"Данная идея носит, несомненно, позитивный характер. Объединение белорусских предприятий, у которых сегодня масса проблем, с крупными российскими компаниями имеет для нас большое значение, начиная от инвестиций и, соответственно, проведения технологической модернизации предприятий, и заканчивая более устойчивым положением на рынках сбыта. Другое дело, что она запоздала, как минимум, на 12-14 лет", - заявил корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Юрий Баранчик, комментируя итоги состоявшихся 31 января в Минске приговоров чиновников Союзного государства.

Напомним, сегодня на встрече с госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович заявил о том, что республика предлагает России реализовать совместные проекты по созданию пяти белорусско-российских транснациональных корпораций. "Нам предстоит большая работа, в декабре мы договорились с Дмитрием Медведевым о том, что сделаем пять совместных проектов, которые дадут начало созданию белорусско-российских ТНК", - сообщил Мясникович.

По мнению Баранчика, официальный Минск с запозданием приступил к реализации конструктивной идеи объединения промышленных предприятий Белоруссии и России. "Её надо было реализовывать гораздо раньше, - сказал он. - Дело в том, что когда в конце девяностых годов прошлого века я работал в МИД республики, я подготовил на имя министра иностранных дел, которым был на тот момент Урал Латыпов, соответствующий аналитический материал о необходимости скорейшего создания белорусско-российских ТНК. Одной из причин этого было то, что в то время капитализация белорусских и российских компаний была соизмерима и не отличалась в разы или десятки раз. Например, стоимость "Белтрансгаза" была всего в 4-5 раз меньше, чем "Газпрома". Соответственно, если бы тогда белорусские власти пошли на создание белорусско-российской ТНК в газовой области, то по мере роста стоимости "Газпрома" автоматически бы увеличивалась и капитализация белорусского пакета акций. С учетом нынешней капитализации "Газпрома" у Белоруссии вообще бы никогда не было бы тех проблем с валютным курсом, которые у нас присутствуют постоянно".

"Аналогичная ситуация была тогда и с объединением ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ". Даже более того могу сказать - в начале 2000-ых капитализация МАЗА была гораздо больше, чем КАМАЗа, т.к. на МАЗе выпускалось порядка 12 тысяч автомобилей, а на КАМАЗе всего 4 тысячи. Другое дело, что потом МАЗ вырос всего до 30 тысяч автомобилей в год, а КАМАЗ до 60 тысяч. То же самое было и по многим другим предприятиям. Так что эта идея запоздала, что говорит об ужасной неповоротливости белорусской государственной машины", - добавил Баранчик.

По мнению эксперта, в реализации озвученных Мясниковичем идеей белорусского правительства есть ряд важных вопросов: если предприятия будут новосозданными, то кто в них будет инвестировать, кому будет принадлежать контрольный пакет, как они будут управляться. Кроме того, участие средств Союзного государства Белоруссии и России требует проработки вопросов собственности, которые неизбежно возникнут в ситуациях споров или появления кандидатуры потенциального инвестора с третьей стороны.

"Не совсем понятно, что значит привлечь к этим инвестиционным проектам средства Союзного государства: собственником-то реальным юридическим на бумаге кто будет? Не хотелось бы думать, что эту идею официальный Минск продвигает с целью в очередной раз обхитрить своих партнеров по Союзному государству и Единому экономическому пространству для того, чтобы не допустить реальной интеграции экономик двух стран и не выполнить свои обязательства по приватизации белорусских предприятий в рамках кредита Евразийского банка развития. Не хотелось бы, чтобы возникла ситуация когда при неудаче этого начинания вдруг оказалось, что это российская сторона, отказавшись финансировать создание белорусско-российских ТНК на паритетной основе, сама сорвала приватизационные договоренности", - подчеркнул политолог.

Как сообщало ИА REGNUM, 12 декабря 2012 года премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров Союзного государства обсудил вопросы белорусско-российского сотрудничества и заявил: "Возьмем пять проектов, официально о них заявим. Будем твердо исходить из того, что намерение эти проекты осуществить, как с участием российских компаний, так и белорусских, с приватизацией - оно неизменно".