"Цена "потепления" отношений с Россией - неприемлема": обзор СМИ Румынии
Румыния - Россия: "Перезагрузка" между Румынией и Россией откладывается". Политика: "Бэсеску и Понта не преодолели менталитет средневековья". Румыния - Молдавия: "В XXI веке невозможно оправдать восхваление таких, как Ленин, Сталин, Антонеску или Кодряну, и при этом утверждать, что ты демократ".
Румыния - Россия: "Перезагрузка" между Румынией и Россией откладывается"
"Перезагрузка" между Румынией и Россией откладывается, пишет Revista 22. Анализируя в более широком региональном контексте недавние заявления посла России в Румынии, становится понятным, что препятствия для перезагрузки находятся в Москве. В своём интервью для канала B1TV
И всё же, является ли этот фундаментальный выбор непреодолимым препятствием? - продолжает Revista 22. Обычно, когда нам рекомендуют хорошую модель положительного опыта, парадигму перезагрузки, то указывают в сторону Польши. Иными словами, успех, засвидетельствованный в Париже и Берлине. Это уважаемая страна, имеющая региональный вес, и которую не заподозришь в необоснованной конфликтности по отношению к восточному гиганту.
Однако, если получше приглядеться, то можно отметить, что поляки предпринимают более "решительные" шаги, чем Румыния до настоящих пор, пишет Revista 22. На протяжении последних лет, особенно после 2009 года, с момента прихода
Можно предположить, что после этих символических жестов Польша будет чувствовать себя в большей безопасности, продолжает Revista 22. Однако, тревога сохраняется. Особенно по поводу жизнеспособности Альянса, который, похоже, превратился в некоторой степени в атрофированный организм, особенно это касается его инстинктов по защите территорий. Это подтверждают выступления министра иностранных дел Польши, сделанные несколько недель назад, еще до саммита НАТО в Чикаго. С точки зрения Варшавы "главной задачей НАТО является обеспечение союзнических оборонных возможностей на уровне, который гарантирует равную безопасность для всех государств-членов". По-прежнему считается, что между Старой и Новой Европой существует дисбаланс в безопасности, располагая тем самым восточную периферию в уязвимую позицию. Отсюда это предложение провести масштабные многонациональные наземные военные учения, что подтвердит кредибильность 5-й статьи (5-я статья Вашингтонского договора Организации Североатлантического договора предполагает принцип коллективной обороны и предусматривает, что если один из союзников по НАТО подвергнется вооруженному нападению, все другие члены Альянса будут рассматривать этот акт насилия как вооруженное нападение на всех членов и примут меры, которые сочтут необходимым, для оказания помощи подвергшемуся нападению союзнику - прим. ИА REGNUM), а также станет "убедительным доказательством солидарности Альянса". Кредибильность статьи 5 остается постоянной польской проблемой.
Безусловно, представители Москвы не упускают возможности поставить упрек по ПРО и, зная о табу Альянса, предложить неразумные решения, пишет Revista 22. Отвечая на вопрос, является ли размещение противоракетного щита барьером к потеплению двусторонних отношений, посол России в Бухаресте ответил: "В большой степени, да". В конце концов, у России имеется принципиальная проблема, связанная с американским присутствием, сколь бы незначительным оно ни было, в Центральной и Восточной Европе. На самом деле, Москва понимает, что главная забота восточно-европейских элит в меньшей степени имеет отношение к иранской ракетной угрозе. Но в отличие от Румынии, Польша не стесняется заявить об этом прямо. В то время как США перенаправляют свой евроатлантический азимут к Тихому океану, центральные и восточные европейцы ставят на решительное укоренение американского присутствия в регионе. И разве есть более подходящий для этого способ, чем противоракетный щит?
