Димитрий Кленский: Бойся не только министра культуры, но и культуры министра!
В интервью уездной газете Raplamaa Sõnumid министр культуры Эстонии
Этот политик, член правящей
***
Также было сразу после "бронзовых ночей", когда тот же министр Ланг, тогда - юстиции, находившийся во время самих событий вне пределов Эстонии, обвинил защитников братской могилы и памятника в попытке... государственного переворота. Уже тогда было заявлено, что такие заявления мог сделать только неадекватный человек - пациент Зеэвальда (Seevald - аналогия с московской больницей "Кащенко").
А еще министр Ланг - любитель политического эпатажа: он отпраздновал свой юбилей в центре духовной столицы Эстонии - городе Тарту, в популярном пивном баре, разукрашенном (и снова аналогия: в пивных барах Мюнхена собирались и будущие нацисты) огромных размеров красным стягом национал-социалистской партии нацистов со свастикой в белом круге. После этого опыт публичной рекламы нацистской символики получил в Эстонии распространение и стал своеобразной традицией в стране, которая при этом возмущается тем, что ее иногда называют "фашистской" или "пронацистской".
Рейн Ланг объяснил тогда всё недоразумением, мол, пивной бар был оформлен декорациями спектакля о Гитлере, который с успехом ставили театры в Западной Европе. Действительно, интерес министра культуры к театру хорошо известен. Но недоумение вызывает его художественный вкус, который никак не мог привить нынешнему министру его отец - партийный функционер Отдела культуры ЦК Компартии Эстонии. Так или не так, но, наверное, именно культурный уровень министра и объясняет, почему он не просто подверг критике репертуар Русского драмтеатра, но высказал при этом и свое презрение.
В интервью порталу DzD.ee министр сообщил, что такую оценку уровню театра он дал после ознакомления с репертуаром русского театра. Ну, как тут не возмутиться: не ставят русские спектакля о Гитлере! Или об уроженце Таллина нацистском идеологе
***
Мнение эстонского министра культуры о низком профессиональном уровне Русского драмтеатра имеет и нравственную подоплеку. Высказывание Рейна Ланга лицемерно и цинично потому, что именно Министерство культуры Эстонии и особенно в последние годы, когда им руководят представители правящей либерально-националистической по сути Реформистской партии, инициировали ряд шумных скандалов в театре с перестановкой руководящих кадров. То поставят директором эстонца (в Эстонии - каждый четвертый житель - русский), то беспричинно выводят из состава Попечительского совета театра людей, которые, как выяснялось позже, не соглашались с интригами руководства Министерства культуры против театра. В театральных и общественно-политических кругах давно говорят о близкой к истине подоплеке конфликтов в Русском драмтеатре, скандалов вокруг нее. Это - желание отнять у театра шикарное здание в самом центре столицы на престижной площади Свободы (Vabaduse väljak). На одно из зданий театра с грунтом, на котором оно стоит, несколько лет назад стало претендовать Эстонское студенческое общество, правопреемник собственник довоенной студенческой корпорации. В эту организацию, и сегодня известную национально-патриотической направленностью, входит нынешняя элита эстонского общества - избранные деятели либерально-националистических взглядов.
Но интерес к недвижимости Русского драмтеатра - не единственный. Поставив после переноса Бронзового солдата на площади Свободы громадный Крест свободы - памятник героям Освободительной войны в 1918-1920 годы, националисты вернулись к проблеме зачистки площади от "русского духа". Публично недовольство тем, что на площади стоит какое-то "русское" здание, не выражается. Сегодня театр уже не удастся выгнать, как это удалось "без шума и пыли" много лет назад с "выселением" находившейся рядом с площадью Городской библиотеки русской литературы имени М.Горького. Популярная среди русских "читалка" находилась в здании, принадлежащем в дореволюционные времена одному из русских обществ.
