Визит Рогозина: "Рогозин, Путин и Шевчук боятся Молдавии, являющейся абсолютным синонимом Румынии". Молдавия - Россия: "Любая форма приднестровского урегулирования, которая не предусматривает безоговорочного вывода российских войск, является завоеванием". Переход к одномандатным выборам в парламент: "Как быть с Приднестровьем и диаспорой?" Евроинтеграция: "В обозримом будущем Молдавия продолжит сталкиваться с недоверием Европы".

Визит Рогозина: "Рогозин, Путин и Шевчук боятся Молдавии, являющейся абсолютным синонимом Румынии"

Визит Дмитрия Рогозина в Кишинев и Тирасполь еще раз высветил неадекватность правящего в Молдавии Альянса, который сам не знает, чего хочет, и предпочитает не решать реальные проблемы, а, как страус, прятать голову в песок, делая вид, что все хорошо и никаких проблем не существует, пишет "Панорама". После провала Меморандума Козака Москва почти девять лет хранила молчание по поводу ситуации в Приднестровье и своих отношений с Молдавией. Время от времени на авансцену выходил санитарный врач Геннадий Онищенко, который все эти годы был главным российским лицом, ответственным за отношения с Молдавией. После избрания президентов в России и в Молдавии, когда стало ясно, что в Москве шесть лет у власти будет Владимир Путин, а в Кишиневе еще три года будет править АЕИ, политический тяжеловес Рогозин был назначен на двойной пост ― сопредседателя российско-молдавской межправительственной комиссии и спецпредставителя президента РФ по Приднестровью.

На этой неделе он посетил с первым визитом Кишинев и Тирасполь, продолжает "Панорама". То, как повел себя и что сказал представитель России после девятилетнего молчания Москвы по поводу происходящего в Молдавии и Приднестровье, повергло в шок и растерянность официальных лиц в Кишиневе и окрылило приднестровцев. Но на самом деле Рогозин не сказал ничего нового и неизвестного. Он сказал, что Россия продолжит свою миротворческую операцию в Приднестровье, что она не только не выведет оттуда своих военных, но проведет перевооружение и переоснащение воинских частей в регионе в соответствии с общим планом модернизации вооруженных сил РФ, рассчитанным, как минимум, на ближайшие 10 лет. Он сказал, что Россия не будет вывозить боеприпасы со складов в Колбасне, а будет их утилизировать на месте, если же состояние позволяет ― продлевать сроки хранения. Он сказал, что Россия продолжит оказывать Приднестровью финансовую помощь, будет и дальше поддерживать своих соотечественников, хотела бы открыть в Тирасполе как консульство, так и бюро спецпредставителя, то есть самого Рогозина, по Приднестровью. Он сказал, что, если Кишинев не признает самостоятельность Приднестровья, то ему придется самому отвечать по долгу региона за газ в размере свыше 3 млрд. долларов, которые формально "висят" на молдо-российском СП "Молдова-газ". Он сказал, что политики в Кишиневе должны определиться, чего они сами хотят, какова их идентичность, куда они намерены вести страну. Он высказался против унии Молдавии с Румынией, предупредив, что, если она произойдет, Приднестровье в Румынию не пойдет, а останется самостоятельным.

Рогозин не сказал ничего такого, чего Россия не говорила бы раньше, за исключением разве что намерения открыть в Тирасполе бюро своего спецпредставителя, пишет "Панорама". Но заявления Рогозина вывели из равновесия молдавские власти, потому что впервые за многие годы все это было сказано в концентрированной, систематизированной форме, причем местом, где были сделаны все эти важные заявления, был избран не Кишинев, а Тирасполь. Москва сказала, чего она хочет и как она видит различные варианты развития ситуации. Кишинев пока ничем не ответил, если не считать срочное приглашение на брифинг в правительство западных послов. Власти Молдавии, наверно, думали, что, раз они не слышали от российских представителей подобных вещей почти 10 лет, то уже никогда и не услышат. Но проблемы не рассосались сами собой, и когда властям о них просто напомнили, они растерялись. А мысль о том, что эти проблемы надо бы еще как-то и решать, приводит политиков, дипломатов и экономистов в прострацию, потому что они просто не представляют себе, как можно вернуть долг в 3 млрд. долларов или заставить российских военных уйти из Приднестровья.

Рогозин выложил на стол целую колоду козырей, которые молдавским политикам, кроме русского мата, крыть нечем, продолжает "Панорама". Можно себе представить, что случится с одним лишь газовым долгом, если "Газпром" вдруг решит переуступить его какой-нибудь третьей компании, которая, заручившись решениями судов, заберет у правительства за долги все, что только можно. И таких рычагов у России много - вплоть до признания независимости ПМР и размещения там радара для слежения за американской ПРО в Румынии.

У Кишинева есть лишь один инструмент противодействия давлению Москвы - поддержка Запада, пишет "Панорама". Он, очевидно, продолжит оказывать Молдавии финансовую и политическую помощь, но идти из-за нее на открытый конфликт с Россией не станет. Запад и Россия очень тесно сотрудничают во многих областях. Они реализуют экономические проекты на триллионы долларов. Им нужно находить общий язык по многим действительно важным проблемам международной политики. Молдавия, увы, если и входит в список этих проблем, то не в первую, и не во вторую их десятку. Ею будут заниматься по остаточному принципу.

Если Россия, ЕС и США придут к какому-либо согласию по поводу приднестровского урегулирования, то Кишиневу и Тирасполю об этом сообщат и принудят к реализации утвержденного в больших столицах плана, продолжает "Панорама". Если не договорятся, ситуация так и будет оставаться замороженной. Бухарест, которому никакое Приднестровье не нужно, будет и дальше работать против реинтеграции Молдавии. Официальная доктрина двух румынских государств (Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе, - ИА REGNUM), отказ подписать с Молдавией базовый договор и договор о границе, непризнание молдавского народа как такового, финансирование "пятой колонны" в Бессарабии - все эти действия Румынии подрывают Молдавское государство, не способствуют его реинтеграции и льют воду на мельницу сепаратизма.

Дипломаты могут всю жизнь заниматься туризмом за казенный счет в формате "5+2", но так и не приблизиться к политическому решению приднестровской проблемы, пишет "Панорама". Время работает против Молдавии. Это ей нужно восстановить свою территориальную целостность и развиваться как государство. В сказки про евроинтеграцию уже мало кто верит. На одних "еврокапризах" далеко не уедешь. Россия же, как и Приднестровье, никуда не торопятся. Они могут ждать еще 20 лет, а потом еще 20 лет, пока не подвернется удобный момент для признания ПМР.

Нынешние политики в Кишиневе и Тирасполе не заинтересованы в том, чтобы договариваться по основному вопросу о политическом урегулировании, продолжает "Панорама". Второстепенные проблемы экономического и гуманитарного характера решаться будут, и это само по себе очень хорошо, но дискуссии по главному вопросу, о статусе Приднестровья, могут продолжаться бесконечно без какого-либо конкретного результата. Лидерам Приднестровья объединение с Правобережьем не нужно, потому что им и так хорошо. Альянсу за европейскую интеграцию объединение с Левобережьем тоже не нужно, потому что такое объединение поставит крест на политической карьере лидеров этого Альянса.

