Через инновации к демократии или наоборот, от демократии к инновациям. Такой историко-политологический ребус разбирается в статье "Коммерсанта" "Владислав Сурков признал демократию роскошью" 29 ноября.

Напомним, вице-премьер Сурков, выступая в Сколково, назвал инновационную работу - "первичной политической задачей", которая "предшествует партстроительству и выборам". По его словам, "демократия появилась ровно тогда, когда возникли технологии, потому что демократия - это роскошь". С такой постановкой не согласен сопредседатель РПР-ПАРНАС Борис Немцов, который, называя Суркова "великим мыслителем", напоминает последнему, что "в Великобритании и Голландии демократия установилась в средние века не из-за инноваций, а из-за того, что народ не хотел жить под гнетом королей". Немцов уверен, что в "архаичной, затхлой политической системе, где душатся независимость, конкуренция, свобода мысли, инновации невозможны, поэтому у путинской России никаких шансов на прорыв нет".

Стоит отметить, что многие исследователи усматривают истоки демократии в экономическом росте, уровне ВНП на душу населения, в среднем классе, уровне неравенства и дифференциации доходов. К их числу относится известный американский политолог, социолог Сеймур Липсет, посвятивший много времени изучению проблемы социальных условий, необходимых для возникновения и устойчивого развития демократии. Липсет еще в конце 1950-х гг. выдвинул гипотезу, согласно которой успешный экономический рост приводит к плюрализму и обусловливает возникновение демократического режима.

Тем не менее, какой политический строй царил в Великобритании и Голландии в средние века и каким именно образом "архаичная, затхлая политическая система" приобретает демократические очертания?

Кандидат исторических наук Андрей Татьянчиков уверен, в средние века (7-16 вв.) никакой демократии в Европе не было, и уж конечно, позднее она возникла там не от "желания народа сбросить гнет королей". "Конечно, можно говорить о своеобразных зачатках в виде Великой хартии вольностей в Англии (1215 год) или Ганзейских союзах (14-16 век), но более показательные примеры демократии - "народной власти" - возникли еще раньше на Руси - Новгородское, Псковское вече, где никаких королей или князей никогда особо не жаловали. Если говорить о буржуазных революциях, в том числе, первой успешной Нидерландской революции (1566-1609) в результате которых в европейских странах были свергнуты монархии и, в конечном счете, возникли республики, то совершались они не всем народом, а только, уж извините, возникшей и почувствовавшей силу буржуазией - ремесленниками, купцами. Большую роль сыграла в этом Реформация, которая, по сути, привела к развитию новых общественных формаций и в значительной степени определила развитие капитализма в Европе".

В свою очередь историк и издатель Модест Колеров в беседе с корреспондентом ИА REGNUM назвал "демократию" Немцова - "варварской пещерой".

"Банальному позеру Борису Немцову считаю бессмысленным даже напоминать, что демократия, то есть "всеобщее, прямое равное, тайное.... " - не установилась ни в Великобритании, ни в Голландии - ни в средние века, ни даже в новое время. Но, повторяю, это бессмысленно напоминать Немцову, чей уровень знаний исторической азбуки меньше знаний хорошего школьника. Та очевидная вещь, что демократия - есть результат только очень высокого технологического развития является общим местом, консенсусом для либеральной социалистической и консервативной политической мысли в последние 150 лет. Но, видимо, для Немцова образцом демократии является соревнование диких и волосатых мужчин в варварской пещере. Немцовская демократия - это варварская пещера", - подчеркнул Колеров.

Политолог Алексей Макаркин в свою очередь считает, что "инновации идут рука об руку с политическими свободами, а политические свободы с инновациями". Такая закономерность, по его словам, существует. "Но в какой форме это происходит - степень активности аристократии, активности горожан, активности крестьян, политики власти - все зависит от конкретной ситуации в стране", - отметил Макаркин.

Вместе с тем, эксперты обращают внимание на еще одну фактологическую ошибку в рассуждениях Бориса Немцова. Он утверждает, что Сурков в Кремле занимался "уничтожением демократии", а теперь является "главным по инновациям", и потому считает данную сферу "главной в стране". Между тем, Владислав Сурков являлся зампредседателя комиссии по модернизации, будучи первым замруководителя администрации президента России. В частности, в интервью газете "Ведомости" в феврале 2010 года ("Чудо возможно"), Сурков заявлял: "Модернизацию можно осуществить довольно быстро. Но это дело дорогостоящее, как и демократия, которая по карману только богатому обществу".