Виген Акопян: "Случайная" и "неслучайная" демократии: грузинский опыт
"Случайная демократия" - таким оригинальным термином известный британский эксперт
Старший научный сотрудник
Последнее утверждение де Ваала крайне спорно, поскольку новая грузинская власть в лице
Саакашвили и его ближайшие сподвижники ходят по лезвию бритвы. Экс-премьер
Что важнее, плоды "случайной демократии", которую после 10 лет правления неожиданно для себя обнаружил Саакашвили, оказались слишком горькими и для его сограждан.
Крушение системы власти спровоцировало массовые забастовки в ключевых сферах экономики и резкий всплеск преступности. В Грузии бастуют шахтеры, энергетики, докеры, водители муниципального транспорта и прочий люд. Скрываемые годами за красочным фасадом "демократических реформ" острые социально-экономические проблемы лезут со всех щелей. Демагогией об отсталой и вражеской России их уже не скрыть...
Экономические последствия "случайной демократии", судя по всему, будут для Грузии весьма и весьма плачевными. Печальными они могут стать и для соседних стран региона - Армении и Азербайджана, связанных с Грузией тысячей нитей. Первая сегодня столкнулась со значительными транспортными проблемами в связи с простоем порта Поти - ключевого перевалочного пункта для армянского товарооборота. Вторая - лишена каких-либо гарантий функционирования в нормальном режиме своих нефтегазовых коммуникаций, проходящих по грузинской территории. По некоторым данным, Азербайджан представил в НАТО предложения в связи с охраной основных экспортных трубопроводов и энергетической инфраструктуры на грузинской территории.
"Маяк демократии" на глазах превращается в очаг дестабилизации. Если правительству
Стоит ли доказывать, что итогом широкого американского присутствия в политической системе любой страны становится "случайная демократия" - дестабилизация, затем подчинение и развал суверенной политической и экономической систем. Плоды такой "демократии" успели вкусить и сами "случайные демократизаторы" - заключенная в тюрьму за подписание межгосударственных соглашений
В свою очередь Россия для большинства государств постсоветского пространства остается единственным берегом, к которому их неминуемо прибьет в результате политического и экономического банкротства. Именно это происходит сегодня с Грузией.
Если мы попробуем наложить грузинский опыт "случайной демократии" на более сложную систему - например американскую или российскую, то последствия дестабилизации могут быть разрушительными, но уже не в региональном, а в глобальном масштабе. Вероятно, именно поэтому в США всякие "демократические случайности" практически исключены - избиратель голосует за одного кандидата, а пост президента может занять другой.
Нужна ли России "случайная демократия", в условиях которой государственная система может оказаться в руках откровенных реваншистов? Или предпочтительнее "демократия неслучайная", когда политическая конкуренция разворачивается между ответственными игроками внутри системы, передаваемой из рук в руки в целости и сохранности? Как в США.