В Молдавии зарегистрировано 2,6 млн. избирателей, из которых на выборы ходит 1,6-1,7 млн. человек, пишет "Панорама". В Приднестровье 400 тыс. избирателей, из которых к урнам для голосования приходит около 300 тыс. Если эти цифры сложить, то получится 3 млн. зарегистрированных избирателей при явке на выборы около 2 млн. человек. При новом раскладе Партия коммунистов и та приднестровская партия, которая вступит в общемолдавскую политику, всегда будут иметь вместе больше половины голосов, и нынешние партии Альянса никогда не смогут получить более 40 процентов голосов. Это означает, что в объединенной Молдавии будет сформирована совершенно новая власть, которая изменит и внешнеполитический вектор страны. Вместо разговоров об европейской интеграции будет постепенно проводиться политика на интеграцию в структуры типа Таможенного союза, Единого экономического пространства и ЕврАзЭс. Партии бывшего Альянса будут протестовать, но если новая власть улучшит жизнь людей, они ее поддержат.

Если политическое решение приднестровской проблемы будет найдено, то это случится не через год, и не через два, продолжает "Панорама". Об этом Рогозин тоже заявил открыто, высказавшись за то, чтобы в ближайшие годы укрепить экономику и социальную сферу Приднестровья, сделав его конкурентоспособным по отношению к Молдавии. Сами лидеры Приднестровья заинтересованы в том, чтобы выталкивать Правобережье в Румынию, обосновывая тем самым собственную самостийность. У России есть все рычаги политического и экономического влияния на Приднестровье и экономические рычаги влияния на Правобережье. Возможно, что после очередных выборов в Молдавии в 2015 году к власти в Кишиневе придут силы, больше ориентированные на Россию и на интеграцию на Востоке.

Разговоры о том, как бы сделать Правобережье привлекательным для Левобережья, так и будут оставаться благими пожеланиями, пишет "Панорама". Лидеры Альянса даже друг другу непривлекательны, не говоря уже о всем населении Молдавии, а тем более Приднестровья. Учитывая полную неадекватность нынешней молдавской власти, которая не видит ничего за пределами своей песочницы, время до выборов будет потерянным для развития периодом стагнации и депрессии, подводит итог издание.

В последние дни мы стали свидетелями открытых нападок на суверенитет Республики Молдова, жесткого вмешательства во внутренние дела государства, пишет Timpul. Однако, наши власти как будто загипнотизированы. Они не реагируют, - имеется в виду их подозрительное молчание по поводу дерзких заявлений клоуна Путина - Дмитрия Рогозина.

Очевидно, что Рогозин - клоун, но клоун-шовинист, циничный политический шарлатан, который умеет вести себя по-свински когда это необходимо (для того, чтобы запугать и смутить партнеров), продолжает Timpul. Можно согласиться с экспертом Нику Попеску, который уверен, что Республика Молдова "не должна и не может играть на той же шахматной доске с Рогозиным. К нему нужно относиться спокойно, с уважением, без истерии, и с изрядной дозой терпения. А иногда его даже надо игнорировать. Лучшая стратегия для Молдавии - это следить за своим политическим компасом - интеграцией в ЕС, и строго ему следовать". С небольшой ремаркой, настаиваем мы: Рогозина необходимо не только игнорировать, но и закрыть ему рот, а не то он вырвет "европейский компас" из рук Республики Молдова. Если мы намерены следовать курсом европейской интеграции, то необходимо пресечь попытки пятой колонны Москвы в Республике Молдова продвигать (включая и прессу) национальные интересы России. Настоящую опасность для независимости и суверенитета Республики Молдова представляют не предполагаемые "унионисты", а... "государственники", которые защищают интересы русских.

В нашей стране являются традиционными искажение и фальсификация не только исторических данных, но и сегодняшних политических событий, пишет Timpul. И все это происходит из-за того, что, фигурально выражаясь, все корабли, ловящие рыбу в мутных водах Кишинева под флагами "антиунионизма", на самом деле, являются кораблями России, потакающими имперским интересам русских. Это правда, которую необходимо признать со всей твердостью. Сознательно или нет, но нынешний официальный Кишинев, кажется, уже не контролирует ситуацию. Как-то писалось, что, не дай Бог, дойдет до того, что мы начнем сожалеть об уходе Воронина... Так вот, это время настало. Воронин, исконный антирумын, по крайней мере, в конкретной ситуации оказался достаточно смелым для того, чтобы сказать Путину "НЕТ!" (в 2003 году лидер ПКРМ и тогдашний президент Владимир Воронин по указанию Запада в ночь перед подписанием отказался ставить свою подпись под уже парафированным сторонами Меморандумом Козака по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта, из-за чего за несколько часов до вылета был отменен визит тогдашнего президента РФ Владимира Путина в Кишинев, - ИА REGNUM). Нынешние же лидеры такой смелостью не обладают, даже перед лицом такого клоуна и политического шарлатана как Рогозин. Более того, создается впечатление, что достоинство и суверенитет этого государства приносят в жертву на алтарь гордыни и сведения счетов между лидерами Альянса. Ведь борьба между ними не закончена, это лишь затишье перед бурей.

Спросим себя - почему президент страны Николай Тимофти должен был оказать столько почестей этому шовинисту, даже если есть подозрения, что это "человек царя Владимира"? Кто и с какой целью организовал встречу Тимофти и Рогозина? Что получила Молдавия от этой встречи? Получила дерзкие замечания русского об "унионизме" руководителей Республики Молдова. Почему его не проигнорировали? Зачем столько внимания? Почему лидеры Республики Молдова терпят этого шовиниста, продолжает Timpul. Официальный Кишинев, проще говоря, либо глуп, либо притворяется. Действительно непонятно, почему они молчат, когда Рогозин обвиняет их в унионизме и позволяет себе открытые нападки на Румынию. (Владимир Филат и Мариан Лупу - унионисты! И это при том, что даже Гимпу унионист только в свободное от работы время!). Рогозин не говорит этого прямо, но суть следующая: Румыния обвиняется в подпитке кишиневского "унионизма" и в "присоединении" Молдавии к Румынии. Этот тезис настолько же максимально примитивен, насколько несправедлив и провокационен. Ясно, что Россия использует эту ложь для того, чтобы иметь возможность "корректировать" политический курс Республики Молдова в том направлении, в котором ей это удобно. Российские спецслужбы и аналитики из различных "аналитических центров" прекрасно знают, как обстоят дела с унионизмом у наших властей - он возвышенный, но его не существует... Почему же они не разоблачат ложные и провокационные заявления? Может они думают, что нападки Рогозина на Румынию, сделанные "у нас дома", могут бросить тень и на них? Как иначе можно расценить молчание политических лидеров Республики Молдова, если не как враждебный жест в адрес Румынии и молчаливую солидарность с Рогозиным?

