Итак, Социал-либеральный союз (СЛС) получил на выборах в парламент 60% голосов избирателей (при явке в 41,72%), пишет Revista 22. По предварительным подсчётам Союз будет представлен 364 местами в парламенте, хотя это число может увеличиться после перераспределения, и тогда СЛС получит столь желанное большинство в две трети. Это потому, что общее число депутатов увеличится до 550 - звонкая пощечина тем, некогда бывшим в большинстве, кто проголосовал на референдуме за сокращение количества парламентариев до 300 (22 ноября 2009 года одновременно с выборами президента Румынии по инициативе Траяна Бэсеску в стране прошёл референдум о реформировании парламента. Согласно его результатам, за преобразование двухпалатного парламента в однопалатный высказались 77,78% из принявших участие в голосовании избирателей. Данное решение, однако, не получило достаточной для принятия поддержки в парламенте - прим. ИА REGNUM).

Союз с Демсоюзом венгров Румынии (ДСВР) поднял бы представительство власти до 75-80%, продолжает Revista 22. В любом случае, в этих условиях изменение Конституции больше не встретит затруднений. Управляя без оппозиции, у СЛС будут развязаны руки для осуществления всего, что было начато ещё летом. Во-первых, отмена разделения ветвей власти в государстве и роспуск структур, представляющих опасность для бизнеса и в целом для свободы членов СЛС: Национальной антикоррупционной комиссии, Национального агентства по проверке собственности, Национального совета по аудиовизуалу и Высшего совета магистратуры. Единственная проблема СЛС будет состоять лишь в том, что ему все равно придется управлять, поскольку популярность и проценты зарабатываются в Румынии только через желудок.

Победа СЛС является подавляющей особенно на фоне поражения альянса "Правая Румыния", пишет Revista 22. Апокалипсис "Правой Румынии" - это цена, заплаченная за ту политику, которая велась на протяжении четырех лет "невнятными" фигурами из Либерально-демократической партии (ЛДП), за некомпетентность в управлении, проведение вялой кампании, продвижение слабых кандидатов и подлость перебежчиков. Это, конечно, ещё и плата, как и везде в Европе, за кризис и меры жесткой экономии, введённые, однако, в чисто румынском стиле: одной рукой сокращаешь пенсии и зарплаты, другой вовсю воруешь. Также это плата за реформы, проведённые Траяном Бэсеску в области образования, здравоохранения, труда, пенсионного обеспечения, а в Румынии любые попытки изменить статус-кво жестоко наказываются, особенно, когда оппонент обстреливает из своей медиа-пушки.

Следующий урок, который эти выборы преподали нам, это то, что Партия народа Дана Дьяконеску (PP-DD), по мнению многих являвшаяся лишь глупой шуткой, получила лишь на 151.543 голосов меньше, чем "Правая Румыния" (в Сенате), продолжает Revista 22. В свою очередь, Демосюз венгров (ДСВР) тоже может извлечь определённые выводы, учитывая, что получил на этих выборах самый низкий процент за последнее десятилетие. Двуличие лидеров, политика мелких интересов, техника шантажа и политическая нечистоплотность некоторых партийцев ДСВР привела к плачевным результатам в 2012 году. Несмотря на это, по своей традиции получения власти любой ценой, прикрываясь защитой интересов венгерского сообщества, ДСВР готов побрататься с СЛС, переступая таким образом через собственные принципы и утверждения.

Однако в самой тяжёлой ситуации сегодня пребывает президент Траян Бэсеску, пишет Revista 22. Результаты, полученные "Правой Румынией", предоставили ему совсем мало пространства для маневра в том, чтобы избежать назначения Понты на должность премьер-министра (накануне выборов 9 декабря Бэсеску заявлял, что не выдвинет кандидатуру Виктора Понты в премьеры, однако 17 декабря подписал указ о его назначении на пост главы правительства - прим. ИА REGNUM). Бэсеску фактически был припёрт к стене оглушительным провалом "Правой Румынии", а создание другого парламентского большинства было практически невозможно в сложившихся условиях. Реальность поставила Траяна Бэсеску перед ситуацией выбора между тем, чтобы развернуть новый кризис, который неизбежно приведет к его отставке, либо принять неприемлемое. Ведь стратегические партнеры больше не придут ему на помощь.

