"Подключить Армению к процессу формирования Евразийского союза" - таков был лейтмотив состоявшихся в течение последнего месяца визитов в Ереван председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина и спикера верхней палаты российского парламента Валентины Матвиенко.

Задача не из легких, если учесть, что сближение Армении с Европейским союзом зашло достаточно далеко и продолжает набирать обороты. Так, на днях в Париже глава армянского МИД Эдвард Налбандян при встрече со своим французским коллегой Лораном Фабиусом представил ход сближения с ЕС, отметив "прогресс в переговорах по упрощению въездного визового режима, Соглашению об ассоциации, созданию между Арменией и ЕС глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли". Отметим, что указанные соглашения Ереван планирует подписать до очередного саммита стран программы "Восточного партнерства" в Вильнюсе в сентябре 2013 года.

Очевидно, что власти Армении оказались в довольно щекотливой ситуации, особенно если учесть, что у России есть немало мощных рычагов воздействия на Ереван - например, тарифы на поставляемый в республику российский газ, слухи о возможном повышении которых распространяются всё последнее время, или переговоры о предоставлении российского кредита на миллиард долларов. Неслучайно, в ходе встреч с руководителями Госдумы и Совета Федерации армянские политики выдвигали на первый план военно-политический аспект двустороннего стратегического сотрудничества, подчеркивая, что именно оно является краеугольным камнем национальной безопасности государства. Проще говоря, Ереван очень хотел бы оставаться под российским "силовым зонтиком", одновременно осуществляя сближение с ЕС, что, согласно многочисленным заявлениям, является "историческим выбором" страны.

Вероятно, понимая, в каком дискомфорте очутился армянский союзник, как Нарышкин, так и Матвиенко пытались убедить ереванских собеседников в том, что "евразийский проект" никак не противоречит евроинтеграци, напротив, дополняет её - по формуле "если уж в Европу, то вместе с Россией". В этой связи Серегй Нарышкин, в частности, заявил, что "руководство Армении внимательно следит, как развивается проект Евразийского союза и стремится определить свое место в этом проекте, понимая, что евразийское экономическое пространство является форматом для развития экономических отношений". Это совпадает с ранее высказанным премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном замечанием, согласно которому в вопросе о присоединении к Евразийскому союзу "на сегодняшний день мы находимся в позиции наблюдателя".

Такая индифферентная позиция, впрочем, не помешала Валентине Матвиенко призвать армянский парламент "как можно быстрее рассмотреть и ратифицировать Договор о зоне свободной торговли в СНГ". Предполагается, что Национальное собрание республики может рассмотреть этот вопрос уже осенью. Однако непонятно, как намеревается Ереван развивать параллельно два интеграционных направления - ЕС и ЕврАзЭC. Как заявил в недавнем интервью ИА REGNUM посол Германии в Армении Ганс Йохан Шмидт, "было бы противоречиво и невозможно присоединиться к Соглашению о всеобъемлющей и глубокой зоне свободной торговли с ЕС и одновременно стать частью Евразийского союза или Таможенного союза".

Очевидно, что и Брюссель, и Москва требуют от Еревана четко обозначить вектор своих предпочтений. И столь же очевидно, что армянская сторона попытается насколько только возможно затянуть паузу. Некоторые эксперты предполагают, что конкретного ответа не будет вплоть до предстоящих в феврале 2013 года президентских выборов, в ходе которых действующий президент Серж Саргсян намерен выставить свою кандидатуру на второй срок.

Сегодня армянский руководитель в этом вопросе может рассчитывать на благорасположение как России, так и Европы, его переизбрание - в том числе и при поддержке внешних игроков - выглядит более чем реальным. Но положение изменится, если Ереван заранее раскроет свои внешнеполитические предпочтения. Ведь каков бы ни был окончательный ответ, он автоматически лишит армянскую власть помощи и поддержки либо Запада, либо России. И в том, и в другом случае это негативно отразится на социально-экономическом положении страны, а следовательно - поставит под угрозу внутриполитическую стабильность. Между тем, если выборы пройдут гладко, без вопиющих нарушений и будут признаны международным сообществом, это укрепит положение действующей власти, усилит её позиции в переговорах с зарубежными партнерами.