Понятно, что наши политические лидеры не могут вмешиваться в редакторскую политику телеканалов и не могут влиять на мнения политических аналитиков (хотя, иногда, они это делают), но почему мы не видим их личной реакции? - пишет Timpul. Почему они не спрашивают, какое дело Рогозину до того как мы обращаемся с собственной историей? Когда Рогозин говорит, что "призывы Кишинева к объединению с Румынией лишены логики и свидетельствуют об искаженном видении истории", мы понимаем, что он намекает на решение министерства просвещения изменить название школьного курса истории "История румын и всемирная история"... Был задет министр от ЛДПМ, так почему же Филат молчит? Когда Рогозин заявляет, что в Республике Молдова "двести лет российско-молдавского сотрудничества расценивают как период оккупации"... Является ли это вмешательством в наши внутренние дела? Когда Рогозин говорит, что в Молдавии "отмечены случаи давления на русский язык" и что "в случае появления идей объединения Молдавии и Румынии, тогда, хочешь-не хочешь, Молдавия будет вынуждена принять желание Приднестровья отделиться", мы задаемся вопросом - почему официальный Кишинев допускает подобное грубое вмешательство в дела государства, которым он управляет? Куда подевался их патриотизм, о котором они так трезвонили? Почему "политические аналитики", так озабоченные "унионистской угрозой" кишиневских румын, не реагируют на шовинистские заявления русского Рогозина? И потом... с каких пор наш унионизм (конечно же, если исходить из нашей истории) опаснее имперских претензий России Путина?

Рогозин открыто нам посоветовал закатать губу по поводу Приднестровья, продолжает Timpul. Вот что он заявил в Тирасполе: "За 20 лет молдавская приднестровская республика показала себя в качестве самостоятельной экономической и духовной единицы. Вы защищали свою свободу, безопасность, а значит независимость. Теперь у вас есть молодой, энергичный президент. Мы приветствуем эти перемены, и готовы вам помочь. Мы ознакомимся со всеми вашими проблемами, так, чтобы вернувшись в Москву, мы начали их решать. Мы хотим, чтобы Приднестровье было самостоятельным, не только политически, но и экономически". И, учитывая то, что Рогозин понимает, что "экономическая стабильность может быть обеспечена только в случае поддержания мира в регионе, российские миротворцы будут находиться тут столько, сколько это необходимо для укрепления республики". Пытаясь выразится яснее, Рогозин добавил: "И мы не намерены уходить отсюда из-за чьего-то давления".

Вот теперь хорошо, пишет Timpul. Яснее еще никто не выражался. Как отреагировали молдавские власти на эту... российскую попытку объясниться? А никак. Промолчали. Растеряв последние остатки достоинства, они спрятали голову в песок, как страусы. Получается весьма примечательный парадокс: настоящими государственниками, пекущимися о достоинстве этого государства и народа, давшего ему имя, являются... унионисты. А те, кто называет себя государственниками и патриотами Молдавии, на самом деле являются самыми опасными врагами независимости и суверенитета Молдавии.

Из многочисленных сообщений, посланных Дмитрием Рогозиным в Кишинев, наиболее важным кажется именно то, которое касается истории румын, пишет Timpul. Посланник Москвы заявил, что открыл учебник румынской истории и пришел к выводу, что всё сказанное в этом учебнике является унижением и оскорблением Республики Молдова. Очень бы хотелось Рогозину вернуться в те времена, когда всё было ясно и просто: румыны отличаются от молдаван, румынский язык отличается от молдавского, румыны это фашистские головорезы. Только вот невозможно всё это, свобода мысли и свобода слова представляют собой ценности, которые Дмитрию Рогозину еще нужно будет понять.

За последний период участились случаи обвинения Румынии за происходившее во время Второй мировой войны, продолжает Timpul. (B 1941-1944 гг. румынская армия принимала участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии и представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 вызвало в Румынии переворот - король Михай I сверг фашистского диктатора Иона Антонеску - и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года, - ИА REGNUM). Преступления, совершенные в приднестровском регионе румынской администрацией, в наши дни используются в качестве политического оружия. Однако румынское государство признало свою вину за произошедшее в Приднестровье, ответственные за преступления были осуждены и наказаны. А вот Дмитрий Рогозин и его прихлебатели-молдовенисты получат право говорить о преступлениях, свершённых в Приднестровье во времена Второй мировой войны только после того, как Россия признает преступления, совершенные в Республике Молдова в советский период. Были опубликованы документы, свидетельствующие о беззакониях и депортациях. Виновные уже не могут быть наказаны, они отправились в мир иной, но коммунистическая идеология ещё должна быть осуждена как преступная, а коммунистическая партия должна быть запрещена так же, как были запрещены нацистские и фашистские партии. Россия должна признать свершённые ею преступления и выплатить компенсации всем пострадавшим и их потомкам. Ни один посол Москвы не может приезжать в Кишинев в лице освободителя и аргументировать историей в свою пользу.

Когда Россия нападает на другие страны, это называется активный нейтралитет, когда нападают на Россию, это уже война, пишет Timpul. Когда Россия убивает тысячи людей и депортирует сотни тысяч во имя классовой борьбы, это называется освобождением. Это история, которой нам не понять и не принять. Скорее, та история, какой бы её хотел видеть Дмитрий Рогозин, унизительна и оскорбительна для Республики Молдова. Потому что потомки убитых и депортированных должны были бы благодарить тех, кто убил и депортировал их предков, подводит итог издание.

Итак, Дмитрий Рогозин посетил курятник, пишет Jurnal de Chisinau. Именно так, метафорично, называет Республику Молдова российский вице-премьер, возможно, представляя себя котом из сказки Андерсена, который считал себя половиной всего света, притом лучшей его половиной. "Я ещё и рта не открыл, а в курятнике уже переполох", - написал Рогозин в своем блоге на "Твиттере" после того, как его назначение в должность специального представителя в приднестровском регионе вызвало много споров. По случаю его приезда в Кишинев и Тирасполь весь птичий двор начистил свои клювы и выстроился в рядочек. А на левом берегу Днестра все наклонили головы и не переставали крякать.

Кот Рогозин оказался раздосадованным только гадким утенком, на правом берегу, продолжает Jurnal de Chisinau. Обвинил его в унионизме. Что не высаживает яйца, как другие уважаемые утки. Что имеет искаженное представление о собственной истории. Что мнит себя румынского рода. Что по нраву ему заморские птицы, даже если он не знает, как они называются.

По результатам вояжа Дмитрия Рогозина, аналитик Владимир Сокор отметил, что Россия движется в направлении официального признания Приднестровья в качестве отдельной от Республики Молдова единицы, пишет Jurnal de Chisinau. По его словам, разрешение "конфликта между Россией и Республикой Молдова сегодня более отдаленно, чем когда-либо". Можно подписаться под этим выводом. Вопрос об унионизме, о котором заявлял Рогозин в Тирасполе, говорит далее Владимир Сокор, это чистой воды диверсия. И добавляет: "Москва пытается найти оправдание, чтобы способствовать отделению Приднестровья от Республики Молдова, изобретя так называемую угрозу унионизма. Власти Кишинева далеко не унионистские, и это очень хорошо известно. В Молдавии нет никакого реального народного течения за объединение Республики Молдова с Румынией".

