Илья Галинский: Основания и перспективы интеграции Приднестровья в Россию
ИА REGNUM публикует поступивший в редакцию доклад директора института истории, государства и права Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко
Основания и перспективы интеграции Приднестровья в Россию
Сегодняшняя общественно-политическая ситуация в Республике Молдова далека от благодушия. Несмотря на почти 200-летнее нахождение в составе России, значительная часть современного молдовского общества геополитически явно ориентирована на Атлантическую Европу, а при определенном развитии внутриполитической обстановки, даже готова к объединению с Румынией. Разумеется, это не является результатом реально-объективного осмысления молдаванами своей идентификационной сущности и перспективы государственного развития, скорее, волевого навязывания молдавскому обществу правящим политическим классом соответствующих идеологических и политических предпочтений и геополитических ориентаций. Иначе говоря, реализуя свой "проевропейский" геостратегический курс, провозглашая вступление в
Совершенно иная, зеркально противоположная, ситуация сложилась исторически в Приднестровье, которое на два десятка лет раньше, чем Бессарабия-Молдова, освободилось из под османского ига и вернулось в материнское ментальное поле России, не связанное как Молдова с Румынией национальными и языковыми комплексами и путами. Россия, российское государство всегда воспринималось жителями Приднестровья, как государство свое, как Отчизна, как Родина.
Приднестровье, собственно говоря, никогда и не выходило из состава России, а затем Советского Союза. Созданная в 1924 году МАССР функционировала как составная часть СССР - Большого русского государства. Находясь с 1940 года в составе Молдавской союзной республики Приднестровье, прежде всего, оставалось русской, российской землей.
Образовав в 1990 году в силу жизненной необходимости приднестровское государство, жители Приднестровья защищали и спасали здесь, в первую очередь, "Русский мир": русский язык, российскую историю, русскую наднациональную духовную культуру, которые всегда считали ментально своими. В этой связи, особо хотелось бы акцентировать внимание на том, что приднестровское государство, было создано не за политико-географическими границами Советского Союза, не путем юридического выхода из его состава, как поступила, например, Молдова, а фактически как новая союзная республика в составе Большой России - тогдашнего Советского Союза. И если бы политическое руководство СССР в лице
Все 22 года своего вынужденного раздельного с Россией проживания приднестровское государство и общество делали все для того, чтобы не просто сохранить здесь, в Приднестровье, "русский дух", "русскую ауру", российские культурные ценности и традиции. Они активно инициировали всевозможные шаги, для формального и неформального вхождения и включения приднестровского социума в политическое, экономическое, информационное и культурно-образовательное пространство Российской Федерации.
О силе желания и искренности приднестровцев, стремящихся вновь юридически стать составной частью Великой России, можно судить по впечатляющим результатам всенародного референдума 2006 года, на котором преобладающее большинство населения Республики высказалось за перспективное вхождение в состав Российской Федерации. В данном контексте небезынтересно будет отметить, что системно проводимые в Приднестровье социологические исследования показывают, что число его граждан, ориентирующихся на вхождение в состав российского государства, даже больше на несколько процентов, чем то, которое выступает за сугубо независимый статус Республики, как государства отдельного от России.
Крайне важно упомянуть и о том, что в Приднестровье на самом высоком уровне, при максимальной всенародной поддержке, была инициирована процедура адаптации и гармонизации Конституции и всего приднестровского законодательства к Конституции и законодательству Российской Федерации. Сразу же после провозглашения Приднестровского независимого государства, научно-образовательная система Республики была сориентирована на Россию, а позже, де-факто, и отчасти де-юре, стала составной частью российского научно-образовательного пространства. То же самое, в контексте проводимой адаптации и ориентации на интеграцию с Россией, во многом происходит и по другим направлениям, в других сферах общественной жизни Приднестровья. Иначе говоря, приднестровское общество и государство осознанно и целеустремленно создают объективные условия и предпосылки, для неизбежной интеграции, а точнее (именно так считает большинство приднестровцев) - реинтеграции в российское государственное поле.