Румыния не поднимает тему интернационализации Черного моря, не просит публично у НАТО принятия планов по территориальной обороне и не ставит под сомнение кредибильность 5 статьи. По крайней мере, открыто. Сегодняшняя Румыния не делает волн, не беспокоит, в целом сохраняет low profile. С другой стороны, Польша называет вещи по имени. Возможно, решение потепления двусторонних отношений находится в Москве и заключается в перезагрузке её предрассудков относительно Бухареста? В конце концов, высказываемые в наш адрес упреки связаны с нашим западным выбором и размещением противоракетного щита. В том виде, как она было сформулирована, цена "потепления" является неприемлемой, подводит итог издание.
Политика: "Бэсеску и Понта не преодолели менталитет средневековья"
Конституционный суд Румынии разрешил конфликт между президентом
Комментируя решение суда, Виктор Понта заявил, что "не удивлен" таким поворотом событий, так как "в Конституционном суде у Бэсеску есть несколько людей, которые всегда выполняют его пожелания", продолжает Realitatea. "Завтра (саммит Европейского совета проходил 27-28 июня - прим. ИА REGNUM) я поеду в Брюссель, я уполномочен на то парламентом Румынии, надеюсь, что президент понимает, что эти конфликты идут во вред интересам Румынии. Я несу ответственность перед людьми, которые доверились мне", - добавил премьер.
На следующий день премьер-министр Румынии Виктор Понта действительно отбыл в Брюссель на саммит Евросоюза, пишет Realitatea. Вместе с премьером в Брюссель прибыли министр иностранных дел
Самовольный визит главы правительства, на основании мандата парламента, но вопреки решению Конституционного суда, заставил президента Траяна Бэсеску отменить собственный отлет в Бельгию, продолжает Realitatea. В то же время в специальном выступлении по поводу участия во встрече лидеров сообщества премьер-министра Виктора Понты, Бэсеску заявил, что Румыния нелегитимно представлена на саммите Евросоюза в Брюсселе. "Впервые Румыния нелегитимно представлена на саммите ЕС. Это первый раз за восемь лет мандата, когда мне попытались воспрепятствовать в исполнении конституционных полномочий", - сказал Траян Бэсеску. Среди нарушений, допущенных правительством, глава государства перечислил и отказ направить в Брюссель список членов делегации от администрации президента, во главе с самим Бэсеску. В то же время президент отметил, что сам Евросоюз вполне может считать представительство легитимным, так как официальный представитель Румынии все же прибыл на саммит, хоть и не имел на то конституционных полномочий. Глава государства при этом заявил, что не намерен подавать каких-либо жалоб на премьер-министра.
Старая Европа не предоставила достаточно посадочных мест для румынских лидеров, жаждущих изменить будущее континента на Европейском Совете, пишет Gandul. Выделила одно единственное, для того, кто представляет Румынию. Понта ещё до рассвета вскочил на самолет в Брюссель, наплевав на решение Конституционного суда Румынии, наделившего президента Бэсеску правом представлять Румынию. Он вспомнил об этом, лишь когда уверился в том, что президент не прибудет, виновато заявив, что "уважает решение Конституционного суда". Понта попытался узурпировать атрибуты, которые ему не принадлежат, силовым путём. Президент Траян Бэсеску, оставшийся во дворце Котрочень, сыграл роль "мудреца", занятого спасением чести страны. Он дал понять, что избежал большего вреда своим присутствием на
Они оба не понимают, что являются лишь двумя эфемерными и вторичными фигурами в сложной картине, касающейся будущей европейской конструкции, продолжает Gandul. В то время как внутри страны ведутся поиски виновника или победителя в этой мелкой внутренней войне, в Брюсселе проходят серьёзные переговоры. И нечего нам пьянеть от простой воды в упоении, что мы что-то значим, ведь мы показали, что не заслуживаем этого. Евросоюз ни секунды не переживал по поводу того, кто поедет в Брюссель от Румынии. Если Румыния разделилась на два лагеря, каждый со своими сторонниками, то в столице Европы ни одно ток-шоу даже не затронуло этой темы. Потому что Европу не интересует лично ни Бэсеску, ни Понта, лишь позиционирование Румынии имеет значение. А наша страна направила сообщение об уязвимости по причине политического кризиса, в котором она тонет.