Партнеры, в свою очередь, пока напрямую не прибегают к "кнуту", демонстрируя "пряник". ЕС, например, обещает после президентских выборов собрать давно заявленную конференцию стран-доноров, результатом чего могут стать инвестиции в армянскую экономику. Несколько смягчился и подход к карабахcкому урегулированию, о чем свидетельствуют, например, позитивные оценки прошедших там президентских выборов и небывалое количество наблюдателей из Европы, США и иных государств.

На "карабахском поле" играет и Россия. Побывавшие в Карабахе в качестве наблюдателей российские представители - депутаты от ЛДПР, эксперты и аналитики - тоже весьма позитивно оценили электоральный процесс, но и, кроме того, прямо заявили, что возвращения Карабаха в состав Азербайджана уже никогда не будет. Разумеется, это мнение неофициальное, но стоит отметить, что и сама Валентина Матвиенко, будучи в Ереване, в неофициальной беседе высказала аналогичную мысль. Конечно, информация об этом была моментально опровергнута, но похоже, что нечто подобное всё же было сказано.

Однако если предположить, что зарубежные партнеры через некоторое время найдут нужным прибегнуть в разговоре с Ереваном также и к "кнуту", то очевидно, что у Москвы для этого больше возможностей. И не только на финансово-экономическом и внешнеполитическом поле. Главное - возможность воздействия на внутриполитическую обстановку. "Российским рычагом" в этом плане является партия "Процветающая Армения" (ППА) - пророссийская и "проевразийская" политическая сила, де-факто руководимая экс-президентом Робертом Кочаряном. Отказавшись после майских выборов в парламент республики составить очередную коалицию власти с победившей Республиканской партией Армении (РПА), руководимой президентом Сержем Саргсяном, ППА обрела "золотую акцию", которую может задействовать на предстоящих выборах главы государства. И в этой связи местные наблюдатели прогнозируют возможность любопытных раскладов.

Например, ереванская газета "Грапарак" сообщает, что ныне всерьез рассматривается возможность перехода от президентской к парламентской форме правления, причем заинтересованность в данном вопросе демонстрирует именно Россия. Конфигурация выглядит следующим образом: Серж Саргсян остается на посту президента, а существенная часть власти переходит к премьер-министру. Подобные предположения делаются на основе того, что действующий премьер-министр Тигран Саркисян имеет реноме последовательного сторонника евроинтеграции (он не раз говорил, что вхождение Армении в Таможенный союз и ЕврАзЭС маловероятно из-за отсутствия общих границ со странами этих объединений. Правда, нет их и с ЕС.), следовательно - Москва хотела бы видеть на этом посту другого политика, разумеется, связанного с партией "Процветающая Армения".

Такая версия предполагает, что ППА должна участвовать в президентских выборах со своим кандидатом. А если она поддержит кандидатуру Сержа Саргсяна, то лишь при получении твердых гарантий, что поствыборные процессы будут развиваться в заранее обговоренном направлении. Одно непонятно - какие в таких вопросах могут быть гарантии.

Понятно, зато, другое. Впервые за 20 лет новой армянской независимости вопрос внешнеполитических предпочтений займет существенное место в предвыборной кампании. Ранее этого никогда не бывало, так как пророссийский вектор армянской внешней политики, в целом, был несомненен. Само по себе это означает, что роль и значение внешних игроков в жизни страны в ближайшей перспективе будет возрастать. Если учесть, что всё это так или иначе, причем достаточно тесно, будет соотноситься и с развитием обстановки на Ближнем Востоке и вокруг Ирана, а также возможным возобновлением армяно-турецкого диалога, предсказать результаты подобного вмешательства становится довольно проблематично.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)