Конечно, всем очевидно, что Виктор Понта, доказанно являющийся плагиатором (В июле текущего года Национальная аттестационная комиссия Румынии, исследовав на предмет плагиата докторскую диссертацию в области права премьер-министра страны Виктора Понты, установила, что, по крайней мере, 85 из 400 страниц научной работы, в том числе научные выводы, были скопированы без должных ссылок на источник. После этого министр образования Румынии, соратник Понты по Социал-демократической партии Ливиу Поп издал указ об увольнении всех 20 членов комиссии, объяснив этот шаг их неспособностью эффективно и беспристрастно исследовать научную работу главы правительства - прим. ИА REGNUM) и страдающий мифоманией, в обычное время был бы последним человеком из длинного списка кандидатов на должность премьер-министра, продолжает Revista 22. Что касается Траяна Бэсеску, то так или иначе его политическая карьера закончена. Если Понта станет премьером (новое правительство Румынии во главе с Виктором Понтой, получив вотум доверия парламента, 22 декабря приступило к исполнению своих обязанностей и провело свое первое заседание - прим. ИА REGNUM), то Бэсеску окажется декоративным президентом, получающим в свой адрес постоянные издевки и угрозы отставки, - роль, которая ему не подходит и гарантированно приведёт к унизительному уходу со сцены. Развернув же политический кризис, он был бы отправлен в отставку, в конечном счете, несправедливым и неприемлемым образом. Конечно, в запасе у него есть вариант подачи в отставку. Нетипичный вариант для Румынии, но который обеспечил бы ему страницу в истории. Это стало бы также прецедентом, над которым избирателям и политикам стоило бы поразмыслить. Это дилемма, решить которую может только Траян Бэсеску, и он разыграет свою карту в собственном стиле. Ну, а СЛС отныне вынужден подтверждать свои навыки управления, подводит итог издание.

Много выводов посыпалось сразу после воскресных выборов 9 декабря, так что мы попробуем их расположить в определенном порядке, пишет Adevarul. Во-первых, после восьми лет политического баланса во главе Румынии установилось по-настоящему опасно мажоритарное большинство. Парламентские выборы 9 декабря завершили картину в красных цветах, получившую чёткие очертания ещё с начала этого года. Всё состоялось в три этапа: 1. свержение парламентского большинства с помощью политических перебежчиков; 2. перехват власти; 3. монополизация местного самоуправления путём получения на местных выборах большинства мэрий и окружных советов. Шаг четвёртый был сделан в воскресенье 9 декабря при помощи голосов румын - правда, голосов, находящихся под влиянием Министерства пропаганды (телеканалы Antena 3 & ko, контролируемые СЛС), но тем не менее.

Для получения абсолютной власти в государстве СЛС потребуется последний шаг: выиграть президентство, продолжает Adevarul. И поскольку у Траяна Бэсеску есть ещё два года до истечения мандата, то альянс лево-правых будет подвержен соблазну повторить попытки выдворить его из Котрочень (президентский дворец в Бухаресте - прим. ИА REGNUM) досрочно. В настоящих условиях политического дисбаланса это стало бы самым плохим решением дискреционной власти. Решение с небольшим шансом на успех (если брать во внимание правовые нормы отставки), но с катастрофическими последствиями. Это была бы третья за пять лет попытка отставки президента, лишь с целью посадить в Котрочень временно исполняющего из лагеря СЛС для принятия ряда важнейших решений (назначение премьер-министра, назначение главных прокуроров и т.д.)

С другой стороны, сокрушительная победа СЛС, особенно в отношении ЛДП, значительно сокращает президенту поле для маневра, пишет Adevarul. В нормальной ситуации, он должен был бы сдержать своё обещание о том, что больше не назначит Понту премьер-министром. За семь месяцев правления лидер СДП предоставил нам достаточно доказательств своей безответственности. Но, разве теперь Траян Бэсеску может позволить себе игнорировать Понту, который восседает на мешке голосов? Конституция позволяла ему это сделать, однако президент знает, что его предыдущие отставки не имели ничего общего с Конституцией, но - лишь с простой парламентской арифметикой.

