В последнее время система самоуправлений Латвии все явственнее обнаруживает признаки кризиса. Особенно это проявляется в наиболее отсталом крае республики - Латгалии. Недавно о своем выходе из состава латвийского союза самоуправлений заявил город Краслава, депутаты которого обосновали это полной бесполезностью пребывания в рядах данной организации. В свою очередь, и многие другие представители латгальских муниципалитетов заявляют о том, что государство подменило реальные дела по поддержке региона чисто декларативными пиар-программами.

Скандал в благородном семействе

Краслава - небольшой десятитысячный городок на юго-востоке Латвии, вблизи от границы с Белоруссией. Если брать население всего района, объединяющего, помимо города, еще одиннадцать волостей, то оно достигает 17 тысяч человек - на 3 тысячи меньше, чем несколькими годами раньше. Поскольку уровень безработицы здесь очень велик, то многие "голосуют ногами", уезжая в более благополучные края. То есть, казалось бы, руководство данной территории должно было бы обоими руками держаться за возможность сотрудничества с общегосударственными организациями, координирующими и осуществляющими помощь небольшим муниципалитетам. Однако, за выход Краславского краевого самоуправления из состава Латвийского союза самоуправлений (ЛСС) скандальным образом единогласно проголосовали все его депутаты. Как заявил председатель краевой Думы Гунар Упениекс (избранный от ныне оппозиционного Союза "Зеленых" и Крестьян), ЛСС, который в идеале должен защищать интересы муниципалитетов на переговорах с правительством и помогать им в решении их насущных проблем, больше не поддерживает равномерное развитие латвийских регионов. Упениекс указал, что хотя союз самоуправлений и добился принятия программы развития прибрежных самоуправлений, но данная организация абсолютно ничего не сделала для того, чтобы улучшить жизнь в приграничных муниципалитетах - даже несмотря на то, что ежегодно получала 7 тысяч латов взносов от Краславы. Краславский руководитель напомнил, что с 1991 года - когда был создан ЛСС - самоуправления так и не получили достаточной самостоятельности и в итоге нынче все больше вынуждены заниматься социальной помощью своим бедствующим жителям. В интервью Первому Балтийскому каналу Г. Упениекс обвинил союз самоуправлений в том, что эта организация строит препоны Краславе на пути к получению денег из европейских структурных фондов, оказывая в этом предпочтение другим, более крупным городам. Руководство союза самоуправлений считает, что данное финансирование должно осуществляться пропорционально численности населения. Более того, представителей маленьких волостей не включают в рабочие группы ЛСС, созданные по проблемным вопросам. И если следовать такой логике, то нельзя надеяться на улучшение ситуации в наиболее бедных и малолюдных регионах, откуда люди уезжали и продолжают уезжать. "При такой политике ЛСС получается, что таким городам, как наш, не приходится думать о развитии. То есть, сегодня мы открыто должны сказать нашим жителям, что на нормальные школы, общественный транспорт и дороги им рассчитывать не приходится", - заявил Г. Упениекс, добавив, что если ничего не изменится, то из ЛСС начнут выходить и другие самоуправления.

Вскоре после того, как стало известно о решении муниципалитета Краславы, в Вецваркаве состоялось заседание Совета по развитию Латгальского региона планирования, на который съехались практически все руководители самоуправлений края. Прибыл и глава Министерства среды и регионального развития Эдмунд Спруджс - которому пришлось выслушать немало нелестного как в адрес своего ведомства, так и в адрес государственной системы распределения средств из еврофондов. На многие заданные ему вопросы министр так и не смог дать конкретных ответов. Например, глава Аглонского краевого совета Игорь Рещенко поинтересовался: сколько еще будет продолжаться практика "сначала укладываем асфальт, потом его вырываем и кладем трубы и снова укладываем асфальт"? Руководитель Балвского края Андрис Казиновскис спросил министра, когда будет выполнено решение об асфальтировании дорог между краевыми и волостными центрами. Ведь сроки сдачи давно уже прошли, а его самоуправлению до сих пор на это не выделено денег. И всякий раз Э. Спруджс отделывался невнятными отговорками: мол, разбираться с этим будем на следующем этапе планирования будущего Латгалии...

