Владимир Веретенников: Почему Сейм Латвии объявил войну всенародным референдумам?
На днях Сейм Латвии поддержал во втором чтении законопроект, предусматривающий отказ от оплаты государством второго этапа сбора подписей за организацию референдумов. И если данные поправки к закону будут утверждены окончательно, то инициаторам всенародных голосований придется самим собирать требующиеся для этого подписи 10% избирателей Латвии (около 150 тысяч человек). Однако, многие представители политической элиты и общественности встретили данный законопроект резко отрицательно - усмотрев в нем посягательство на свободу народных волеизъявлений и стремление окончательно сосредоточить все власть в руках политических партий.
Борьба с популизмом или зажим демократии?
Главным инициатором предлагающихся поправок стала коалиционная партия "Единство". 26 апреля за поправки к закону "О народном голосовании и предложении законов" проголосовали 49 депутатов правящей коалиции, против - 36 представителей оппозиционных фракций. Теперь, для того, чтобы утвердить их окончательно, необходимо провести третьи чтения. В чем же заключается разница между нынешним порядком и предлагаемым? В настоящее время сбор подписей для организации референдумов принято проводить в два этапа. На первом этапе требуется собрать 10 тысяч подписей - за счет инициаторов. Когда они уже имеются в наличии, то второй этап сбора подписей проводит уже Центральная избирательная комиссия (ЦИК) на государственные средства. Если на втором этапе законопроект поддержит не менее десятой части избирателей, то его передают на рассмотрение в парламент. Коли Сейм не проявляет сговорчивости, то проводится референдум. Однако, как предлагают авторы новых правил, старый порядок организации референдумов станет применяться лишь в тех случаях, когда речь идет о возможном роспуске Сейма. Для этого по-прежнему будет достаточно лишь первых 10 тысяч подписей, оплаченных из кармана инициаторов - а потом оплату подписных листов обеспечит ЦИК. Во всех остальных случаях подписную компанию всегда придется проводить лишь целиком за счет инициаторов. При этом подписи можно будет собирать и электронным путем, через интернет. После того, как требуемое количество подписей (с указанием имени, фамилии, персонального кода и даты), вкупе с текстом готового законопроекта или поправок к Конституции, которые "инициативщики" стремятся воплотить жизнь, подается в ЦИК, последние передают их в Сейм. Дальше все по старому - если парламент не утверждает предлагаемый проект, проводится референдум. Впрочем, у ЦИКа появится право на отказ в регистрации поданного законопроекта: если не соответствует необходимым требованиям инициативная группа (в качестве таковой должна фигурировать какая-либо политическая партия или группа из 10-15 избирателей) или если сам проект "не полностью разработан формально и содержательно". Разумеется, с точки зрения самих разработчиков новых правил организации референдумов, ни о каком "зажиме демократии" речи не идет. Один из них, депутат Сейма от партии "Единство", член парламентской юридической комиссии
Готтентотская мораль
Однако, один из известнейших политиков Латвии, мэр Вентсписа
И действительно, оснований для подобной критики имеется предостаточно. За последние годы в Латвии прошел ряд референдумов. Наиболее урожайным на такого рода мероприятия выдался август 2008 года. Так, 2 августа состоялось всенародное голосование по поправкам к Конституции, предусматривающим предоставление народу права инициировать роспуск Сейма. На тот момент данный референдум стал третьим по посещаемости за всю историю постсоветской Латвии - к урнам пришли более 610 000 латвийцев, абсолютное большинство из которых проголосовало за введение права досрочного роспуска Сейма. Впрочем, все равно этого количества оказалось недостаточно для принятия предлагаемых поправок - и позднее они были утверждены чисто парламентским путем. Неудивительно: на тот момент у власти находилось правительство Ивара Годманиса, представлявшего партию ЛПП/ЛЦ, в силе была "
Спустя три недели, 23 августа, состоялся еще один референдум - на этот раз его предметом стало утверждение поправок к закону "О государственных пенсиях", предусматривающих повышение коэффициентов расчёта минимальной пенсии по возрасту. В числе одного из главных инициаторов данного референдума стало "Общество за другую политику", позже оказавшееся одним из соучредителей "Единства". Другой будущий опорный столп "Единства", партия "Новое время", также всецело поддержала эту инициативу. И хотя вновь необходимое количество голосов не было набрано, оппозиция опять по полной использовала факт прошедшего референдума для критики власти. В настоящее же время "Единство", крайне встревоженное как прошедшим языковым референдумом, так и готовящимся всенародным голосованием за права неграждан, стремится свести к минимуму возможность подобных мероприятий. Сейчас представители коалиции доказывают, что необходимость оплаты сбора подписей для организации референдумов висит на шее государства тяжким камнем, который надобно скинуть. Между тем, в июле 2008-го, в преддверии двух вышеупомянутых всенародных голосований, нынешний генеральный секретарь "Единства" Артис Кампарс внес предложение вдвое увеличить количество участков для сбора подписей на втором этапе подготовки референдумов. Данное предложение поддержки не нашло - в силу необходимости выделять деньги на его реализацию. В ответ А. Кампарс разразился негодующей речью: "Коллеги! Как известно, демократия - дело не дешевое. Простейший и дешевейший режим управления - это авторитаризм. Поэтому я думаю, что в данной ситуации финансовым аргументам, направленным против этой возможности граждан участвовать в политических процессах и высказать свою волю, нет места". Таким образом, демонстрируется готтентотская логика: одинаковые действия могут расцениваться как положительно, так и отрицательно - в зависимости от степени выгоды или невыгоды от них в данный конкретный момент.
О референдумах можно забыть?
Впрочем, даже если поправки к закону о народном волеизъявлении будут приняты, вряд ли они успеют повлиять на проведение референдума о негражданах. Рижский юрист Илларион Гирс в беседе с ИА REGNUM высказался на сей счет следующим образом: "Что касается референдума по отмене массового безгражданства, то он должен пройти по тому юридическому уложению, которое было в силе на момент начала процедуры сбора подписей за его организацию. Ведь закон обратной силы не имеет - поэтому, поправки, если их примут, в данном случае не могут быть действительными. Впрочем, даже если правящие настоят на том, чтобы эти поправки оказались отнесены и к референдуму по негражданам, то все равно, надеюсь, инициативу можно будет довести до конца. К тому же, тут обнаруживается и существенное преимущество - если действительно узаконят возможность голосовать по интернету, то это существенно облегчит дело".
Напротив, правозащитник
...На данный момент поправки к закону о референдумах окончательно еще не утверждены Сеймом. Однако, судя по всему, процесс будет доведен до конца, и закрепленная в Конституции возможность организации всенародных голосований останется чисто номинальной. А это, в свою очередь, серьезно изменит весь политический климат в Латвии.