Виталий Журавлёв: О некоторых актуальных аспектах переговоров по приднестровскому урегулированию
Как известно, 7 мая с.г.
Особую важность для России, на наш взгляд, представляет приднестровская тема, поскольку в регионе проживает свыше 100 тысяч российских граждан, в Приднестровье находятся российский миротворческий воинский контингент, Оперативная группа войск Российской Федерации, охраняющая военные склады с боеприпасами бывшей 14-й армии. Российская Федерация является посредником и страной-гарантом договорённостей по политическому урегулированию между Молдовой и Приднестровьем, входит в состав пятистороннего формата (Россия, Украина, ОБСЕ, Молдова, Приднестровье и в качестве наблюдателей США и ЕС) Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию. Следует также отметить, что Россия является основным поставщиком энергоресурсов в Приднестровье, через его территорию осуществляется транзит российского газа на Балканы, между экономическими субъектами Приднестровья и России существуют традиционные хозяйственные связи, а российский капитал принял активное участие в приватизации приднестровских предприятий.
С точки зрения истории, территория левобережного Приднестровья никогда не входила ни в состав Молдавского княжества, граница которого проходила по реке Днестр, ни в состав Бессарабской губернии Российской Империи. Фактически только в период 1944-1989 г. Приднестровье находилось в составе Молдавской ССР (Приднестровье и присоединенная к нему Бессарабия составили Молдавскую ССР в 1940 году - прим. ИА REGNUM). По мнению ряда авторитетных международных экспертов, юридический и фактический анализы показывают, что во время распада СССР МССР распалась на 2 государства-преемника: Республику Молдову и Приднестровскую Молдавскую Республику и было бы неправильно называть каждую из двух составляющих сепаратистским государством, как и в случае с некоторыми другими государствами, например, Чехией и Словакией. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), начиная с 1990 г., самостоятельно контролирует собственную территорию, никогда не получала никакой помощи от Молдовы, которая по объёму ВВП и душевому доходу населения является самой бедной страной Европы. В июле 2005 г. молдавским парламентом был принят Закон Республики "Об основных положениях статуса Приднестровья" без согласования и обсуждения его содержания с приднестровской стороной и странами-посредниками в переговорном процессе. В соответствии с этим Законом, после включения в свой состав Приднестровья, Молдова остаётся унитарным государством. 17 сентября 2006 г. в Приднестровье состоялся референдум. В ходе голосования за поддержание курса на независимость ПМР и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации высказались 97,1%, против - 2,3%. Против возможного отказа от независимости ПМР с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова проголосовали 94,6%, за - 3,4%.
После поражения Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) на парламентских выборах 2009 г. и прихода к власти альянса "За европейскую интеграцию", руководство Молдовы взяло стратегический курс на "румынизацию" страны, активно выступает за изменение формата миротворческой операции и требует вывести российский воинский контингент из Приднестровья, на самом высоком политическом уровне называя россиян оккупантами. Премьер-министр страны
Сегодня можно констатировать, что Россия окончательно уступила своё политическое влияние в Молдове США, ЕС, Румынии и
На этом фоне особенно обращает на себя внимание тот факт, что парламент Молдавии принял законопроект, предусматривающий, что до 2015 г. Молдавия потратит более 240 млн. дол. на закупку военных самолетов и вертолетов для обеспечения безопасности воздушного пространства. Это может означать, что министерство обороны Молдовы готовится сбивать цели в воздушном пространстве ПМР. Увяжите это с развитием сотрудничества Молдовы и НАТО, трендом "объединительной" "румынизации" Молдовы и планами размещения американской системы ПРО в Румынии - картина получится впечатляющая.
Отметим, что США стремятся принимать более активное участие в процессе урегулирования молдо-приднестровского конфликта в формате "5+2" и выступают за расширение сотрудничества США с ЕС в этом направлении. Об этом заявил помощник государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии
Итак, ЕС и США последовательно выступают за смену формата миротворческой миссии в Приднестровье и вывод российского контингента с территории ПМР. Однако президент ПМР
Насколько вероятен такой сценарий развития событий? В своё время "план Козака" расценивался неоднозначно и в Молдове, и в Приднестровье, и в России и на Западе. Напомним, что начиная с 2002 г. в ходе переговорного процесса обсуждалась возможность построения в Республике Молдова федеративного государства с участием Приднестровья, что могло бы стать формой урегулирования т.н. называемой "приднестровской проблемы". В ноябре 2003 г. был обнародован меморандум специального представителя Президента РФ Д. Козака (тогда - заместителя главы кремлевской администрации), об урегулировании приднестровской проблемы через федерализацию Молдовы, гарантом чего становилась Россия. Данный меморандум был официально поддержан приднестровской стороной и согласован (парафирован) молдавским президентом
С тех пор политическая ситуация в Молдове, как мы уже выше отметили, ещё заметнее поменялась не в пользу России. За прошедшее время Республика Молдова и ПМР продолжали идти разными векторами развития в законодательной, культурной, финансовой, политической, образовательной и иных сферах. Выросло целое поколение молодых людей и в Приднестровье, и в Молдове, которые прошли общественную социализацию и воспитаны в разных государствах. Частный, но красноречивый пример: в нынешнем составе
Принципиально были и остаются две возможности решения приднестровской проблемы в плане легитимации её государственно-правового статуса: 1) определение статуса Приднестровья в составе Молдовы; 2) признание права Приднестровья на государственно-правовое самоопределение, включая признание ПМР независимым суверенным государством. Основной аргумент, который выдвигается молдавской стороной в поддержку своей позиции, состоит в международно-правовом принципе территориальной целостности, трактуемого как невозможность признания ПМР со стороны других государств без согласия на то самого Кишинёва. Однако прецедент того же Косово, Абхазии, Южной Осетии, Тайваня и т.д. показывает иллюзорность подобного рода аргументов. Очевидно, что всё упирается в политические интересы сторон, точнее, в их интерпретацию с точки зрения ценностей и прагматизма. Планы размещения американской системы ПРО в Румынии, усиливающиеся тренды присоединения Молдовы к Румынии, историческая принадлежность Приднестровья к Русскому миру и воля его народа - вот основания для принятия обоснованного решения в Российской Федерации в определении политической стратегии на приднестровском направлении. Программа "минимум" - полноценная евразийская интеграция ПМР как самостоятельного субъекта во все интеграционные структуры; программа "максимум" - полноценная евразийская интеграция Республики Молдова. В последнем случае, два соседних государства могут рассмотреть вопрос об оптимальной форме государственно-правого построения двусторонних отношений. Пока же реальной и единственно возможной остаётся программа "минимум". Учитывая, что Россия и Приднестровье не имеют общей границы, эффективно действовать на приднестровском направлении Россия может только совместно с Украиной и в контексте евразийской интеграции. Но это отдельная тема.