отнеслись к новому закону?

- Председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс сделал все возможное, чтобы закон не прошел. В конце концов сдался и он. На заседании правительства он заявил даже, что готов поддержать закон, если тариф будет устанавливаться на целых три года, А в недавнем разговоре со мной глава "Красноярскэнерго" Михаил Кузичев сказал, что объективно закон для энергетиков полезен. Именно тем, что заставляет искать резервы.

- Пакет банковских законов тоже можно отнести к наступательным?

- Да.

- Какова их судьба?

- Закон о гарантировании банковских вкладов населения прошел наконец первое чтение. За него проголосовало около 400 человек, против - всего 2. Дальнейшая судьба может сложиться по-разному. Либо проект вынесут на обсуждение во втором чтении, либо его придется принимать уже новому составу Госдумы. Было сопротивление, недаром он так долго ждал своего часа. Но результаты голосования в Думе наглядно показали, что мне удалось убедить своих коллег в необходимости его принятия.

Второй многострадальный закон из этого пакета-о банкротстве кредитных организаций. Там серьезно сталкиваются интересы разных заинтересованных ведомств. На недавнем совещании с участием Министерства финансов согласована наконец роль Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). На него, скорее всего, будет возложена функция "ликвидатора" тех кредитных организаций, которые не отвечают жестким стандартам, предъявляемым государством к этому бизнесу, рискуют средствами своих клиентов и несут угрозу устойчивости всего банковского сообщества. Словом, подвижки есть, можно предполагать, что и этот закон будет принят.

Наш комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять и Закон о кредитных бюро, несмотря на возражения правительства.

На 8 октября в повестку дня заседания Думы внесен законопроект об упрощенной системе кредитования малого бизнеса. Так что весь пакет проектов медленно, но продвигается.

- Часто приходится преодолевать сопротивление правительства или заинтересованных структур?

- Случается. Вы помните, наверное, как трудно пересматривались ставки по налогообложению за пользование недрами. Правительство предполагало вместо паритетных "пятьдесят на пятьдесят", как было прежде, забирать в федеральный бюджет 80 процентов всех платежей, а территориям оставлять всего 20. Представляете, сколько бы потерял Красноярский край в результате такого грабежа? Мне удалось переломить сопротивление правительства, склонив на свою сторону депутатский корпус, в итоге по принятому закону в федеральный бюджет поступает 40 процентов платежей за недра, в наш краевой бюджет - 60 процентов.

- В последнее время много и часто говорят об ипотеке. Тем не менее у меня лично складывается впечатление, что настоящем ипотеки в России нет.

- В некоторых регионах, в столице есть попытки запустить механизм ипотеки, но чаще всего это лишь ее подобие. Наш комитет готовил пакет законопроектов об ипотеке, опять же несмотря на возражения правительства. На первом этапе, кстати, и президент был против. Тем не менее во втором чтении Закон об ипотеке был принят именно в нашей редакции. Москва, кстати, стала подстраиваться под новый закон, не дожидаясь его окончательного принятия. А в федеральном бюджете на 2004 г. уже заложено четыре миллиарда рублей в качестве средств для выкупа ипотечных закладных.

Еще из разряда "наступательных" законов-об инвестировании средств накопительной части пенсии. Пока процесс этот развивается медленно. Но вот вам близкий пример: в Казахстане аналогичный закон принят четыре года назад, и к настоящему моменту у людей на пенсионных счетах накопились весьма заметные суммы. Здесь польза, как ни крути, со всех сторон. Деньги - "долгоиграющие", мы ведь с вами, например, на пенсию не сегодня и не завтра пойдем. Значит, Пенсионный фонд может на много лет вложить их в выгодное предприятие. А прибыли, полученные от использования денег будущих пенсионеров, лягут на наши пенсионные счета. Выгода обоюдная. Будущий пенсионер инвестирует в сегодняшнее развитие экономики, а за это получает многократное увеличение размеров пенсии. Я считаю, что сегодня главная задача региона - способствовать созданию здесь, в нашем крае, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, которые профессионально займутся инвестированием денег нашего населения в наши красноярские экономические проекты. Если эти деньги освоят московские, к примеру, компании, то и разместят их в Москве. А так мы, живущие в крае, получим новые объекты и производства. А это и новые рабочие места, и зарплата именно для красноярцев. И налоги в наш краевой бюджет.

