Виктор Якубян: Операция "Рамиль Сафаров": США устанавливают новый статус-кво в Закавказье
Добившись экстрадиции и демонстративно помиловав убийцу
Тем самым, прекращение переговоров и разрушение формата МГ ОБСЕ стало минимальным необходимым условием для достижения еще более важной и также неоднократно заявленной цели Азербайджана - положить конец статус-кво в самой зоне карабахского конфликта.
С этой точки зрения, заявление высокопоставленного представителя Государственного департамента США о том, что Вашингтон отныне "не уверен в том, имеет ли смысл организовывать мероприятия в рамках процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта" - целиком и полностью соответствует текущим целям и задачам Азербайджана. Многоходовая провокация с Сафаровым состоялась. Страна НАТО Венгрия - его депортировала, Азербайджан - освободил, США - поставили под сомнение целесообразность дальнейших переговоров. Но американцы не были бы самими собой, если бы не отработали сценарий не на 100%, а на 110% - после освобождения Сафарова многочисленные армянские информационные сайты, поддерживаемые посольством США, "повесили" ответственность за все это на Россию.
Между тем, выражая сомнения в целесообразности продолжения мирных переговоров, американцы фактически оставляют единственный альтернативный сценарий - войну. Другой возможный вариант действий - принуждение Азербайджана к мирным переговорам, но он американцами естественно не рассматривался.
Примечательно, что заявление Госдепа США о том, что продолжать переговоры между Ереваном и Баку бессмысленно последовало сразу после встречи глав внешнеполитических ведомств России и США во Владивостоке. При этом МИД России в своем итоговом сообщении дал совершенно иную оценку перспективам работы МГ ОБСЕ, а именно, что Лавров и Клинтон "выразили намерение не оставлять усилий в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ для возобновления переговоров по решению нагорно-карабахского конфликта". Получается, что Госдеп США опроверг МИД России - никаких "усилий" в условиях сомнения в их эффективности США прилагать не будут. А остановка переговорного процесса - это прямой путь к дестабилизации ситуации в зоне конфликта.
Согласованным параллельным курсом идет Турция. Ее часть работы - демонстрация однозначной военно-политической поддержки Азербайджану. "Наша поддержка Азербайджану безгранична", - заявляет турецкий премьер-министр
Другим адресатом провокации с освобождением Сафарова, как представляется, является Иран. Азербайджан пребывает в достаточно щепетильной ситуации, когда интенсивность и острота противоречий с Тегераном достигла беспрецедентно высокой отметки. Это было еще раз подтверждено практически неучастием азербайджанской стороны в требуемом формате на саммите стран Движения неприсоединения (ДН) в Тегеране, хотя и Баку является полноправным членом этой организации. Напротив, Армения, не являющаяся членом ДН, приняла в форуме весьма активное участие.
С точки зрения Тегерана, Армения была и есть важным участником закавказской политической арены, а территория страны - естественным барьером между Турцией и Азербайджаном. Именно в таком своем состоянии Армения не дает Турции "слиться" с Азербайджаном и стать доминирующей силой в кавказском регионе. С этой точки зрения, Азербайджан, торпедировав армяно-турецкий процесс по разблокированию границ, в некотором роде действовал в интересах Ирана и, как это ни парадоксально, против интересов Турции. Объяснить это можно только тем, что главным мотивирующим планом Баку является полное и безоговорочное удушение экономики Армении, о чем официальные лица Азербайджана говорят часто и прямо. Однако это не отменяет приоритет Тегерана - не дать Турции и Азербайджану "снять армянский барьер". Не случайно, турецкие СМИ приписали Тегерану заявление о намерении блокировать Нахичевань, если Азербайджан снимет визовый режим для граждан Турции.
Суммируя обстоятельства и тенденции текущего момента, можно сделать следующие выводы:
1. Азербайджан добивается прекращения переговоров в рамках МГ ОБСЕ. Это было ясно, когда Баку фактически в одностороннем порядке провалил посреднические усилия
2. Остановка миссии МГ ОБСЕ будет означать выход США, России и ЕС в самостоятельную конкуренцию вокруг карабахского процесса, и позиции Москвы в настоящее время здесь наиболее уязвимые.
3. Армения на этом фоне пытается плавно интенсифицировать западный вектор своей политики, не спешит безоговорочно вливаться в российские интеграционные проекты, получая вдобавок к внешним угрозам еще и риск дестабилизации внутриполитической ситуации.
4. На фоне ослабления влияния России, свои позиции начинает терять и Иран. Наблюдается беспрецедентное наращивание военного сотрудничества Азербайджана с Израилем. США активно поднимают тему "Южного Азербайджана", которая находит поддержку среди политических кругов в Баку. Акции в поддержку экологии озера Урмия и озвучивание в парламенте Азербайджана идеи о переименовании страны в "Северный Азербайджан" - прямые и жесткие выпады против Ирана.
5. Грузинский плацдарм позволяет США и далее укреплять свои региональные позиции, "выпихивая" Россию на север, а Иран - на юг. Разыграв "карту Сафарова" и усомнившись в необходимости продолжения переговоров вокруг карабахской проблемы, США устанавливают в регионе новый - американский статус-кво: очень неуютный и опасный для Армении, которой предложено определиться со своей внешней политикой и оборонной стратегией, одинаково невыгодный для России и Ирана.
6. Ослабление Армении будет вести к усилению азербайджано-турецкого тандема и грузинского коридора между ними. Вход и укрепление Турции в Закавказье открывает шлюз для проникновения дестабилизации с Ближнего Востока через Закавказье в Северный Кавказ и Среднюю Азию.
7. Война в самом Карабахе маловероятна до тех пор, пока США достигают своих политических целей без нее. Она во многом будет зависеть от будущей политической линии президента Армении
Виктор Якубян - эксперт по проблемам Закавказья