Как и ожидалось, заявление Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) от 3 сентября "с требованием созыва внеочередного заседания парламента на 13 сентября с одним единственным вопросом: об организации и дате проведения референдума о вступлении Республики Молдова в ЕврАзЭс и Таможенный союз" всколыхнуло родное политическое болото. Многочисленные оппоненты коммунистов - и из лагеря либерально-демократической власти, и из числа недругов ПКРМ, скопившихся на левом фланге и уже не один год наивно претендующих откусить у неё часть "электорального пирога", - бросились наперебой критиковать эту инициативу. Правда, по разным основаниям.

Первые, главным образом, из-за её несовместимости с "европейским вектором" Молдовы (где они его усматривают, фантазёры?). Причём в этой своей критике некоторые окончательно потеряли голову. Договорились до того, что, если вектор поменяется, Европа перестанет содержать Республику Молдова, о чём на полном серьёзе заявил с телеэкрана один очень национал-либеральный политический аналитик. Действительно, в чём еще может быть смысл "европейской интеграции", кроме как в жизни на халяву? Хотя чему удивляться, паразитическая сущность отечественных либералов - не создавать ничего своего, эксплуатировать советское наследие (которое при этом оплевывать) и клянчить подачки у Запада - скоро станет притчей во языцех.

Недовольство вторых сфокусировалось не на содержании заявления ПКРМ (всё-таки принято считать, что среди левых у нас все сплошь за интеграцию в восточном направлении), а на форме. Мол, в своём заявлении ПКРМ говорит, что "на VII съезде твердо определила свою позицию о необходимости скорейшего вступления Республики Молдова в Таможенный союз", а сама сделала это не твёрдо. Да в программе у неё всё еще говорится о европейской интеграции. И внеочередную сессию парламента сейчас если и надо созывать, то из-за засухи в сельском хозяйстве, это сейчас важно, интеграция на Восток может подождать. И, вообще, раз коммунисты тоже за ТС, почему не поддержали социал-демократов Шелина, когда они начали компанию по сбору подписей за референдум?

Странные они люди, эти левые. Они что, ничего про конкуренцию не слыхали (политическую, в бизнесе, любую), про царящий в ней закон джунглей? Про то, что слабый обречен быть съеденным сильным? Иногда, когда получается, съедаешь сам, а иногда спокойно смотришь, как за тебя это делают другие. Главное, чтобы тебя самого при этом не сожрали. Вот и вся конкуренция. Сказки про то, что она может быть "лояльной", что "истинная демократия" предполагает некую "солидарность" во имя неведомо каких "ценностей", которыми успели задурить мозги изрядному количеству наших сограждан самых разных возрастных групп, так сказками и остаются.

Ведь с самого начала, как только Виктор Шелин объявил о своем проекте, было очевидно, что никакого референдума по инициативе граждан не будет. Независимо от количества и качества собранных подписей, независимо от того, что по этому поводу думал или продолжает думать Шелин. ПКРМ просто-напросто заняла выжидательную позицию (разговоры, что её мэры фактически блокировали сбор подписей, мне тоже приходилось слышать, так ведь на то он и закон джунглей), прекрасно понимая, что АЕИ не допустит референдума. Даже если инициатива и дошла бы до парламента, нынешнее большинство её зарубило бы по-любому. А она и не дошла, ЦИК своё дело знает туго.

Что же до всего остального - якобы "несвоевременности" заявления ПКРМ, его "пропагандистском характере" и пр. - всё это праздные рассуждения. Раз болото всколыхнулось, значит, своевременно оно. На этот раз Воронин с Ткачуком правильно всё рассчитали. ПКРМ и не ожидает никакого созыва "внеочередного заседания", коммунисты прекрасно понимают, что Альянс будет изо всех сил сопротивляться проведению такого референдума, никакой даты его проведения либералы с демократами ни за что не назначат. Так ведь ПКРМ это-то и нужно. У ведущей оппозиционной силы появилась, наконец, идея с позитивным смыслом (на одних призывах к отставке АЕИ долго ли продержишься?), эксплуатировать которую, учитывая яростное сопротивление ей со стороны власти, можно будет вплоть до самих парламентских выборов весной 2015 года. На которые и выйти с чётким и понятным всем обещанием - в случае получения ПКРМ парламентского большинства, первым делом назначить референдум о присоединении РМ к ТС.

Все опросы последних лет свидетельствуют, что популярность идеи присоединения Молдовы к Таможенному союзу Белоруссии-Казахстана-России среди населения нашей страны неуклонно растёт. И, наоборот, столь же неуклонно уменьшается число сторонников, желающих членства Молдовы в ЕС. Это естественно, поскольку нормальным людям, не фантазёрам (а среди обычных граждан таких всё-таки большинство, уж больно жизнь тяжёлая, заставляет трезво смотреть на мир), невозможно до бесконечности скармливать миф, несбыточную мечту. Тогда как ТС в аспекте возможного присоединения к нему - при всех вопросах, возникающих в связи с его функционированием и пока остающихся без ответа, при всех пока еще не до конца ясных перспективах развития этого союза - для Республики Молдова всё-таки реальность. С этой точки зрения любые сравнения ЕС с ТС - что для нас "лучше" и что "хуже" - вообще бессмысленны. Миф логично сравнивать только с другим мифом, любые попытки сравнить его с реальностью - глупость.

Конечно, вопросы к коммунистам остаются. Помимо всего прочего, их будут постоянно (и справедливо) клевать напоминанием о том, что за восемь лет пребывания у власти так и не удосужились рассмотреть (хотя бы рассмотреть) вопрос о присоединении Молдовы к Союзному государству Россия-Беларусь, как то обещал сделать Владимир Воронин в кампании парламентских выборов 2001 года. Так что ПКРМ придётся много потрудиться, чтобы на сей раз доказать серьёзность своих намерений.

Обнадёживает в этом плане, во всяком случае, меня, оценка, данная ЕС в упомянутом заявлении: "Европейский союз, охваченный финансовым и управленческим распадом, за последние годы необратимо далеко отошел от своих фундаментальных ценностей. Европейский союз из источника свобод, правового новаторства и самой современной гуманистической мысли скатился к статусу регионального жандарма, экспортера кризиса и фобий времен холодной войны". После таких фраз как-то тяжело будет ПКРМ продолжать говорить об "интеграционной открытости", совсем бессмысленно как-то. Так что же, смена вех?

Как бы то ни было, только легко не будет. Даже если большинство народа поддерживает идею присоединения Молдовы к Таможенному союзу, это еще ничего не означает. Потому что в Молдове нет демократии. Режим, который в ней установился, не предполагает учёта мнения народа. Поэтому пока мы можем говорить только о шансе, который появился у ПКРМ, выиграть будущие выборы. А вот реализует ли она его, пока неизвестно.

Не стану давать советов, просто выскажу своё мнение. Очень многое будет зависеть от способности руководства ПКРМ сделать партию своеобразным центром притяжения. Не отталкивания, как это происходило все последние годы. И дело здесь не в смене названия или лидера, это-то как раз ни к чему. Дело в политическом стиле, в манере политического поведения, я бы это так сформулировал. Вот тут-то как раз и пригодилась бы открытость.

Из окопов вообще бывает трудно выходить, особенно когда тебя постоянно в них загоняют. Чем ближе к выборам, тем сильнее будет давление, оказываемое на ПКРМ. Но выходить всё равно надо. По-другому может просто не получиться.

Виктор Жосу - молдавский политолог.