Перспективы этой реинтеграции, на наш взгляд, имеют два аспекта: внутренний и международный. Внутренний, который отчасти мы уже затронули, имеет очень мощный консолидированный потенциал. В самое последнее время, с приходом новой политической команды президента
Руководством Республики также рассматриваются возможные варианты вхождения Приднестровья в российскую рублевую зону; поиск механизмов, которые позволили бы замкнуть приднестровский экономический потенциал, в основном, на российские общественно-государственные потребности; варианты использования выгодного геополитического положения Приднестровья в русле реализации, жизненно важных для России, национальных интересов. Об этом, кстати, довольно предметно говориться в тексте Указа президента России
Международный аспект, который является более проблемным и непредсказуемым, включает в себя два видимых и относительно самостоятельных ресурса. В первую очередь, речь идет о стратегии и тактике политического поведения, в том числе, в отношении Приднестровья со стороны Республики Молдова и ее западных союзников, прежде всего Евросоюза, США,
В отношении Приднестровья этими фигурантами в последнее время избрана маскирующая тактика умиротворения, убаюкивания и лишения бдительности населения и политической элиты Республики, в целях постепенного включения ее в состав Молдовы на птичьих правах автономии. Громкие же заявления, подобные, например, этому - "восстановление территориальной целости Республики Молдова должно осуществляться в целях обеспечения благоприятных условий для всестороннего, гармоничного и свободного развития каждого отдельного гражданина, общества и государства" - иначе как профанацией и не назовешь.
Просчитывая все эти нюансы и скрытые от глаз политические капканы, приднестровцам, конечно же, нет никакого смысла ориентироваться в любой форме на нечто государственное общее с Молдовой. Время надежд, связанное с реализацией Меморандума 1992 года "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" безвозвратно осталось в прошлом.
Видя, что приднестровцы, как, кстати говоря, и значительная часть жителей Молдовы, отвергают унионистский государственный проект, проект интеграции с Румынией, западные политики, аналитики и политтехнологи в самое последнее время, в тактических целях, начали демонстративно, якобы, отказываться от этой политики. Так, например, эксперты Румынского Центра европейских политик предлагают румынским властям временно заявить о поддержке молдовской государственности, для того чтобы создать в этом регионе противовес России, внешне ослабить румынизацию Молдовы, дабы не поляризовать общество и не пугать Приднестровье. Однако, совершенно очевидно, что это чистой воды политическая разводка, попытка обмана с использованием латентной маскирующей тактики. Вспомним в этой связи, хотя бы, недавние откровения президента Румынии
Разумеется, интеграционная политика Приднестровья ориентированная на Россию, не может реализовываться без политической поддержки и согласия ее высшего руководства. В этой связи необходимо заметить что, не отвергая настойчивое стремление населения Приднестровья интегрироваться в состав России, политическое руководство Российской Федерации до самого последнего времени, скажем так, держало "в уме" вариант переориентации всей Молдовы (то есть, вместе с Приднестровьем) на российский вектор, как более предпочтительный.
Вместе с тем, в связи с недавним перераспределением властных полномочий в российском государстве, формированием новой политической команды Владимира Путина, переосмыслением и перезагрузкой российской внешней политики, на приднестровском направлении происходят явные подвижки в сторону оптимизации в Приднестровье российского политического, экономического, гуманитарного и даже военного присутствия. И, соответственно, резко возрастают интеграционные российские перспективы Приднестровской Молдавской Республики. Особенно рельефно это проявилось в период официального визита в Приднестровье вице-премьера России, специального представителя президента Российской Федерации по Приднестровью
Таким образом, мы можем констатировать, что видимое изменение тональности в стратегии и тактике российской внешней политики в отношении Приднестровья, четкое позиционирование Россией Приднестровья как политического, государственного субъекта; наполненный большим, позитивным для Республики содержательным потенциалом, визит Дмитрия Рогозина; откровенное выступление в Тирасполе на круглом столе, посвященном 15-летию Меморандума 1997 года, специального представителя РФ по приднестровскому урегулированию