***
Для "переселения" театра, как и "Бронзового солдата", надо было подготовить общественное мнение. Называть русские театр объектом оккупации, как "Солдата", сегодня уже непристойно, по крайней мере, публично (
Конечно, надо признать, что общий уровень театра, по мнению объективных критиков довольно средний, но он ничем не ниже, уровня региональных эстонских театров. Проблем не мало. Но виновно в этом, прежде всего, само министерство культуры своим непривычным для эстонских традиций администрированием и бесцеремонностью. Убедительным доказательством вины самого министерства в том, что театр сегодня такой, какой он есть, стали события лета этого года. В первом полугодии в театр наконец-то пошел зритель, улучшились экономические показатели и все это - через полгода после назначения директором Русского драмтеатра местного продюсера Светланы Янчек, известной организацией в Эстонии показа лучших спектаклей-победителей всероссийского театрального фестиваля "Золотая маска". И вдруг, нежданно-негаданно, таинственно, словно испугавшись не "запроектированных" успехов Русского драмтеатра, Министерство культуры без уведомления попечительского совета театра (кстати, утверждаемого тем же министерством) и против его воли заменяет художественного руководителя Наталию Лапину и директора Светлану Янчек. В Таллин приглашается Марат Гацалов из России, кстати, занимавшийся там, как раз провинциальными, что, якобы, так заботит министра Ланга, театрами. Впрочем, худрук из России - обладатель двух очень престижных российских театральных наград.
***
Русскоязычный портал DzD.ee приводит такие ответы на заданный редакцией вопрос "о том, почему министр культуры часто говорит в пренебрежительном ключе по отношению к Русскому театру, хотя в публике бытует обратное мнение?"
Писательница и культуролог Елена Скульская, известная подчеркнутой лояльностью к Эстонскому государству и безапелляционностью суждений всего, что касается русской общины, предположила, что "Ланг говорит не о Русском театре вообще, а об определенном периоде его существования. Он, вероятно, говорит о времени правления Лапиной и Янчек, превративших профессиональный коллектив в крепостной театр двух капризных барынь".
Процентристский настроенный, видный режиссер и продюсер Адольф Кяйс: "Я уже ничему не удивляюсь. Мы привыкли, что наши политики сначала говорят, а потом думают. И впоследствии заявляют, что сказали что-то не так... Но если это было сказано всерьез, это неправильно в политическом смысле. Надо настроиться на то, что с новым руководством театра все исправится". Вчерашний молодой политик, главный редактор журнала "Красивая жизнь"
Важно и мнение самого творческого коллектива. Оно неоднозначное. Русскоязычный портал rus.Delfi.ee предоставило слово актеру Русского драмтеатра Илье Нартову: "Вынужден согласиться с министром и признать, что как минимум три последних года театр находился в глубочайшем творческом и человеческом кризисе. Вместе с тем, могу с уверенностью сказать, что уровень отдельных спектаклей Русского театра, даже в это непростое время, был ничуть не хуже спектаклей, например, пярнуского или раквереского театра (эстоноязычные уездные театры - прим. автора)". При этом не без иронии он продолжил: "Надеюсь на искреннюю помощь министра в решении проблем Русского театра, коих накопилось множество, начиная с чудовищного ремонта, в результате которого в здании театра очень холодно, и заканчивая бесконечной чехардой, которая царит в Совете театра". Театр лихорадит, но русские политики и культуртрегеры, которых в Эстонии осталось не так много, молчат. И уж совсем непонятно, почему на происходящее уже не один год не реагируют Союз организаций российских соотечественников Эстонии российских (СОРСЭ) и Координационный совет российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ), которые согласно своим уставам призваны заботиться о сохранении и развитии русской культуры в Эстонии.
P.S. Комментируя на портале DzD свое критическое отношение к Русскому театру, министр культуры Эстонии признал, что русскоязычное население страны, несомненно, нуждается в Русском театре. Он также выразил надежду, что в будущем театр не исчезнет. "Я желаю Марату Гацалову успехов", - добавил Рейн Ланг. Увы, эстонский опыт общественно-политической жизни показывает, что при таких медоточивых заверениях все будет наоборот, а задача Гацалова - поставить жирный крест еще на одном институте русской жизни в Эстонии. Только, если раньше эстонские политики гадили собственноручно, то теперь прибегли к чужим рукам.
Утверждать это позволяет и такое обстоятельство. Столичные власти, а в ней много лет доминирует