Застой финно-угорского движения: итоги рутинного саммита в Шиофоке (Венгрия)
7 сентября 2012 года в городе Шиофок (Венгрия) закончил работу VI Конгресс финно-угорских и самодийских народов. В работе Конгресса приняли участие более 300 делегатов от 23 (в СМИ ошибочно указывают 25) народов из Венгрии, Финляндии, Эстонии, Норвегии и России.
Россия на Конгрессе была представлена делегациями от вепсов, води, ижоры, карел, коми, коми-пермяков, манси, мари, мордвы, ненцев, нганасан, саамов, тверских карел, удмуртов, финнов-ингерманландцев, хантов. Крупнейшими российскими финно-угорскими этносами являются по переписи 2010 года: мордва - 744237, удмурты - 552299, мари - 547605, коми - 228235. Среди финно-угорских этносов России есть чрезвычайно малые этнические сообщества. Например, по переписи 2010 года численность ижоры - 266 человек, води - 80. Численность большинства финно-угорских этносов России после переписи 2002 года сократилась на 10-15%.
Конгресс в последний день его работы посетили венгерский парламентский госсекретарь по иностранным делам Жолт Немет и ответственный за культуру госсекретарь Венгрии Ласло Л. Шимон. Они выступили перед участниками Конгресса.
Вечером 7 сентября на последнем пленарном заседании VI Всемирный конгресс финно-угорских и самодийских народов принял специальную резолюцию по итогам своей работы. В ней подтверждается приверженность Декларации об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира, принятой на I конгрессе в 1992 году.
Конгресс исходит из того, что "финно-угорский мир сложился как реальность, со своей идентичностью и самостоятельностью, институтами и разнообразными организациями, последовательно внедряющий и реализующий в своей деятельности международные нормы в области прав человека, национальных меньшинств и коренных народов, включая права народов на самоопределение". Таким образом, Конгресс исходит из определения "коренных народов" в непризнаваемой Россией "международной категории права". Конгресс рассматривает финно-угорские народы России в качестве народов, проживающих на завоеванных и колонизуемых территориях. Понятие "коренные народы" четыре раза повторено в рассматриваемой декларации. Тем не менее, присутствовавший на Конгрессе министр культуры РФ
Как бы там ни было, но резолюция VI Конгресса исходит из признания коллективных прав финно-угорских народов.
Конгресс признал факт продолжающегося сокращения численности большинства финно-угорских народов, идущую их аккультурацию и ассимиляцию, снижение уровня владения родными языками. В связи с этим многим финно-угорским народам необходимо активизировать усилия по включению в общемировые процессы мобильности, модернизации и информатизации для сохранения своей идентичности и для дальнейшего развития.
Конгресс призвал представителей финно-угорских и самодийских народов всех стран пользоваться родными языками в повседневной и общественной жизни, обучать финно-угорским языкам детей, в том числе привлекая представителей среднего и старшего поколений, расширять использование этих языков в СМИ и в социальных сетях.
Конгресс призвал представителей финно-угорских народов (подразумеваются, конечно, российские) активнее выступать инициаторами и катализаторами в становлении и развитии гражданского общества как базы для успешной деятельности во имя реализации целей и задач финно-угорского движения. В декларации содержится пункт, призывающий активизировать приграничное сотрудничество в регионах проживания финно-угорских народов.
Что касается неправительственных организаций финно-угорских народов, то Конгресс призывает их активней участвовать во всех значимых национальных и международных механизмах защиты прав коренных народов и национальных меньшинств, в том числе, системы ООН. НПО предлагают участвовать в развитии и демократизации "организационных структур финно-угорских народов", активнее включать молодежь в свою работу.
В резолюции Конгресс поручил Международному консультативному комитету финно-угорских народов (МККФУН) совершенствовать регламентную документацию, в том числе, документы, регулирующие избрание делегатов на Всемирные конгрессы.
Таким образом, резолюция Конгресса, в первую очередь, в ключевых пунктах адресована российским финно-уграм. Показательно, что проблемы венгров, как разделенного народа, несмотря на активную национальную политику в Карпатском бассейне нынешнего режима в Будапеште, не нашли отражения в этом документе.
Во время работы Конгресса первый заместитель председателя Госсовета Коми
Интригой сейчас остается, войдет ли в новый МККФУН в качестве представителя от Венгрии профессор
Следующий VII Всемирный конгресс финно-угорских народов состоится в 2016 году в Финляндии в городе Лахти. Определено уже и помещение для заседаний - Сиббелиус холл. Финские негосударственные организации уже приняли на себя обязательства по подготовке и проведению VII Конгресса финно-угорских народов.