Вообще, с самого начала обсуждение проблем самоуправлений велось в очень жестком тоне. После Г. Упениекса тему несправедливого распределения средств продолжил председатель Риебиньской краевой думы Илмар Мелушкалнс. Суть его предложения заключалось в отказе при дотировании от принципа "деньги следуют за школьниками" - мол, нужно все делить поровну. По замыслу краевого руководителя это позволит освободиться от практики, когда самые "жирные куски" получают наиболее густонаселенные муниципалитеты с большим количеством школьников. С ним не согласились мэр города Резекне Александр Барташевич и председатель Резекненской краевой думы Монвидс Шварцс. Они настаивали на том, что подобный подход может привести к дисбалансу в развитии регионов - их более густонаселенные самоуправления, получив равные с самыми малонаселенными краями деньги, окончательно зачахнут.

Край запустения

Озабоченность руководства латгальских самоуправлений вполне объяснима. Печать безнадежности, нависшая над этим регионом, заметна невооруженным взглядом - она сквозит в безлюдных улицах здешних городов, в поразительной бедности, в которой существуют здешние селяне. Смертность здесь в шесть раз превосходит рождаемость. Людей косят пьянство, стрессы и безнадега: недаром регион уверенно держит европейский "рекорд" по смертям от инфарктов и инсультов. Большинство земель тут пустует, покрываясь бурьяном, из которого кое-где торчат развалины бывших колхозных ферм и зернохранилищ. Обширные ухоженные луга, многокилометровые пашни и огромные стада пасущихся коров превратились чуть ли не в экзотику. К тому же, исторически в крае, как и в целом по Латвии, сложилась хуторская система, когда отдельные хозяйства зачастую отстоят довольно далеко друг от друга. Добраться друг до друга порою не так просто - 50,9% асфальтированного покрытия государственных автодорог в плохом и очень плохом состоянии, грунтовые же дороги пребывают в плохом состоянии только в 39,4% случаев. Старательно культивируемый последние два десятилетия принцип невмешательства в чужие дела нынче переходит в полнейшее равнодушие. Да часто эти люди ничем и не могут помочь друг другу. Большинство латвийских крестьян живет в нищете, а те, кто обладают хоть каким-то честолюбием, село покидают. Опять же, как признает глава Агентства развития латгальского региона Марис Бозович, "плотность предприятий по региону в два раза меньшая, чем в остальной Латвии. А сама Латвия, в свою очередь, в два раза отстает по данному показателю от среднеевропейского уровня. Из-за этого крайне страдают уровень нашего экономического развития, объем внутреннего валового продукта, наполняемость бюджетов самоуправлений. Отсюда же - отток трудоспособного населения за границу, безработица, невысокий уровень зарплат и т.д. Опять же, явно недостаточна инфраструктура... Причем, последствия кризиса многократно усугубили положение".

Что же предлагает власть, дабы хоть немного исправить ситуацию? 29 мая, на заседании Кабинета Министров, был рассмотрен и одобрен проект плана развития региона на 2012-2013 годы, подготовленный Министерством окружающей среды и регионального развития. Всего в плане предусмотрено двадцать восемь пунктов. При этом, основное внимание уделяется поощрению в Латгалии предпринимательства. В частности, уже с семи лет предполагается обучать юных латгальцев основам предпринимательской деятельности. Вообще, предполагается расширить функции маленьких сельских школ до многофункциональных учебных центров. Также, разработчики плана предлагают на первоначальном этапе поддерживать бывших безработных, нашедших работу в другом городе или крае - оплачивать им транспортные расходы. Молодых специалистов предлагается обеспечивать жильем. Помимо этого, было сочтено важным разработать действия по снижению употребления алкогольных напитков и ограничению алкоголизма на 2012-2014 годы.

Впрочем, этим список предлагаемых мер не ограничивается. Авторы программы развития Латгалии считают нужным привести в порядок местную инфраструктуру - особенно производственные помещения и коммуникации - на что планируется потратить 8,9 миллионов латов. Еще 3,73 миллиона планируется использовать на ремонт дорог. Со своей стороны, Министерство сообщения поясняет, что выделенной суммы хватит на внеочередные работы по восстановлению повреждённого покрытия на 100,72 километрах автодорог, что позволит использовать их на протяжении как минимум трех лет. К плану подключились и другие министерства. Так, Минэкономики планирует добиться повышения эффективности систем центрального отопления, Минсообщений - поддержать идею Латвийской железной дороги о создании цеха по сборке вагонов а Даугавпилсе. Министерство культуры желает обеспечить подведомственные ему организации современным оборудованием, а также установить цифровую аппаратуру в кинотеатрах.

