Измненения в пенсонном законодательстве, предложенные правительством России, не вполне оправданы с экономической точки зрения и на сегодняшний день непредсказуемы в социальном плане. Такую точку зрения в интервью корреспонденту ИА REGNUM высказал эксперт аналитического бюро "Инвесткафе" Андрей Сахаров.

ИА REGNUM: Поясните пожалуйста, какие цели преследует предложенная реформа. Чем она должна обернуться для экономики?

- Напомню, что в настоящее время пенсионная ставка составляет 22% от уровня фонда оплаты труда. 16% идет в страховую часть, 6% - в накопительню. И теперь предлагается эти 6% разбить: 4% присоединить к страховй части, а накопительную оставить на уровне 2%. Основной месседж: накопительная часть в размере 6% экономически неэффективна. С этим я не могу согласиться. Доходность "Внешэкономбанка" составляет около 7-8% - это великолепный результат. А доходность управляющих компаний еще значительно выше, на уровне 16-18%. Не у всех частных компаний высокая доходность, но у многих, и человек мог поменять УК по своему выбору. Теперь, если закон будет принят в таком виде, это будет распространяться только на 2%, а не на 6%, как раньше. Основной аргумент инициаторов реформы - нужно покрывать дефицит пенсионного бюджета. Дефицит бюджета ПФР в 2013 г. должен составить около 300 млрд. рублей, точнее 289 млрд. рублей. Это немного, с учетом того, что доходная часть, которая составляет около 5 трлн. - это трансферты из бюджета. Если разобраться, то реальный дефицит пенсионного фонда - около 2,5 трлн. Это уже более существенная сумма, конечно. Нововведения в пенсионном законодательстве направлены на то, чтобы этот дефицит если не побороть, что хотя бы снизить темпы его роста.

ИА REGNUM: Соцопросы уже показывают, что граждане обеспокоены сокращением накопительной части пенсии, и, скорее, не одобряют его. Насколько оправданы эти негативные ожидания?

- Невозможно сказать. Не накоплен еще подобный опыт. Пенсионная система в ее нынешне конфигурации появилась в результате реформы 2002 года. Прошло всего 10 лет, это мало для того, чтобы проследить все закономерности. В принципе, для пенсионной истемы есть два основных зла - повышение ставки и повышение пенсионного возраста. Последнего пока удалось избежать, а вот повышение ставки, страхового тарифа, уже фактически произошло. Оно завуалировано под распределение, но фактически произошел рост с 16 до 20%.

ИА REGNUM: Президент России Владимир Путин накануне, 14 ноября, заявил, что целесообразно предложенный закон принять, но срок его действия отложить на 1 января 2014 года. Как бы вы прокомментировали эту инициативу?

- Я считаю, что Путин прав. Нужно все взвесить и просчитать, провести широкую общественную дискуссию. Реформа была проведены в 2002 году, а дефицит начал отмечаться уже в 2004-2005 годах, то есть не сразу. Сейчас 2012 год, и дефицит вырос до 2,5 трлн. рублей. При том. что ВВП Росии составляет около 50 трлн. Таким образом, дефицит вырос до 5% фактически. Возникает вопрос - как считали в 2002 году? Это ведь чудовищные цифры. Заложили ли их изначально или это стихийный рост, сказать невозможно. Так что спешка в таких вопросах совершенно неуместна, и хорошо, что это решение на некоторое время откладывается.

Напомним, инциатором изменений пенсионного законодательства выступило правительство РФ, предложившее сократить отчисления на накопительную часть пенсии с 6 до 2% от фонда оплаты труда, перераспределив оставшиеся 4% на страховую часть трудовой пенсии. Законодательная инициатива была оформлена в виде поправок к законопроекту "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам обязательного пенсионного страхования" и проекту бюджета Пенсионного фонда РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Предполагалось, что основные мероприятия пенсионной реформы будут проводиться уже в 2013 году, но 14 ноября, выступая на совещании по по вопросам пенсионной реформы президент России Владимир Путин рекомендовал отложить нововведения до 2014 года. Сам закон может быть принят в марте 2013 года.