- А если не туда инвестируют?

- Самый простой способ инвестировать "не туда" - пропить. Ну, все-то не пропьют. А если серьезно - общий экономический климат в стране меняется, меняется рынок инвестиций, на него приходят профессионалы, а не жулики, как в первые годы после смены формации. Практика показывает, что люди стали совершенно иначе относиться к собственным деньгам, к банковским учреждениям, стали смелее нести накопления, помещать их на депозиты. Думаю, общий кредит доверия распространится и на компании, которые будут с выгодой для нас всех пускать наши деньги в рост. Если они будут нашими, красноярскими, и они будут на виду, то у населения будет больше возможностей для контроля.

- Валерий Михайлович, совсем недавно стало известно, что ваш комитет предложил ряд поправок к Закону об обязательном страховании автогражданской ответственности. О законе сказано уже довольно, и руган он нещадно.

- Могу сказать одно: закон даже в том виде, в каком уже действует, заметно приближает нас к ведущим странам мира. Аналогичные законные действия в развитых государствах уже примерно лет сто. То, что мы хватились так поздно, имеет свои причины. Хорошо, что хватились. При этом, действительно, закон не совершенен. Существовало восемь законопроектов - от полной отмены или приостановления действия закона до незначительных поправок к нему. Все они внимательно рассматривались мною и моими коллегами по комитету. В конце концов, суммировав и проанализировав все имеющиеся предложения, мы внесли в Думу свой законопроект. Основное в нем - существенное снижение тарифов.

- Что вы подразумеваете под халтурой, которой тоже приходится заниматься?

- Это законопроекты, прекрасные в идеале, но невыполнимые. Чаще всего не обеспеченные деньгами. Зачем обещать манну небесную, если наперед известно, что нынешнее состояние экономики не обеспечит выполнения подобных обещаний? По моему мнению, это самореклама и демагогия. Вот такой халтуры я у себя в комитете не допускаю. Ставлю задачу "фильтровать" проекты законов, которые потом невозможно будет выполнить.

- Вы и другие депутаты Госдумы от края не раз говорили о том, что прежняя краевая администрация не желала использовать депутатский ресурс. Вполне естественно, если бы региональная власть формировала для вас своего рода "госзаказ".

- Действительно, до недавних пор - то есть по крайней мере три года - я работал исключительно на собственном энтузиазме. Что-то где-то пробивал, но без участия краевых чиновников. По сути, полуподпольно я в Москве старался сделать так, чтобы федеральные программы, работавшие прежде в крае, не погибли, чтобы они все же были реализованы. Что видим на практике? Продолжается реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Емельяново. Метро строится, недавно запущен в строй проходческий комплекс фирмы "Ловат", который способен ежемесячно проходить 150-200 м. Если двигаться такими темпами, в 2007 году сможем пустить три станции метро. Сейчас совершенно другая ситуация. Наработки, которые у меня есть и в Госдуме, и в правительстве, и в министерствах, уже используются краевой администрацией.

- Край свою долю денег внес. А Федерация?

- Деньги идут к деньгам. Если край не станет выделять ничего, то и Федерация ничего не даст. "Что вы сделали для реализации проекта-забор построили? Маловато будет..."

Еще о некоторых проектах, которые я продвигал в Москве. Трансполярные перелеты. Ежедневно воздушное пространство края в соответствии с этим проектом пересекает около сотни самолетов, деньги капают в бюджет буквально с неба. Центр управления движением находится в Железногорске. Теперь вопрос: как поделить полученное между Железногорском и краем? Видите, уже есть что делить! Это ведь здорово! Как пробивалось финансирование в Москве, не расскажу никому: это мое ноу-хау.

Еще пример - система ГЛОНАС (глобальные навигационные системы). Программа финансируется из федерального бюджета, в ее реализации участвуют специалисты нашего НПО ПМ в Железногорске. Система позволит проводить через край не только грузовые, но и пассажирские самолеты. А когда завершится реконструкция взлетно-посадочной полосы в Емельяново, можно будет делать промежуточные посадки международных рейсов. Дозаправка, обслуживание, отдых, пересадки - все это еще деньги в нашу казну. Кстати, Закон о реконструкции красноярской взлетной полосы вошел в думскую "Книгу рекордов Гиннесса". Проект был написан, внесен в повестку и принят во всех чтениях в течение одного дня. Когда его начали обсуждать, меня не было в зале заседаний, я увидел это по монитору, работая в своем кабинете в Думе. Скажу точно: так быстро я еще никогда не бегал. Главное - закон принят. Все эти годы я регулярно и успешно выбивал деньги на его реализацию. Например, в федеральном бюд-жете-2004 предусмотрено 48 млн рублей.