Шанс на развитие

Большинство местных бизнесменов и оппозиционных политиков, лишенных необходимости изображать "дежурный восторг", относятся к данным планам развития Латгалии весьма скептически. Они указывают, что как ни развивай местное предпринимательство, вряд ли Латгалия когда-либо подымется собственными силами. Понятно, что всеми силами надобно стимулировать производственный бизнес, ведь именно от него зависят показатели ВВП и создание рабочих мест. Для этого необходимо привлекать внешних инвесторов - но где взять их в достаточном количестве?! Приток инвесторов в регион выглядит очень и очень сомнительно, учитывая отток рабочей силы из региона, довольно скверное качество здешних дорог и дороговизну энергоресурсов. Как считает депутат Думы Даугавпилса Владимир Надеждин, долгое время отвечавший за экономическое развитие города: "Хотя самоуправление и пытается постоянно вести переговоры с потенциальными инвесторами, но... Это и неудивительно - ну чем же могут заманить инвестора наши края? Раньше, лет десять назад, они приходили к нам, привлеченные сверхнизким уровнем зарплаты в Латгалии. Теперь она стала не столь уж низкой - в тех же Китае или Индии сейчас платят куда меньше, чем, в среднем, у нас. К тому же, наш рынок сбыта с каждым годом все "усыхает" - потребители уезжают. Наконец, ситуацию ухудшает наличие достаточно закрытых границ на востоке и юго-востоке. Наше положение между Востоком и Западом легко пояснить на примере. В свое время мы пытались наладить в Европе обширную торговлю продукцией деревообработки, зачастую посылая туда товар просто по демпинговым ценам. И что же? Сейчас торговать с европейцами все труднее: растут цены на пиломатериалы, зарплаты - соответственно, дорожает и местная продукция. Наверняка можно было бы поправить дело за счет стран СНГ, но здесь на нашем пути встают административные и бюрократические препоны. Хотя, кто ставит перед собою ясную цель, тот всегда добьется. Если, к примеру, наше местное предприятие "Белмаст" сумело обставить своими вышками, антеннами и мачтами связи всю Россию, то значит, и с тамошним рынком можно смело работать".

С другой стороны, неразвитость латгальского края отчасти даже отражается ему на пользу. Во всяком случае, именно так полагает В. Надеждин: "Даугавпилс, к счастью, не настолько укоренен в мировую экономику, чтобы ее кризис чересчур уж серьезно на нас отразился. То есть - парадоксально! - но нас где-то спасает наша же неразвитость. Да, страдают те сферы производства, что связаны с международным хозяйством, торговлей: международные перевозки, швейники, отчасти текстильная промышленность. Но в целом пока все не так уж плохо, поскольку большая часть нашей промышленности "завязана" либо на внутренний рынок, либо все же на взаимоотношения с восточными партнерами..."

В свою очередь, М. Бозович считает: "Беда Латвии в том, что у нас уж очень все зацентрализировано. Между тем, специалисты давно говорят о том, что нужно было бы куда больше полномочий доверить местным учреждениям и самоуправлениям. Нужно отдавать "вниз" экономические рычаги, функции работы с предпринимателями и инвесторами, координацию среднего и профессионального образования, здравоохранения, культурной работы, туристического сектора, а также многое иное. Все эти вопросы было бы куда правильней и экономичней решать на местах, нежели из центра. А что же мы видим на самом деле? Вместо того, чтобы делиться полномочиями с регионами, государство всецело оставляет их себе. Но, что характерно, одновременно уменьшает собственное же присутствие в регионах. У нас сейчас много говорят о чрезмерно раздутом "аппарате", о необходимости сокращения количества госчиновников. Ну, их и сокращают - в первую очередь, как раз за счет региональных подразделений государственных служб..."

Так или иначе, в настоящее время будущее края выглядит весьма незавидно. Очевидно, для того, чтобы дать региону реальный шанс на развитие, нужно действительно предоставить ему больше свободы, подлинного самоуправления и облегчить сношения с российскими и белорусскими соседями. И в этом плане действующие с начала текущего года нормативные акты о том, что отныне в Россию и Белоруссию латвийцам разрешается ездить только раз в неделю, причем привозить за раз можно лишь две пачки сигарет, литр крепкого алкоголя и бак бензина - они крайне негативно действуют на ситуацию в Латгалии.