Белорусский историк: В 1863 году "повстанцы" занимались откровенным бандитизмом
"В Белоруссии 150-летний юбилей восстания 1863 года не отмечается с такой помпой, как в Польше и Литве. Там оно позиционируется не столько как историческое событие или культурно-историческое, сколько как политическое событие. Трудно было ожидать иного", - заявил 24 января корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк Дмитрий Трафимович.
В 2013 году Польша отмечает юбилей "январского восстания" 1863 года, когда часть дворянства Царства Польского выступила за отделение от Российской Империи и восстановление независимости польского государства - Речи Посполитой в границах 1772 года, т.е. включая земли современных Белоруссии, Украины и Литвы. На территории Северо-Западного края империи (современная Белоруссия и Литва) отрядами польской шляхты руководил
По мнению Трафимовича, история восстания до сих пор трактуется по-разному в Польше, Литве, Белоруссии и России. Есть официальные концепции, но есть также факты, которые не вписываются в их прокрустово ложе, замалчиваются или же, наоборот - обсуждаются в непримиримых полемиках, выходящих за рамки науки в область политическую.
"События 1863-1864 годов не являются проявлением белорусского национально-освободительного движения для белорусского народа, для Белоруссии. Во-первых, об этом можно судить по масштабу вовлечения белорусов в повстанческое движение. Во-вторых, заявленные повстанцами цели и задачи не вполне соответствовали чаяниям белорусского народа. Восстание реализовывалось в интересах польских элит", - сказал считает Трафимович.
По словам историка, польское восстание 1863-1864 годов потерпело неудачу, т.к. изначально не имело шансов на успех - как и восстание 1830-1831 годов. Потерпели поражения восстание под руководством
Трафимович отметил, что по истории восстания сохранилось достаточно документов - в Киеве, в Вильнюсе, в архивах России, прежде всего - донесения жандармско-полицейских учреждений. Образ повстанцев, представленный в художественной литературе советскими писателями, входит в противоречие с зафиксированными в документах фактами.
"В 1863 году "повстанцы" занимались откровенным бандитизмом - гонялись за сельскими женщинами, насиловали их. В архивах можно найти достаточно много и других фактов, которые совершенно не соответствуют тому положительному образу повстанца, который был создан позже и дошел до нашего времени. Сегодня эти "неудобные факты" некоторые публицисты не желают учитывать", - отметил белорусский историк. Трафимович обратил внимание на лозунги повстанцев, содержание их статей, прокламаций, "в которых прямо декларировалась цель восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года - т.е. до первого раздела". Таким образом, отметил историк, "белорусам предстояло сменить подданство одной империи на подданство другой империи".
В листовке "Мужицкая правда", автором которой считается руководитель восстания в Северо-Западном крае Российской империи Викентий Калиновский, содержатся призывы к белорусским крестьянам подняться на борьбу и, в то же время - резкие выпады в адрес православного большинства, к которому относились белорусские крестьяне. По мнению Трафимовича, странность подобных заявлений объяснима как мировоззрением самого Калиновского, так и влиянием варшавского руководящего центра.
"Нужно помнить, где находился центр восстания и кто был его подлинным руководителем - явно этот центр был не на территории Белоруссии, и Калиновский не управлял всеми процессами. Центр был в Варшаве, Варшава корректировала действия руководителей восстания в провинциях. В этом нет ничего необычного: и в наше время руководящие центры "цветных революций" находятся за пределами стран, охваченных потрясениями, - отметил историк. - Основной состав повстанцев 1863 года - это католики по вероисповеданию, поляки по национальности и дворяне по сословной принадлежности. Трудно в рядах повстанцев найти белорусов, православных, крестьян. Действия региональных руководителей координировал варшавский центр - они не были полностью самостоятельны, прежде всего - в декларациях целей своей деятельности".
Восстание прошлось на 1863 год, когда в Российской империи реализовывались реформы
"В воззваниях Калиновского гораздо больше пассажей в адрес шляхты, униатов, нежели белорусского православного крестьянства", - подчеркнул историк.
"Думаю, что восстание 1863 года на территории Белоруссии, деятельность Калиновского - это локальные процессы на фоне масштабной цивилизационной игры, процессов более высокого уровня, - сказал Трафимович. - Белоруссия находилась на стыке двух жерновов, двух миров, двух цивилизаций - на пограничье Русской цивилизации, Русского мира. Естественно, Белоруссия особенно остро ощущала трения между этими жерновами, давления с разных сторон. Такова типичная ситуация пограничных народов. Их постоянно вовлекают в чужие игры".
"В Белоруссии сложилось такое восприятие: если православный, значит - русский, если католик - поляк. Так традиционно сложилось и сохранилось до сих пор не случайно, - констатировал Трафимович. - И Калиновский находился в этом ценностно- мировоззренческом поле, исходя из этого он определял врага - он был "дитя своего времени". И те, кто преследовал таких, как Калиновский - они исходили из этих же стереотипов".
В белорусской публицистике настойчиво используется термин "восстание Кастуся Калиновского", хотя сам Калиновский так себя никогда не называл и непосредственно руководил повстанческими отрядами непродолжительный период времени, когда финал восстания в Белоруссии и Литве был уже очевиден. Комментируя данный вопрос, Трафимович сказал: "Когда хочется найти доказательства величия, цельности, глубоких истоков своей культуры, истории - хватаются за любую соломинку. Иоганн Готфрид Гердер некоторое время преподавал в Риге - он объявлен в Латвии национальным героем, национальным латышским мыслителем, что должно было придать весомость латышской истории. Возможно, что-то подобное произошло и в данном случае - с термином "восстание под руководством Калиновского": восстание было польским, осуществлялось в интересах польских элит, явно не в белорусских интересах. Но если хочется придать весомости этому событию в рамках политических интересов нынешних (в XXI веке) "борцов за независимость Белоруссии", то трудно им восстание 1863 года называть польским - они будут называть его "демократическим", "национально-освободительным", "белорусского народа под предводительством Калиновского" и т.п.: звучит ёмко, солидно, красиво. Обыватель не идёт в архивы - он "покупается" на этот термин".
Как сообщало ИА REGNUM, 20 января в Минске состоялась научная конференция "Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя", организованная научно-просветительским проектом "Западная Русь" и Центром евразийских исследований Минского филиала Российского государственного социального университета (РГСУ). "Конференция приурочена к 150-летию начала восстания польской шляхты в Царстве Польском и Западном крае Российской империи с целью современного и беспристрастного рассмотрения событий, смысл которых претерпел значительное искажение, и факты которых продолжают фальсифицироваться отдельными политическими силами в Республике Беларусь, Российской Федерации, на Украине и в дальнем зарубежье", - проинформировал сайт организатора zapadrus.su. Участники мероприятия заслушали доклады и приняли участие в дискуссии с гостями - представителями НПО.
Отметим, в Польше и Литве 2013 год объявлен памяти о "национально-освободительном" восстании 1863 года. На протяжении всего года будет реализован комплекс торжественных мероприятий под патронажем президента Польши