Чтобы не заниматься утомительным перечислением, приведу такой факт: в федеральную адресную инвестиционную программу на будущий год включены 18 объектов, расположенных на территории моего избирательного округа. По остальным красноярским округам - еще шесть объектов.

- Вам всегда важно, кто именно из коллег поддерживает ваши законотворческие инициативы?

- Только с точки зрения прохождения законов. Понимаете, думская деятельность имеет свою технологию подготовки и принятия решений. Есть примеры, когда необходимые недостающие голоса для принятия какого-то закона мне давали коммунисты, хотя идейно мы не близки. Когда это было необходимо в интересах края, договаривался и с Жириновским.

- Вы за четыре года как-то изменились в смысле политической ориентации? Полевели, поправели?

- Скорее ни то, ни другое. На "страны света" как-то специально не ориентируюсь, все зависит от конкретного законопроекта. Но если в целом, я скорее чуть правее центра. Левые больше борются за отлаживание механизмов распределения, правые - за эффективные экономические механизмы. Второе мне идейно ближе. Я "зациклен" на экономическом росте.

"Стол, стул и тетка".

(Вера Павлова "Известия - Красноярск" 30.09.03)

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАЯ ВЫСТУПИЛА АРБИТРОМ В "КАНСКОЙ БИТВЕ"

Вчера была поставлена жирная точка в затяжном конфликте энергетиков с администрацией города Канска. Заместитель губернатора края Сергей Сокол начертал свою подпись под мирными соглашениями, лишив таким образом конфликтующие стороны возможности "попятиться назад".

Сергей Сокол объяснил, почему он пригласил на это мероприятие журналистов. Так администрация края, выступавшая в "канской" ситуации в качестве арбитра, убила сразу двух зайцев. Во-первых, доказала, что не оставит народ канский и красноярский в беде, что способна легко и красиво разрешать междоусобные споры. Во-вторых (на этом Сергей Сокол сделал особый упор), "канский" спор с самого начала был в компетенции тамошнего главы города. Это ведь мэр ответствен за тепло и свет в домах горожан. А раз администрация края взяла на себя роль арбитра, значит, глава города со своими обязанностями справился не особенно хорошо. И вывод: пример Канска, по мнению Сергея Сокола, должен стать уроком для других территорий. Мол, работайте, дорогие начальники, на пять с плюсом, а не то и без вас обойдемся...

Итогом переговоров краевой и Канской администраций с энергетиками (а длились они не один месяц) стало соглашение. Оно предписывает отдать-таки в собственность "Красноярскэнерго" канские электро- и теплосети в счет погашения долгов. Разумеется, процесс передачи завершится только к началу мая, после аудита предприятия. Если приобретение "Красноярскэнерго" будет стоить дороже канского долга (сегодня сумма составляет около 180 миллионов рублей), разницу энергетики должны будут возвратить в бюджет Канска, После того как Сергей Сокол подставил свою подпись под этим документом, Михаил Кузичев пообещал сей же час дать в квартиры жителей Канска тепло, При этом отметил, что канские ТЭЦ были готовы начать отопительный сезон еще три недели назад...

А канским "ответом Чемберлену" стало заявление Сергея Гурова о том, что администрацией города уже объявлен конкурс на обслуживание муниципального жилья. Выигравшими будут те организации, которые предложат более выгодную для жителей Канска цену за обслуживание. Они же станут посредниками между мэрией и "Красноярскэнерго". Таким образом мэрия установит некую дистанцию между собой и энергетиками. Кроме того, Сергей Гуров объявил о создании в городе нового предприятия "Горводоканал". Это заявление несколько насторожило генерального директора "Красноярскэнерго" Михаила Кузичева:

- Боюсь, что в "старом" "Водоканале" останутся только стол, стул и тетка. А кто нам будет выплачивать долги?

Но Сергей Гуров сразу успокоил главного энергетика, пояснив, что новое предприятие и будет возвращать долги старого, После чего Михаил Кузичев окончательно настроился на мирную волну. "Мы сегодня должны верить друг другу", - сказал он.