Павел Даллакян: Поможет ли Путин Турции установить "ноль проблем с соседями"?
Часть 1.
Принятие
В политическом плане Сирия представляет собой последний осколок биполярного мироустройства в этом районе планеты. Именно по этой причине течение процессов на расходящихся отсюда лучами направлениях зависит от исхода сирийской эпопеи. В комментариях на ИА REGNUM, в частности, отмечалось влияние, которое события вокруг Сирии могут оказать на развития в треугольнике Россия-Турция-Армения, причем практически автономно от ситуации вокруг Ирана. С учетом исторических аспектов, восходящих еще к Первой Мировой войне, можно было предположить ключевое значение сирийской темы в определении траектории турецкой внешней политики в целом.
Сделанное 23 апреля, накануне Дня памяти жертв Геноцида армян, согласно турецкой
В основе стратегии восстановления региональной роли турецкого государства, предложенной в начале 1990-х
На деле, однако, получилось иначе. Будучи выдвинутой еще до первых порывов "арабской весны", стратегия не успела обрести реальных очертаний. Из-за хаотичного перемешивания тактического и стратегического темпов экспансии, была нарушена первоначальная стройность концепции и произошли сбои на всех чувствительных взаимосвязанных направлениях. Хаос оказался хорошим средством только в американских стратегиях, направленных на сравнительно однородные и не взаимодействующие объекты. Система Давудоглу оказалась неустойчивой как к спонтанным явлениям, так и к целенаправленному вмешательству западных держав. Сыграли роль также непреодолимые соблазны обретения турками дармовых бонусов за счет энергии "арабских революций".
Определенное исключение составляла Сирия. Но в 2011 году Стамбул был вынужден забыть о дружбе с
На фоне неудач и конфуза с Ливией и Египтом у Анкары забрезжила было надежда отвоевать у Запада "квоту" на самостоятельное оперирование в отношении Сирии. Падение авторитарного баасистского режима Асада виделось в Анкаре не только при своем участии, но и с собой во главе. При этом наиболее выигрышным был бы вариант без оккупации Турцией части территории арабского государства. Такая оккупация неминуемо вызвала бы у большинства арабов ассоциации с Синаем (до 1979 года), сектором Газа и Западным берегом, что означало бы обрушение внешнеполитической доктрины Ахмеда Давудоглу до основ. Поэтому в Анкаре считали, что вполне достаточно организации лагерей беженцев и интервенции "мягкой силой", состоящей из смеси общедемократической и общеисламской риторики, поставок вооружения и агентурных действий на чужой территории. Переход Сирии под контроль Турции становился вопросом времени. После установления в Дамаске нужного режима, Анкара могла бы обратить взор вновь в сторону Армении, Закавказья в целом и Северного Кавказа, держа в уме "уснувшую" из-за фактического отказа Москвы "Платформу стабильности и сотрудничества" от 2008 года.
Такой план мог бы сработать при одновременном выполнении двух условий: попустительстве и Запада, и России.
Вместо этого российский МИД сменил ливийский подход на нечто, отдаленно напоминающее времена СССР, а разведструктуры стали десятками выявлять турецких агентов на сирийской территории. Турции "организовали" пограничный инцидент, по версии западных СМИ, претендующий на статус чуть ли не посягательства на суверенитет члена
Сохраняется вероятность прямого отображения планов переформатирования Сирии на территорию самой Турции, где конфессиональный и этнический состав, даже в отсутствие так и не родившихся после 1915 года миллионов армян, греков и ассирийцев, не внушает никакой уверенности в стабильном развитии государства в случае ее участия в военных конфликтах с соседями. В этом случае Турции не помогут ни эгида ЛАГ, ни эгида ООН ни, тем более, мандат НАТО. Боевые действия и оккупация земель противоречили бы стремлению Турции представлять страну в качестве безопасного места для инвестиций, в первую очередь российских и китайских. Экономический рост и относительная социальная стабильность остаются единственными гарантами целостности в условиях коренной ломки институциональной структуры государственного управления, предпринятой премьер-министром
Думается, невеселая перспектива быть использованной в качестве банальной дубинки должна была склонить Анкару к углубленному размышлению. Играть в эшелоне, где о равенстве говорить не приходится или перейти в систему новых отношений, где есть место для концептуальной свободы "в духе Давудоглу"? С кем быть, в конце концов, если собственный голос звучит все глуше и глуше. К счастью или несчастью, вопрос для Анкары таким судьбоносным образом не стоит. Скорее всего, Анкаре остается в определенной степени "уравновесить" свое пусть стесненное, но стабильное положение в западных раскладах. Развитие политического диалога и экономического сотрудничества с Россией является наилучшим, если не единственным способом добиться искомого эффекта. К той же теме относится и апрельский визит Эрдогана в Пекин, естественно, с существенной географической оговоркой.
Именно в этом пункте турецких мытарств следует обставленное экспромтом приглашение избранного президента
Павел Даллакян - эксперт (Москва).