Дискуссия о целесообразности перехода на выборы парламента Республики Молдова по одномандатным округам, развернувшаяся после выдвижения депутатом от Демократической партии Молдовы и её фактическим лидером Владимиром Плахотнюком соответствующей законодательной инициативы, пока протекает хаотично и, в общем-то, бессмысленно.

Её оппоненты своим главным аргументом избрали запугивание общества угрозой захвата "мафией" всего состава законодательного органа, избранного новым способом. Мол, "мафиозные кланы" легко скупят голоса избирателей в каждом одномандатном округе и проведут в парламент 101 своих ставленников. Такая "аргументация" представляется несостоятельной как минимум по двум причинам.

Во-первых, нынешний молдавский политический класс уже существует по клановым законам. Кошмарное будущее, которым нас пугают, наступило еще вчера. Нет ни одной молдавской партии, в которой не процветали бы вождизм, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие реальной внутрипартийной демократии, не говоря уж о такой разновидности партийной жизни, как фракция. Парламент захватили четыре клана, и мы можем воочию наблюдать, как несогласные с политикой партийного лидера, будь он коммунист или либерал-демократ, тем или иным способом, не мытьём так катаньем выдавливаются из клана и лишаются политической перспективы.

Спорить же о степени мафиозности этих политических кланов и вовсе пустое занятие. Если предположить, что в Молдове есть мафия (что на сегодняшний день де-юре не доказано), то существующие кланы, безусловно, мафиозны. Если же мафии нет и ею нас просто пугают, как неким Бабаем, то о чём вообще говорить?

Во-вторых, даже если допустить, что в Молдове могут в одночасье появиться отечественные мафиози, то предположение, что они скупят голоса избирателей на 101 избирательном участке, иначе как бредом назвать трудно. Даже не хочется приводить расчеты, почему это невозможно осуществить на практике. Достаточно сказать, что настоящей мафии это не нужно, она совсем не такая тупая, какой её рисуют в своём воображении молдавские с ней борцы. Для достижения своих целей у мафии в арсенале хватает других инструментов, гораздо более эффективных, чем трата кучи денег на избрание и содержание 101 бездельника-депутата.

Возможный переход к выборам по одномандатным округам (если отвлечься от реальной подоплёки появления такой инициативы именно сейчас, о чём скажу в конце) как раз даст возможность если не покончить с клановостью в молдавской политике, то хотя бы значительно её ослабить. Что лично для меня является одним из мотивов выступать в поддержку изменения системы выборов.

Единственным действительно сдерживающим фактором против такого перехода является неурегулированный приднестровский конфликт. Ибо очевидно, что на левом берегу Днестра выборы в парламент Республики Молдова по одномандатным округам проводиться не будут, как не проводятся они и сейчас, когда формально вся страна считается единым избирательным округом. А это значит, что избранный по новой системе парламент, возможно на протяжении целого ряда созывов, будет недоукомплектован. (Попытки избирать депутатов от Приднестровья как-то иначе, чем всех остальных, следует считать очередной глупостью; не хватает нам еще и такого повода для разговоров о том, что Кишинев изобрёл новый способ дискриминации жителей левобережья).

На мой взгляд, то обстоятельство, что в молдавском парламенте ряд депутатских кресел будет постоянно пустовать, несёт в себе не только возможные минусы (например, нефункциональность законодательного органа), но и один бесспорный плюс. Пусть хотя бы эти пустующие кресла всё время напоминают народным избранникам, что к проблеме Приднестровья пора, наконец, отнестись со всей серьёзностью и ответственностью.

Что пора прекратить тешить себя иллюзиями двадцатилетней давности и начать исходить из сложившихся реалий. И для начала хотя бы отменить дурацкий закон 2005 года об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья) (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению - ИА REGNUM). Что толку от "функционального" парламента, который принимает такие законы?

Относительно же реальной подоплёки появления инициативы Плахотнюка, то о ней совсем нетрудно догадаться. Это страх перед возможным возвращением к власти ПКРМ, что представляется многим вполне вероятным при сохранении нынешней пропорционально-списочной системы. Мол, если начать избирать депутатов по одномандатным округам, то Владимиру Воронину не удастся провести так много своих людей в парламент, как сейчас, ведь для традиционного электората ПКРМ важен "брэнд" - серпасто-молоткастая коммунистическая вывеска.

Так это или нет на самом деле, ослабит ли изменение избирательной системы позиции Воронина либо это окажется еще одной беспочвенной иллюзией антикоммунистической части молдавского политического бомонда, об этом мы пока можем лишь догадываться. Бесспорно другое: при любой системе выборов в выигрыше оказывается та политическая сила, у которой наилучшим образом организованы активисты на местах. А по этой части ПКРМ всегда на голову превосходила всех своих многочисленных оппонентов.

Виктор Жосу - молдавский политолог