Выступая на Петербургском экономическом форуме, президент России Владимир Путин заявил о необходимости изменения антимонопольного законодательства для улучшения бизнес-климата в России. Аналитики разымшляют над тем, какие шаги могли бы быть предприняты в жтом направлении.

"Интересны идеи контроля монопольных рисков на базе контроля отчетности компаний, то есть непосредственной регулировки рентабельности, - собощил корреспонденту ИА REGNUM главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. - Такая регулировка уже намечена для совместных проектов российских монополий и их иностранных партнеров на шельфе".

Между тем, позиции Федеральной антимонопольной службы в этом процессе не могут быть слишком благоприятны, отметил эксперт. "Позиции ФАС очень уязвимы, как с точки зрения критики правительством ее деятельности, так и с точки зрения отношения к ФАС крупнейших компаний. Для усиления влияния государства на монополии одного существования ФАС не достаточно, нужны изначально сильные позиции государства в законодательной сфере, - подчеркнул Осин. - В российских реалиях слабое исполнение законов определено слабостью позиций государства как гаранта инвестиций, низких налогов, новых инвестиционных идей, безопасности. Соответственно, чтобы государству "поделиться" своей властью в экономике, надо эту власть еще получить. Проблема монополий в РФ будет решаться специфическими способами, по моему мнению. Госструктуры будут наращивать свое административное и финансовое влияние в базовых отраслях в целях обеспечения надежной, управляемой базы для частно-государственной кооперации. Приватизация активов будет проводиться, по сути, "точечно", в рамках этой, основной идеи, не будет ей противоречить".

"Добавлю, что, пока реальной высокой роли государства в экономике нет, возникают риски, что ФАС, или подобная ей структура, будет обслуживать, чьи то политические или корпоративные интересы, - отметил аналитик. - Также надо сказать, что независимость ФАС сейчас "не в тренде", независимость в той или иной степени уже потеряли и Минфин и Минэконмразвития. Сложность решения задачи изменения стратегии развития страны при стимулировании инвестиций и поддержке социальной сферы требуют консолидации в принятии решений".

Напомним, на заседании правительства РФ 15 июня возникли разногласия: глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что разработанная Минэкономразвития в 2009 г. программа развития конкуренции оказалась "бессмысленным документом" и "потерпела полное фиаско". Вину за провал антимонопольного проекта Артемьев фактически возложил на правительство. В качестве новых инициатив, способных исправить ситуацию, глава ФАС предложил создание правительственной комиссии по конкуренции и отмену закона "О естественных монополиях", противоречащего, по словам Артемьева, закону "О защите конкуренции" и являющегося основанием для других нормативных актов. Члены правительства, в свою очередь, критиковали ФАС. В частности, вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что в провале программы виновата ФАС. Вопросы, касающиеся конкуренции, полагает Шувалов, может рассматривать комиссия по административным вопросам. Он акцентировал особую ответственность ФАС за правоприменение и обеспечение конкурентной среды в стране. Вице-премьер Аркадий Дворкович выразил мнение, что более целесообразно было бы добавить полномочий в этой сфере Минэкономразвития (оно отвечает за подготовку нормативной базы для развития конкуренции). В заключение глава правительства Дмитрий Медведев признал доклад ФАС сырым, требующим доработки, но отметил, что антимонопольное законодательство в России является хорошим, работа ФАС достаточно активна, а состояние конкуренции "очень и очень тяжелое". "Я бы не отвергал с порога идею комиссии по конкуренции", - заявил Медведев, добавив, что роль председателя этой комиссии ему, возможно, придется взять на себя.