В Приднестровье не остались незамеченными слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанные на встрече с российскими послами, относительно необходимости активизации работы российских загранучреждений с соотечественниками. То, что "российские дипломатические и консульские учреждения обязаны в круглосуточном режиме защищать права и интересы наших граждан и соотечественников за рубежом; реагировать на нужды людей нужно мгновенно, оказывая всю необходимую помощь и поддержку", является, безусловно, важным сигналом для приднестровцев, многие из которых вынуждены месяцами ждать возможности подать документы в российский пункт выездного консульского обслуживания.

С неменьшим воодушевлением были встречены и слова о том, что Россия может вернуться к облегченному порядку предоставления российского гражданства отдельным категориям граждан, в первую очередь гражданам бывшего СССР и их прямым потомкам.

Что на практике эти решения могут означать для приднестровцев, с учетом того времени, которое может понадобиться для претворения идей Президента Российской Федерации в реалии повседневной деятельности МИД России?

Прежде всего в Тирасполе рассчитывают на оптимизацию консульского обслуживания жителей Приднестровья, уже имеющих российское гражданство. К большому сожалению, регламент, определявший основные параметры решения вопросов о предоставлении гражданства России жителям Приднестровья, с 1 июля 2011 года утратил силу. Это привело к возникновению многочисленных проблем, на которые приднестровская сторона неоднократно обращала внимание российских коллег: в первую очередь сложности, с которыми начали сталкиваться дети граждан России, родившиеся в Приднестровье и при этом признаваемые по законодательству Молдовы гражданами РМ по рождению. Кроме того, как отмечалось выше, гражданину России для осуществления элементарной процедуры замены российского паспорта, срок действия которого истекает в обозримой перспективе, необходимо прождать около полугода - только для подачи необходимых документов в консульский пункт (сейчас, в июле 2012 года, заявки принимаются на март-апрель 2013 года).

Права на получение российского гражданства в нынешнем порядке оказались лишены те российские соотечественники, которые по тем или иным причинам не смогли оформить соответствующие документы в срок до 1 июля 2011 года.

Наконец, нынешняя система консульского обслуживания жителей Приднестровья практически исключает возможность предоставления тем из них, кто является гражданами Российской Федерации, иных консульских услуг, не связанных с получением гражданства. В частности, для решения вопросов, связанных с удостоверением подписей граждан на различных документах необходимо выезжать в консульский отдел Посольства России в Молдове, и других примеров также достаточно. Нет оснований полагать, что коль скоро такая задача поставлена на высшем (высоком) уровне, то спустя незначительное время она будет реализована в реальности.

Представляется, что именно на решение этих и других проблем будет направлено поручение Президента России В.В. Путина загранучреждениям РФ "в круглосуточном режиме защищать права и интересы" граждан. Весь спектр консульских услуг для приднестровцев - граждан России - должен находиться по возможности в шаговой доступности. Естественно, что при этом следует учитывать и использовать те возможности, которые есть у русских общин Приднестровья.

Что касается влияния возможного предоставления российского гражданства в упрощенном порядке гражданам Республики Молдова как некоего противовеса активности Румынии на данном треке, то представляется нецелесообразным переоценивать перспективы работы по данному направлению. Во-первых, для большинства жителей Молдовы - это легитимная возможность работы в Европейском Союзе в качестве его полноценных граждан. Во-вторых, проблема паспортного обеспечения и реализация права на свободу передвижения не стоит для граждан Молдовы так остро, как для граждан ПМР: паспорт приднестровского гражданина пока не обеспечивает возможности свободного выезда за пределы Республики, именно поэтому для приднестровцев вопрос получения второго (помимо приднестровского) является не просто актуальным, а жизненно важным. И, в-третьих, это вопрос выбора будущего. Что бы ни заявляли отдельные общественные и партийные деятели в Молдове, вновь вспомнившие о своей трепетной любви к России, граждане данной страны сделали свой выбор в пользу европейской интеграции и предпочитают ездить на заработки в Россию, но детей отправлять на учебу на Запад, в ту же Румынию. Напротив, приднестровцы свое будущее видят вместе с Россией, считая себя частью славянско-православного цивилизационного пространства.

В силу этого надеемся, что предоставление российского гражданства, равно как и поручение загранучреждениям России оперативно реагировать на нужды соотечественников, будет ориентировано прежде всего на содействие своим - настоящим и будущим - гражданам в максимально полной реализации их прав. Было бы также вполне оправданным, если бы российская сторона более жестко реагировала на противоправные действия молдавских властей, осуществляющих административное и уголовное преследование граждан России, проживающих в Приднестровье. Именно с этого - с уважения и защиты своих граждан - начинается решение геополитических задач и укрепление позиций государства на международной арене.

Владимир Валерьевич Ястребчак - советник первого класса дипломатической службы Приднестровской Молдавской Республики (в отставке)