Станислав Стремидловский: Куда поведут крымских татар новые руководители Меджлиса
В руководстве Меджлиса крымскотатарского народа, похоже, намечаются большие перемены, связанные с планируемой отставкой главы Меджлиса
В постсоветском Крыму Мустафа Джемилев - фигура знаковая. Он вернулся на родину еще в 1989 году, с того же времени вел активную политическую деятельность по защите и восстановлению прав крымских татар. Правда, добиться каких-либо серьезных успехов ему так и не удалось. Ставка на украинские прозападные и националистические силы мало что давала- в Киеве кивали головой, обещали рассмотреть вопрос компенсаций депортированным крымским татарам, помочь с землей (а земельный вопрос после обретения независимости Украиной сильно испортил ранее склонных к южной неге крымчан), но воз оставался и поныне там.
В последние годы Меджлис начали оттеснять на обочину политической жизни. Как отмечал во время выступления на четвертой сессии Курултая крымскотатарского народа V созыва Мустафа Джемилев, по итогам прошедших в октябре 2010 года выборов в местные органы самоуправления, "в районные и городские советы, а также в ВР АРК мы смогли избрать меньше численной пропорции крымских татар в населении полуострова". Сам лидер Меджлиса объяснил это тем, что "выборы были по смешанной системе, а в мажоритарных округах перспективы избрания депутатов крымских татар значительно ниже. Тем не менее, общее число депутатов из числа крымских татар было бы несколько выше, если бы активность наших соотечественников была выше, и если не было бы среди наших соотечественников деятелей, которые работали на раскол наших избирателей".
Эти слова Мустафой Джемилевым были произнесены накануне формирования украинскими партиями избирательных списков в Верховную раду Украины, выборы которой состоятся в октябре 2012 года. И вот что любопытно. Не так давно между главой крымского отделения партии "Батькивщина" Андреем Сенченко и Мустафой Джемилевым разгорелся публичный скандал. В интервью газете "События" Андрей Сенченко заявил, что если Меджлис пойдет на сотрудничество с Партией регионов, то утратит влияние и поддержку своего народа, а также предложил разделить мажоритарные округа.
"На прошлых выборах в октябре 2010 года в органы местного самоуправления "Батькивщина" набрала по Крыму всего 19569 голосов, что почти втрое меньше голосов крымских татар, отданных за Народный Рух по рекомендации Курултая, - прокомментировал это предложение в газете "Авдет" Мустафа Джемилев. - И как же они смогут при таком количестве содействовать избранию наших кандидатур в "предлагаемых" мажоритарных округах? К тому же, следует учесть, что с октября 2010 года ситуация в стране кардинально изменилась и далеко не факт, что многие из тех, кто из числа русскоязычных избирателей голосовал тогда за БЮТ, вновь подтвердят свою позицию, тем более когда их призовут голосовать за кандидатов - крымских татар".
В итоге лидер Меджлиса оказался на проходном, 12-ом месте в списках Объединенной оппозиции. В чем тут дело? По его словам, "подавляющее большинство крымских татар, как показала практика всех выборов на территории Украины в последние два десятилетия, голосует в соответствии с рекомендациями своего Курултая". Как знать, не пришлось ли Мустафе Джемилеву за гарантированное попадание в Верховную раду Украины "заплатить" голосами крымских татар и отказом от руководства Меджлисом. Ситуация эта не исключена потому, что крымскотатарский народ до сих пор остается лишь объектом политических игр, он лишен субъектности. В первую очередь, в самом Крыму. За более чем 20 лет существования Крыма на постсоветском пространстве в нем серьезно, на высшем уровне дважды поднимались вопросы повышения статуса республики, однако ни разу в числе инициаторов не оказывались крымские татары.
Последний эпизод - заявление 13 июля этого года в Симферополе на заседании круглого стола "Конституционно-правовой статус Автономной республики Крым" председателя Совета министров АРК
Если коренные крымчане, говорят ли они на русском, крымскотатарском или украинском наречии, упустят шанс превратиться из объекта политики в субъекта, творца ее, неизвестно, будет ли когда еще представлен им такой коридор возможностей. Но для этого потребуется забыть обиды и предубеждения, которые, не будем отрицать, таятся в историческом прошлом. Понятно, что преодолеть недоверие сразу не получится. На этом пути и крымских татар, и русских, и украинцев ждут различные сложности. Однако вряд ли существует другой способ стать единым народом, единой крымской нацией, которую не будут растаскивать по "национальным чуланам". Над этим стоит задуматься новым руководителям Меджлиса крымскотатарского народа.
Станислав Стремидловский, политолог, главный редактор газеты "Цена вопроса"