Конечно, сегодня на верхушке пирамиды в Кишиневе не ставится вопрос немедленного объединения с Румынией, продолжает Jurnal de Chisinau. И Москва это понимает. Тем не менее, Россия боится. Однако, вовсе не унионизма политического класса в Кишиневе, как думает Владимир Сокор, но этнической и культурной субстанции национального большинства Республики Молдова. Другими словами, Рогозин, Путин и Шевчук прекрасно знают, что гадкий утенок, хоть он и вылупился в чужом гнезде и жил вместе с утками, на самом деле иной. И пусть сейчас его клюют и толкают все куры и гусаки, завтра он перепрыгнет забор. И пусть индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надувается и сердито лопочет, обязательно придет день, когда гадкий утенок сможет широко расправить крылья, чтобы взлететь вместе со стаей прекрасных птиц над своей Страной и её голубыми озерами. Даже если сегодня он бежит от себя, потому что чувствует себя уродливым, но в скором времени в чистой, как зеркало, воде он увидит свое собственное отражение. Он будет уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем.

Москва не боится унионизма, это точно, пишет Jurnal de Chisinau. Унионизм это течение мысли, которое может быть подавлено или скомпрометировано. Кремль напуган культурной реальностью и этнической объективностью. Рогозин, Путин и Шевчук боятся Молдавии, являющейся абсолютным синонимом Румынии. Молдаване это румыны, и российским властям этого не изменить. Они читали Ганса Христиана Андерсена. Не страшно родиться среди уток, только если ты вылупился из лебединого яйца! - подводит итог издание.

Румынские унионисты в Кишиневе и Бухаресте зря ополчились на вице-премьер-министра России Дмитрия Рогозина, пишет "Панорама". Если вдуматься, он им не противник, а скорее союзник. Он дает им шанс на присоединение Бессарабии к Румынии. Сумеет ли она воспользоваться этим шансом, зависит от самой Румынии.

Унионисты выступают за присоединение, или, как они говорят, за воссоединение Бессарабии с Родиной-мамой Румынией, продолжает "Панорама". Рогозин сказал, что он против этого не возражает. Раньше такие вещи в Москве говорил лишь политолог Станислав Белковский, автор плана своего имени по разделу Республики Молдова между Румынией и Россией. В отличие от Белковского, который может говорить, что хочет, и за свои слова никакой ответственности не нести, Рогозин - лицо официальное, в том, что касается отношений России с Молдавией и Приднестровьем - официальней некуда.

Рогозин заявил молдавским коллегам: хотите идти в Румынию - идите, пишет "Панорама". Определитесь, кто вы есть, молдаване или румыны, и делайте, что хотите. Решите идти в Румынию - скатертью дорога. Хотите строить общее государство с Приднестровьем - договаривайтесь с Тирасполем на равных. Рогозин назвал и условия, при которых Россия согласится с присоединением Молдавии к Румынии. Во-первых, в Румынию ни при каких обстоятельствах не уйдет Приднестровье. В случае унии Рогозин поддерживает признание независимости ПМР с его возможным дальнейшим вхождением в состав России. Во-вторых, не факт, что в Румынию захотят пойти и другие регионы Республики Молдова. Гагаузия точно не захочет. Бельцы не захотят. Украинский север не захочет. Тараклия не захочет. И даже не весь Кишинев захочет. Колоница с Дурлештами (пригороды Кишинева - прим. ИА REGNUM) пойдут, а вот Ботаника с Рышкановкой (районы Кишинева - прим. ИА REGNUM) могут не пойти. В-третьих, если Молдавия не признает самостоятельность Приднестровья, она сама должна будет оплатить долг за газ в размере свыше 3 млрд. долларов, который числится за компанией "Молдова-газ". Эту сумму Бухаресту также следует предусмотреть в бюджетных расходах по статье на объединение. В-четвертых, союзники Румынии по НАТО должны понимать, что Россия не выведет свои войска из Приднестровья и, в случае необходимости, может усилить там свое военное присутствие.

Нравятся эти условия кому-то или нет, но Рогозин честно заявил позицию России, продолжает "Панорама". Теперь Румыния должна решить, согласна ли она чем-то пожертвовать ради "возвращения" Бессарабии. Подарков ни от кого не будет. За такие вещи надо платить. Они того стоят. Если какой-нибудь Бэсеску думает, что Республика Молдова вместе с Приднестровьем достанется Румынии нахаляву, он заблуждается. Если Румыния не готова идти на жертвы ради Бессарабии - как она не была готова идти на такие жертвы и в июне 1940 года (28 июня 1940 года Румыния после ультиматума со стороны СССР без единого выстрела освободила территорию оккупированной ею в 1918 году Бессарабии, - ИА REGNUM) - ей лучше не баламутить население на левом берегу Прута. И профессиональным румынам в Кишиневе тоже надо честно сказать: "Мы просто разводим румынское правительство на бабки. Они выделяют какие-то фонды на "румын отовсюду", так почему бы эти бюджеты не распилить?"

Бухарест тоже должен определиться, чего он хочет в отношении Бессарабии, пишет "Панорама". На план ползучей аннексии под видом европейской интеграции на европейские деньги при молчаливом согласии ЕС и НАТО Приднестровье не купишь. Все равно придется "интегрировать" Молдавию без Приднестровья. А значит - см. условия Рогозина, перечисленные выше. В плане присоединения Бессарабии к Румынии Рогозин Бухаресту не враг. Он унионист в отношении Приднестровья. А значит, он унионист и в понимании Румынии, подводит итог издание.

Молдавия - Россия: "Любая форма приднестровского урегулирования, которая не предусматривает безоговорочного вывода российских войск, является завоеванием"

Правительство Молдавии 25 апреля приняло решение о начале процедуры отзыва с должности молдавского посла в России Андрея Негуцы, занимавшего этот пост с 2008 года, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Кабмин одобрил соответствующий проект президентского указа. И хотя последнее слово и право подписи остается за президентом Николаем Тимофти, премьер-министр Владимир Филат уже дал поручение министру иностранных дел Юрию Лянкэ в срочном порядке подобрать на этот пост "достойную и компетентную кандидатуру". "Это должен быть человек, который будет служить интересам своей страны и граждан", - подчеркнул глава кабмина.

Глава МИД Юрий Лянкэ сообщил, что поводом для недовольства дипломатом послужило одно из последних заявлений посла, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Речь об одном интервью, в котором господин Негуца неудачно расставил акценты и которое в итоге вступило в противоречие с интересами Республики Молдова. К сожалению, это было очень неудачное интервью, не входящее ни в какие логические рамки", - отметил министр. В начале апреля, напомним, Андрей Негуца в интервью ИТАР-ТАСС выразил мнение, что в случае вывода из Приднестровья российских военнослужащих, охраняющих склады возле селения Кобасна, "угроза для Молдавии и региона в целом несомненно повысится". После публикации данных высказываний ряд депутатов парламента потребовали отзыва молдавского посла в России. И если либеральная партия давно добивалась отставки "последнего коммунистического посла, то на это раз с данными требованиями согласились и другие партии правящего альянса.

