На саммите НАТО в Чикаго страны-члены НАТО договорились о запуске первой фазы системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе. Сообщается, что ее запуск будет означать, что базирующийся в Турции американский военный корабль, оснащенный радаром и противоракетами, будет передан под контроль командования базы НАТО в Германии. Всего систему ПРО планируется выстроить в четыре этапа, и завершить в 2018 году. Ее элементы будут развернуты на территории нескольких стран, в частности, Польши, Румынии, Чехии, Турции, Нидерландов и Испании. По оценке старшего научного сотрудника Международного института стратегических исследований (МИСИ) Великобритании Майкла Эллемана, это может привести к тому, что указанные страны пересмотрят свою политику в отношении России. Во всяком случае, в российско-турецких отношениях уже стали проявляться "нотки напряженности".

На днях официальный представитель МИД России заявил, что "проведение в Анкаре антироссийских мероприятий, участники которых прямо угрожали территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан, недопустимо и омрачает диалог двух стран". Речь идет о состоявшейся в Стамбуле 12 мая Международной конференции по Кавказу, по итогам которой была принята соответствующая декларация. Как отметил официальный представитель МИД России, "эти сборища стали возможными при попустительстве турецких властей". Ранее официальная Анкара старалась воздерживаться от подобных акций. Интересно, как бы отреагировала Турция, если бы Россия позволила провести в Москве форум Курдской рабочей партии?

И не только это. МИД Турции обратился к иностранным нефтегазовым компаниям с призывом воздержаться от участия в разработке нефтегазовых месторождений на шельфе Кипра. Среди претендентов на 12 шельфовых блоков, общие запасы газа на которых оцениваются в сотни миллиардов кубометров, числятся не только итальянские компании ENI и Edison, корейская Kogas и малайзийская Petronas, но и россияне. Точнее, компания НОВАТЭК, подавшая заявку совместно с французской TOTAL и "Газпромбанком". Наверное, Москва могла бы действительно воздержаться от участия в этом проекте. Однако появились нежелательные привходящие факторы, прежде всего, ПРО.

НАТО уверяет, что ПРО в Европе предназначена только для отражения ракетной угрозы со стороны Ирана, который подозревают в создании ядерного оружия и баллистических ракет для его доставки до цели. Но, как считает глава аналитического центра "НАТО Вотч" Ян Дэвис, в настоящее время и ближайшие несколько лет у Ирана не будет возможности атаковать Североатлантический альянс. Кроме того, НАТО, являясь трансатлантической организацией по обеспечению безопасности, не принимает участия в решении иранской ядерной проблемы, поэтому не ясно, почему альянс начал рассматривать Иран в качестве наибольшего предполагаемого врага.

На днях в Багдаде должен состояться очередной раунд переговоров в формате Иран-"шестерка". В этой связи представитель МИД Ирана, принимая в Тегеране представителей ИА REGNUM, заявлял, что предстоящие в Багдаде переговоры должны ознаменоваться важными достижениями: Иран готовит компромиссные предложения по работе инспекторов МАГАТЭ, но в обмен на отмену санкций против Ирана. По словам иранского дипломата, "только такой подход докажет серьезность намерений партнеров Ирана вести диалог с этой страной".

Но после саммита НАТО в Чикаго становится очевидным факт, что Брюссель разыгрывает в своих интересах иранскую "карту": сохранять Тегеран в образе мирового пугала до того, как в 2018 году США и НАТО завершат размещение систем ПРО. Причем, похоже, что смена позиций в Вашингтоне и НАТО произошла уже по ходу саммита "большой восьмерки" в Кэмп-Дэвиде. В отношении Ирана президент США Барак Обама заявил буквально следующее: "Мы все твердо привержены продолжению использования нынешнего подхода, который предусматривает применение санкций и давления в комбинации с дипломатическими дискуссиями. Наша надежда заключается в том, что мы сможем решить этот вопрос мирным путем при уважении суверенитета Ирана и его прав в международном сообществе, но при одновременном понимании его обязательств".

До саммита "Большой восьмерки", действительно, стороны высказывали благоприятные прогнозы относительно их исхода. Но в последний момент премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил: "Должен сказать, что мы не видим вообще никаких доказательств того, что Иран серьезно думает об окончании своей ядерной программы". Более того, если раньше Турция призывала к тому, чтобы иранская ядерная проблема обсуждалась в пакете с наличием у Израиля ядерного оружия, то на сей раз и власти Турции заявили, что, оказывается, "ведением переговоров с МАГАТЭ и "шестеркой" посредников, Иран тянет время, а не пытается найти серьезный выход из положения". Означает ли это возрождение альянса между Турцией и Израилем, утверждать пока сложно. Но то, что это не способствует укреплению сотрудничества Турции со своим соседом - Ираном, очевидно. Тем более, что Анкара и Тегеран "скрестили шпаги" и на сирийском плацдарме. Наконец, заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, на днях выражавший "осторожный оптимизм" относительно предстоящих переговоров в Багдаде Иран-"шестерка", заявил, что " Россия обеспокоена изменением позиции ряда стран в сторону военного решения ситуации вокруг Ирана". По его словам, "мы периодически имеем сигналы, публичные и по закрытым каналам, что эта опция сейчас воспринимается в некоторых столицах как гораздо более применимая ко всей этой ситуации (вокруг Ирана), чем до сих пор".

Что дальше? Вообще, предполагалось, что развертывание системы ПРО в Европе президенты США и РФ обсудят во время саммита "большой восьмерики" в Кэмп-Девиде. Однако из-за того, что Россию на этом саммите представлял премьер-министр Дмитрий Медведев, приветствовавший "преемственность в перезагрузке в российско-американских отношениях", вряд ли можно сделать вывод о возможности достижения на этом направлении какой-либо конкретной договоренности. Правда, генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что диалог с Россией по вопросам противоракетной обороны продолжится. Но как - никто не знает.

Если Россия продолжает считать ПРО угрозой для своей национальной безопасности, то должна будет предпринимать адекватные ответные меры. К примеру, Россия может разметить в Калининградской области и в Белоруссии тактические ракетные комплексы "Искандер". Аналогичные меры необходимо будет предпринять и в отношении радарной системы Турции, рассмотреть возможности возобновления военно-технического сотрудничества с Ираном. Наступает время действовать.