"Комиссия дала отпор коммунистам".

("Пресс-Лайн" "Вечерний Красноярск" 05.09.03)

Комиссия Законодательного собрания края по промышленности и жилищно-коммунальному хозяйству первой в краевом парламенте рассматривала ходатайство инициативной группы о проведении в регионе референдума по вопросу "Согласны ли Вы, что проводимая исполнительной властью края жилищно-коммунальная политика ухудшает условия достойной жизни населения края и приводит к падению ее уровня?". Напомним, на такой формулировке настаивают красноярские коммунисты. Именно они и возглавили инициативную группу. Рассмотрение вопроса намечено на 16 сентября на заседании сессии ЗС. Между тем комиссия по промышленности и ЖКХ весьма прохладно отнеслась к предложениям коммунистов. Депутаты прямо заявили, что формулировка вопроса не соответствует федеральному и краевому законодательству. Вопрос нельзя толковать однозначно, неясны и последствия волеизъявления граждан. Поэтому народные избранники рекомендовали своим коллегам отказать в регистрации инициативной группе. Тогда крайизбирком, в свою очередь, не сможет дать "добро" на проведение референдума.

"От национализации к приватизации".

(Антон Видишев "Вечерний Красноярск" 05.09.03)

Спустя девяносто лет после революции 1917 года в государственной собственности РФ должны будут остаться только стратегические предприятия, предприятия, выпускающие уникальную продукцию, и объекты, обеспечивающие функции и задачи государства. Нефть, газ, гражданская авиация, полиграфия, сельское хозяйство более не входят в сферу интересов государства. К 2007 году стопроцентного или частичного участия в предприятиях этих отраслей у государства не будет. ГУПы акционируют, а потом продадут. Госпакеты в акционерных обществах будут реализовываться поэтапно. Такие цели обозначены в программе приватизации госсобственности до 2007 года, разработанной и не так давно принятой правительством России.

Обо всем этом на брифинге, состоявшемся в краевой администрации в начале этой недели, рассказал журналистам заместитель начальника ККУГИ Вячеслав Павлович Гудков. В вопросах управления госимуществом Вячеслав Гудков разбирается, наверное, лучше всех в Красноярском крае. Иначе как еще можно объяснить тот факт, что Вячеслав Павлович является долгожителем в ККУГИ, а на гениальных документах, которые позволили предприимчивым бизнесменам увести из края крупнейшие в мире угольные разрезы, стоит его подпись. Для того чтобы похвастаться такими успехами, несомненно, необходимо быть не только профессионалом, но и большим государственником. Но вернемся к нашим баранам.

Правительство, считая, что приватизация направлена на увеличение темпов экономики, запланировало свести практически к нулю свое участие в управлении собственностью. В 2004 году решено продать все пакеты акций размером, не превышающим 25%. В большей степени это относится к предприятиям нефтегазовой отрасли, морского и речного транспорта, полиграфии.

Предприятия ВПК будут акционированы со 100% долей государства. Это позволит расширить возможности "оборонщиков" развивать альтернативные виды деятельности, а также производить оптимизацию производства и объединение в вертикально-интегрированные компании, например, уже работающим в этих вопросах российским ФПГ.

В 2005 году правительство отдаст в частные руки пакеты акций, не превышающие 50%.

В 2006 году в руках государства должны будут остаться только стратегические предприятия, предприятия, выпускающие уникальную продукцию, и объекты, обеспечивающие функции и задачи государства, К тому же, возможно, произойдет пересмотр ограничений на приватизацию соответствующей государственной собственности.

Что касается Красноярского края, то в ближайшие годы у нас будут проданы следующие пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности: 51% акций "КрасЭйр" и "Красфармы", 15% акций ЗАО "Искра" (бывшего завода телевизоров). Так же будут акционированы ГУП "ЦАВС" и НПО ПМ им. Решетнева (в железногорском предприятии госпакет будет составлять 100%).

В 2004 году от приватизации госсобственности правительство планирует получить дополнительные 40 млрд рублей доходов федерального бюджета. Совершенно понятно, что на бюджете Красноярского края эти процессы никоим образом не отразятся.

"Депутаты настаивают на отчете губернатора".

("Пресс-Лайн" "Вечерний Красноярск" 05.09.03)

Депутаты Законодательного собрания края - члены комиссии по экономической политике и собственности - выступили с инициативой заслушать отчет губернатора края о состоянии дел в энергетической отрасли. По словам председателя комиссии Всеволода Севастьянова, за последнее время в отношениях между краем и энергетиками произошли значительные изменения. В частности, Красноярский горсовет доказал в арбитражном суде необоснованность повышения энерготарифов в 2002 году. Неясно, были ли с тех пор внесены изменения в принципы и методику формирования тарифов. Поэтому губернатор должен прояснить политику администрации в области энергетики на 2003-2004 годы.

"Выборную рекламу - с улиц вон".

(НИА "Вечерний Красноярск" 05.09.03)

На этой неделе вступил в силу указ президента РФ о назначении даты выборов в Государственную думу. С улиц должны быть убраны все рекламные щиты, плакаты и уже развешанные на заборах листовки партий, потенциальных кандидатов в депутаты Государственной думы РФ. Конечно, их можно и оставить, но предварительно уведомить избирательные комиссии о своем участии в выборной кампании, открыть избирательный счет, и только с него рассчитываться за изготовление и размещение рекламных материалов.

Прекратятся и многочисленные рекламные ролики на телевидении. Все это пока является нарушением нового Закона о выборах. Политические обзоры на телевидении и радио могут иметь место, но только если будут упомянуты все претенденты в Госдуму. Называется это - предоставление равных условий для кандидатов.

Например, распространяемые СПС по почтовым ящикам жителей города листовки и обнаруженные при досмотре службами ГАИ одной из машин 7 тысяч экземпляров газеты "Товарищ" не попадали до недавнего времени под нарушение закона о выборах. Теперь же, если сегодня или завтра листовки и газеты появятся в почтовых ящиках красноярцев и их изготовление не будет оплачено из избирательного фонда партии или одномандатника, то это нарушение законодательства и, как сказал председатель крайизбиркома, этими вопросами уже займутся правоохранительные органы.

"Бюрократы побеждают политиков? Или гадание как обязательный навык чиновника".

(Алексей Клешко "Прямая речь" 05.09.03)

Предстоящие выборы (думские и президентские) отличаются от предыдущих как минимум одним: за полгода до тех выборов мы не знали о них ничего. В 1993-м никто не мог предугадать мощной волны народной поддержки ЛДПР; в 1995-м были уверены в победе черномырдинского НДР, а "героями" выборов стали коммунисты; летом 1999-го только "городские сумасшедшие", да привыкшие к безропотному подчинению силовики были готовы поддержать "Единство" (тогда еще - "Медведя")... Все выборы тех лет ставили очень важные вопросы, для будущности российского общества: в 1993-м на избирательных участках россияне решали, что будет после "черного октября" (расстрела здания российского парламента), какой будет власть; в 1995-м, накануне президентских выборов, общество должно было выяснить, насколько сильна угроза коммунистического реванша; выборы 1999-го в завуалированной форме отвечали на главный вопрос - что будет после Ельцина (и, конечно, что будет в Чечне).

Сейчас, когда главным достижением верховной российской власти мы считаем установление политической стабильности, общество впервые может увидеть результат этой самой стабильности - предсказуемость предстоящих выборов. Очевидно, что большинство новой Думы будет поддерживать Кремль. Очевидно, что лидерами предвыборной гонки станут "Единая Россия" и КПРФ, нецензурной руганью в адрес американского президента В.Жириновский обеспечил своей партии присутствие в новой Думе, СПС и "Яблоко", скорее всего, наберут чуть выше 5 процентов и сформируют вновь небольшие фракции в парламенте страны. Вопрос о новых партиях (точнее, об их отсутствии) - также фактически предрешен новым избирательным законодательством.

ЗА ВЛАСТЬ БЮРОКРАТА

И все же главное отличие вы-боров-2003 не столько в их предсказуемости, сколько в изменении ландшафта - борьба развертывается не за политическую власть, а за власть бюрократическую. Мы вступаем в выборы, когда произошло резкое уменьшение значимости политического ресурса - зато угрожающе возросло значение финансового и административного ресурса. Сам доступ к пассивному избирательному праву стал частью теневого рынка (идет покупка мест в списках, покупка лояльности власти по округам...).

Как произошла бюрократизация политического процесса? Почему во всем мире политика несет миссию целеполагания, бюрократия является лишь инструментом политиков, а у нас бюрократия победила политиков? В постреволюционный период роль государства всегда возрастает. При реализации идеи сильного государства кирпичи, как правило, берутся с развалин старого. Вот и у нас: на гербе орел пятнадцатого века, флаг Петровских времен, музыка советского гимна... Но может ли бюрократия стать опорой модернизации, которая так необходима стране?

Впрочем, к бюрократии мы еще вернемся. Сейчас - об "интригах второго порядка" (определение Б.Макаренко, Центр политических технологий). Первая интрига - кто придет первым в предстоящей предвыборной гонке? Вопрос не праздный: вот уже несколько месяцев социологи отмечают схожесть рейтингов КПРФ и "Единой России". Правда, некоторые политологи отмечают, что сейчас положение КПРФ более предпочтительно, а партия власти "топчется на месте". Другие тут же намекают, что финансовые ресурсы партий будут очень различны, это и определит результат. Но важно обратить внимание: рывок "Единства" на выборах 1999 года был обеспечен примерно 10% тех избирателей, которые точно не хотят поворота влево, но скептически относятся к власти (в 1993-м они голосовали за ЛДПР, в 1996-м - за Лебедя), а сейчас для этих людей, похоже, нет политической ниши.

Вторая интрига - соревнование СПС и "Яблока". Судя по рейтингам сегодняшнего дня, эти партии борются за похожих избирателей, и проигрыш в этой борьбе может означать для одной из партий неполучение заветных мандатов.

Третья интрига - может ли возникнуть в Думе новая партия. Важно понимать, что по новому регламенту Думы 12 депутатов - например, одномандатников, -уже могут образовать фракцию, а там и до партии рукой подать. По крайней мере именно такой путь прошла Народная партия, выросшая из депутатской группы "Народный депутат".

СТЕПЕНЬ ОТЧУЖДЕНИЯ

Такое внимание партиям уделяю не случайно: законодательство, созданное партийной Думой, описывает их как почти монополистов на политическом поле. Общество реально их таковыми не ощущает. В том числе и потому, что партии ведут себя по-старому, их деятельность и их пропаганда мало соответствуют реальной повестке будущего страны. И избиратели остро чувствуют пропасть между общественным запросом (например, запросом на социальную справедливость) и рутинностью партийной жизни. Леонид Смирнягин подметил как-то: "власть у нас живет сама по себе, а народ сам по себе".

Не случайно в исследовании известного социолога Владимира Петухова россияне, выбирая возможные идеологии, определили желаемых победителей выборов примерно так: партия социальной справедливости и партия защиты от произвола государства. Но соотнести эти предпочтения с перечнем действующих партий избиратели затрудняются. Если учитывать, что примерно 50% россиян во всех социологических опросах пока отвечают, что не знают, за кого голосовать, можно самостоятельно оценить степень отчужденности народа от политического процесса. Политологи прогнозируют: явка на нынешних выборах будет как минимум на 5% ниже, чем 4 года назад.

Таков фон подготовки к думским выборам, которые уже стартовали. Но в национальном масштабе в декабре 2003 года будет решаться совсем не судьба конкретных депутатских мандатов. После этих выборов будет происходить то, что началось и до них - подготовка к президентским выборам 2008 года. И поскольку победа Владимира Путина на выборах 2004 года фактически предрешена (он, похоже, и сам свыкся с этой мыслью, публично говорит о том, что не будет баллотироваться на третий срок) - сейчас разворачивается ожесточенная борьба за ресурсы, которые необходимы будущим претендентам на президентский пост. И если финансовые ресурсы еще можно копить (впереди как минимум 5 лет), то ресурс административный (бюрократический) необходимо заполучить как можно скорее.

Вот мы и вернулись к роли бюрократии в российском политическом процессе. Пока бюрократия, создавая президенту "пружины натяжения" в отношениях "власть-бизнес", "регионы-центр", все же работает на единую вертикаль власти. Да, она коррумпирована и малоэффективна, но сейчас у нее все же есть хозяин и ее усилия направлены на реализацию единой задачи. Но уже в ближайшей временной перспективе механизм административного управления может начать "сыпаться". Ведь отличительная черта бюрократии - стремление "держать нос по ветру". А теперь представьте: Путин в 2004-м опять избран президентом, к началу 2005-го уже начинают публично проявляться претенденты на его кресло. Естественно, бюрократия будет искать своего будущего руководителя и заранее приносить присягу на верность. Плюрализм в одной голове, как известно, признак психического расстройства. А необходимость следовать одновременно указаниям двух, а то и трех хозяев - каково?

Вот почему именно сейчас разворачивается борьба за власть над бюрократией, точнее - за право распорядиться в нужный момент административным ресурсом. Приобретение этого права и будет реальным итогом предстоящих выборов.

"Уроки арифметики".

(Алиса Дарьялова "Прямая речь" 05.09.03)

ДЕПУТАТЫ РЕШИЛИ СЧИТАТЬ ВСЕХ

Депутаты Законодательного собрания края опять потребовали от Счетной палаты РФ, чтобы она всех посчитала. Депутаты подозревают, что не все чисто в краевых энерготарифах и в целевом использовании денег за отработанное ядерное топливо. Они все спрашивают: куда уходят деньги, куда уходят деньги? Как дети, честное слово. Давно уже пора привыкнуть, что деньги имеют такие неприятные характерные качества, как прилипаемостъ и растворимость. И чтобы проследить их пути, надо смотреть внимательно, паи за наперсточником.

Комиссия по промышленности и жилищно-коммунальной политике в лице депутата Зубарева почитала заключение Счетной палаты о поступлении в краевой бюджет и целевом использовании средств за отработанное ядерное топливо от ФГУП "Горно-химический комбинат" за 2001-2002 годы. И хотя обошлось без шумных скандалов, как с краевым комитетом по управлению госимуществом, но все равно осадочек остался какой-то... неприятный. В том, что касается перечисления денег в бюджет, все оказалось верно. То есть деньги в бюджет поступили. Но вот относительно их целевого использования - хуже. Основная часть денег была направлена на капитальное строительство. И они туда действительно ушли. Но почему-то ни один из 15 объектов достроен не был. А еще со времен истории Николая Суладзе известно, что строительство с трудом поддается финансированию. В том смысле, что вкладывать в него деньги можно сколько угодно. Но получить отдачу очень сложно. Необходимо следить за их использованием не раз в два года на депутатском заседании, а ежедневно на стройплощадке. Поэтому депутаты не пришли ни к какому решению, кроме того, что на завершение всех строек понадобится еще 665 миллионов рублей. И все. Посчитали. Констатировали, как честные люди.

И еще раз растревожили Счетную палату - с требованием проверить обоснованность энерготарифов, которые в крае введены с 1 января 2003 года. Тема энерготарифов депутатам ближе, чем строительство. Потому что здесь у них есть хоть какие-то рычаги воздействия - вот в недавнем времени даже депутаты Красноярского горсовета сумели доказать в арбитражном суде завышенность энерготарифов в 2002 году. Доказали и доказали, законный повод для гордости. Привлекли внимание общественности. Правда, корыстная и себялюбивая общественность догадалась спросить: а что, теперь всем за 2002 год пересчитают платежи? Ну...- замялись депутаты. Не так это быстро... и не так просто... И вообще, если честно, то в масштабах целого города вряд ли возможно. А нынешняя депутатская инициатива вообще возникла с подачи краевой прокуратуры.

Действительно, ситуация более чем странная. Арбитражный суд выносит решение, что тарифы в 2002 году были завышены. В качестве ответной реплики Региональная энергетическая комиссия (РЭК) опять-таки повышает тарифы. Счетная палата приходит к выводу, что энерго- и теплотарифы в крае завышены на 7,4%. РЭК безмолвствует. Обоснование внезапного роста тарифов - не реально возросшие затраты, а прогноз на начало 2003 года. С точки здравого смысла бред, конечно. Это как одеваться, исключительно прислушиваясь к прогнозу синоптиков недельной давности. С точки зрения законодательства РФ тоже бред. В энергосистеме полно других, гораздо более изящных лазеек для извлечения доходов из энергопотребителей, но РЭК с упорством, достойным лучшего применения, держится за этот. Тем более что специалисты Счетной палаты пожали плечами - мол, мы вправе оценивать тарифы только с точки зрения чистой экономики, а не с точки зрения закона. То есть констатировать, например: "тарифы завышены" - пожалуйста. Но сделать следующий шаг и заявить: "это противозаконно" - уже вне компетенции Счетной палаты. А это только и может быть для прокуратуры основанием, чтобы возбудить уголовное дело. Депутатский запрос становится только следующим ходом в общей стратегии, который позволит возбудить еще одно уголовное дело против энергетиков. Схема четкая. И даже не слишком завуалированная. В частности, заместителю прокурора края Юрию Антипину предложено на одном из депутатских заседаний четко объяснить специалистам из Счетной палаты - что именно от них надо.

Схема эта, которую можно проследить с лета нынешнего года, имеет цепью показать - кто в доме хозяин. Причем сделать это до того, как "Красноярскэнерго" окончательно реструктуризируется. Потому что иначе будет поздно. Реструктуризированная энергетическая система распадается на малые энергопредприятия, а цены начинает диктовать рынок. А РЭК вообще теряет свое функциональное значение.

Другое депо, что до сих пор войнушки краевых политиков с энергетиками были похожи больше всего на ленивую игру в солдатики. То есть - без всякого практического результата в виде понижения тарифов и без попыток выстроить более совершенную энергосхему. А вдруг ненароком и понизят чего.

"Попули вокс?".

(Александр Брент "Известия - Красноярск" 05.09.03)

КОММУНАЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ КАК ЗЕРКАЛО МЕСТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

По мере того, как в наши теплотрассы и кошельки проникает жилищно-коммунальная реформа, усиливается и общественно-политический резонанс от принудительного изъятия денежных средств у населения. Подобно тому, как в конце восьмидесятых возникло движение против "квартирозахватчиков", уже несколько месяцев в Красноярском крае обсуждают вопрос о референдуме. С инициативой провести всенародный опрос выступили патриоты. Возможно, vox populi - vox del (глас народа - глас божий) уже состоялся бы. Но, по оценкам политиков и экспертов, камнем преткновения стала формулировка предполагаемого обсуждения проблемы.

Вопрос, который родился в недрах левых сил - "Согласны ли вы, что проводимая исполнительной властью Красноярского края жилищно-коммунальная политика ухудшает условия достойной жизни населения края и приводит к падению её уровня?" - без малейшего сомнения можно считать риторическим. Это все равно, что поинтересоваться: "Считаете ли вы, что Енисей впадает в Карское море?". Начиная с 1 апреля, когда заработал закон об оплате 90 процентов средств за услуги жилкомхоза, никто еще не приветствовал так называемую реформу с радостью. Даже высшие руководители региона пока скептически отзываются о темпах коммунальной "реконструкции". А народных митингов и акций протеста по этому поводу уже было более чем достаточно. Следовательно, "ухудшает" и "приводит". И, по словам самих же организаторов референдума, в случае положительного ответа красноярского электората на поставленный в бюллетене вопрос (а в таком исходе сомневаться не приходится, по законам той же риторики) судьбу злополучных 90% решила бы сессия, а точнее, вынужденно оформила бы такое решение. Напомним, что депутатский корпус уже отказался отменять тарифы, однажды введенные самой же сессией. Мотивация народных избранников оказалась вполне ожидаемой - отсутствие экономических оснований. Проще говоря, денег нет на возврат к прежнему уровню коммунальной оплаты.

О том, насколько это аргументирование звучит, наверное, стоит поговорить в другой раз. Тем более что и сами партийные руководители понимают: и без того просевший бюджет территории надувать нечем, поэтому с левого политического фланга уже звучат более сдержанные призывы - разобраться с некомпетентными работниками ЖКХ, перераспределить и сделать прозрачнее финансовые потоки "по теплотрассам".

Проблема референдума гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Она демонстрирует все пороки и слабости ветвей власти. И, будто в зеркале, отражает действительность демократического построения сибирского субъекта федерации. Разве сложно теперь ответить на следующие вопросы - управляет ли само население Красноярским краем? Сильны ли политические партии? Является ли местный парламент представительным органом власти? По сути, ответы здесь столь же однозначны, что и в запланированном патриотами "гласе народном".

Позавчера к злополучной реформе законодатели вернулись еще раз - в лице членов постоянной комиссии по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу. Как сообщает агентство i! ИА, на руках у депутатов были ~се необходимые для проведения народного опроса местные документы, а также заключения экспертно-правового управления Законодательного собрания края и Министерства юстиции Российской Федерации, официальные ответы прокурора края, Центральной и краевой избирательных комиссий. Вероятно, поэтому решение было принято быстро. По словам председателя постоянной комиссии Виктора Зубарева, "вопрос о проведении коммунального референдума так или иначе будет вынесен на сессию Заксобрания, где депутаты будут обсуждать, нравится им или нет формулировка вопроса, поставленного народниками на злобу дня".

Виктор Зубарев заявил, что он вообще является "противником использования референдума как обсуждения жилищно-коммунальной политики краевой власти и хода реформы ЖКХ, тем более что в данном случае это чисто политическая акция". По мнению депутата, такие злободневные вопросы, как ход реформы, надо в очередной раз обсудить в комиссиях, вынести на сессию, а демагогии необходимо просто избегать.

Против такого заявления выступил депутат Юрий Абакумов, который сказал, что подобный референдум даст возможность народу высказаться не только о недостатках в политике администрации края, но и отметить положительные стороны в работе краевой власти. Референдум, по мнению Абакумова, позволит вернуться к вопросу о реформе ЖКХ и социальной защите населения в период повышения коммунальных тарифов. Но, несмотря на реплики Юрия Абакумова, депутатская комиссия большинством голосов приняла решение не поддерживать инициативу "в связи с несоответствием формулировки вопроса референдума краевому и федеральному законодательству".

Как хорошо видно - депутаты в патовой ситуации. С одной стороны, они неплохо информированы и понимают, что никаких реальных сдвигов в коммунальных делах просто быть не может. А с другой, - им в силу имиджа следует тянуть политического кота за хвост, на словах сохраняя некую приверженность социальной защите народа. Интересно - все понимают всех, а знаковых сдвигов ситуации нет.

Выходит, или институты местной власти не справляются с обстановкой из-за инерции, или нормативные документы федерации страдают косностью - если один пункт параграфа душит инициативу десятков тысяч граждан (столько участвовало в протестах), то для чего вообще нужен референдум как таковой?

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

Референдум РФ наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум РФ проводится на всей территории РФ. Референдум РФ проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума РФ обладает одним голосом. Гражданин РФ голосует на референдуме РФ лично. Участие в референдуме РФ является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума РФ никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума РФ, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно (ФЗ "О референдуме РФ").

"В промышленности мы - первые".

("Красноярский рабочий" 05.09.03)

Некоторые показатели социально-экономического мониторинга регионов Сибирского федерального округа в январе-июле 2003 года.

Крайкомстат информирует, что по итогам ежемесячного мониторинга двенадцати регионов, входящих в Сибирский федеральный округ, Красноярский край по производству промышленной продукции в январе-июле 2003 года находился на первом месте (125,2 миллиарда рублей).

По сравнению с соответствующим периодом 2002 года увеличились объемы промышленного производства в одиннадцати регионах округа. Наибольшее увеличение наблюдалось в Республике Бурятия (на 20,4 процента), наименьшее - в Иркутской области (на 2,8 процента). В Красноярском крае прирост промышленного производства составил 5 процентов.

По объему инвестиций в основной капитал первое место занимает Красноярский край (15 670,3 миллиона рублей), на втором месте - Томская область (12 047,5), на третьем - Кемеровская (12 034 миллиона рублей).

По производству продукции сельского хозяйства на первом месте находится Алтайский край (14 297,5 миллиона рублей), за ним следуют Новосибирская (13 083,3) и Омская (10 587,2 миллиона рублей) области. Красноярский край - на четвертом месте (6333,7 миллиона рублей).

"Ростовская "утка" под колесами красноярского комбайна".

(Юрий Чувашев "Красноярский рабочий" 05.09.03)

Информационная канонада на полях всероссийской комбайновой войны усиливается. Не успела делегация "Ростсельмаша" несолоно хлебавши покинуть негостеприимные для нее красноярские просторы, как по страницам федеральных газет - от самых что ни на есть "объективных" официозов до откровенно жгуче-желтых всеядных изданий - синхронной волной прокатились эпические саги о "доблестных трудовых свершениях" ростовских комбайностроителей и, соответственно, о "хронических неудачах", преследующих их красноярских конкурентов.

В общем, на войне как на войне. Однако успокаиваться на этом "тихий" Дон никак не пожелал, и с его берегов в Интернет выпорхнула новая мясистая "утка" с классической гроздью развесистой клюквы в клюве. И по сайтам информ-агентств, по страницам газет, в том числе и красноярских, транзитом из Москвы пошло кувыркаться спроворенное на "Ростсельмаше" сообщение о том, что Красноярский завод комбайнов - полный и законченный банкрот и унылый неудачник, в связи с чем немощный менеджмент предприятия если не сегодня, то завтра уж точно выставят за ворота новые собственники КЗК во главе с Сергеем Генераловым, прикупившие по случаю большую часть его акций.

Не очень умно, конечно, сработана "сенсация", зато задорно. Если не сказать - нахально. Потому что "утка" ростовская вылупилась на свет божий буквально за несколько часов до того, как делегация Красноярского края во главе с губернатором Александром Хлопониным вылетела в Кустанай, где состоялась встреча с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и было подписано соглашение о торгово-экономическом, научном и культурном сотрудничестве с Кустанайской областью. Это был ответный визит после недавнего приезда в Красноярск кустанайской делегации во главе с акимом (губернатором) Умирзаком Шукеевым.

Так вот еще в ходе переговоров на берегах Енисея заместитель губернатора Юрий Олейников, представлявший краевую власть во время отпускного отсутствия Александра Хлопонина, особо подчеркивал, что встреча эта по сути подготовлена президентом "Агромашхолдинга" Юрием Коропачинским и гендиректором ПО "Красноярский завод комбайнов" Олегом Кирилловым. Именно они, в силу своих профессиональных интересов заинтересованные в развитии связей между двумя регионами, и помогли властным структурам с обеих сторон навести мост между Красноярском и Кустанаем.

И уже на казахстанской земле красноярцы быстро перешли от слов к делу. Тем более что одним из существенных пунктов программы визита было посещение возвращенного сибиряками к жизни завода "Кустанайдизель". Важность этого события для экономики Казахстана и Красноярья дружно отметили и Нурсултан Назарбаев, и Александр Хлопонин. Равно как и воздали по заслугам менеджменту "Агромашхолдинга", реанимировавшему предприятие после долгих лет простоя.

Как сообщил вчера "Красноярскому рабочему" по телефону из Кустаная начальник управления информации "Сибмашхолдинга" Василий Рябинко, успешно прошла и презентация техники "Агромашхолдинга" на полях сельских районов Кустанайской области. Красноярские комбайны и волгоградские тракторы испытания прошли достойно. Так что, пока из Ростова летят "утки", красноярцы осваивают новые рынки. Что ж, каждому свое.