Единственным разумным выходом было убедить представителей СЛС предложить другую кандидатуру из их лагеря на должность премьер-министра, продолжает Adevarul. Траян Бэсеску, однако, может воспользоваться довольно циничным вариантом (и очень рискованным для его избирателей): назначить премьером Виктора Понту, которого уже ничего не спасёт на этом посту. Уже в январе Румыния претерпит ряд экономических и социальных потрясений. Соломку подкладывать следовало ещё с осени 2012 года, но всё было отложено до начала 2013 года, чтобы Понта не сбился в своих избирательных подсчётах. Теперь уже поздно: кто бы ни пришёл во Дворец Виктория (правительственный дворец в Бухаресте - прим. ИА REGNUM), он не сможет избежать принятия непопулярных мер. Безусловно, Понта и СЛС весьма пострадают в ходе этого процесса, а последствия вполне предсказуемы: напряженность в отношениях между СДП, НЛП и спутниковыми партиями и, соответственно, перераспределение предпочтений избирателя, подводит итог издание.

Любая власть, которая становится слишком сильной, рискует превратиться в дискреционную и самоуправную, таков первый же вывод после объявления о безоговорочной победе СЛС на парламентских выборах, пишет Gandul. Теперь СЛС может получить "супербольшинство" в парламенте (66%, чтобы изменять Конституцию как пожелает) посредством дезертирства или последующей вербовки депутатов (предательство депутатов из рядов "Правой Румынии" и PPDD неминуемо). Наконец, предложение, сделанное ДСВР относительно его участия в парламентском большинстве с целью изменить фундаментальный закон является своего рода подтверждением того, что Виктор Понта пытается получить полную власть в Румынии.

Кто сможет воспротивиться этой нарастающей громадине? - продолжает Gandul. К сожалению, на данный момент, оппозиция парализована. ЛДП осталась на обочине ввиду своей неумелой стратегии, PPDD - это лишь мрачная шутка, а Траян Бэсеску "конченый" политический персонаж, к которому иссякло всякое доверие и поддержка населения. Гражданского общества никогда не существовало в Румынии: можно пересчитать на пальцах одной руки честные ассоциации, которые действительно хотят нести публичную службу, а не просто карманить европейские или государственные деньги. Пресса переживает один из самых трудных моментов своего послереволюционного существования: ослабленная экономическим кризисом, холодная, циничная или просто преобразованная в пропагандистский отдел партий, пресса сама растеряла доверие и перестала играть свою самую важную реформистскую роль.

К сожалению, говорить о презумпции добросовестности СЛС в том, что касается распоряжения этой сверхвластью, весьма трудно, пишет Gandul. Лидеры победившего альянса будут поступать так же, как делали все политики, получавшие за последние 20 лет полную власть: играть мышцами. Попытка захватить всю власть в Румынии этим летом, когда сапогом попирали любые законы, когда пытались изменить правила во время игры, является плохим знаком на будущее. В отсутствие солидных голосов критики, могущих санкционировать за отклонения от демократических норм, единственная надежда на зарубежных партнеров Румынии, нас может особенно удивить Виктор Понта.