С этого момента отзыв господина Негуцы с должности, по мнению экспертов, стал лишь делом времени, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По мнению политического аналитика Игоря Боцана, отставка Андрея Негуцы произошла "под давлением общественного мнения определенной политической ориентации" и может быть связана с недавним визитом в республику спецпредставителя президента РФ Дмитрия Рогозина. Эксперт предположил, что отставка господина Негуцы и официально названная причина - попытка властей сделать свою позицию более внятной. В то же время, отметил политолог, недавние некорректные заявления молдавского посла в Бухаресте, вызвавшие негодование другой части молдавского общества, никаких кадровых последствий не имели. Посол РМ в Румынии Юрий Реницэ, напомним, заявил, что является сторонником "германской модели" объединения Молдавии и Румынии.

Премьер-министр не скрывает "показательного" характера меры, примененной в отношении Андрея Негуцы, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". За последние полгода кабмину действительно приходилось трижды обсуждать политические заявления тех или иных молдавских дипломатов. В двух других случаях речь шла о послах Молдавии в Румынии и США. Однако в тех случаях МИДЕИ ограничился предупреждениями. "Передайте всем послам, - обратился Владимир Филат к министру иностранных дел. - Они находятся в миссиях, чтобы служить Молдавии, чтобы представлять наше государство. Без каких-либо обид, но в следующий раз реакция будет такая же".

Сам Андрей Негуца отказался комментировать свою отставку, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В свою очередь, эксперты считают решение кабмина политическим и противоречащим профессиональному подходу к работе с дипломатическими кадрами. Информированный источник отметил, что, несмотря на свою принадлежность к партии коммунистов (ПКРМ), Андрей Негуца успешно контактировал с нынешней молдавской властью. "Благодаря его обширным связям в Москве, неоднократно удавалось организовывать и проводить встречи молдавского руководства с представителями российской власти самого высокого уровня. На многих из этих встреч Андрей Негуца присутствовал лично и давал профессиональные советы", - отметил собеседник.

Политические аналитики также объясняют "дипломатическую выживаемость" Андрея Негуцы его качествами профессионального дипломата, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Он был опытным дипломатом, - заявил политолог Богдан Цырдя. - И несмотря на все проблемные и порой недружественные заявления и акты представителей нынешней молдавской власти, он находил эффективные механизмы, чтобы уладить все противоречия". По мнению эксперта, молдавскому руководству будет непросто найти кандидатуру "равного калибра и с таким же багажом связей в Москве".

В том, что правящему альянсу непросто будет найти замену Андрею Негуце на посту посла в РФ, уверен и Игорь Боцан, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Однако, отметил аналитик, нынешним правителям не привыкать к расставанию с людьми, которые имеют не просто хорошую, но безупречную репутацию во всех отношениях - человеческом, политическом, дипломатическом. "Я не вижу сегодня другой фигуры, которая могла бы быстро и эффективно заменить господина Негуцу. Человеческий фактор очень важен. Личные связи и отношения нарабатываются годами", - уточнил эксперт. Вместе с тем он уверен, что на отношения с Россией кадровые перестановки в молдавском дипкорпусе никак не повлияют. "Москве, думаю, ни тепло, ни холодно от подобных решений молдавских властей. Молдавия и Россия слишком в разных весовых категориях", - подытожил эксперт.

В министерстве иностранных дел и европейской интеграции пока затрудняются назвать даже потенциальных кандидатов на освобождающийся дипломатический пост, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Пока не могу сказать, кто будет назначен на эту должность", - заявил министр Юрий Лянкэ, добавив, что решение будет приниматься после того, как указ об отзыве Андрея Негуцы будет подписан президентом. Между тем в политических кулуарах уже на протяжении месяца циркулирует информация о том, что на данный пост может быть назначена депутат парламента из группы социалистов Зинаида Гречаная. Эксперты, однако, к такому варианту развития событий относятся скептически. По словам Богдана Цырди, в таком сценарии не заинтересованы ни в правящем альянсе, ни в партии социалистов. "Лидеру социалистов Игорю Додону не выгодно терять депутата. Кроме того, возникли бы подозрения, что он отдал голоса социалистов за президента в обмен на должности. Социалистам выгодно оставаться в оппозиции, а не делить посты с правящим альянсом. Да и сам альянс вряд ли горит желанием отдать такое стратегическое направление социалистам", - полагает господин Цырдя.

Другой темой обсуждения в экспертном сообществе стало политическое будущее Андрея Негуцы, возможность его возвращения к партийной работе в партии коммунистов и даже возможные лидерские амбиции, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Господин Негуца является одним из основателей партии коммунистов, в течение нескольких созывов был депутатом парламента от ПКРМ и даже выдвигался компартией "дублирующим" (основным кандидатом от ПКРМ тогда была Зинаида Гречаная) кандидатом в президенты в ходе выборов 2009 года. В пресс-службе партии коммунистов сообщили, что господин Негуца приостановил членство в ПКРМ еще при своем первом назначении на дипломатическую должность (в ноябре 2003 года Андрей Негуца был назначен чрезвычайным и полномочным послом РМ во Франции). "Тогда, в соответствии с Законом о дипломатической службе, он и приостановил свое членство в партии", - уточнила пресс-секретарь партии коммунистов Светлана Иванова.

Между тем источник в ПКРМ сообщил, что и в последние годы в должности посла в Москве господин Негуца неоднократно помогал в организации встреч руководства ПКРМ с высокопоставленными представителями России, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Его связи в Москве и в дальнейшем пригодились бы партии коммунистов. Можно было бы сказать, что правящий альянс поступил опрометчиво, выводя его из игры. Но проблема в том, что и партийное руководство (партии коммунистов) смотрит на "политически всеядного" Негуцу с подозрением. И едва ли доверит ему первые партийные роли", - отметил собеседник.

О том, что дипломатическая способность находить общий язык с различными политическими силами может сыграть "злую шутку" с потенциальным политиком Негуцей, говорят и эксперты, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Да, когда-то он обладал в партии коммунистов огромным авторитетом. Но затем потерял связь с партией, где его подозревают в связях с Филатом", - заявил Богдан Цырдя. Кроме того, по словам эксперта, в ПКРМ уже выстроена иерархия, в которую никто не хочет пускать "новичков". "Трудно предположить, что Негуцу так просто впустят в высшие эшелоны партии", - отметил господин Цырдя.

В свою очередь, политический аналитик Игорь Боцан не исключает, что по возвращении в Кишинев Андрей Негуца может восстановить свои отношения с партией коммунистов, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Хотя, напомнил эксперт, ходили слухи, что глава ПКРМ и на тот момент президент Владимир Воронин отправил господина Негуцу на дипломатическую работу именно из-за его большого авторитета и в партии, и в стране. "Но сегодня для ПКРМ, которой удалось в свое время изрядно испортить отношения с Россией, человек с такими связями в РФ представляет несомненную ценность", - подвел итог Игорь Боцан.

