Самвел Мурадян: Проблемы избирательных списков Армении - козни властей или фиаско сферы ИТ?
Списки избирателей в Армении содержали ошибки традиционно и всегда использовались для раздувания недоверия к результатам выборов. В преддверии предстоящих в мае парламентских выборов, стремясь повысить уровень организации выборов, власти инициативно подхватили лозунг "за честные выборы" и обещали сделать даже невозможное, чтобы они были таковыми. Власти сами обострили внимание общества на списках избирателей, разместив списки с подробными личными данными в Интернете, что для страны, находящейся в таком "доброжелательном" окружении, - шаг беспрецедентный.
Идеальность этих списков и их открытость должны были послужить лучшим началом кампании "за честные выборы". Надо признать, что в республике для этого были, казалось бы, лучшие условия. Чуть ли ни каждый день СМИ объявляли об успехах в вопросах учета населения. По утверждению чиновников, над этим работали лучшие программисты республики, благодаря чему были остановлены крупномасштабные хищения в пенсионной системе по части выплат пенсий умершим лицам и выехавшим из страны. Говорили об успехах внедрения новой паспортной системы, где участвуют лучшие компании мира, и что, наконец-то, в июне 2012 года у граждан Армении появятся новые биометрические паспорта, обеспечивающие высокий уровень доверия развитых стран при выдаче виз гражданам Армении.
На этом фоне появление в списках избирателей данных бывшего президента Национальной академии наук, бывшего директора Ереванского института математических машин ныне покойного
При заранее известной остроте вопроса необходимости обнародования идеальных списков как могло просочиться туда столько явных ошибок? С "признаниями" полиции в том, что благодаря вновь прилагаемым усилиям выявлены новые записи данных умерших граждан, складывается впечатление, что это процесс не только запоздавший, но и бесконечный и, что министерство социального обеспечения скрывает от полиции данные, получаемые у минюста об умерших гражданах. Однако получше ознакомившись с ситуацией, становится ясно, что полицию, в частности, и власть вообще подставили горе специалисты информационных технологий, в последние годы облепившие премьер-министра страны
Видимо, разработчики новой паспортной системы настолько поглощены биометрией, что полностью проигнорировали проблемы с текстовой частью паспортных данных. Очевидно, что обвинять в этом полицию все равно что обвинять работающего на плохом станке рабочего в браке. Вполне понятна позиция заместителя начальника полиции
Другой тип обнаруженных в списках ошибок - пары записей с почти одинаковыми персональными данными. К примеру, в одном округе числится избиратель Погосян, а в другом Пагосян, а все другие данные: имя, отчество, день, месяц и год рождения - идентичны. Если для американца или русского фамилия Пагосян вполне приемлема, то для любого армянина совершенно ясно, что такого быть не может - это Погосян и есть. В мировой практике известно, что такие "опечатки" используются для обхода каких-то препятствий, уклонения от обязательств или преследования. Число сомнительных строк такого рода составляет менее 10 тысяч и совершенно недостаточно для подлога при выборах. Однако их нахождение в идеально проверенном списке вполне достаточно для подрыва доверия к самому списку.
Возникает вопрос, при грандиозной работе, проведенной полицией для проверки списков, имелась ли возможность осуществить глобальную чистку сомнительных данных и выпустить реально идеальные списки? В системе контроля границ Армении применены технологические методы, позволяющие выявлять созвучные личные данные при розыске уголовно преследуемых и нежелательных для въезда в страну лиц. В паспортной системе республики внедрена та же технология для проверок по личным данным лиц, предъявляющих на границе справки об утере паспорта и других вызывающих сомнения случаях.
Эффективность применяемых технологических решений не раз являлась предметом гордости Армении перед экспертами самого высокого калибра, как российских, так и американских и европейских. Видимо, специалисты, внедряющие новую паспортную систему, не сочли возможным применить "старую армянскую" систему совместно с новейшими достижениями мирового уровня, но и не внедрили ничего лучшего. А значит, десятки миллионов долларов, выделенных на внедрение новой паспортной системы, потрачены лишь на закупку и внедрение аппаратуры записи биометрических данных.
Конечно же, внедряющие оборудование зарубежные специалисты сделают свое дело, они уйдут с честью и при деньгах. Но понятно и то, что горе-специалисты, внедряющие столь дорогой проект и не применившие даже уже существующие высокотехнологические методы поисков "двойников" в столь ответственной задаче, как составление списков избирателей, не собираются применять такие технологии вообще. То есть полиции и, по всей вероятности, пограничной службе Армении в скором будущем улыбается перспектива иметь возможность биометрической проверки принадлежности документа предъявителю, но в случае "ошибочного" знания личных данных запрашиваемого или контролируемого объекта они будут практически лишены возможности проследить перемещения этого лица по записям личных данных.
Как заявляет бывший министр юстиции
В сложившейся ситуации остается надеяться, что прагматичная, конструктивная часть партии власти в лице ее лидера
Генеральный конструктор ЗАО "Авиаинфотел", автор системы пограничного контроля Армении Самвел Мурадян