Виктор Понта, даже со всей своей лексикой двойных стандартов, однако, был первым из СЛС, кто попытался примириться с ЕС и США после националистического разгула этого лета (6 июля 2012 года депутаты от Социал-либерального союза объявили импичмент президенту Траяну Бэсеску. После этого озабоченность возможностью "отклонения" Румынии от пути демократии и построения правового государства выразили официальные представители Вашингтона и Брюсселя, а также канцлер Германии Ангела Меркель. По итогам состоявшегося 29 июля всенародного референдума об импичменте президенту Траяну Бэсеску, явка избирателей на плебисцит составила 8.459.053 человек или 46,24% от действующей избирательной базы при необходимом пороге в 50% + 1 голос. При этом за отставку Бэсеску проголосовали 87,52% избирателей, пришедших 29 июля на участки, против - 11,15%. Конституционный суд признал референдум несостоявшимся. 28 августа Бэсеску вернулся к исполнению своего второго президентского мандата, который истекает в 2014 году - прим. ИА REGNUM), продолжает Gandul. У премьера же есть выбор: стать похожим на Виктора Орбана, от которого вся Европа будет бежать, как чёрт от ладана, или выполнять обязательства, правила и европейские практики, даже рискуя быть непопулярным перед лицом собственного народа. Только Виктор Понта может ограничить доступ баронов СЛС к ресурсам, так, чтобы это не бросалось в глаза и государственные отчеты выглядели достойно. От Понты зависит прекращение войны с президентом, что позволит ему избежать насмешек целого мира в свой адрес. Хотя напор Крина Антонеску и его политического спонсора Дана Войкулеску в пользу осуществления третьей попытки отставки Траяна Бэсеску будет весьма сильным. От Бэсеску зависит лишь то, чтобы этот переход сверхвласти от его режима к режиму СЛС был произведён быстро и без конвульсий, подводит итог издание.

Причина настаивания СДП на том, чтобы ДСВР стал частью будущего правительства, не имеет никакого отношения к заботе об имидже Румынии за рубежом, пишет Hyde Park. По прошествии этого года можно с уверенность сказать, что СЛС даже в малой степени не волнует критика со стороны Запада. Имеются также большие сомнения, что СДП больно нуждается в ДСВР для получения большинства, чтобы пересмотреть Конституцию. Имея 60%, СЛС получит еще больше мандатов при перераспределении, поскольку депутаты из других партий мигрируют в состав СДП или НЛП из той же PP-DD. Кроме того, ДСВР - вовсе не тот, с кем можно пересматривать Конституцию. Учитывая, что ДСВР чуть было не упустил свой шанс войти в парламент, вероятно, теперь союз радикализируется. Что же касается запросов ДСВР о новой Конституции, то будет неудивительно, если он затребует изъятия из Основного закона термина "унитарное национальное государство". Но нет такой партии, которая пошла бы на такие изменения.

Смысл желания СДП кооптировать ДСВР в правительство совершенно иной, продолжает Hyde Park. В случае, если отношения с либералами начнут трещать по швам, а их разрыв - это лишь вопрос времени, социал-демократам нужны союзники. ДСВР может стать серьезным партнером по коалиции. По результатам финальных подсчётов СЛС имеет 346 мандатов. СДП принадлежит 192 мандата, НЛП - 141, Партии Консерваторов - 19, а Национальному Союзу за Прогресс Румынии - 12 мандатов. Если СДП вскоре сольётся с НСПР, о чём Виктор Понта заявил ещё до выборов, то СДП получит 204 мандата. В парламенте из около 550 депутатов это будет означать наличие у СДП 35-36%. В качестве отступления следует заметить, что примерно столько же СДП получила на выборах в 2008 году, не находясь ни с кем в альянсе, так что, по крайней мере, с этой точки зрения, создание СЛС не принесло много пользы социал-демократам. Вместо этого, ДСВР в парламенте 2012 - 2016 принадлежит всего 27 мандатов. Конечно, этого недостаточно чтобы сформировать правительство вместе с СДП, но это хорошее начало для чего-то нового, подводит итог издание.

И все же нам повезло! - пишет Evenimentul Zilei. Их (депутатов обеих палат парламента - прим. ИА REGNUM) могло быть 950, и это не шутка. Согласно закону о выборах, благодаря которому мы обогатились дополнительно 117 депутатами, их могло быть и в два раза больше. Порядка тысячи народных избранников.

По прошествии 9 декабря, очевидным стал тот факт, что эти выборы стали лотереей как для избирателей, так и для избранников, продолжает Evenimentul Zilei. Лабиринты избирательного законодательства и то, на что сегодня похож новый парламент Румынии, который является, безусловно, самым нелепым парламентом за последние два десятилетия, даёт достаточные основания для дискуссии об изменении в кратчайшие сроки системы голосования, и даже проведении досрочных выборов. Это кажется преждевременной дискуссией, однако, возврат к голосованию по спискам и одновременному проведению президентских и парламентских выборов, по крайней мере, к концу 2014 года должны стать приоритетом в политических дебатах ближайшего периода. В противном случае, принципы демократии и правового государства будут лишь пустым звуком. Сегодня уже можно говорить о преждевременной смерти определённых иллюзий и появлении 588 призраков, которые пустятся свирепствовать на протяжении четырех лет в здании парламента, подводит итог издание.

