Устранение одного из самых молодых и авторитетных северокавказских исламских ученых теологов - Ибрагима Дударова является серьезным ударом по молодой североосетинской умме. Но целью этого террористического акта, возможно, является ослабление позиций не только традиционного ислама, а укрепляющегося в Северной и Южной Осетии православия.

Несмотря на серьезные провокации, имеющие системный характер в Северной и Южной Осетии, исламистским силам не удалось посеять раздор между осетинами-христианами и мусульманами, хотя этому способствует не только редакционная политика ряда крупных информационных ресурсов, а и реальная общественная работа ряда крупных медиа-персон.

Внутринациональное и межконфессиональное единство осетин в последнее время лишь укрепляется. Образование Юго-осетинского государства (Республики Южная Осетия - ред.), последствия жестоких терактов, громкие убийства авторитетных общественных деятелей лишь закаливают народы, проживающие в Северной Осетии-Алании. В этом процессе велика роль православных и мусульманских религиозных лидеров республики.

Именно поэтому лица, пытающиеся расшатать ситуацию в Северной Осетии-Алании, а через это дискредитировать один из главных геополитических российских проектов на Кавказе "Государство Южная Осетия", будут уничтожать "людей согласия и компромисса". Бесспорно, одним из таких людей был Ибрагим (Ирбек) Дударов.

Обращает на себя внимание одна существенная деталь. Убийство заместителя муфтия Республики Северная Осетия-Алания Ирбека (Ибрагима) Дударова было совершено в день, когда Священным Синодом Русской православной церкви было принято историческое для Северной и Южной Осетий решение.

26 декабря 2012 года в Москве был заслушан рапорт Преосвященного Архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы об образовании новой епархии на Северном Кавказе, вернее о разделении существующей на Махачкалинскую и Грозненскую с одной стороны, и Владикавказскую и Аланскую. Рапорт Владыки был удовлетворен. С 26 декабря 2012 года Зосима уже является архиепископом Владикавказским и Аланским.

Официальным обоснованием для решения Синода послужила "...желательность создания с целью более активного окормления православных верующих, проживающих на Северном Кавказе, новой епархии, которая бы включала в себя приходы Республики Дагестан".

Дело в том, что, несмотря на серьезное противодействие со стороны приверженцев радикального ислама и ряда чиновников и общественных деятелей, позиции Русской православной церкви и христианства в целом в последние годы заметно укрепились на Северном Кавказе. По инициативе Русской православной церкви, в республиках Северного Кавказа проводятся крупные и общественно значимые мероприятия, возрождаются храмы и приходы. Так в октябре этого года в Грозном прошла Вторая миротворческая конференция "Православная церковь и общество на Северном Кавказе", организованная Общественной палатой Чеченской Республики. Конференция, проходившая по инициативе священника Григория Куценко - настоятеля Храма Архангела Михаила, привлекла внимание общественных и религиозных деятелей Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. На ней было обозначено несколько важных вопросов-проблем, связанных с поддержкой русского населения, возрождением православных святынь и поддержанием порядка на "русских" кладбищах города Грозный.

Хотя несколько лет назад было еще невозможно представить существование в центре Грозного православного прихода. Да, сегодня церковь охраняется вооруженными омоновцами, прикомандированными в Чечню из других регионов страны. Да, батюшке и матушке, живущим во дворе Храма, тяжело, но уже и местные-мусульмане помогают выкладывать плитку в небольшой трапезной, которая тоже находится во дворе...

Во время визита в Грозный с нами произошел забавный случай. Мы - участники миротворческой конференции, прогуливались по вечернему городу - шли в Храм Архангела Михаила. Путь пролегал через мечеть "Сердце Чечни". Все шло нормально, пока нам не преградили дорогу двое молодых людей. Оказалось, что их смутил внешний вид двух священников, которые в рясах и с наперстными крестами шли впереди нас. Только после того, как заместитель руководителя аппарата Общественной Палаты Чечни Мами Муцаев что-то сказал по-чеченски, они расступились. Грозный и в целом Чечня реально меняет не только свой политический, социальный... и религиозный облик.

Ставропольская и Владикавказская и ее преемница Владикавказская и Махачкалинская епархии стали институтом гражданского общества, оказывающим реальное влияние на политические, общественные и социальные процессы в регионе. Усилилась катехизация, а в некоторых регионах, прежде всего в Ставропольском крае и Республике Северная Осетия-Алания, даже и миссионерская работа.

Помимо этого в настоящее время идет активная подготовка, в том числе на высшем церковном уровне, к празднованию 1100-летия крещения Алании. Именно с подготовкой к празднованию этой знаменательной даты возможно и связано образование Владикавказской и Аланской епархии. Празднование пройдет в 2014 году, но уже сейчас деструктивными силами осуществляются меры по срыву этого мероприятия. Сторонники вооруженного противостояния осознают, что если в регионе будет укрепляется православие, то будут усиливаться и позиции государства в целом.

Так как именно укрепление позиций православия и Русской православной церкви на Северном Кавказе противоречит интересам не только исламистского подполья, а геополитическим региональным игрокам, способствующих ослаблению позиций Российской Федерации на Кавказе. Потому что РПЦ - это реальный механизм укрепления российской государственности, доказавший свою жизнеспособность на протяжении 1150 лет.

То, что геополитическим противникам не дает покоя статус России как самого крупного кавказского государства очевидно, поэтому вполне обоснованы со стороны противников провокации, направленные на формирование межконфессиональной и межнациональной розни. Активный деструктивный геополитический игрок - Грузия инициировала ряд проектов, направленных на ослабление российской государственности в кавказском регионе. Прежде всего, это признание черкесского и ингушского геноцидов, а также поддержка террористов в Панкисском ущелье.

В этих условиях в обозримом будущем возможно осуществление провокаций и выпадов в адрес укрепляющей свои позиции Русской православной церкви. Поэтому необходимо осуществление ряда превентивных мер, способствующих укреплению межконфессионального диалога между Русской православной церковью и институтами традиционного ислама на Северном Кавказе.

Артур Атаев - кандидат политических наук, старший научный сотрудник РИСИ. Москва.