Цель Москвы в Приднестровье известна: база для действий по контролю территории между Прутом и Днестром, а со временем - распространение своего контроля к Дунаю и к сердцу Балкан, пишет Timpul. Любая форма приднестровского урегулирования, которая не предусматривает безоговорочного вывода российских войск и восстановление юрисдикции Кишинева над Тирасполем является завоеванием территории между Прутом и Днестром.

До сих пор, Кишинев был в состоянии устоять и спастись от завоевания, независимо от цвета нашего правительства, продолжает Timpul. Воронин отказал Путину. АЕИ удалось избежать предложения Германии о федерализации. Более того, АЕИ смог выбрать президента с полным мандатом. Только вот это избрание свершилось при помощи Игоря Додона. А Игорь Додон поддерживает идею федерализации Республики Молдова, как единственный путь решения приднестровского конфликта. Станет ли это ценой избрания Николая Тимофти? Неизвестно, чего Додон попросил в обмен на свой голос, и был ли платеж осуществлён или еще предстоит.

Федерализация Республики Молдова является худшим решением, от которого Кишинев окажется в проигрыше, пишет Timpul. Какие бы условия ни были бы сформулированы в пользу федерации, их суть остаётся прежней: сохранение российских войск и право вето посланников Тирасполя в Кишиневе. Вернее, право вето в правительстве Кишинева будет принадлежать Москве, потому что в Тирасполе ничего не происходит без позволения Кремля.

Игорь Додон говорит о сотрудничестве с Украиной в урегулировании приднестровского конфликта, продолжает Timpul. Киев пожелал взять на себя роль бывшего Советского Союза на границах Европы, но упустил из виду тот факт, что Москва осталась настоящим хозяином. Украина может двигаться в пределах, очерченных Кремлем, а сотрудничество Киева в том, что касается приднестровского конфликта, является не более чем дополнительным грузом на чаше весов России. Украина все больше зависит от Москвы и не откажет ей в угоде в Приднестровье. Посмотрим, долго ли ещё Кишинев сможет противостоять этим попыткам завоевания, подводит итог издание.

Последовавшие за закрытыми слушаниями в парламенте РМ по приднестровской проблеме заявления депутата парламента, председателя Партии социалистов Додона о федерализации как о единственном способе разрешения конфликта никого особо не напрягли, не заинтересовали, не возмутили, пишет "НИКА-пресс". Сколько за двадцать лет было этих "федералов" и "антифедералов", а также "конфедерастов", как их называли сторонники "молдавской территориальной чистоты", и противников сохранения малейших признаков существования непризнанной республики в реинтегрированной РМ. Планы федерализации Молдавии таких влиятельных геополитических игроков, как ОБСЕ, Вашингтона и Москвы (это короткий период 2002-2003 годов) не выдержали короткого испытания разнопланового и разноментального поведения молдавских партий, и теперь, спустя десять лет, выглядят как непродуманные, нереализуемые на практике и ошибочные.

Сегодня не только молдавские депутаты, никто вообще не знает, как разрешить приднестровскую проблему, продолжает "НИКА-пресс". Вот и приехавший в Кишинев специальный представитель российского президента по Приднестровью Дмитрий Рогозин тоже не знает. Его заявление о том, что следует определить круг проблем, которыми живет сегодня непризнанная республика, носящее гордое и неофициальное звание "Форпост России", говорит лишь об одном: высокопоставленный кремлевский посланец согласен с применением тактики "мелких шагов" и с лозунгами об укреплении мер доверия между Кишиневом и Тирасполем. Только куда эти "мелкие шаги" должны привести продолжающие конфликт стороны, и какими способами потом "укрепленные меры..." перенаправить в мирное русло, когда приднестровские чиновники и политики упорно называют Молдавию соседним государством, Рогозин вряд ли сумеет объяснить.

Справка ИА REGNUM: Как Оперативная группа российских войск (ОГРВ), так и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровской Молдавской Республики. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после приднестровского урегулирования. "Стамбульские обязательства" 1999 года в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в ПМР нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО.

Переход к одномандатным выборам в парламент: "Как быть с Приднестровьем и диаспорой?"

Для того чтобы убедить всех в необходимости "продвинуть систему, которая позволит избирать депутатов, несущих персональную ответственность", первый вице-спикер парламента Владимир Плахотнюк организовал публичные дебаты через фонд имени Фридриха Эберта, пишет "Пульс". И сам выступил на них модератором. Но убедить всех в будущем благе не удалось. Его оптимизма не разделили даже союзники по правящему альянсу.

По версии Плахотнюка, страна должна быть разделена на 101 избирательный округ, продолжает "Пульс". От каждого избирается отдельный депутат, который может быть выдвинут какой-либо партией или участвовать в выборах самостоятельно, в качестве независимого кандидата. Это, как считает вице-председатель Демпартии, "обеспечит ответственность" депутата. Перед избирателями, а не перед силами, которые "помогут" ему этих избирателей представить. Аргументам Плахотнюка не поверил никто.

Депутат от оппозиционной Партии коммунистов, бывший министр реинтеграции Василий Шова напомнил, что опыт одномандатных округов у Молдавии уже был и отнюдь не случайно к 1994 году от него отказались в пользу "голосования списками", пишет "Пульс". "В 1990 году я был избран депутатом по одномандатному округу, и у меня есть опыт для того, чтобы сравнить мажоритарную и пропорциональную системы. Сегодня мы можем объективно оценивать ошибки, допущенные тем парламентом и связанные с политической нестабильностью в стране. У нас были и конфликты в связи с отсутствием сильных партий и разбалансированность парламента на мелкие составляющие", - отмечает экс-министр. Кроме того, Шова считает, что одномандатные округа отнюдь не гарантия того, что в парламент не попадут люди, "действующие не в интересах страны, а защищающие свои капиталы". Напротив, уверен депутат, они получат больше возможностей для попадания во власть, используя свои ресурсы на уровне небольших регионов.

"Идея Плахотнюка заключается в том, чтобы в нашем парламенте был не один Влад Плахотнюк, а 101 Влад Плахотнюк", - заявил в этой связи другой парламентарий, председатель комиссии по публичной администрации и развитию регионов Эдуард Мушук, продолжает "Пульс". "Граждане страны голосуют за ту или иную партию, потому что голосуют за ответственность. Один в поле не воин. Можно избрать мэра - и он на уровне села будет многое решать. Но управлять всем государством один человек не может. Управлять может команда, основываясь на программе", - считает он.

Другой вопрос - как быть с Приднестровьем и диаспорой? Либерально-демократическая партия заявила, что "мы ещё не исчерпали возможности нынешней системы", пишет "Пульс". Такое заявление сделал недавно избранный вице-председатель ЛДПМ Вадим Пистринчук. "Для того чтобы обсуждать инициативу Демпартии, мы изначально должны решить проблему финансирования политических партий. Нужно также решить ситуацию граждан Молдавии за рубежом, которые составляют более 30 процентов экономики и представляют свыше миллиона человек. К сожалению, проект собирает всех граждан за рубежом в один избирательный округ, поэтому, думается, диаспора с этим не согласится", - считает партийный заместитель Филата.

Ему вторит другой иерарх ЛДПМ, депутат парламента Тудор Делиу - бывший глава партии "За народ и страну", преподаватель Академии публичного права при президенте, продолжает "Пульс". "Голосование по одномандатным округам, может, и приведёт в политику определённую часть новых людей, но важна и ответственность депутатов перед избирателями, чего куда труднее добиться без партий", - считает он. Кроме этого, член центрального бюро ЛДПМ беспокоится по поводу возможной квоты для Приднестровского региона. "Что мы будем делать, если жители левобережья Днестра не придут голосовать, что произойдет с выделенными для них мандатами?" - интересуется Делиу.

Либеральная партия в свою очередь считает, что если инициатива Плахотнюка и может быть реализована, то никак не раньше чем через два года, пишет "Пульс". "Проект может быть принят лишь при условии, что за это время будет определено, где должны находиться депутаты: у себя в избирательных округах или в Кишиневе, равно как и вопросы о судьбе голосования заочно, а также о финансировании партий", - заявил постоянный представитель ЛП при Центральной избирательной комиссии Роман Андриеш. Кроме того, либералы опасаются за собственную инициативу о "голосовании по почте".

Гражданское общество также опасается, что при одномандатной системе из политики окажутся "выбиты" женщины, продолжает "Пульс". Как заявила директор программ Центра партнёрства за развитие Диана Мокану, "политические партии будут прежде всего выдвигать кандидатов с деньгами и перспективами". "Статистика показывает, что в странах с подобной системой голосования женщины в меньшей степени участвуют в процессе правления", - считает правозащитница. Кроме этого, Мокану считает, что для Молдавии 101 избирательный округ - слишком много. В сравнимой по размерам Латвии он всего один, а в Италии - 26, так что Молдавия может "претендовать на европейский рекорд". Её опасения разделяет известный юрист Павел Постикэ из ассоциации Promo-LEX. "Проблемой станет процесс определения округов. Он может привести к определённым общественным противоречиям. Кроме этого, переход к 101 избирательному округу предполагает и значительные затраты", - считает он.

"Сначала эта идея была озвучена "карманной артиллерией АЕИ" - Додоном и Формузалом. Теперь, открывая карты, об одномандатных округах заговорили и Плахотнюк с Дьяковым. Можно сказать: проговорились. И то, какая "теплая компания" ратует за одномандатные округа, надо думать, откроет глаза многим из тех, кто до этого не чуял здесь подвоха", - пишет доктор исторических наук, преподаватель Алексей Романчук, пишет "Пульс". "Такая модель приведет к массовому распространению временщичества. То есть будут использоваться временные, подставные фигуры, которые наобещают золотые горы, чтобы прийти в парламент. А потом, добившись реализации своих частных интересов и интересов своих истинных хозяев, легко и просто уйдут в политическое небытие, уступив место новой марионетке. И разочарованным избирателям спросить будет просто не с кого", - считает Романчук.

"Внедрение одномандатной избирательной системы приведет к олигархизации парламента и блокированию вопросов государственного значения", - отмечает в свою очередь доктор политологии, старший научный сотрудник Академии наук Николай Цвятков, продолжает "Пульс". "Первый молдавский парламент был избран альтернативным голосованием по мажоритарной системе (одномандатным округам) в 1990 году. Этот вид избрания депутатов был признан несовершенным. Республиканские партии, которые хотят пройти в парламент и/или усилить свои позиции в нём, стремятся привлечь в свои ряды как можно больше региональных лидеров. Таким простым способом решается проблема представительности партии в республиканском масштабе", - напоминает политолог. "Более того, партийные списки зачастую отражают демографическую, возрастную, профессиональную структуру всего общества и наделены командным духом совместной борьбы за депутатские мандаты. Выгоды же от мажоритарной системы сомнительны, сильно разобщенные молдавские районы и регионы вновь, как и в 1990 году, получат представителей в парламенте, где каждый будет озабочен скорее местечковыми проблемами, нежели общегосударственными. Кто будет иметь наибольшие шансы попасть в парламент? Местные предприниматели, бизнесмены или напрямую зависящие от них люди. Не так ли? Что именно будет их заботить в первую очередь? По какому принципу 101 народный избранник будет находить общий язык и принимать законы? Этот "процесс реформирования" станет скрытой олигархизацией, не имеющей ничего общего с демократическими ценностями и стандартами", - заключает Цвятков.

Евроинтеграция: "В обозримом будущем Молдавия продолжит сталкиваться с недоверием Европы"

Молдавские власти по-прежнему называют европейскую интеграцию в числе своих главных приоритетов, хотя социологические опросы говорят о заметном снижении интереса населения к этому вектору внешней политики, пишет "Кишиневский обозреватель". Большинство европейского политического истеблишмента приветствует эти устремления, правда, не давая конкретных обещаний и делая упор на прагматическое сотрудничество. Вместе с тем, аналитики констатируют, что в ЕС тоже наблюдается рост пессимистических настроений относительно либерализации визового режима и, в целом, дальнейшего сближения с Молдавией. Немалая заслуга в этом принадлежит европейской полиции, которая усматривает угрозу безопасности ЕС со стороны нашей республики. По мнению экспертов и политологов, в обозримом будущем Молдавия продолжит сталкиваться с недоверием Европы.

Сегодня Молдавия сильна разве что своим особенным, стратегически выгодным расположением с геополитической точки зрения, продолжает "Кишиневский обозреватель". Однако стране не удалось даже приблизиться к тому, чтобы играть роль связующего звена и стать мостиком между Западом и Востоком. На протяжении многих лет власти без особого успеха пытались сделать позиционирование страны между западными и восточными интересами главным рычагом влияния во взаимоотношениях с зарубежными партнерами. Но европейцы, судя по их последним действиям и высказываниям, уже хорошо осознали цену обещаниям молдавских политиков и стараются максимально себя обезопасить. В особенности, после проблем, с которыми они столкнулись после расширения ЕС и введения визовых послаблений для ряда стран. Тем более что последние доклады европейских институтов говорят о сохранении угроз безопасности, исходящих от границы Молдавии и Евросоюза.

В силу этих опасений в плане по либерализации визового режима с нашей страной особое внимание ЕС уделил обеспечению безопасности документов, повышению эффективности управления границами, борьбе с организованной преступностью и наркотрафиком, пишет "Кишиневский обозреватель". Пока эти требования не будут выполнены, вопрос о безвизовых поездках может обсуждаться лишь на теоретическом уровне. Одну из ведущих ролей в оценке усилий, предпринятых молдавскими властями, должно сыграть Европейское полицейское ведомство (Европол) - континентальная правоохранительная организация, представляющая собой региональный аналог Интерпола. Ее деятельность направлена на улучшение сотрудничества европейских правоохранителей по предотвращению и борьбе с терроризмом, незаконной перевозкой наркотиков и другими серьезными формами международной оргпреступности.