Промежуточная конференция финно-угров состоится в Петрозаводске (Карелия) в 2014 году. Предложение провести здесь конференцию уже одобрил глава Карелии ингерманландский финн Александр Худилайнен. Промежуточные конференции по мониторингу исполнения решений Конгрессов финно-угорских народов традиционно проводятся в середине 4-летнего цикла проведения самих Конгрессов.
Из происшествий на Конгрессе наиболее ярким стал протест активистов эрзи Бориса Ерушева и Александра Болькина, из-за того, что делегацию эрзи не допустили на Конгресс. Их в специальном заявлении поддержала Валентина Совкина со своим "саамским парламентом", "прославившимся" в Мурманской области неправовыми действиями, получившими поддержку со стороны норвежцев с их органами трансграничного Баренцева-региона. МККФУН устранился от решения возникшего спора по поводу, какая делегация должна представлять мордовские этносы. В Мордовии появились этнические антрепренеры от мокши и эрзи. Перепись 2010 года выявила существование, наряду с мордовской, идентичностей эрзи и мокши. В итоге, делегацию на Конгресс сформировали власти Мордовии, которые стоят на позиции существования единого мордовского народа. Сейчас в финно-угорском движении выдвинут лозунг - развивать движение на базе создаваемого "гражданского общества". В реальной практике это будет означать рост претензий всякого рода возникающих новых этнических общественных организаций. Подобная мордовской к следующему Конгрессу может повториться ситуация с мари (уже появились этнические антрепренеры от луговой и горной черемисы), с удмуртами и коми, от которых хотят отделиться ижемцы. На VI конгрессе член правления Людиковского общества Мийкул Пахомов выступил за признание отдельным финно-угорским этносом живущих в Карелии карел-людиков.
С точки зрения происшествий, VI Шиофокский конгресс войдет в историю как проблемное мероприятие для эстонской делегации. Накануне открытия конгресса выяснилось, что среди флагов официальных делегаций перед гостиницей "Азур", где проводился Конгресс, отсутствовал флаг Эстонии. Организаторам пришлось снимать все 20 с лишним флагов финно-угорских народов. Во время выступления президента Эстонии Ильвеса не пошел синхронный перевод. После первого дня работы Конгресса президент Эстонии сравнил его с официальным мероприятием в стиле коммунистической эпохи. Второй день работы Конгресса добавил уверенности в этом. Временные рамки проведения Конгресса для его содержательной части - работы в секциях, оказались явно малы. В частности, выступления делегатов на секции "Культура" были ограничены 7-ми минутными сообщениями, которые в подаче россиян, в большинстве случаев, к досаде венгров, финнов и эстонцев, сводились только к презентации личности докладчика и организации, которую он представляет, а также перечню проведенных этой организацией мероприятий, сопровождаемых саморекламой. На изложение этнокультурных проблем в российских регионах времени уже не оставалось.
Сами организаторы конгресса - венгры, использовали финно-угорский конгресс, главным образом, для укрепления своих политических, экономических и культурных связей со странами-коллегами по
Конгресс исходил из положения, что "финно-угорский мир" и даже "финно-угорская идентичность" уже стали реальностью. Но в данном пункте участники Конгресса по-прежнему явно выдают желаемое за действительность. У представленных на конгрессе финно-угорских народов России и Европы, помимо действительных фундаментальных различий в культуре, напрочь отсутствует ментальное представление об этой общности. Во время проведения Конгресса глава республики Коми
Международное финно-угорское движение было создано с целью политизации этничности в России и разрушения представления о культурной общности россиян. На прошедшем VI Конгрессе финно-угорских и самодийских народов президент Эстонии Ильвес многозначительно заметил: "Применительно к культурам это означает, что одной лишь культурной автономии может оказаться недостаточно. Предусмотренного законом права придерживаться своей культуры может оказаться недостаточно, если питающую эту культуру среду уничтожают или быстро изменяют до неузнаваемости". Международное финно-угорское движение способствовало вовлечению в этнополитические процессы РФ внешних акторов, пытающихся политизировать ситуацию, складывающуюся в культурной и политической жизни финно-угорских народов России. С этой точки зрения и надо расценивать прошедший VI Конгресс финно-угорских народов, который оказался очередным рутинным мероприятием в этом многолетнем деле. Событие, однако, не принесло никаких сенсаций. Значимый этнический фактор в условиях идущего внутриполитического кризиса в России явно стоит на втором плане перед проблемой отношений Центра и регионов, в том числе, финно-угорских регионов РФ.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM