В течение мая 2012 года стоимость основной валюты в Армении — доллара повысилась на 3,5% и перевалила за психологический рубеж в 400 драмов за один американский доллар. Преодоление психологического рубежа стало причиной формирования ожиданий в обществе, что в свою очередь подхлестнуло рост американской валюты. Пытаясь сбить ожидания в обществе, на данную тему стали выступать экономисты и финансисты, но, на наш взгляд, никто пока не оформил причины поведения и возможные планы «коварной» американской валюты.

Так, если в первых числах мая доллар стоил 392-393 драмов, то к концу месяца его официальный курс составил 406 драмов, а на рынке он продается до 410 драмов. Аналогичный уровень стоимости доллара был зафиксирован в июле-августе 2006 года. Но в отличие от событий шестилетней давности теперь он растет. В 2006 году под нажимом притока в страну валюты, обусловленного набуханием мировой экономики, национальная валюта Армении стабильно укреплялась. В настоящее время ее стоимость в большей степени соответствует объективным экономическим реалиям, обусловленным механизмами спроса/предложения.

Внешнее влияние на «курсовое» поведение доллара вполне очевидно: укрепление доллара на фоне ослабления евро из-за нерешенных проблем еврозоны и динамика цен на нефть. Но наблюдается и внутреннее давление в Армении, обусловленное экономическими причинами. Так, в апреле 2012 года, перед изменениями курсовой устойчивости американской валюты произошел спад объема внешней торговли Армении, последовавший стабильному многомесячному росту. По сравнению с мартом, в апреле внешнеторговый оборот сократился на без малого 15%. И это в то время, когда в марте по сравнению с февралем был зафиксирован рост почти на 22%.

Однако динамика импорта/экспорта очерчивает более конкретную тенденцию. В частности, если импорт в апреле сократился на 2%, то экспорт — на 43,4%! Другими словами, если в марте отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Армении составляло $200 млн, то в апреле отрицательный торговый баланс составил $264 млн — на $64 млн больше. Несмотря на рост притока частных трансфертов из-за рубежа (по официальным данным Центробанка, в I квартале 2012 года рост составил 10,3%), в месячном разрезе восполнить дефицит в $64 млн (большая часть внешней торговли Армении осуществляется в долларах) не представляется возможным даже при условии валютных интервенций со стороны ЦБ.

На описанную выше основную причину девальвации драма по отношению к доллару накладывается и предотпускной фактор, когда население Армении скупает или сберегает доллары для отдыха за рубежом, плюс психологический фактор. Необходимо отметить, что ничего подобного не происходит, к примеру, с курсом российского рубля, который довольно стабилен.

Другое дело — анализировать причины апрельской динамики внешнеторгового оборота. Поскольку Нацстатслужба Армении пока не выдала подробный отчет по апрелю, понять причины резкого сокращения экспорта не представляется возможным. Однако вполне уверенно можно предположить, что апрельский спад экспорта (при сокращении объемов промышленного производства и сферы услуг до 2%) был обусловлен предстоящими в начале мая парламентскими выборами (6 мая). Перед выборами экономика, образно говоря, затаила дыхание.

В случае, если последнее предположение верно, то курс драма в отношении доллара, экспорт и экономика в целом будут восстанавливаться по мере деактуализации выборных и поствыборных процессов. В этом случае не исключено, что курс доллара перешагнет психологический рубеж в 400 драмов в обратную сторону. Хотя в большей степени все будет зависеть от развития политических процессов.

Рубен Грдзелян