Молдавия регулярно попадает в поле зрения этой влиятельной структуры, продолжает "Кишиневский обозреватель". В прошлом году Европол опубликовал доклад, в котором предупредил власти европейских стран об опасности либерализации визового режима с балканскими и постсоветскими странами, в том числе Россией, Украиной, Грузией и Молдавией. По мнению организации, предоставление возможности безвизового перемещения по ЕС гражданам этих стран будет способствовать ощутимому росту оборота наркотиков, оружия, контрабанды и незаконного трафика людей в Европе. В отчете Европола, опубликованном на сайте ведомства, отмечается, что преступные группировки из балканского региона, Турции и стран бывшего СССР могут воспользоваться преимуществами свободного перемещения. Наша республика удостоена отдельного упоминания в связи с тем, что на молдавско-румынской границе существует большой риск незаконного перемещения людей и грузов.

По мнению специалистов Европола, сегодня криминальные группировки из стран бывшего СССР пытаются расширить сферу своих интересов в ЕС, пишет "Кишиневский обозреватель". Европейская полиция опасается, что преступники станут активно использовать возможности, вытекающие из предстоящего присоединения Болгарии и Румынии к Шенгенской зоне. В этом контексте обсуждаемые визовые послабления для Молдавии и некоторых других стран вызывают в ЕС тревогу, которая постоянно подогревается криминальными сводками, в которых фигурирует "молдавский след". В отчетах Европола также выделяется несколько центров организованной преступности, в том числе северо-восточный, северо-западный, юго-западный и юго-восточный. Последний включает регион Черного моря, по которому запрещенные товары попадают в ЕС. При этом полицейская служба Евросоюза размещает Молдавию в числе основных "снабженцев", поставляющих наркотические средства не только через румынскую границу, но и посредством Одесского порта. В списке оптовых поставщиков наркотиков в Одессу ведущее место принадлежит Молдавии и Приднестровью - отсюда проложен самый оживленный наркотрафик. По версии Европола, молдавские наркодилеры снабжают Украину марихуаной, гашишом, амфетаминами, опием-сырцом, героином и таблетками экстази. Наркорынок в Одесской области приносит доходы, составляющие миллионы долларов. В своем докладе Европол указывает на возросшее значение Черного моря для доставки в Европу героина, который через транзитные каналы попадает в Румынию и страны Прибалтики, откуда распределяется по странам ЕС.

Не может не сказываться на настрое европейцев и тот факт, что в различных СМИ упоминается немало случаев, когда наркотики следуют из Одессы в Молдавию, чтобы затем попасть на территорию еврозоны, продолжает "Кишиневский обозреватель". В европейской прессе приводится пример, когда в Одесском порту была обнаружена крупная партия кокаина - 152 килограмма. Наркотик был спрятан в нише в досках, поступивших в адрес украинской фирмы на судне под чилийским флагом из Боливии. Кокаин предназначался для дальнейшей транспортировки в страны Евросоюза через Молдавию и Румынию. В этом контексте СМИ упоминают, что многие жители Молдавии получили румынские паспорта, то есть формально стали гражданами Евросоюза.

Не менее беспокоит европейцев и нелегальное перемещение через границы людского потока, пишет "Кишиневский обозреватель". За последние годы Европол неоднократно ликвидировал преступные группировки, организовавшие незаконную иммиграцию в страны ЕС. Члены одной из таких криминальных сетей обвинялись в организации нелегальной иммиграции в Евросоюз не менее 3500 иммигрантов из Украины и Молдавии. Следствие было инициировано испанской полицией, которая в результате проведенной операции вышла на след организаторов группировки - подданных стран СНГ. Незаконные иммигранты оплачивали по 1900-2300 евро за поездку, в зависимости от страны назначения. Нелегалы скрывались в автомобилях и автобусах, зарегистрированных на Украине или в Молдавии. Странами их конечного назначения были, в основном, Испания, Италия или Португалия.

"Отчеты Европола не содержат точных цифр, поскольку узнать определенное число людей, которые ежегодно становятся жертвами незаконного трафика, практически невозможно, - говорит один из наших экспертов. - Тем не менее, в них отражаются тенденции, характерные для развития преступного мира. Суммарное количество жертв незаконной торговли людьми остается неизвестным, и доступными являются только оценочные показатели со стороны разных организаций. Этот факт еще более настораживает европейцев, поскольку совершенно ясно, что реальное число жертв и нелегальных иммигрантов намного превышает официальную статистику, полученную из исследованных случаев в государствах-членах ЕС. Все чаще выражается беспокойство и в отношении торговли людьми с целью обеспечения сексуальных услуг, которая в Европе заметно расширилась за последние годы. Она претерпела серьезные изменения в отношении стран происхождения жертв торговли. Если ранее это были, главным образом, женщины из Латинской Америки и Азии, то в последние годы все больше развиваются "восточные маршруты". В конечном итоге девушки из стран Центральной и Восточной Европы практически полностью заменили латиноамериканок и азиаток на рынке сексуслуг Западной Европы. По данным Европола, Молдавия, Украина, Болгария, Польша, Румыния, Россия фигурируют в качестве главных поставщиков жертв торговли людьми в государства-члены ЕС".

Есть и другие обстоятельства, которые создают весомые предпосылки для усиления негативного настроя, пишет "Кишиневский обозреватель". Европейская полиция констатирует, что прибыли от контрабанды сигарет настолько велики, что, несмотря на все усилия таможенников, эта нелегальная отрасль бурно развивается. Часть сигарет привозят из-за границы сами курильщики, но основная масса контрафакта - дело рук организованных преступных группировок. Главные страны-поставщики контрабандного табака - Россия, Украина, Молдавия. Зачастую это так называемые "белые" марки, то есть не подделка фирменных сигарет, а сигареты с вымышленными наименованиями, которые вполне легально изготавливаются на табачных фабриках вне зоны ЕС, в том числе и в Кишиневе.

Большую часть информации Европолу предоставляют правоохранительные органы стран ЕС, продолжает "Кишиневский обозреватель". А он только обобщает эти данные и пытается установить степень угрозы. Казалось бы, визовый режим не в состоянии существенно повлиять на деятельность организованных преступных группировок, ведь для многих их членов, еще не оформивших румынский паспорт, получить визу не составляет особого труда. Однако визы для того и нужны, чтобы пограничные и таможенные службы знали, кто въезжает на территорию Евросоюза. Паспортного контроля тут недостаточно, ведь страны ЕС обмениваются информацией о выдаче виз. Европейцам приходится опасаться, что после отмены пограничного контроля резко увеличится поток так называемых "муравьев" - мелких наркокурьеров и контрабандистов. "Понятно, что Европол не вправе принимать решения об отмене или сохранении визового режима с Молдавией либо другими странами, - отмечает наш собеседник. - Эта организация только поставляет информацию для политических органов ЕС - Еврокомиссии, Европарламента и Европейского Совета. Утвердить решение об отмене виз должны и отдельные государства-члены ЕС. С правительствами тех стран, с которыми ведутся переговоры об отмене виз, Еврокомиссия заключила соглашения о создании необходимых предпосылок. В их числе - борьба против организованной преступности и коррупции. От того, насколько эффективно станут искореняться эти явления, и будет зависеть решение об отмене виз. И здесь страны ЕС будут опираться, скорее, на информацию Европола, нежели на слова и обещания национальных властей".