Мощь НАТО падает: США требуют от стран Европы увеличить военные расходы
Политика обороны и безопасности провозглашена одним из главных направлений европейской интеграции. 18 сентября 2012 года собравшаяся в Варшаве группа из 11 министров иностранных дел стран ЕС представила проект "Будущее Европы". Этот документ предусматривает основные направления интеграции т. н. Еврогруппы - ядра нынешнего ЕС. Документ формулирует задачи активной внешней политики ЕС и возможность создания собственной европейской армии.
Начавшаяся в январе 2013 года военная операция Франции в Мали дала повод обсудить особенности и недостатки нынешней политики безопасности
Военная операция французов в африканском государстве дала новый повод для критики европейцев со стороны США, представленного политическим руководством
В докладе НАТО сокращение военных расходов расценивается политически: "Это потенциально подрывает союзническую солидарность и ставит под угрозу способность европейских союзников действовать без участия Соединенных Штатов".
Более того, в докладе отмечено снижение, в том числе по вине европейцев, в целом военного потенциала НАТО в мире. Выражается это в доле военных расходов стран альянса в глобальном измерении. В 2011 году доля военных расходов стран НАТО в мире составила 60%. До этого, в 2003 году, она была 69%. В ближайшее время ожидается ее дальнейшее снижение. В 2014 году доля военных расходов стран НАТО в мире составит 56%. Т. е. условно говоря, военная мощь НАТО снижается к показателю, равному половине планетарного.
Реакция на выступление Расмуссена по поводу отчета НАТО за 2012 год последовала незамедлительно. В тот же день в Брюсселе министр иностранных дел Польши
Сикорский среди нынешних министров иностранных дел стран Евросоюза является одним из самых активных адептов идеи создания Европейской армии. Очевидно, что войну в Мали он использовал как очередной повод для подкрепления собственной позиции по оборонной политике Евросоюза. Итак, по Сикорскому, существенным недостатком европейской политики безопасности является система принятия решений и безответственность. И, действительно, отметим мы, Брюссель на уровне руководства Евросоюза уклонился от решительных действий в Мали, передав в очередной раз компетенции на национальный уровень. Решение о посылке миссий военных советников из европейских стран в Мали принималось уже странами-членами ЕС. Между тем, случай давал прекрасную возможность испытать в деле уже существующие европейские подразделения быстрого реагирования. Они могли бы действовать вместе с французами. К примеру, 1 января 2013 года Франция, Германия и Польша развернули очередную совместную бригаду (т. н. "боевую группу") в 1700 человек с готовностью посылки в любую горячую точку в мире через 5-10 дней после получения приказа. Военная операция давала блестящую возможность отладить управление войсками командной структурой из Брюсселя, проверить систему переброски и управления в боевых условиях национальными батальонами в рамках европейских структур командования боевой группы. Ничего этого не произошло. Не означает ли, на самом деле, что европейские "боевые группы" существуют все еще на бумаге?
Между тем, спустя несколько дней, генеральный секретарь НАТО вновь на примере Мали подверг резкой критике политику обороны и безопасности Евросоюза. 2 февраля 2013 года на ежегодной конференции по трансатлантической безопасности в Мюнхене Расмуссен заявил, что вслед за Ливией военная кампания в Мали вновь продемонстрировала неспособность Франции самостоятельно без помощи США вести воздушные операции. "Европейские союзники по-прежнему нуждаются в сильной поддержке со стороны Соединенных Штатов в их стремлении выполнять такого рода операции... Операция в Мали еще раз указывает на необходимость расширения европейских усилий, чтобы заполнить пробелы, когда дело доходит до основных военных возможностей, таких как разведка, наблюдение и рекогносцировка", - сказал он. В специальном интервью Financial Times в тот день Расмуссен отметил: "Мы увидели, что и в Ливии, и в Мали США пришли на помощь и предоставили свои средства ведения разведки. Они должны были также обеспечивать со своих самолетов дозаправку в воздухе". Таким образом, по мнению генерального секретаря НАТО, у боевой авиации европейских стран существует, по крайней мере, две проблемы, которых нет у американцев. Причина - недостаточные военные расходы, которые не позволяют европейцам развивать передовые способы использования ВВС. В части этих конкретных претензий к авиации европейцев Расмуссен не оригинален. На аналогичные недостатки в случае войны в Ливии Расмуссен указал во время своего выступления в Копенгагене в марте минувшего года.
В связи с этим Расмуссен в Мюнхене вновь озвучил американские претензии к европейским союзникам по поводу сокращения их военных бюджетов. "Проблемы безопасности не будут ждать, пока мы наводим порядок в наших финансах. Больше сокращений в настоящее время приведет к большей неуверенности в будущем", - сказал он.
В свою очередь, выступивший в Мюнхене вице-президент США
Надо заметить, что выступления Расмуссена и Байдена на конференции в Мюнхене прозвучали накануне поездки президента Франции
Политическое руководство Евросоюза в лице министра обороны Германии
Кэтрин Эштон, в свою очередь, указала на усилия ЕС по строительству государств в Сомали и Косово, а также на совместную дипломатию ЕС-США в отношении Белоруссии, Ирана и Украины, как пример того, как ЕС и США следует вместе работать в будущем. Она указала, что в Мали на уровне ЕС предстоят не военные, а политические действия "в поддержку народа на севере и в поддержку демократии". Т. е. евросоюзные структуры, по расчетам Эштон, вступят в действие только после того, как национальная армия одной из стран ЕС - Франции зачистит от неприятеля северные районы Мали. Верховный представитель ЕС именно в подобном варианте проведения политики безопасности видит предназначение своего ведомства, созданного в 2010 году.
Недовольство уровнем военных расходов европейских союзников со стороны США не ново. Оно стало проявляться сразу же после того, как
Обычный уровень военных расходов Европейского Союза в сумме расходов стран-членов равен €200 млрд. Европейцам приходится поддерживать у себя существующую развитую военную инфраструктуру, которую в любой момент могут использовать американцы для развертывания своих войск на европейском театре военных действий. Тем не менее, минувшее десятилетие демонстрирует примерно 15% сокращение военных бюджетов стран-членов ЕС. Политика экономии 2011-2012 годов привела к дальнейшему уменьшению военных расходов в странах Евросоюза. Кризисная Португалия, к примеру, вынуждена была сократить собственные расходы на приобретение новых вооружений на 60%. Обычным стали в Евросоюзе национальные военные расходы на уровне менее 1% от ВВП. В существующих условиях принятия решений в ЕС принципиально изменить что-либо, после чего уровень военных расходов в национальных бюджетах стран ЕС станет расти, невозможно. Как бы там ни было, но военный кризис в Мали продемонстрировал, что европейская политика безопасности страдает от разногласий, недееспособности, нерешительности, а последнее время, как считают США, и от недофинансирования.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM