Отступление в Африке, на Ближнем Востоке и в СНГ: таджикские эксперты об итогах работы Сергея Лаврова
"Чтобы перечислить все промахи Лаврова, страниц не хватит, но результат очевиден и его можно обобщить: первое, Россия перестала быть мировой державой, полностью потеряно влияние на африканском континенте, проиграна битва за арабский мир", - заявил Дустов. По его словам, судьей в борьбе между саудитами и иранскими клерикалами на огромном и очень важном пространстве с большими энергетическими запасами стал "дядя Сэм", разрешающий китайским коммунистам вкладывать в инфраструктурные проекты. "Последняя страна в исламском мире - Иран перестал видеть в России надежного союзника, вера сотен миллионов людей из стран т.н. "третьего мира" в то, что Москва является центром силы и мощной самобытной цивилизацией, утрачена. В Африке и на Ближнем Востоке русские ныне - "самобытные" туристы. При всем при этом, правящая политико-олигархическая верхушка "умудряется" сохранять петровское наследие - мечту обмыть сапоги в теплых морях, совершенно не думая, что сапоги давно дырявые, и вообще их уже никто и не носит. Новое путинское евразийство - тому яркое подтверждение: крах и дальнейшее переподчинение китайским запросам, которое мы увидим к концу срока президентства Путина", - считает Дустов.
Он также отметил, что Россия, не имея четко продуманной стратегии в
Саймуддин Дустов также считает, что Кавказ, в том числе и Северный, с каждым днем все более убеждается, что грузинская модель и реформы - "это наилучший путь развития". "В этих условиях, зачем Лавров понадобился Путину-3 не подается логике, разве, что на случай списания очередных промахов, или, может быть, ему нравится, как он одевается и круглогодично сохраняет загар? В то время, как Россия Путина в силу ряда объективных причин в экономическом и даже социальном плане встала или скорее встает с колен, внешняя политика Россия провальная и в этом большая "заслуга" "мистера хороший загар". Господин Лавров в моем субъективном понимании - интеллигентнейшей сударь, но не государственник масштаба министра иностранных дел Российского государства", - заключил Саймуддин Дустов.
Другой таджикский политолог,
Эксперт считает, что Сергей Лавров является одним из немногих министров, которые не вызывают явного раздражения и открытого неприятия, как в российском обществе, так и среди оппозиции. "Первое его назначение на пост министра иностранных дел в 2004 году во многом совпало с началом более жесткого и прагматичного курса внешней политики России, как в дальнем, так и в ближнем зарубежье. Именно поэтому Сергей Лавров ассоциируется у многих с более активной позицией по отстаиванию геополитических интересов страны, что значительно повышало его шансы остаться в должности и в новом кабинете. Несмотря на то, что Сергей Лавров большую часть своей профессиональной деятельности специализировался в области внешней политики в отношении дальнего зарубежья, в период его нахождения у руля внешней политики России произошел достаточно серьезный сдвиг в области интеграции со странами СНГ. Это и заключение Таможенного Союза и попытки (пока с относительно скромным результатом) оживить СНГ и активизация по оживлению других интеграционных процессов. Полагается, что в период своего дальнейшего пребывания в должности Сергей Лавров сконцентрируется на реализации основных положений путинской программы по созданию
При этом, он считает, что с одной стороны, это означает проведение еще более жесткого курса в отношении тех постсоветских стран, которые якобы отклоняются слишком далеко в сторону "многовекторной" внешней политики. "Такой жесткий курс неоднозначно воспринимается во многих странах СНГ, в том числе и в Таджикистане. Многие полагают, в частности, что слишком часто действия таджикского руководства без достаточных оснований интерпретировались как антироссийские (как например, отказ от российских окончаний фамилий у ряда таджикских чиновников или принятие закона о языке в Таджикистане). Соответственно, это влекло за собой ответные жесткие меры российского руководства, от чего страдали как простые граждане, так и сфера взаимоотношений между двумя странами. В этой связи, периоды охлаждений российско-таджикских отношений принимают все более продолжительный характер - причем, зачастую для этого нет ни объективных причин, ни достаточных оснований. В этой связи, можно предположить, что российский МИД зачастую недостойно учитывает местную специфику стран СНГ (в том числе и Таджикистана); столь же часто реакция российского внешнеполитического ведомства носила скорее эмоциональный, чем рациональный характер (как, например, в случае реакции на принятие закона о языке в РТ). Отсюда можно сделать вывод, что, будучи специалистом по дальнему зарубежью, Сергей Лавров не проявляет такого же глубокого понимания специфики стран СНГ, в результате чего успехи российской дипломатии на данном направлении остаются до сих пор относительно скромными", - считает Парвиз Муллоджанов.