Наконец, это произошло: все иллюзии сторонников Бэсеску в отношении президента-реформатора, их страстные надежды на справедливость и честь в политике, в одночасье рассыпались, пишет Ziare.com. Теперь, конечно, все говорят о естественности того факта, что Траян Бэсеску назначил Понту на должность премьер-министра Румынии, забыв, однако, задаться малейшим разумным вопросом - как можно назначить в качестве премьер-министра в государстве-члене ЕС политика, который является плагиатором? На самом же деле, всё гораздо хуже, чем при первом назначении Понты (в мае 2012 года, когда Понта занял пост премьера после развала правящей пропрезидентской коалиции - прим. ИА REGNUM), когда Бэсеску отдал страну в руки "незрелому второму пилоту с замашками мартышки"- на этот раз президент отдал правительство Румынии в руки вора.

Многих порадовало это назначение, но возникает другой вопрос, абсолютно неизбежный: не должен ли кто-нибудь в сложившихся обстоятельствах потребовать отставки президента, который из рук вон плохо исполняет свою роль и сознательно рушит всё вокруг? - продолжает Ziare.com. Потому что эта простая истина должна быть сказана во всеуслышание: если бы Траян Бэсеску искренне любил Конституцию, законы, европейские принципы и ценности и действовал, прежде всего, в духе справедливости и беспристрастности, то ни за что бы не назначил "доктора" Понту, даже если бы это привело к новому политическому кризису и, возможно, несоблюдению результатов выборов. Потому что никто не может заявить, что Понта был избран на должность премьер-министра. Что же касается отставки президента, то у СЛС вряд ли хватило бы дурной храбрости, после летнего эксперимента, чтобы снова проходить эту историю с "государственным переворотом", подводит итог издание.

Что бы там ни говорили, но парламентское большинство во времена кризиса должно стать благословением, а не проклятием, пишет Romania Libera. СЛС является лево-правой коалицией, так что абсолютно нормальным является тот факт, что он получил поддержку большого количества избирателей и правого, и левого толка. Новизна состоит лишь в том, что выдвигались они вместе, а не порознь пришли к власти, как в 2009 году, когда партнеры по власти ЛДП и СДП тоже имели на двоих две трети парламента. Будем надеяться, что это возымеет лишь стабилизирующее влияние на правящую коалицию, потому как всем известно как долго у нас могут продержаться коалиции.

Самое главное сейчас - это начать думать рационально, откинуть в сторону пропаганду относительно России, желание уничтожить врага, а не просто добиться его поражения, а также информацию об академическом плагиате политиков из СДП, продолжает Romania Libera. Сейчас следует заняться серьезными вещами. Румыния нуждалась в твердом большинстве все эти кризисные годы. Большинстве, которое находилось бы у власти и управляло не посредством персонализированных бюджетных ассигнований, но программно. Большинство может принимать сложные решения, может отложить невыполнимые обещания, может сконцентрироваться на том, что следует делать во время кризиса. Парламентское большинство это большой плюс.

Вернее сказать, оно может быть большим плюсом, если главной политической деятельностью перестанет быть борьба между президентом Бэсеску и парламентским большинством, которая вовлекает в игру и дестабилизирует все государственные институты, пишет Romania Libera. Этим и рискованна конституционная реформа, о которой уже давно ведутся беседы. Нам не нужна конституционная реформа, единственной целью которой будет являться ослабление институтов, находящихся, по мнению некоторых, под контролем Бэсеску: подобные ошибки уже делались в прошлом и потребовались годы, чтобы их исправить. А те, кто досадует на народ за полученные результаты выборов, просто глупец. Когда ситуация доходит до того, что за тебя голосуют только люди, которые не проживают в стране ("Правая Румыния" получила большинство голосов только в Республике Молдова) значит имеются и иные причины этого, нежели народная слепота, подводит итог издание.