Что выиграла Румыния из того факта, что президент Румынии Траян Бэсеску "отрёкся от конституционных прерогатив" или "ему помешали их осуществить", но заявил из Бухареста, что премьер-министр Виктор Понта представляет Румынию незаконно? - пишет Gandul. Пошёл ли Румынии на пользу тот факт, что премьер-министр находится в Брюсселе, но по телефону просит президента предоставить ему право представлять страну за два часа до начала Совета Европы? Румыния от этого только потеряла. Мы упустили шанс показать, что мы серьезные партнеры, которые смотрят в будущее. Что есть партнер, с которым можно вести переговоры, а не множество лагерей и группировок власти. Траян Бэсеску и Виктор Понта не преодолели менталитет средневековья. Румыния сегодня пребывает в "неловкой" ситуации, несмотря на заверения президента Бэсеску о том, что он не хотел портить имидж страны. Президент подлил масла в огонь из Бухареста, оповестив европейских чиновников о том, что перед ними стоит "незаконный представитель государства". А премьер-министр отбыл с первым самолетом, как если бы в Брюсселе решались главные проблемы Румынии. Худшее случилось, и осталось дожидаться последствий. Бэсеску и Понта поругались из-за статьи конституции "кто представляет румынское государство", и закончилось всё тем, что Румынию не представил никто. Вместо этого, они продолжат грызть глотки друг другу дома. Внутренняя ставка превысила внешнюю, подводит итог издание.
Ставка борьбы за то, чтобы представлять Румынию на саммите Европейского совета 28 - 29 июня 2012 года состоит не только в горячем желании удовлетворить собственное тщеславие, имеющееся у двух румынских политруков - Бэсеску и Понты, но из континентальных интересов, которые столкнутся в Брюсселе, пишет Ziare.com. Две очень разные точки зрения на ближайшее будущее Европейского союза будут сильно влиять на дебаты этих дней. Социалистическое видение, продвигаемое президентом Франции, социалистом
Конституционный конфликт между Бэсеску и Понтой обнажает глобализацию политического акта, тот факт, что национальная политическая партия или политический деятель не могут действовать независимо от континентальных интересов, преследуемых транснациональной политической группой, в которую он входит в наднациональной политической структуре, такой, как
Румыния - Молдавия: "В XXI веке невозможно оправдать восхваление таких, как Ленин, Сталин, Антонеску или Кодряну, и при этом утверждать, что ты демократ"
"В цивилизованном мире не сравнивают нацистов с коммунистами", - заявил депутат парламента Молдавии от Партии коммунистов (ПКРМ)
Затем депутаты-коммунисты, в количестве 39 из 101 (после выхода из фракции ПКРМ депутатов
Это обсуждение происходит не в первый раз, пишет Acum. Во времена правительства 1998 - 2001 гг., на тот момент лидер Христианско-демократической народной партии (ХДНП)
Дебаты "нацизм vs коммунизм" всегда находились под влиянием политической ситуации, в частности, вопроса о национальной идентичности, ввиду того, что адепты румынизма осуждали в особенности коммунизм, а сторонники молдовенизма осуждали исключительно нацизм, продолжает Acum. Здесь свою печать накладывает и советское наследие, в котором уравнение "румын = фашист" прочно вбилось в ходе промывания мозгов многим гражданам МССР. ПКРМ является прямой наследницей
Таким образом, и нацизм (фашизм), и коммунизм, посредством тех режимов, которые правили после 1940 года и до 1989 года этой территорией, которая сегодня является Республикой Молдова, совершали здесь преступления против человечности, пишет Acum. Это следует признать политикам, историкам и простым людям. Форма, в которой власти Румынии взяли на себя ответственность за недавнее историческое прошлое может стать моделью, даже если она не идеальна. После доклада комиссии
Справка ИА REGNUM: Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.